1855 годТеатр «Буфф»
Почему театр называется «Буфф»?
Своим необычным названием театр «Буфф» отсылает к истории особого комедийного музыкального жанра.
Подробнее
1990 годПамятный знак Иосифу Бродскому
Почему памятный знак Иосифу Бродскому поставлен именно в этом месте?
Идея его установки возникла в конце 1990-х годов, но только сейчас она была реализована.
Подробнее
2010 годПамятный знак «Регулировщица»
Что за орудие находится рядом с памятным знаком «Регулировщица»?
Это подлинное орудие Великой Отечественной войны – 85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-К).
Подробнее
1912 годОсобняк купца Иванова
Что стало с особняком купца Иванова после его смерти?
Хозяин «Дома с павлином» и построенного рядом доходного дома (его нынешний адрес – Большая Пороховская улица, 16/27) скоропостижно скончался 29 апреля 1912 года.
Подробнее
1730 годИльинская слобода
Как пророк Илия помог спасти деревянный Петербург?
В 1730 году в Петербурге была страшная засуха.
Подробнее
1973 годУсадьба Кушелёва-Безбородко
Сколько львов сторожат усадьбу Кушелёва-Безбородко?
Украшением усадьбы является ограда с 29-ю бронзовыми львами, держащими в зубах цепь.
Подробнее
Интересные факты
1720
1729
1722 год

В 1722 году на Пороховых освящается первая церковь во имя пророка Илии. Выбор святого не был случайным. Илия – огненный пророк, приготовивший жертвенник для схождения небесного огня и в пламени вознесенный на небеса, был, конечно, самым подходящим молитвенником за отчаянных ребят-пороходелов.

Церковь находилась не там, где сейчас, а ближе к Охте, примерно на месте прямоугольной клумбы. Была она, естественно, деревянной и, если верить рисунку в книге Андрея Ивановича Богданова и Василия Григорьевича Рубана о Санкт-Петербурге (1779 год), имела две маковки со шпилями – над основным объемом и в западной части, как, впрочем, и большинство храмов петровской эпохи.

1715 года
1722 год

Мало кто знает, что нынешнее Пороховское кладбище – третье по счету. Первое было открыто в начале 1720-х годов. Оно помещалось в ограде первой (деревянной) церкви Святого Пророка Илии, которую построили по просьбам рабочих Охтинского порохового завода. Впоследствии стало ясно, что этого кладбища недостаточно, и в конце 1770-х недалеко от заводской плотины (близ современной улицы Коммуны) отвели землю для нового. При этом старое кладбище не было ликвидировано. В особых случаях на нем даже хоронили. Любопытно, что его следы сохранялись очень долгое время, вплоть до 1930-х годов. А вот второе Пороховское кладбище было «изглажено» при организации на заводе военного поселения, учрежденного в 1816 году. И только в начале 1820-х Пороховское кладбище заняло свое теперешнее место, переместившись еще дальше на северо-восток, к слиянию Горелого ручья и реки Лубьи (Луппы).

1730
1739
1730 год

В 1730 году в Петербурге была страшная засуха. К Ильину дню дым от непрекращающихся пожаров окрестных лесов застилал солнце. Тогда был совершен крестный ход из Казанского собора на Пороховые с совершением молебна пророку Илие. Начавшиеся после этого дожди спасли деревянный Петербург от полного уничтожения в огне.

На Елизавету Петровну это произвело такое впечатление, что позднее, став императрицей, она установила ежегодное повторение крестного хода.

Традиция держалась лет сорок, пока не была построена известная всем петербуржцам церковь иконы Божией Матери Владимирской, а в ней один из шести приделов (левый нижний) освящен во имя пророка Илии. Тогда же кто-то смекнул, что Илия один и тот же, а с Казанской площади до Владимирской путь гораздо короче, чем на Пороховые, и в наш храм из центра города крестные ходы более не совершались. Хотя, вообще, русских людей расстояния в таких случаях не пугали.

Можно вспомнить традиционный Рождественский крестный ход в Москве вокруг всего Кремля. Это в разгар зимы-то, в рождественские морозы. А во время крестного хода мужчинам положено шапки снимать…

1715 года
1790
1799
1796 год

Как только не именовалась усадьба за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев усадьбы и традицией называть место по имени владельца.

Эти земли между Охтой и впадающей в нее Жерновкой Пётр I отдал своему сподвижнику Ивану Бутурлину (отсюда первое название имения), после нескольких смен владельцев имение приобрел Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором оно стало называться Жерновкой.

Когда имение перешло во владение грузинского рода Донауровых, оно стало называться Гавриловка (по имени фактического владельца Гаврилы Герасимовича Донаурова), при Екатерине Александровне Сухозанет – Екатерининское. Последними владельцами усадьбы была чета Безобразовых, по фамилии которых за ней на долгое время закрепилось название «Дача Безобразовых». Сейчас этот памятник архитектуры последней трети XVIII века чаще всего называют усадьбой Жерновка.

1796 года
1800
1809
1800 год

В пору расцвета усадьбы, которую сегодня мы называем Уткиной дачей, ее хозяйство включало конюшни, сараи, сеновалы, подвалы, ледники. В имении были теплицы, виноградная и цветочная оранжереи, большой сад с яблонями и вишнями, обнесенный каменной оградой, а также пейзажный парк. Цветы и яблоки поступали в продажу.

Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.

Больше о Уткина дача
1790 года
1806 год

Принято считать, что ворота, стоящие на правом берегу Охты, названы Александровскими в честь Александра I. После страшного взрыва, который случился на Охтинском пороховом заводе 15 апреля 1803 года, император лично побывал на месте трагедии. Он повелел выплатить денежные пособия уцелевшим рабочим и назначить пенсии семьям погибших. Должно быть, именно Александр I решил основательно перестроить завод. Столь непростое дело поручили архитектору Фёдору Ивановичу Демерцову. Он блестяще справился с задачей, и уже в 1805 году производство пороха на Охте возобновилось. Тогда же (или годом позже) по проекту Демерцова и были построены эти кирпичные ворота.

По другой, куда менее распространенной, версии, ворота стали именовать Александровскими значительно позднее, после перестройки завода при Александре II.

1806 года
1806 год

Изящные кирпичные ворота, известные как Александровские, по всей вероятности, не являлись проходной на Охтинский пороховой завод. Они имели скорее символическое значение, что роднит их с триумфальными воротами. Есть сведения, что через Александровские ворота могли пройти только самые важные особы, носившие золотые погоны. По этой причине их также называли Золотыми или Золотопогонными. Впрочем, кое-какой функционал был и у Александровских ворот. В их башенке висел колокол, звон которого возвещал о начале и завершении рабочего дня на заводе.

1806 года
1810
1819
1812 год

Вторая каменная церковь на Большеохтинском кладбище была заложена 24 августа 1812 года. Средства на ее строительство выделил петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Согласно его желанию церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». Она соседствовала с семейным захоронением Никоновых. Церковь обошлась Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). Отсюда родилось ее народное название – Никоновская. 27 сентября 1814 года церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков.

1817 год

На карте 1817 года эта усадьба уже обозначена как собственность нарвского купца 1-й гильдии Себ(в)астьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества.

С сыном Крамера был дружен Александр Сергеевич Пушкин. В первый петербургский период (1817–1820) поэт часто бывал в усадьбе Приютино у Олениных, куда вела дорога, проходящая мимо Жерновки. Однако документальных свидетельств о том, что Александр Сергеевич посещал Жерновку, нет.

1796 года
1817 год

Среди судов, родившихся на Охтинской верфи (Охтинском адмиралтействе), немало выдающихся и знаменитых. Например, красавец фрегат «Паллада», построенный в начале 1830-х, через двадцать лет под командованием Ивана Семёновича Унковского посетил с дипломатической миссией Японию. Дипмиссию возглавлял Евфимий Васильевич Путятин, чьим секретарем был Иван Александрович Гончаров, увековечивший это плавание в книге очерков «Фрегат “Паллада”». Фрегат «Архимед», спущенный на воду в 1848 году, стал первым в России винтовым паровым кораблем. Но мировую славу предприятию на Охтинском мысу принесли суда, которые обогнули под российским флагом земной шар. Словно самой судьбе было угодно, чтобы создание кораблей для кругосветных плаваний стало своеобразной специализацией охтян-судостроителей.

Всё началось со шлюпа «Камчатка», который совершил кругосветку под командованием Василия Михайловича Головнина в 1817–1819 годах. Шлюп «Восток» был флагманом первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под руководством Фаддея Фаддеевича Беллин(г)сгаузена и Михаила Петровича Лазарева (последний командовал шлюпом «Мирный»). Есть основания полагать, что именно они открыли шестой континент – Антарктиду. На шлюпе «Сенявин» (компанию ему составил шлюп «Моллер», тоже построенный на Охтинской верфи; им командовал Михаил Николаевич Станюкович) в 1826–1829 годах кругосветный поход совершила экспедиция во главе с Фёдором Петровичем Литке. Считается, что это была одна из самых плодотворных русских кругосветок.

