Один из самых своеобразных представителей русского Серебряного века, на собственном опыте убедившийся в том, что армия – не место для поэта.
В 145-й пехотный Новочеркасский императора Александра III полк Игорь-Северянин (именно так, через дефис, он сам писал свой псевдоним) попал весной 1916 года. В полковых списках рядовой 6-й роты значился под своим настоящим именем – Игорь Васильевич Лотарёв (1887–1941). В то время он был уже довольно известным поэтом, автором нескольких сборников стихов. Больше того, Игорь Северянин уже не только стал основоположником эгофутуризма, но и успел отмежеваться от этого литературного течения, развившегося в рамках футуризма.
В казармах полка на Малой Охте (в начале Новочеркасского проспекта) поэт познакомился с начинающим литератором Леонидом Ильичом Борисовым, который был на десять лет моложе (1897–1972). Вместе они прослужили меньше двух недель. Обитали на втором этаже деревянных нар, по соседству. По ночам вели задушевные разговоры. Полушепотом читали друг другу свои стихи.
Армейский быт с уставом и муштрой особых симпатий у Северянина, конечно, не вызвал. Человеком он был сугубо гражданским. Вскоре после призыва будущего «короля поэтов» по заключению врачебной комиссии освободили от военной службы «по чистой». Видимо, благодаря могучей протекции (то есть блату), а не по состоянию здоровья.
О недолгой военной «карьере» Северянина Леонид Борисов написал в мемуарах («За круглым столом прошлого. Воспоминания»). В них, в частности, есть такой эпизод. Как-то на учебных стрельбах из мелкокалиберной винтовки рядовой Лотарёв тремя пулями из пяти попал в цель. Командир батальона похвалил его: «Молодец, солдат!» В ответ поэт, чуть повернувшись в сторону командира, небрежно бросил: «Мерси, господин подполковник!» От такой наглости батальонного, разумеется, едва не хватил удар. Он застыл, после чего разразился отборной бранью и приказал именовать «рядового с лошадиной головой» по-новому: Мерси. На поверках Игорю Лотарёву-Северянину пришлось откликаться на французское «имя». Впрочем, до «дембеля» поэту оставалось совсем немного времени.
Оказавшись на гражданке, по армии Северянин точно не скучал:
На Охте гнилой, в казарме каменной,
Где днем тоскливо, а ночью хоть плачь,
Я, мечтами, как камнем, подавленный,
Приказывал сердцу: молчи же, не плачь.
За всё отомстится поэта гонителям:
За кислые щи и граненый штык.
Всем диким, всем страшным мильонам хулителей,
За муки, к которым поэт не привык.
Литератор. Родился на Малой Охте в семье кладбищенского священника в 1835 году. Умер в 28 лет от пьянства.
Вот как описывает Помяловский Малую Охту середины XIX века, выведенную в рассказе под названием Поречны:
«Малая Поречна имеет довольно красивую кладбищенскую церковь, которая разделяет ее на два края или конца, имеет правление, школу, ресторацию «Магнит», виноторговлю, два кабака, восемь мелочных лавок… В ней только три каменных дома, остальные - все деревянные, и среди деревянных не более десятка двухэтажных».
Василий Михайлович Трофимов обладал глубокой эрудицией в области физико-математических, технических и военных наук и имел большой опыт службы в артиллерии.
Он соединял в себе свойства и в высшей степени одаренного мыслителя, способного к самым широким обобщениям, и талантливого экспериментатора, умевшего блестяще организовать и провести труднейшие опыты на полигоне, и трезвого артиллериста-практика, все время имевшего в виду непосредственное использование объектов его исследования в условиях боевых операций.
Если добавить к этому уменье находить талантливых сотрудников, открывать в них наиболее сильные стороны и способности, а также уменье создавать крупные коллективы для совместной научной работы и заражать их своим энтузиазмом и своей необыкновенной трудоспособностью, то станет совершенно понятно, почему Василия Михайловича Трофимова называют крупнейшим русским артиллеристом начала XX века.
Советский архитектор, инженер-мостостроитель и педагог. Один из крупнейших специалистов по проектированию и строительству мостов.