Эти и другие суда-кругосветчики с Охтинского мыса по праву вошли в историю не только отечественного флота, но и всего мирового мореплавания.

1806 года
1850
1859
1850 год

Если в XVIII веке, при первых владельцах, на балах в Полюстрове бывал весь высший свет, включая императрицу Екатерину II, то в XIX столетии, при последующих хозяевах, всё начало меняться.

Литератор Дмитрий Васильевич Григорович, который посещал Кушелеву дачу в 1850-е годы, когда имением владел Григорий Александрович Кушелёв-Безбородко, оставил такие воспоминания о ней: «Странный вид имел в то время этот дом, или, скорее, общество, которое в нем находилось. Оно придавало ему характер караван-сарая, или, скорее, большой гостиницы для приезжающих. Сюда по старой памяти являлись родственники и рядом с ними всякий сброд чужестранных и русских пришлецов, игроков, мелких журналистов, их жен, приятелей и т. д. Всё это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского, дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и отчасти болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому полную свободу делать что угодно».

А затем это место и вовсе стало превращаться в модный курорт, с павильонами с питьевой водой и минеральными ваннами, а также обширной увеселительной программой для поправляющих здоровье и просто отдыхающих.

1855 год

Своим необычным названием театр «Буфф» отсылает к истории особого комедийного музыкального жанра. Само слово «буфф» переводится как озорство, веселье, шутка. Идея этой новой формы сценического действия, сочетающего в себе танец, оперетту и мюзикл с элементами комедийного шоу, пришла композитору Жаку Оффенбаху.

Премьера нового жанра состоялась в Париже в 1855 году, в специально созданном для него театре «Буфф-Паризьен», ставшем чрезвычайно успешным с первого дня своего существования. Популярная парижская новинка вскоре стала известна в Петербурге, и в 1870 году здесь появился свой театр «Буфф».

«У меня часто спрашивают, почему мой театр называется “Буффом”? Чем “Буфф” отличается от других театров? – говорит Исаак Штокбант. – В принципе, ничем, если не считать его исключительной многожанровости. Высокая комедия соседствует здесь с острой сатирой, современный мюзикл – с кабаретным искусством. Мы играем, поем, танцуем и даже показываем фокусы. “Буфф” – авторский театр, у нас есть спектакли по пьесам, которые родились на сцене “Буффа” и которые вы не увидите ни в каком другом театре. Это наша “фишка”».

Больше о Театр «Буфф»
1870 года
1860
1869
1860 год

Хотя судьба усадьбы, находящейся у впадения реки Оккервиль в Охту, долгие годы была связана с семьей Полторацких, в ее названии сохранилась фамилия последних владельцев – Уткиных. (Это тем более странно, что Полторацкие и Уткины внесли разный вклад в развитие усадьбы. Своего расцвета она достигла именно при Полторацких.) Правда, по какой-то причине в народе она стала именоваться не дачей Уткиных, а Уткиной дачей. Это название вызывает в воображении идиллическую картину: заросшие зеленью берега, водная гладь и, разумеется, множество уток. Вероятно, когда-то окрестности Уткиной дачи выглядели именно так, но сегодня, увы, всё иначе.

Больше о Уткина дача
1790 года
1870
1879
1879 год

На огромной территории полигона нет ни одного населенного пункта, туда не может въехать ни одна машина, там регулярно проводятся стрельбы из больших и малых корабельных орудий, убойная длина полета снарядов некоторых из них – около 30 километров. Через полигон проходит всего одна дорога общего пользования, она соединяет поселки Борисова Грива и Матокса.

Длина этого отрезка дороги – 40 километров. Однако преодолевать это расстояние вы будете около полутора часов, если не хотите проститься с колесами: ямы в старой бетонке достигают метра в длину и полуметра в глубину, без преувеличения, и появляются такие ямы через каждые 5–10 метров. Вдоль всей этой дороги, со стороны полигона, находящегося ближе к Питеру, насыпан земляной вал высотой метров 10, чтобы низколетящие снаряды не попали в едущий транспорт.

1880
1889
1887 год

Наличие на карте Санкт-Петербурга Новочеркасского проспекта и станции метро «Новочеркасская» вызывает у непосвященных недоумение. Какая связь у Северной столицы с Новочеркасском, столицей донского казачества? В данном случае – почти никакой. Этими двумя топонимами Петербург обязан Новочеркасскому полку, который в 1877–1918 годах дислоцировался на Малой Охте. В 1887 году улица, на которой стояли (и стоят) казармы этого полка, была названа Новочеркасской. Тогда она была небольшой. В 1903 году улица приросла и стала проспектом. Современные границы Новочеркасский проспект приобрел в 1956-м. В 1983 году проспект переименовали в Красногвардейский, а в 1985-м на его пересечении с Заневским проспектом (под Заневской площадью) открылась станция метрополитена с тем же названием – «Красногвардейская». Проспект вновь стал Новочеркасским в 1990-м. А станцию метро «перекрестили» в 1992-м.

1890
1899
1890 год

Впервые увидев памятник погибшим пороходелам на Пороховском кладбище, вы наверняка обратите внимание на его необычный постамент. Основание монумента, открытого в 1890 году, составляют четырнадцать каменных жерновов для изготовления пороха. Эти жернова настоящие, более того, старинные. С 1791 года они лежали у подножия плотины Охтинского порохового завода, защищая русло реки от размыва, и были извлечены из воды почти сто лет спустя. Величественную композицию венчает массивный гранитный крест, отдаленно напоминающий кельтский.

1896 год

После переезда на Малую Охту Новочеркасский полк сначала окормлялся в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Охте. На рубеже 1880–1890-х ее закрыли из-за ветхости. Офицерам и солдатам полка пришлось молиться в одной из деревянных построек Охтинского адмиралтейства, которую уступило Морское министерство. Здание отремонтировали и поставили в нем походный иконостас. Затем за новочеркасцев походатайствовал великий князь Владимир Александрович, младший брат Александра III, и Морское министерство уступило полку участок земли рядом с казармами. В 1896 году стоявший на этом участке бывший адмиралтейский каменный склад перестроили в церковь с колокольней над входом. Проект перестройки разработал гражданский инженер Эдуард Эдуардович Дунин-Барковский. Работы велись быстро. «Закладка» состоялась 26 февраля, а 1 декабря полковой храм освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обе церемонии почтили своим присутствием высокопоставленные особы. На освящении был сам Николай II.

Церковь, вмещавшая до 900 человек, находилась примерно на том месте, где сейчас возвышается здание ЦКБМ с остекленной башней. Внутреннее убранство храма было весьма впечатляющим: трехъярусный золоченый иконостас, образа старинного письма и кисти Виктора Михайловича Васнецова, полковые знамена на стенах. При церкви действовало православное братство, членами которого были новочеркасцы и благотворители. Братство помогало не только нуждающимся однополчанам, но и бедным жителям Большой и Малой Охты. В том числе благодаря этому Новочеркасский полк пользовался у охтян большим уважением.

В 1904–1905 годах Новочеркасский полк участвовал в Русско-японской войне. С тех пор в полковом храме поминали погибших на Дальнем Востоке. В 1914-м у церкви даже планировали установить им памятник, но этот замысел так и не был осуществлен.

В 1918 году храм закрыли. До наших дней он не сохранился.

1900
1909
1900 год

Полюстровский парк интересен не только месторождением минеральных вод. Некогда на этой территории были улицы, жилая застройка. А самым примечательным объектом было, конечно, подворье Паданского Введенского женского монастыря Олонецкой епархии.

Под строительство этого подворья охтинские крестьяне и некая Смирнова подарили монастырю участок земли в районе пересечения нынешних шоссе Революции и улицы Маршала Тухачевского. 13 июля 1900 года тут был заложен одноэтажный деревянный дом для монахинь и послушниц, и через четыре месяца открылось подворье. (В краеведческой литературе чаще всего называется адрес шоссе Революции, дом 38. Также есть упоминание о том, что земля досталась монастырю уже с деревянным зданием, в котором потом была устроена церковь.) У дома возвели временную деревянную часовню, которую затем перестроили по проекту гражданского инженера Павла Филадельфовича Вахрушева в двухэтажную церковь с главкой над звонницей. Церковь обшили тесом, и в мае 1902 года Иоанн Кронштадтский освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

По Введенской церкви была названа небольшая улица, отходившая рядом с ней от тогдашнего Пороховского шоссе (ныне – шоссе Революции).

13 марта 1919 года монастырское подворье было преобразовано в приход. Летом 1932-го церковь закрыли. Подворье, отданное под общежитие, до наших дней не сохранилось.

1967 года
1900 год

Большинство рабочих Охтинской бумагопрядильной мануфактуры составляли женщины. Сегодня об их жизни сняли бы социальную драму, больше похожую на фильм ужасов. Рабочий день продолжительностью 12–14 часов; еще более низкая, чем у мужчин, заработная плата; несоблюдение элементарных норм охраны труда; отсутствие нормальной вентиляции; штрафы за малейшие провинности… Все это делало труд бумагопрядильщиц на Охтинской мануфактуре невыносимо тяжелым. Неудивительно, что в их среде родилась такая песня (читайте по клику на заголовок):

1901 год

Происхождение первого из этих народных названий, пожалуй, самое очевидное – фонетическое. Особняк на нынешней Большой Пороховской улице был построен для (и на средства) купца Павла Ивановича Иванова. Разговорное соединение его имени и отчества/фамилии (вроде школьного «Мариванна») породило запоминающееся название, которое сохранилось до наших дней.

Куда интереснее история с павлином, тем более что в экстерьере здания эта гордая птица не присутствует. В городском фольклоре бытуют две версии, в которых психологические, орнитологические и декоративные мотивы тесно переплетены между собой.

Версия первая. Поговаривают, что купец Иванов был высокомерен и питал особую страсть к роскоши, за что и получил прозвище «Павлин». Острые на язык петербуржцы увековечили это прозвище в названии дома, уподобив его птичьей клетке.

Версия вторая. На втором этаже особняка установлен камин с яркой керамической отделкой (преимущественно в зеленых тонах), украшенный фигурой павлина. Молва об этом камине разнеслась по Петербургу, и павлин стал символом купеческого дома.

Весьма любопытно, знал ли «Павливанович» о своем павлиньем прозвище и намеренно (для этого нужно было обладать чувством юмора и самоиронией) или случайно «поселил» в особняке второго – каминного – павлина. На эти вопросы, как и на вопрос о том, какой именно павлин попал в народное название, однозначно ответить, увы, уже невозможно.

1901 года
1906 год

На постаменте памятника Гроту, прислонившись к колонне, сидит бронзовая слепая девочка. Книга, которую она держит на коленях, – не абстрактная, а вполне конкретная. Это «Детский мир», своеобразная энциклопедия знаний об окружающем мире, написанная великим российским педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. В 1882 году ее напечатали «Большим унциалом Скребицкого» – рельефно-линейным шрифтом (высотой 10 миллиметров) для слепых, начинающих обучаться чтению. Выпуклые буквы этого шрифта повторяли очертания обычных букв, были лишены всевозможных завитушек и были удобны для осязательного восприятия. Русский унциал появился благодаря Александру Ильичу Скребицкому, который считается основоположником российской тифлопедагогики. Бронзовая книга раскрыта на 95-й странице, причем текст воспроизведен дословно. Это фрагмент статьи «Лето», воспевающий крестьянский труд. Активистам из музея школы Грота удалось прочитать не только 95-ю страницу, но и 94-ю. Буквы на ней вдавлены и даны в зеркальном отображении, поскольку это обратная сторона перевернутой – «читабельной» – 93-й страницы.

1907 год

Судьбоносной резолюции Николая II («Не затягивать строительство моста») предшествовала страшная катастрофа. 7 апреля 1907 года во время перевоза с левого берега Невы на Охту столкнулся с небольшой льдиной, перевернулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных водах Невы погибли 39 человек.

Пароход принадлежал купцу Якову Петровичу Шитову, известному в народе как Охтинский кулак. Его «посудины» славились дешевизной и отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал в рейс неисправные суда с командой из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. В случившемся народная молва обвинила именно судовладельца, но ему удалось избежать наказания. Эта трагедия бурно обсуждалась в городских газетах и ускорила начало строительства постоянной переправы, разговоры о которой велись с 1830-х годов.

1910
1919
1911 год

На гранитном постаменте памятника, как и прежде, высечена надпись – «Петру 1-му благодарные охтяне». За что же благодарны основателю Санкт-Петербурга жители Охты, дважды устанавливавшие этот монумент?

Бронзовый Пётр смотрит на Охтинский мыс, на котором в XVII веке располагалась шведская крепость Ниеншанц. Русские войска овладели ей 1 мая 1703 года. Земли близ устья Охты Пётр I счел удобными для размещения корабелов. В начале 1720-х сюда из северных губерний переселили вольных плотников, которым предстояло работать на казенных верфях. В основном это были уроженцы нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей. Большую часть из них поселили на правом берегу Охты, меньшую – на левом. Отсюда и произошли названия поселений – Большая и Малая Охта.

1911 года
1912 год

Хозяин «Дома с павлином» и построенного рядом доходного дома (его нынешний адрес – Большая Пороховская улица, 16/27) скоропостижно скончался 29 апреля 1912 года. Завещания Павел Иванович не оставил, поэтому недвижимое имущество перешло в собственность его вдовы Надежды Антоновны Ивановой и их детей по решению суда. В 1916 году Надежда Антоновна сдала эти здания в аренду Петроградской городской управе под образовательные учреждения, сама в особняке уже не жила.

После октября 1917 года квартиры в доходном доме стали коммунальными, а судьба «Дома с павлином», по имеющимся данным, много лет была связана с детьми и системой образования. Во время Великой Отечественной войны там последовательно располагались стационар для детей-дистрофиков и школа. Позднее – другая школа, а после создания современного Красногвардейского района (13 апреля 1973 года он был выделен из Калининского) – районный отдел народного образования. Сейчас (в мае 2018 года) в «Павливановке» «квартирует» Централизованная бухгалтерия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

1901 года
1917 год

Придя к власти, большевики активно вели антирелигиозную пропаганду и не церемонились с духовенством и культовыми сооружениями. Не обошли они своим вниманием и Большеохтинское кладбище. После октября 1917 года оно разделило печальную судьбу многих других кладбищ города. На нем уничтожили множество надгробных памятников, снесли почти все храмы. В 1926 году была закрыта, а в 1929-м уничтожена церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х годов были разрушены три церкви, которые находились на бывшем единоверческом участке кладбища: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года была закрыта церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Ее снесли в 1938-м. В итоге уцелела только церковь Святителя Николая Чудотворца.

1920
1929
1928 год

Название библиотеки связано с историческим районом, в котором она находится. Пороховые – местность вокруг Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Когда-то здесь селились пороходелы, а жители Большой и Малой Охты пугали друг друга рассказами о страшных взрывах, которые происходили на заводе и в пороховых погребах. В представлении обывателей Пороховые были местом мрачным и опасным для жизни. Недаром в народе была популярна такая частушка:

Если жизнь не надоела,
Не люби пороходела.
Если хочешь быть в живых,
Уходи с Пороховых!

К счастью, характер этого района постепенно меняется к лучшему. В том числе – благодаря библиотеке.

1928 года
1930
1939
1936 год

В 1936 году на территории больницы имени Мечникова был установлен бронзовый памятник выдающемуся ученому работы скульптора Леонида Владимировича Шервуда. Илья Ильич Мечников изображен держащим в руках микроскоп. На гранитном постаменте надпись: «Нет в мире непонятного, многое не понято».

Высота фигуры составляет 1,4 метра, постамента – 1,9 метра. Инициатором установки памятника был известный гигиенист, профессор Григорий Витальевич Хлопин. Фигура была отлита мастером Карлом Ивановичем Миглин(н)иком еще в 1916-м, в год смерти Мечникова. Скульптору были заказаны три таких памятника. Один установили на территории Пастеровского института в Париже, второй – на родине Мечникова, третий – на территории больницы, тогда носившей его имя.

1940
1949
1941 год

Во время Великой Отечественной войны на базе больницы в павильонах 14–20 и 15–21 был организован эвакгоспиталь СЭГ 2222, одновременно было организовано оперкоек (оперативных коек) на 1250 мест.

В первый период войны, до сентября 1941 года, нагрузка на оперкойки была сравнима с довоенным периодом, имелись запасы лекарств, перевязочных материалов, функционировали водопровод, канализация, энергоснабжение.

В сентябре начались регулярные авианалеты, а в ноябре остановились трамваи, а пешком преодолевать путь в 12–15 км персонал уже не всегда мог. Поэтому почти все врачи и перешли на казарменное положение и стали жить своих кабинетах и ординаторских.

В первую блокадную зиму вышли из строя водопровод, канализация, отопление, прекратилось энергоснабжение, перестали работать рентгенкабинеты, лаборатории, прачечный комбинат, ванны, аптека перестала готовить водные растворы. Еду в пищеблоке готовили на дровяных плитах, топливо для которых заготавливали сами сотрудники больницы. Из-за отсутствия эвакуации в больнице скопилась большая группа выздоравливающих, могущих работать; из них формировали бригады, изготавливающие самодельные печки-буржуйки в палатах и кабинетах. На четырех этажах 25-го павильона были устроены квартиры для врачей и их семей (по четыре квартиры на этаж).

Работой на хирургических койках в 13-м павильоне руководили профессор В. М. Назаров и доцент факультетской хирургии Г. Л. Шапиро, а хирургического отделения эвакогоспиталя – профессор А. И. Ермоленко.