Построил и перестроил ряд мостов в Ленинграде, по оценке исследователей, участвовал в проектировании около десяти процентов от общего количества городских мостов. Имя Льва Александровича называется специалистами значимым в ряду таких мостостроителей, как Г. П. Передерий, Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева, В. В. Демченко, арх. К. М. Дмитриев.
Родился в Ленинграде в 1954 году в семье архитектора-конструктора, в 1977 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт.
Профессор кафедры архитектуры в Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Академик Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Руководитель архитектурного бюро «Студия 44», на счету которого такие масштабные проекты, как реконструкция зданий Главного штаба на Дворцовой площади, Ладожский вокзал и другие. Отец архитектора, Игорь Георгиевич Явейн, был теоретиком и практиком транспортной архитектуры, по его проектам построено более 100 вокзалов, в том числе в Великом Новгороде, Курске и Латвии. Поэтому неудивителен интерес Никиты Явейна к архитектуре вокзалов — его дипломный проект был посвящён Ладожскому вокзалу, разговоры о необходимости строительства которого велись с начала 1960-х годов.
Владимир Петрович Апышков (1871–1939) – архитектор, создатель Большеохтинского (Петра Великого) моста и Финляндского железнодорожного моста через Неву, один из немногих теоретиков архитектуры модерна в России.
Защитник новаторских тенденций, подготовивший своей монографией «Рациональное в новейшей архитектуре» (1905) бурное развитие научной мысли в советскую эпоху. До 1917 года были, конечно, и другие писатели об архитектуре, но никто из них не мог бы подкрепить свои рассуждения рядом столь убедительных построек. Впрочем, от стиля модерн Апышков довольно быстро отошел и в конструктивизме участия не принимал, оставаясь до конца дней приверженцем классики, о чем свидетельствуют оригинально дополнившие ансамбль усадьбы в Архангельском под Москвой корпуса санатория 1930-х. К исканиям, обращенным в будущее, помимо башен моста, следует отнести, конечно, первый особняк Чаева на ул. Рентгена, 7, знаменитый смелой диагональной планировкой. Но уже следующий дом для того же заказчика (набережная Малой Невки, 16) строится в неогреческом стиле, классическими получились у зодчего и корпуса военного ведомства на Парадной улице.
Григорий Григорьевич Кривошеин (1868–1945) – военный инженер, генерал-майор, профессор Технологического института, умер в эмиграции в Лионе.
Подарил старому Петербургу такую важную деталь, как стеклянный купол библиотеки Генерального штаба – несколько дерзко, но, в конечном итоге, убедительно дополнивший шедевр Росси и привнесший в панораму Дворцовой площади новый острый акцент. Благодаря Кривошеину в Петербурге появились мосты с высокими металлическими арками – Большеохтинский и Финляндский.
Русский и французский биолог (микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.
Илья Ильич Мечников родился в отцовском имении Ивановка Купянского уезда Харьковской губернии, в семье гвардейского офицера, помещика Ильи Ивановича Мечникова (1810—1878) и Эмилии Львовны Мечниковой (в девичестве Невахович, 1814—1879)[4]. Родителей познакомил брат Эмилии Львовны — сослуживец Ильи Ивановича[5].
По отцовской линии Илья Ильич Мечников происходил из старинного молдавского боярского рода. Мать — Эмилия Львовна Невахович, уроженка Варшавы — дочь известного еврейского публициста и просветителя Льва Николаевича Неваховича (1776—1831), считающегося основателем так называемой русско-еврейской литературы (особенно известна его книга «Вопль дщери иудейской», СПб., 1803)[6][7]. Братья Эмилии Невахович: Михаил Львович Невахович (1817—1850) — карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846—1849); Александр Львович Невахович (?—1880) — драматург, заведующий репертуарной частью Императорских театров в 1837—1856 годах. Илья Иванович Мечников был дружен с обоими братьями жены.
Российский хирург, доктор медицинских наук (1899), профессор (1908), действительный статский советник, председатель XX-го Всесоюзного съезда хирургов (1928), основатель хирургической научной школы, один из основоположников сосудистой, эндокринной, военно-полевой хирургии в СССР.