1941 год

Во время Великой Отечественной войны сотрудники Петрозавода, который не был эвакуирован в тыл, немало сделали для защиты Ленинграда. В условиях блокады города на предприятии был налажен выпуск корпусов для боеприпасов, тут переоборудовались для военных нужд гражданские суда (в основном буксиры), ремонтировались и строились корабли для Краснознаменного Балтийского флота. (Дважды Краснознаменным Балтийский флот стал уже после войны, в 1965 году.) И всё это – несмотря на вражеские авиационные налеты и артиллерийские обстрелы. А в 1942 году предприятие приступило к строительству плавсредств для Дороги жизни. Самоходные тендеры и баржи Петрозавода, курсировавшие между западным и восточным берегами Ладожского озера, оказали неоценимую помощь в обеспечении Ленинграда продовольствием и в эвакуации населения.

1806 года
1943 год

В 1943 году деревянные балки пролетного строения Комаровского моста были заменены металлическими. Причиной, как это, увы, часто бывает, стало чрезвычайное происшествие: проезжая по мосту, в воду рухнул танк Т-34.

В таком виде Комаровский мост прослужил 15 лет, а в 1958 году, когда из-за практически сгнивших опорных частей его техническое состояние было признано неудовлетворительным, он был закрыт для движения транспорта.

1960 года
1950
1959
1952 год

Даже сейчас, соседствуя с большими домами, в том числе многоэтажными, Триумфальные пилоны на улице Коммуны выглядят довольно внушительно. Но куда более сильное впечатление производили они в начале 1950-х, когда их окружали небольшие здания.

Высота этих мощных пилонов составляет, по разным данным, 8 или 11 метров, а ширина – около 1,5 метра. Квадратные в сечении, они облицованы розовым гранитом. Каждый пилон опоясан широким фризом, на котором размещены два овальных медальона с индивидуальными барельефными портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина: один – с севера, другой – с юга. На барельефе фриза также изображены знамена с бахромой и кистями.

В какую бы сторону вы ни проезжали между пилонами по улице Коммуны, слева от вас будет профиль Ленина, а справа – Сталина. Вожди смотрят друг на друга с пилонов и будто ведут бесконечный молчаливый диалог.

Венчают Триумфальные пилоны пятиконечные звезды (с серпом и молотом) в дубовых венках, которые водружены на ядра. На западном пилоне, со стороны, противоположной проезжей части, закреплена памятная табличка.

1952 год

Термин «библиотека-передвижка» мало что скажет современному петербургскому читателю, особенно молодому. А когда-то эта форма библиотечного обслуживания была очень востребованной. В том числе – в нашем городе.

В 1952 году, когда «Малоохтинская» располагалась в помещении на тогдашнем Дальневосточном проспекте (сейчас это часть Новочеркасского проспекта), с магазином № 2 Горпромторга был заключен договор об организации библиотеки-передвижки. За комплектование и регулярный обмен книжного фонда передвижки отвечала «Малоохтинская», а магазин нес ответственность за сохранность книг и выделял своего сотрудника для работы с читателями. Его называли передвижником.

Библиотеки-передвижки, призванные сократить расстояние между книгой и читателем, практически исчезли в Петербурге к середине 1990-х годов.

1956 год

У сотрудников «Малоохтинской» советских лет стоит поучиться продвижению (тогда это называлось пропагандой) библиотеки. Согласно отчету о работе по привлечению новых читателей за 1956 год, в типографии были напечатаны специальные приглашения в библиотеку для жителей Малой Охты. Эти приглашения получили жильцы новых домов на Таллинской улице, улице Стахановцев и Перевозной улице (ныне – переулок). Всего было распространено около 500 приглашений.

Объявления обо всех массовых мероприятиях, проводимых в «Малоохтинской», вывешивались на трамвайной остановке неподалеку.

Кроме того, библиотека установила тесную связь с кинотеатром «Рассвет», который находился в здании бывшей церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском проспекте. (Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней.) Сотрудники «Малоохтинской» проводили в кинотеатре беседы, читали лекции, выступали с библиографическими обзорами и, конечно, рассказывали о том, где расположена библиотека и в какие часы она работает. Такие мероприятия предваряли сеансы и, как правило, были тематически связаны с демонстрируемыми кинофильмами.

Примечательно, что много лет спустя этот формат библиопродвижения чудесным образом возродился. Теперь «Малоохтинская» сотрудничает с кинотеатром «Заневский», проводя в нем различные акции и флешмобы. В 2019 году перед одним из киносеансов зрителям показали экспериментальную презентацию на большом экране. Так молодые сотрудники библиотеки, даже не подозревая об опыте предыдущих поколений, запустили новый виток истории.

1960
1969
1960 год

Борьба с культом личности, которая развернулась в СССР после XX съезда КПСС, не обошла стороной и Триумфальные пилоны на улице Коммуны. На рубеже 1950–1960-х годов медальоны с профилем Иосифа Сталина, размещенные на пилонах, закрыли металлическими щитами.

Уже после распада Советского Союза, в 1990-е, с пилонов, как вспоминают местные жители, исчезли пятиконечные звезды. Говорят, якобы одна упала сама, а другую, зацепив тросом, сдернули охотники за цветными металлами.

Очередной крутой поворот в судьбе пилонов произошел благодаря празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 2005–2006 годах пилоны отреставрировали, с барельефов Сталина сняли ржавые щиты, на ядра вновь водрузили звезды в дубовых венках. Так пилоны обрели свой первоначальный вид и вернули себе право называться Триумфальными.

1960 год

Современный Комаровский мост был построен в 1960 году по проекту инженеров Б. Б. Левина, В. В. Зайцева и архитектора Л. А. Носкова и стал однопролетным сооружением из монолитного железобетона.

Нужно отметить, что новый Комаровский мост был возведен по трассе, немного смещенной от прежнего расположения моста: на 20 метров по правому берегу Охты и на 29 метров по левому.

Такое смещение позволило достигнуть симметрии предмостных частей Красногвардейской площади, что положительно сказалось на общем архитектурном фоне. Длина Комаровского моста составила 72,7 метра, а ширина – 47 метров.

1960 года
1963 год

Памятник Константину Гроту был торжественно открыт 18 октября 1906 года. Первоначально он находился перед зданием Александро-Мариинского училища слепых на Песочной улице (сегодня – улица Профессора Попова). После Октябрьской революции это учебное заведение сменило статус, превратившись из училища в школу. В начале 1960-х школа переехала с Аптекарского острова в новое здание по адресу проспект Шаумяна, 44. В 1963 году на Малую Охту перебрался и памятник Гроту. Монумент пережил несколько нападений, поэтому сейчас территория школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей огорожена забором. Так и за памятник спокойнее, и за учеников.

1970
1979
1970 год

Дом молодежи «Квадрат» – учреждение совсем юное. А вот территория, на которой он находится, имеет богатое прошлое. И название у нее примечательное, «сладкое» – Малиновка. Этот исторический район, как свидетельствует Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга, ограничен проспектом Ударников, Индустриальным проспектом, проспектом Энтузиастов и рекой Охтой. Теперь в «Квадрате» собирается передовая молодежь Красногвардейского района, а когда-то тут была деревня. Вернее, даже две: Большая Малиновка и Малая Малиновка. А еще протекала речка, которая, как нетрудно догадаться, тоже именовалась Малиновкой. (Она также была известна как Черная речка.) В XIX веке это место облюбовали небогатые петербургские дачники.

В 1970-е годы, в связи с застройкой микрорайона Ржевка-Пороховые, деревенская Малиновка ушла в прошлое. Тогда же засыпали одноименную речку. Ее заглохшее устье до сих пор можно увидеть за Домом молодежи. Кстати, пруды в соседнем парке «Малиновка» – это, по всей вероятности, остатки ее же русла.

2016 года
1970 год

Библиотечный центр общения «Современник» расположен на первом этаже жилого здания, вытянувшегося вдоль Заневского проспекта метров на 400. По сути, это три однотипных здания, которые не так давно получили единый адрес – дом № 28-30-32, литера А. Они были построены во второй половине 1960-х. Дом № 32 предназначался для сотрудников Государственного института прикладной химии (ГИПХ), а помещения со стеклянными витринами на первом этаже спроектировали специально для библиотеки. Едва химики успели отпраздновать новоселье, как в их распоряжении оказались собственный читальный зал, абонемент и обширный перечень необычайно востребованных среди интеллигенции «толстых» литературных журналов. Библиотека, относившаяся к тогдашнему Калининскому району Ленинграда, открылась 15 мая 1970 года. В то время библиотеки чаще всего получали скучные порядковые номера, однако «новорожденной» повезло больше. Поскольку она разместилась в советском модернистском здании, была оснащена новым оборудованием и позиционировалась как передовая, ей дали имя собственное – «Современник».

1973 год

Украшением усадьбы является ограда с 29-ю бронзовыми львами, держащими в зубах цепь. В Петербурге много «мест со львами», но эта усадьба, пожалуй, лидирует по их числу. Вспомните знаменитый фильм Эльдара Александровича Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»!

1980
1989
1983 год

Тауэрский мост, построенный на полтора десятилетия раньше Большеохтинского, продемонстрировал аналогичное устройство с тремя пролетами (из которых средний – разводной) и двумя башнями, вот только боковые пролеты там висячие, арок нет, а дуги конструкций обращены прогибом книзу. Пара неороманских башен украшает еще мост Фридриха Эберта (ровесник нашего моста) в Дуйсбурге, но стоят они на берегу, при въезде.

При съемках в 1983 году фильма «Сокровища Агры» режиссеру Игорю Масленникову понадобилось дать хотя бы намек на лондонские городские виды. Съемка на натуре была невозможна. Тогда удалось раздобыть любительские кадры с берегов Темзы, которые и подмонтировали к крупным планам, где было трудно разглядеть, что роль лондонской реки играет все-таки более полноводная Нева, а Tower Bridge то и дело превращается в Большеохтинский мост. Что ж, некоторое сходство у этих двух гигантов, безусловно, имеется.

1983 год

В ЦБС Красногвардейского района только Пискарёвский библиотечно-культурный центр может похвастаться, по сути, отдельным зданием. И пусть это всего лишь пристройка к жилому дому, но двухэтажная и практически автономная. Архитекторы спроектировали ее именно как общественное пространство, скрыв за лаконичным экстерьером множество открытых зон, просторные залы, оригинальные световые колодцы…

Весь этот комплекс на улице Маршала Тухачевского, 31 – многоэтажный дом и пристройка, в которой располагается ПБКЦ, – вообще весьма примечателен. Он был построен в 1982–1983 годах по индивидуальному проекту, который разработали архитекторы О. Б. Фронтинский, С. В. Гайкович и В. Б. Верюжская. Жилой дом – гостиничного типа, с общими коридорами-галереями и большим количеством маленьких трехуровневых квартир. Есть сведения, что его возвели для сотрудников Ленинградского производственного объединения «Красный выборжец».

1984 год

Небольшая улица Лазо, на которой находится библиотека «Пороховская», – не самая оживленная, но по-своему примечательная. Свое нынешнее название она получила 22 февраля 1939 года в честь легендарного участника Гражданской войны Сергея Георгиевича Лазо, погибшего на Дальнем Востоке в 1920-м. Прежде это был Жеребятьевский переулок, а еще раньше – Рижская дорога или улица.

Библиотека переехала сюда в конце 1960-х годов. А в 1984-м в «Пороховской» побывала дочь Сергея Лазо – Ада. На память об этой встрече она подарила библиотеке книгу «Сергей Лазо. Дневники и письма», которую подготовила вместе со своей матерью – Ольгой Андреевной Лазо. Ада Сергеевна даже сделала на книге дарственную надпись.

1928 года
1985 год

Новый адрес на театральной афише города появился в 1985 году, когда в небольшом, недавно построенном помещении на правом берегу Невы, за Володарским мостом, обрел свой дом молодой театральный коллектив.

До этого выпускники кафедры эстрадного искусства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии работали в «Ленконцерте», и выступали на разных площадках, в том числе и на сцене Большого концертного зала.

В 1980-е годы на кафедре эстрадного искусства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Исаак Штокбант начал работу со своими студентами в аудитории № 48. И мог ли тогда кто-нибудь предположить, что после выпуска курс не только не распадется, но и создаст новый театр, у которого не будет аналога в городе. Театр, суть которого – импровизация, зрелищное искусство, легкий жанр.

Будущие артисты должны были с одинаковым успехом выступать на драматической сцене, уличной эстраде или цирковой арене. Каждую неделю, в четверг, Исаак Романович устраивал открытый урок, на котором студенты показывали свои актерские придумки. Евгений Александров, сегодня заслуженный артист РФ, а тогда еще студент курса, вспоминает, что «каждый четверг, раз в неделю мы делали, что хотели. Приглашали гостей – друзей, педагогов, зрителей – и что-то пели, что-то играли. Это был такой актерский капустник, и что было очень приятно – к нам было не попасть. Да, иногда что-то не получалось, что-то было откровенно плохо, но что-то и шикарно. Именно из этих «творческих четвергов» родился первый эстрадный спектакль – «Первый концерт», затем второй – «Гостиный двор».

Таким образом, студенты, по словам Исаака Романовича, «подходили к эстрадному искусству через игру и актерскую фантазию». Из таких зачинов складывались номера, этюды, а затем и первые учебные спектакли. В аудитории построили деревянные помосты, чтобы зритель сидел по всему периметру сцены, поставили столики – и получилось почти настоящее кабаре. В роли конферансье выступал Евгений Альпер, который будучи студентом третьего курса уже стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Больше о Театр «Буфф»
1870 года
1986 год

О том, что Пискарёвский библиотечно-культурный центр – это не только книги, легко догадаться по названию. Само собой, тут вовсю кипит культурная жизнь: читаются лекции, проводятся выставки, концерты, мастер-классы. Но знаете ли вы, что ПБКЦ – это еще и важное место в истории «Что? Где? Когда?» В 1986 году под эгидой обкома комсомола в Ленинграде был создан молодежный клуб «Дом», объединивший любителей этой интеллектуальной игры. Члены клуба собирались, в частности, в библиотеке на улице Тухачевского, 31. Здесь тренировались ленинградские, а позднее петербургские знатоки Александр Друзь, Фёдор Двинятин, Алексей Блинов, Ирина Гандилян, Олег Котляр, Владимир Левинтов-Левитан. Теперь их традиции продолжают местные школьники, для которых в ПБКЦ регулярно проводятся серии игр ЧГК.

1990
1999
1990 год

Идея его установки возникла в конце 1990-х годов, но только сейчас она была реализована. В соседнем доме № 17 по улице Стахановцев расположено общежитие Гидромета.

Именно в это общежитие приходил Иосиф Бродский в гости к своей знакомой девушке в начале 1960-х годов.

Декабрь 2011 года
1991 год

Выставки – неотъемлемая часть библиотечной жизни. Но далеко не каждая библиотека может похвастаться собственным выставочным залом. В Центральной детской библиотеке Красногвардейского района он появился в 1991 году. Это было не самое простое время, однако любовь к искусству и энтузиазм сотрудников ЦДБ совершили чудо. Уютный зал получил название «Вернисаж». Здесь регулярно выставляются работы профессионалов и художников-любителей. К примеру, в мае традиционно проходят отчетные выставки студий изобразительного искусства ДДЮТ «На Ленской». Дворец детского (юношеского) творчества расположен по соседству, так что для местных талантов «Вернисаж» – зал хорошо знакомый и любимый.

1994 год

Примерно в том месте, где сейчас находится Малоохтинский сквер было расположено Малоохтинское православное кладбище. В 1930-е годы, под предлогом социалистической реконструкции, кладбище было разрушено, храм был закрыт и передан фабрике, а затем и вовсе снесен. В годы блокады разоренное кладбище стало местом стихийного захоронения погибших ленинградцев, после войны этот участок оставался заброшенным пустырем. В 1994 году на территории бывшего кладбища началось возведение храма Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому в народе этот храм называют «Блокадным». Фактически это единственный в городе религиозный памятник жертвам блокады.

2001 года
1996 год

Плох тот памятник, о котором не сложено легенд. Памятник Карлу Фаберже, стоящий на площади у пересечения Заневского проспекта и проспекта Энергетиков, тоже может похвастаться любопытной легендой. Говорят, что в жизни знаменитого ювелира особую роль играло число три. В нумерологии оно считается одним из самых важных и ассоциируется с чем-то сакральным, божественным, совершенным. Самый известный пример триединства (триады) – Святая Троица в христианстве. Вот и в монументе, установленном в 1996 году перед главным зданием АО (ныне – ПАО) «Русские самоцветы», тройка обыгрывается несколько раз. Если верить публикациям на эту тему, бюст Фаберже выполнен в три натуральные величины и поднят на колонну высотой три метра и весом три тонны.

1996 года
2000
2009
2000 год

Этот гранитный памятный знак выполнен в виде одного из бастионов шведской крепости Ниеншанц. В него вписана крепость в миниатюре – в форме звезды, с пятью бастионами и двумя воротными равелинами. В ее центре растет дуб, который напоминает о своем предшественнике, посаженном на территории Ниеншанца, по преданию, самим Петром I. На двух передних сторонах бастиона (их называют фасами), которые обращены к Неве, установлено шесть чугунных орудий. Считается, что как минимум два из них действительно могли защищать крепость Ниеншанц. А в год 200-летия Санкт-Петербурга, по всей вероятности, именно эти пушечные стволы были вертикально вкопаны вокруг петровского дуба и составили основу его ограды.

На камне под нынешним дубом высечен план крепости и города Ниен (с экспликацией), а также дана краткая историческая справка.