Юный Владимир учился в Третьей Петербургской классической гимназии, первые годы обучения давались ему тяжело: он достаточно часто подвергался наказаниям, вплоть до карцера, успеваемость тоже была посредственной. Однако в последних классах стала проявляться одарённость Оппеля, и в 1891 году он окончил гимназию с серебряной медалью, что позволило ему в том же году поступить в Военно-медицинскую академию, куда принимали по конкурсу медалей.
На решение стать врачом оказал влияние пример прадеда — Христофора Фёдоровича Оппеля, немца по происхождению, поступившего на русскую военную службу, затем закончившего Императорскую Медико-хирургическую академию и ставшего доктором медицины. Обучаясь в академии, В. А. Оппель увлекался анатомией и хирургией, он регулярно посещал клинику профессора В. А. Ратимова.
Русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник.
Владимир Бехтерев родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сарали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещен 23 января 1857 г.). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии (1873) и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.
В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.
По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утвержден приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.
Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.
Родился в селе Подоскляй Тамбовской губернии (ныне – Рассказовский район Тамбовской области) в семье морского офицера. Отец, Александр Александрович Ильин, был крупным юристом, увлекался искусством. По линии матери – Людмилы Ивановны Сатиной – Ильины были в дальнем родстве с Рахманиновыми.
Одной из важнейших заслуг Л. А. Ильина является его руководство разработкой генерального плана развития Ленинграда 1935 года. Для подготовки генплана были сконцентрированы усилия не только градостроителей и архитекторов под руководством Л. А. Ильина: с ними взаимодействовали партийные и хозяйственные и руководители области и города, в первую очередь в Архплане и Горплане (Плановой комиссии), в специально сформированной комиссии крупнейших ленинградских ученых, экономистов, географов из институтов Академии наук, специалистов многих наркоматов.
В 1934 году совместными усилиями был разработан Эскизный проект планировки г. Ленинграда. Идеи этого генплана предопределили основные идеи последующих Генеральных планов Ленинграда — 1966 года, и в особенности Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области 1987 года. Эскизный проект прошел все согласования в Ленинграде и наркоматах и был отправлен в Москву на рассмотрение и утверждение в высших государственных и партийных органах власти. Но на совместном заседании Политбюро и Совета Народных комиссаров 10 августа 1935 г. проект был подвергнут разрушительной критике и отвергнут.
Одновременно было выдвинуто требование разработать новый проект Генплана с учетом замечаний, и вместе с Генеральным планом представить и Правила застройки в срок до 1 ноября 1935 года. Несмотря на невероятно жесткий срок, требуемый пакет документов, включавший комплект чертежей, пояснительных записок и Правил, известный сейчас как «Генплан Л. А. Ильина», был разработан и официально сдан на согласование 25 октября 1935 года.
Виктор Васильевич Ерошенко родился 2 февраля 1962 года в с. Буданове Тернопольской области. В 1983 году окончил Киевское медицинское училище по специальности фельдшер. В 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию.
26 июня 1988 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) был рукоположен в сан диакона. 18 июня 1989 года Виктор Ерошенко был рукоположен митрополитом Алексием в сан пресвитера. В 1990 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
Свое служение отец Виктор начинал в Князь-Владимирской церкви пос. Лисий Нос, затем несколько лет был клириком Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, служил в других храмах. В 1996 году он был назначен настоятелем строящегося на Малой Охте храма во имя успения Божией Матери. Храм, посвященный жертвам блокады Ленинграда, строился на пожертвования и был освящен 8 сентября 2001 года. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий к празднику Святой Пасхи и к 300-летию Санкт-Петербурга за усердное служение Русской православной церкви наградил протоиерея Виктора крестом с украшениями.
За несколько лет в Успенском храме сложилась крепкая церковная община. Верующие скорбят о своем духовном отце. Вечная память.
Зодчий итальянского происхождения, всю жизнь проведший на русской службе и немало сделавший для Санкт-Петербурга и Киева.