2000 год

Создание памятного знака «Крепость Ниеншанц» предваряло празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. За основу была взята историко-археологическая концепция, которую выработал Пётр Егорович Сорокин, авторитетный ученый и настоящий ветеран раскопок на Охтинском мысу. Археологическим изучением территории, прилегающей к устью Охты, он занимается с начала 1990-х годов. Архитектурную часть проекта разработал Владимир Александрович Реппо, больше десяти лет руководивший 4-й архитектурно-планировочной мастерской ЛенНИИпроекта. В ней, в частности, проектировалась застройка кварталов Охты, Полюстрова, Ржевки-Пороховых.

Памятный знак не появился бы без финансовой поддержки из Швеции, в том числе от газеты «Дагенс Индустри» (Dagens Industri). Он был установлен недалеко от Большеохтинского моста, там, где в прошлом располагался один из бастионов шведской крепости Ниеншанц.

2000 год

Карьер этот, по местной легенде, образовался довольно интересным образом. На территории Ржевского полигона планировалось подготовить площадку для какого-то будущего завода. Площадку выровняли, начали рыть котлован. Каждый раз котлован рыл один и тот же трактор с ковшом, который в конце смены оставляли на дне ямы, после чего рабочий шел домой.

Но однажды, придя утром на работу, тракторист не нашел своего трактора. Видимо, потому, что его скрывала толща воды метров в 10!

Говорят, что трактор дорыл до артезианских вод, поэтому карьер теперь наполнен минералкой небесно-голубого цвета. Вода очень чистая, рыбы и водорослей нет, купаться там летом – одно удовольствие.

2001 год

Строительство храма велось на частные пожертвования: жители города имели возможность приобрести кирпичи и написать на них имена своих родных и близких. Больше восьми тысяч кирпичей с именами жертв огромной и ни с чем не сравнимой беды, которая постигла наш город в 1941–1944 годах, уложено в стены Успенского храма на Малой Охте.

2001 года
2003 год

Скульптура «Охтенка» обращена в сторону существовавшего до 1911 года перевоза с Охты к Смольному монастырю. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков охтинские молочницы с тяжелыми кувшинами перебирались через Неву, а затем отправлялись по городу, разнося свои товары по домам обеспеченных клиентов.

Молочный промысел был для этих мест традиционным: охтинки снабжали петербуржцев молоком, сливками, маслом, сметаной и творогом с петровских времен.

Жаль только, что сегодня невская перспектива скрыта застройкой, а потому «Охтенка» спешит скорее в торговый комплекс, чем на другой берег реки.

2003 года
2003 год

В первый раз памятник Петру Великому на Большой Охте был установлен в 1911 году, к 190-летию Охтинских поселений. Монумент открыли с большой помпой, однако простоять ему суждено было недолго. В бурные послереволюционные годы бронзовый бюст императора и самодержца всероссийского бесследно исчез. Есть предположение, что антимонархически настроенные граждане сбросили его то ли в Охту, то ли в Неву. Гранитный постамент сиротливо возвышался над землей еще какое-то время. Затем пропал и он.

В начале 2000-х по инициативе жителей Красногвардейского района и при поддержке муниципальной власти памятник Петру I был воссоздан по фотографиям. Монумент занял свое историческое место в мае 2003 года, накануне 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.

1911 года
2003 год

Пожарного, который днем и ночью несет дозорную службу на каланче Охтинской пожарной части, зовут Семёныч. Раньше он работал манекеном в магазине, но потом его, видимо, выбросили. Пожарные его нашли, отмыли, одели в пожарную форму и в 2003 году водрузили на каланчу, с которой он и наблюдает за окрестностями. Похожий манекен (по прозвищу Петрович) в полном обмундировании дежурит на каланче Спасской пожарной части на Садовой улице. Кто первым в 1990-е годы начал ставить манекены на пожарные каланчи – доподлинно неизвестно, но традиция прижилась, и бессменные дозорные на каланчах полюбились петербуржцам и вошли в городской фольклор.

1867 года
2003 год

Ладожский вокзал является единственным транзитным пассажирским вокзалом в Петербурге. Вспомните, здания всех других вокзалов Петербурга расположены перпендикулярно железнодорожному полотну, которое заканчивается тупиком.

Основные помещения вокзала – залы ожидания поездов пригородного и междугородного сообщения, билетные кассы, зона кафе – расположены над и под железнодорожными путями. Поезда, отправляющиеся с Ладожского вокзала, проходят его здание насквозь, как через тоннель.

В сложный, но интуитивно понятный план вокзала, вписаны подъездные пути городского транспорта и автомобильная эстакада, которая вместе с парковкой образует «висящую» привокзальную площадь, расположенную на третьем уровне сооружения, перед залом ожидания поездов дальнего следования.

2003 год

Все вокзалы Петербурга: Московский, Варшавский, Балтийский, Витебский и Финляндский – были построены в XIX веке. Удивительно, но факт, на протяжении всего ХХ века в нашем городе не было построено ни одного нового железнодорожного пассажирского вокзала. Хотя уже в 1960-е годы стало понятно, что существующие пять вокзалов не справляются с возросшим потоком пассажиров.

2003 год

По данному поводу возникает множество вопросов, так что следует внести ясность. Сегодня это слово пишется через «и»: жительница Охты – охтинка. Такова современная орфографическая норма. Однако в прошлом нормативным действительно было написание этого слова через «е». Поэтому в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина с кувшином спешит именно «охтенка». Кстати, в свое время в обиходной речи широко использовалось просторечное слово «охтянка».

2003 года
2004 год

В 2004 году при строительстве кольцевой автодороги памятный знак, установленный у железнодорожного переезда на станции Ржевка в 1985-м, был снесен. И только в 2010 году воссозданный памятник был торжественно открыт на нынешнем месте. Теперь «Регулировщица», памятный столб «Дорога жизни, 1-й км» и 85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-К) объединены в мемориальный комплекс «Дорога жизни, первый километр», который находится у дома № 119, корпус 3 по Рябовскому шоссе.

Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни, в том числе на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем регулировщицы оставались на своих постах и направляли транспортные колонны. Их бессмертному подвигу и посвящен памятный знак «Регулировщица».

2010
2019
2010 год

Это подлинное орудие Великой Отечественной войны – 85-мм зенитная пушка образца 1939 года (52-К). Прежде эта зенитка стояла рядом с железнодорожной станцией Ржевка, а в 2010 году стала частью мемориального комплекса «Дорога жизни, первый километр», который расположен у дома № 119, корпус 3 по Рябовскому шоссе. Орудие является экспонатом Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

2010 год

«Зал редкой книги» и «Библиотека новинок» (ныне – Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра) открылись в ноябре 2010 года. Перед этим библиотечные помещения на улице Стахановцев, 4а были реконструированы. Над проектом их преображения, само собой, пришлось поломать голову. Каким должно быть пространство, где соседствуют книжные раритеты рубежа XIX–XX веков и последние новинки издательств? Решение подсказал дом, в котором находится это пространство, – пятиэтажная неоклассическая «сталинка». В результате интерьер был выполнен в неоклассическом стиле. Это стиль для тех, кто ценит классику, но стремится идти в ногу со временем. Благородная простота и лаконичность декора рождают у посетителей ощущение спокойствия и гармонии. А современные технологии и оборудование делают это пространство по-настоящему многофункциональным.

2011 год

13 октября 2011 года в Малоохтинском парке официально открыли постоянную выставку городской скульптуры. Это восемь необычных работ петербургских скульпторов, посвященных Году Испании и Италии в России. Они довольно органично вписались в ансамбль парка.

Работы были отобраны в рамках второго Симпозиума по городской скульптуре (на тему «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»).

В парке установили работы «Дали созерцающий», «Венеция», «Италия обнаженная», «Римская копия греческого оригинала», «Terra Italia», «Фламенко», «Итальянская матрона», «Любовники».

Осенью 2012 года к ним добавилась скульптура «Облако», которую отобрали уже в ходе следующего Симпозиума, посвященного Году России.

1960 года
2011 год

Скульптура Антонины Евгеньевны Фатхуллиной «Дали созерцающий» – одна из самых запоминающихся в коллекции Малоохтинского парка. За эту работу ее автор получила первую премию Симпозиума по городской скульптуре, который состоялся в 2011 году. В одном ракурсе она напоминает быка, который является традиционным символом Испании. А если подойти к скульптуре с другой стороны, то металлические бычьи «рога» превращаются в знаменитые «усы» каталонского художника. Лицо Сальвадора Дали обращено к небу. По словам самой художницы, ее Дали смотрит в вечность. А мы можем посмотреть сквозь него, благо конструктивные особенности скульптуры это позволяют. Кое-кто уже загадывает у малоохтинского Дали желания, однако мы призываем поберечь усы великого художника.

1960 года
2011 год

Расширяя возможности типовой библиотеки, «Охтинская» не только открывает двери в волшебный мир книги, но и позволяет переместиться в более знакомом географическом пространстве. Да не куда-нибудь, а на Средиземное море!

В 2011 году библиотеку на проспекте Энергетиков, 30/5 реконструировали в стиле «Средиземноморье на Охте». На выбор дизайн-концепции повлияли два обстоятельства. Во-первых, 2011-й был объявлен в России Годом Испании и Италии. Берега двух этих замечательных стран омываются, в частности, водами Средиземного моря. А во-вторых, Санкт-Петербург страдает от хронической нехватки солнца, что не компенсирует даже выход к Балтике.