Викентий Иванович (Савелий-Иосиф-Антоний) Беретти родился в Италии в 1781 году. Он был сыном Джованни Беретти, профессора механики, который в 1780-е перебрался в Россию. В 1798 году Викентий поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился в архитектурном классе у выдающегося зодчего Андреяна Дмитриевича Захарова. Окончил Академию в 1804 году. Помогал Жану-Франсуа Тома де Томону при строительстве здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. В 1809 году за проект сухопутного кадетского корпуса Викентию Беретти было присвоено звание академика архитектуры. Некоторые исследователи предполагают, что именно он спроектировал церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную на Большеохтинском кладбище в 1812–1814 годах. С 1825-го Викентий Иванович возглавлял Комитет городских строений. Есть данные о том, что Беретти был членом комитета, который курировал строительство Исаакиевского собора. (Сам Викентий Иванович даже разработал его конкурсный проект.) В 1831 году он стал профессором архитектуры при Академии художеств.
В 1830-е Беретти принял участие в конкурсе на лучший проект Киевского университета Святого Владимира. Его работа получила высочайшее одобрение. Викентий Иванович был назначен главным архитектором университета, а в 1837 году освобожден от обязанностей профессора в Академии художеств и переведен в Киев. Последующая деятельность зодчего была связана с этим городом. Ему помогал сын, Александр Викентьевич, также ставший архитектором.
Викентий Иванович скончался в 1842 году. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Александр Григорьевич Будников родился 28 июля 1948 года в Ленинграде в рабочей семье. Семья проживала в коммунальной квартире на Тележной улице.
Закончив школу в 1964 году, будущий отец Александр три года работал, а затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию при управляющем Ленинградской епархией Митрополите Никодиме (Ротове).
Владыка Никодим и рукоположил чтеца Александра в диакона в феврале 1972 года. 4 ноября 1974 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, отец Александр стал священником. Затем он закончил Ленинградскую духовную академию.
Александр Григорьевич Кушелёв-Безбородко — старший сын первого графа Кушелёва и супруги его, Любови Ильиничны, рождённой графини Безбородко.
Детские годы свои гр. А. Г. Кушелёв-Безбородко провел на попечении своей тетки княгини К. И. Лобановой-Ростовской, в доставшемся ей пригородном имении княгини Безбородко, Полюстрово; княгиня отличалась большой домовитостью, любовью к порядку и хозяйству — и умела до известной степени привить такие же вкусы и племяннику.
В 1813 г. он был отдан в приготовительный пансион при Царскосельском лицее; окончив в нём курс в 1816 г., граф Кушелёв выдержал при педагогическом институте экзамен на право получения чинов, а в июле того же года получил в Московском университете, по экзамену, степень доктора этико-политических наук; утверждённый, по этой степени, в чине коллежского асессора, молодой граф в начале 1817 г. был определен в ведомство Коллегии иностранных дел. Отец его выхлопотал ему поручение за границу, отвезти депеши в Вюртемберг, а затем состоять при канцелярии императора в Ахене на время собиравшегося там конгресса. С этим служебным поручением соединялся план и путешествия за границей для завершения образования.
Граф, затем светлейший князь и русский государственный деятель, малороссийский дворянин казацко-старшинного происхождения, фактически руководивший внешней политикой Российской империи после ухода в отставку в 1781 году Никиты Панина, главный директор почт Российской Империи.
Князь Безбородко женат не был, но всегда был страстным поклонником женщин, вел разгульную и легкомысленную жизнь. П. А. Вяземский вспоминал про оперную певицу Елизавету Уранову: «во время оно заколдовала сердце старика графа Безбородки, так что даже вынуждена была во время придворного спектакля жаловаться императрице на любовные преследования седого волокиты».