После реконструкции «Охтинская» стала самым солнечным уголком своего микрорайона. В интерьере библиотеки преобладают белый, голубой и желтый цвета, которые напоминают о море, солнце и песке. Настоящий средиземноморский пляж недалеко от Охты!

1967 года
2013 год

В основе метаморфозы, произошедшей с библиотекой Гоголя, лежит концепция «третьего места». Ее автором является американский социолог-урбанист Рэй Ольденбург. Свои взгляды на общественные пространства он изложил задолго до того, как появились на свет первые российские хипстеры. А сейчас идеи Ольденбурга активно осваиваются в нашей стране, и слова «коворкинг» и «антикафе» уже никого не пугают. Третье место – это общественная площадка, где люди проводят время, когда уроки, пары или рабочий день уже закончились, а домой идти еще не хочется. Вот и в библиотеке Гоголя теперь можно не только читать, но и общаться в неформальной обстановке, вдохновляться, расти над собой, генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Здесь можно провести деловую встречу, уединиться и писать стихи, обсудить совместный проект и даже назначить свидание.

2013 год

Библиотека Гоголя ведет свою историю от библиотеки Охтинского Совета депутатов, основанной в 1918 году. Давно нет ни этого Совета, ни его депутатов, а библиотека, носящая имя великого писателя, в 2018-м перешагнула 100-летний рубеж! Последнюю «пятилетку» она прожила в абсолютно новом формате. В начале 2010-х библиотеку закрыли на ремонт, не предполагавший кардинальных изменений. Когда он подходил к концу, библиотечное пространство решили модернизировать. За дело взялось молодое архитектурное бюро KIDZ, для которого этот дизайн-проект стал первым в портфолио. Разработчики соединили в интерьере классические формы и элементы скандинавского дизайна, а также весьма необычно интерпретировали образ Николая Васильевича Гоголя. 23 ноября 2013 года библиотека предстала в обновленном виде – и еще одним культовым местом на культурной карте Петербурга стало больше.

2014 год

Владения Музея стрит-арта делятся на две зоны. Одна – это постоянная (основная) экспозиция на закрытой территории Завода слоистых пластиков, в том числе внутри действующих цехов. Она включает монументальные росписи современных уличных художников и ежегодно пополняется. Подобные росписи имеют много общего с фресками, и в граффити-сообществе их, как правило, называют муралами. Другая зона – это публичная площадка, где проходят временные выставки и различные мероприятия. Она охватывает бывшую котельную, несколько освобожденных промышленных зданий и большой двор, засыпанный гравием. Ее ключевое качество – мультиформатность. Эта площадка объединяет индустриальную эстетику, уличное искусство и элементы городского креативного пространства.

2012 года
2014 год

Экспериментальная летняя публичная площадка Музея стрит-арта была открыта для посещения в 2014 году. Там начала работу первая выставка, получившая название Casus Pacis / «Повод к миру». Сперва было решено посвятить ее 100-летию начала Первой мировой войны, однако затем кураторы намеренно обратили свое внимание на «текущий исторический момент».

Свою рефлексию по поводу происходящего выразили около 30 российских, 27 украинских и 5 художников из других стран Европы и Америки. Они вписали в индустриальный ландшафт Завода слоистых пластиков самые разные работы: монументальную живопись, скульптуру, графику, инсталляции, видео-арт.

Примечательно, что выставка Casus Pacis / «Повод к миру» была включена в параллельную программу биеннале современного искусства Manifesta 10, которая проходила в Санкт-Петербурге. (Основной экспозиционной площадкой десятой «Манифесты» был Государственный Эрмитаж.)

2012 года
2014 год

Клио, муза истории, получила прописку на проспекте Энергетиков, 30/5 благодаря краеведам. С января 2014 года в библиотеке «Охтинская» проходят заседания Клуба любителей истории Охты – КЛИО. Этот клуб был создан при Центральной районной библиотеке имени Н. В. Гоголя в 1998 году. В августе 2000-го он был зарегистрирован как общественная организация. В какой-то период деятельность КЛИО приостановилась, но затем была возобновлена на базе «Охтинской».

Гостями клуба за время его существования были президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны Ю. И. Колосов, археолог, руководитель раскопок на Охтинском мысу П. Е. Сорокин, протоиерей храма Святого Пророка Илии на Пороховых И. Н. Александров, главный специалист Российского государственного исторического архива (РГИА) Г. А. Ипполитова, журналист и петербурговед С. Е. Глезеров, историк, автор «Охтинской энциклопедии» А. Ю. Краснолуцкий и многие другие.

КЛИО проводит различные экскурсии по историческим местам Охты и достопримечательностям Санкт-Петербурга.

1967 года
2014 год

«Академия» детской библиотеки «ГОРОД» объединила науку и творчество. Здесь юные ученые познают окружающий мир, а юные творцы учатся созиданию. Самый востребованный формат занятий в этом «учебном заведении» – семейный мастер-класс. Тут читаются интересные лекции на различные темы, а также работают творческие мастерские.

2014 год

Посреди детской библиотеки «ГОРОД» растет сказочное почтовое дерево. Это не просто «ГОРОДская» достопримечательность, а проводник между реальным и книжным миром! Если вы верите в чудеса, опустите письмо в почтовый ящик на дереве – и «Библиопочта» доставит ваше послание любому литературному герою. Больше того, если в письме был вопрос, то через три дня вы получите ответ!

2014 год

Об этом мало кто знает, но Полюстровский парк – один из нескольких гайд-парков Петербурга и единственный в Красногвардейском районе. Гайд-парк – это специально отведенное место для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. Однако, следуя букве закона, о проведении подобных мероприятий необходимо уведомлять Администрацию района. Роль ориентира для жаждущих поговорить выполняет стела, установленная недалеко от завода минеральных вод «Полюстрово». Стела увенчана серпом и молотом, а памятная табличка на ней свидетельствует о том, что в прошлом это был Парк имени 50-летия Великого Октября.

1967 года
2014 год

О Карле Фаберже в окрестностях станции метро «Ладожская» напоминают не только памятник этому замечательному ювелиру и площадь, названная в его честь. Имя самого известного представителя ювелирной династии Фаберже с 2014 года носит Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга. В этом учебном заведении, расположенном по адресу проспект Энергетиков, дом 4, корпус 2, готовят специалистов для ювелирной отрасли, в том числе собственно ювелиров и огранщиков.

1996 года
2015 год

В 2008 году, когда почти все строения бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры уже были снесены, ее водонапорная башня тоже оказалась под угрозой. Ее собирались разрушить. К тому же, следуя примеру Пизанской, она стала заваливаться набок. К счастью, в 2009 году башню признали памятником регионального значения. Спасать ее пришлось группе компаний RBI, которая занималась застройкой этой территории. Кирпичное сооружение высотой, по разным данным, 30 или 37 метров и весом около 1600 тонн пересадили на новое свайное основание. Из-за особенностей грунта строители были вынуждены применить экстраординарные меры. Под башню подвели 16 свай, уходящих на глубину до 50 метров! Теперь, как уверяют представители застройщика, она опирается на пласты кембрийской глины и практически застрахована от осадки.

2016 год

В 2016 году Центральная детская библиотека Красногвардейского района решилась на ребрендинг. Его первоначальной целью было сделать библиотеку более привлекательной и узнаваемой площадкой. А в итоге ребрендинг привел к полному преображению ЦДБ.

Концептуальные поиски начали с логотипа. Выбирая визуальный образ вместе с дизайнером ЦБС, работники библиотеки почти сразу остановились на ките, выполненном в технике оригами. Это простое, симпатичное и запоминающееся изображение подтолкнуло к переосмыслению всей работы библиотеки. Тут же родилась расшифровка: «КиТ» – «Книги и творчество». Так библиотека получила имя собственное, логотип и даже обновила концепцию.

2016 год

Владимиру Ильичу Ленину приписывают фразу «…из всех искусств для нас важнейшим является кино». Она давно стала крылатой, и, пожалуй, уже не так важно, произнес ее «вождь русской революции» или нет. Тем более что кино действительно играет в нашей жизни огромную, а порой даже определяющую роль.

Выдающийся фильм Динары Асановой «Пацаны» вдохновил Ларису Афанасьеву, художественного руководителя «Упсала-Цирка», на работу с подростками из спецшколы № 1. (Это учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для юных правонарушителей прекратило свое существование в 2017 году. Его территория и корпуса были переданы соседней спецшколе № 2 открытого типа, а немногочисленные воспитанники переведены в Сланцевскую спецшколу закрытого типа.) Асанова искала в этом, тогда еще ленинградском, учреждении героев для своего фильма (он вышел на экраны в 1983 году). Афанасьева предложила ребятам из уже петербургской спецшколы занятия паркуром и акробатикой. В рамках проекта «Цирк за забором» с подростками, чье поведение принято называть девиантным, поставили спектакль «Точка». Его премьера состоялась 27 мая 2016 года. В этот день ворота закрытой спецшколы № 1 (улица Аккуратова, дом 11), куда обычно не пускали даже собственных выпускников, были открыты. При входе продавались билеты на спектакль. В итоге на первом представлении «Точки» собралось полтысячи зрителей, включая театральных критиков!