От актрисы, балетной танцовщицы, Ольги Дмитриевны Каратыгиной («Ленушка»), с 1790 года жившей в его доме, а потом вышедшей замуж за правителя его канцелярии Н. Е. Ефремова, канцлер имел дочь Наталию Александровну Верецкую (1790—1826, похоронена в Толшевском монастыре), бывшую замужем с 21 мая 1806 года за гвардии полковником Я. И. Савельевым. Ей Безбородко дал прекрасное воспитание, большое приданое, и она всегда с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля»
В 1845 году женился на Анне Ивановне Сухозанет, дочери владелицы Жерновки, Екатерины Александровны Сухозанет (при которой имение носило название «Екатерининское»). Имение было передано ему на управление по доверенности после отъезда владелицы во Францию в 1853 году.
Хотя Николай Александрович был противником крестьянской реформы, он считал важным обучать крепостных грамоте. Для этого в Екатерининском им была организована начальная школа для крестьянских детей от 9 до 11 лет.
Николай Александрович Безобразов родился в семье действительного тайного советника А. М. Безобразова (на момент рождения сына он был тамбовским губернатором).
Двенадцать лет (1849—1863) был предводителем дворянства Петербургского уезда; затем был предводителем дворянства Волоколамского уезда Московской губернии. В 1835 году окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права; через три года защитил в нем диссертацию на степень магистра государственных законов: «О началах внешнего государственного права».
Безобразов выступал противником освобождения крестьян, энергично отстаивая неприкосновенность дворянских привилегий, опирающихся на Жалованную грамоту дворянам 1785 года, был одним из видных представителей оппозиции.
Русский генерал из рода Бутурлиных, сподвижник Петра I, участник Северной войны. Сын ближнего стольника, внук Андрея Васильевича Кривого, окольничего при царе Алексее Михайловиче.
В 1687 году произведен в премьер-майоры только что сформированного Преображенского полка.
В 1700 году Бутурлин, будучи уже генерал-майором, привел из Москвы к Нарве Преображенский, Семёновский и 4 пехотных полка; при этом отряде находился и сам царь. Сражался под Нарвой, на другой день после битвы сдался на капитуляцию вместе с другими генералами, поверив обещанию шведского короля Карла XII дать свободный пропуск русским войскам. Но король не сдержал обещания, и Бутурлин, в числе других 10 генералов, отправлен был в Стокгольм военнопленным[2].
Попытка его в 1703 году бежать из плена вместе с генералом Вейде и князем И. Ю. Трубецким не удалась: он был пойман, «зело обруган, бесчещен градодержавцем» и заключен в тюрьму. Заключение окончилось в 1710 году обменом его на шведского военнопленного генерал-майора Мейерфельдта.
В 1711 году командовал войсками, оберегавшими Украину от крымских татар, в 1712 году командовал войсками, расположенными около Митавы, а в 1713 году действовал в Финляндии, у Гельсингфорса, в котором, по занятии его без боя, оставлен был с отрядом в 3000 человек.
В октябре того же года, уже в чине генерал-лейтенанта, под начальством князя М. М. Голицына, Бутурлин участвовал в поражении шведов на реке Пелкуне. Под начальством того же Голицына Бутурлин участвовал и в поражении шведского генерала Армфельда у деревни Лаполя, 19 февраля 1714 года.
Русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I.
Генерал-фельдцейхмейстер (1711), генерал-фельдмаршал (1726), реформатор русской артиллерии. Руководитель первого в России артиллерийского, инженерного и морского училища. В московских преданиях за ним прочно закрепилась репутация чернокнижника, мага, «колдуна с Сухаревой башни» и первого русского масона.
Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, и владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Он составил русско-голландский и голландско-русский словари, первый русский учебник по геометрии, перевел на русский «Космотеорос» Х. Гюйгенса. В 1696 году им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии». А в 1702 открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве, которой руководил. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея.
Яков свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в Кунсткамеру Академии наук.
Сын владельца Завода слоистых пластиков убедил отца создать на его территории Музей уличного искусства, ставший хедлайнером новой культурной жизни города.
Наверное, так родилась идея создания кластера не только с производственной, но и с творческой миссией, которая и развилась потом до концепции Музея стрит-арта. Стрит-арт – самый доступный и честный вид искусства, когда в надписи на заборе можно высказать свое мнение, проявить протест.
Родители перевели меня