2000 года
2017 год

Библиотечный центр общения «Современник» стремится объединить вокруг себя местных жителей, будучи драйвером низовых социально-культурных инициатив. Платформой для их обсуждения и реализации стала «Лаборатория соседских инициатив», запущенная в 2017 году. Это один из ключевых проектов «Современника». В рамках «Лаборатории» проходят теоретические сессии с экспертами, проводятся практические курсы, исследования, соседские практики. В ходе одного из исследований выяснилось, что местное сообщество заинтересовано в превращении запущенного берега реки Оккервиль в нечто более располагающее к культурному отдыху. Летом 2018 года сотрудники «Современника» провели на берегу серию лекций, встреч и даже несколько фестивалей.

Ноябрь 2017 года

«Либтех» – это проект, интегрирующий науку и технологии на библиотечной платформе. Это пространство библиотеки «Ржевская», в котором сконцентрированы самые инновационные направления ее работы и пульс времени ощутимей всего. Основная цель проекта – открыть для детей и взрослых мир науки и техники. В «Либтехе» можно задать вектор своего персонального развития на годы вперед и освоить базовые навыки новой профессии. Здесь для жителей района и города проводятся оригинальные курсы, мастер-классы, воркшопы, читаются лекции. Техническое оснащение «Либтеха» позволяет и просто поработать за компьютером, и, например, попробовать свои силы в 3D-моделировании.

1946 года
Ноябрь 2017 года

Помимо всего прочего, библиотека «Ржевская» – это центр изучения и популяризации истории района. Работа в этом направлении ведется в абсолютно новых форматах. У сотрудников сектора краеведческих проектов большая зона ответственности. Она включает сайт и мобильное приложение «Интерактивная карта Красногвардейского района»; мобильное приложение «Ржевка AR», которое дает возможность увидеть утраченные исторические памятники; макет Ильинской слободы, созданный совместно с сотрудниками «Либтеха». Именно поэтому мы считаем нашу библиотеку территорией истории, где современные технологии и нестандартная подача фактов сочетаются с сохранением традиций. Кстати, от привычных экскурсий и выставок мы тоже не отказываемся.

1946 года
Ноябрь 2017 года

Наша библиотека – это еще и место для вдохновения и встречи с искусством. Гостей «Ржевской» ждут поэтические, пластические и театральные мастерские, литературные вечера, выставки и перформансы, спектакли и фестивали, открытые встречи и мастер-классы. У нас можно послушать самую разнообразную музыку – от классики до авангарда.

Как известно, у каждого человека есть множество талантов. Чтобы раскрыть их, нужна лишь творческая среда, которая стимулирует и воодушевляет. В пространстве «Ржевской» эту среду формируют увлеченные люди, чей культурный кругозор не ограничен только актуальным искусством или условным ретро. Здесь уважительно относятся к вкусам разных поколений.

1946 года
2018 год

Многие государственные учреждения Красногвардейского района стремятся выходить в городскую среду, облагораживать и деятельно осваивать прилегающую территорию. В уютном сквере перед библиотекой Гоголя проводятся мероприятия в рамках летнего проекта «Клумба». БЦО «Современник» организует фестивали на берегу реки Оккервиль. Активисты из Дома молодежи «Квадрат» во главе с урбанисткой Алиной Муратовой взялись за благоустройство своих окрестностей.

Сначала молодые люди превратили пустовавшую парковку на заднем дворе ДМ в площадку для стритбола (уличного баскетбола). Затем с трудом добрались до берега Охты, которая протекает позади «Квадрата», и решили устроить здесь место для тех, кто предпочитает более спокойный отдых. Чтобы убрать отсюда бутылки, проржавевшие мангалы, строительный и прочий мусор, пришлось привлечь волонтеров и провести десяток субботников. Общими усилиями дорожку к берегу выложили плиткой. Сделали деревянную сцену, с которой местные поэты регулярно читают свои стихи, и что-то вроде амфитеатра для зрителей, закрыв досками часть лежащих тут бетонных плит. Расставили уличную мебель из деревянных палет, изготовленную своими руками. В результате в августе 2018 года на набережной Охты появилось общественное пространство под открытым небом.

Сложнее оказалось справиться с зарослями ядовитого борщевика. В неравной схватке с сорняком ребятам из «Квадрата» помогают специалисты, услуги которых, разумеется, нужно оплачивать. Работы по уничтожению «гигантского укропа» ведутся на деньги, вырученные от продажи футболок, значков и постеров с шутливыми принтами на эту тему. Борьбе с борщевиком посвящен и аккаунт в соцсети Instagram – @borshe_chem_love. Желающие могут заказать там мерч и поддержать хорошее дело!

2016 года
2018 год

История «Упсала-Цирка» началась в 2000 году с уличных представлений. С тех пор он окреп, обрел крышу над головой, изменил жизнь множества детей, на которых уже махнули рукой, собрал уйму наград и стал заметной точкой на культурной карте Петербурга. Но, добившись признания, «Упсала-Цирк» остался верен себе, своему «хулиганскому» духу. Этот живой организм по-прежнему открыт всему новому, яркому, интересному. С ним с удовольствием сотрудничают творческие люди.

Знакомство с «Упсала-Цирком» вдохновило рэпера Андрея Пасечного, более известного как Хамиль из группы «Каста», на создание композиции с говорящим названием «Счастье». Ее текст родился из общения с юными артистами цирка. Они же стали героями видеоклипа на эту композицию, съемки которого прошли в городе на Неве, в том числе в самом «Упсала-Цирке». В клипе также снялся Олег Гаркуша, участник группы «АукцЫон». Презентация совместного видео на трек «Счастье» состоялась на площадке цирка 19 мая 2018 года.

2000 года
2019 год

О снайпере Алие Молдагуловой, участнице Великой Отечественной войны, на Большой Охте напоминают не только улица, носящая ее имя, и поставленный ей монумент. Сохранилось здание дореволюционной постройки (его современный адрес – улица Молдагуловой, 6), где, как считается, в советские годы было воспитательное учреждение, в котором росла Алия. На его фасаде закреплена посвященная ей мемориальная доска. На сталинском доме, который стоит на углу Большеохтинского проспекта и улицы Молдагуловой, висит табличка, говорящая о том, что эта улица названа в честь Героя Советского Союза. Наконец, в музее истории школы № 140, в которой учились Алия и другие воспитанники ее школы-интерната (позднее – детского дома), есть мемориальный зал Молдагуловой. Адрес этого музея – Большеохтинский проспект, дом 18. Правда, в годы ученичества Алии 140-я школа находилась не там. Она занимала дореволюционное здание училища имени императора Петра Великого, располагавшееся у пересечения Большеохтинского проспекта и Конторской улицы. После войны на нем была установлена мраморная доска в память об Алие Молдагуловой. К сожалению, в 1960-е годы это здание снесли.

Вторник, 01
2019 год

Улица Стахановцев, дом 4а. Этот адрес хорошо известен книжным фанатам, которые следят за релизами лидеров издательского рынка и небольших независимых издательств. Почти девять лет здесь находилась «Библиотека новинок» Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района. Все издания, поступавшие в ЦБС, сначала представляли читателям в «Библиотеке новинок» и только после этого отправляли в другие библиотеки района. Закупки литературы велись (и ведутся!) очень активно, а потому фонд «Библиотеки новинок» регулярно обновлялся. И даже при такой интенсивной книжной циркуляции в распоряжении читателей этой библиотеки всегда было несколько тысяч свежих изданий!

В 2019 году «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок», работавшие под одной крышей, были преобразованы в Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра. С марта все новые издания для ЦБС сперва поступают в БЦО «Современник». Так что ловите новинки на Заневском проспекте, благо до дома 28-30-32, литера А и от «Новочеркасской», и от «Ладожской» можно дойти минут за пять.

2019 год

В мае 2019 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Герою Советского Союза Алие Молдагуловой. Его преподнесла Северной столице Республика Казахстан. Об этом свидетельствует надпись на тыльной стороне монумента. Подарок был принят с благодарностью, ведь в нашем городе помнят и чтут смелую девушку-казашку, выросшую на Большой Охте.

Памятник установили в сквере на улице, которая носит имя Молдагуловой. Созданный в Казахстане из тамошних материалов, монумент получился истинно казахским. И трудились над ним известные казахстанские художники: архитектор Болат Аманжолович Мусылманбеков и скульптор Едиге Еркегалиевич Рахмадиев. Работы последнего можно увидеть в Алма-Ате, Павлодаре, Астрахани и других городах бывшего СССР.

Вторник, 01

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2019 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке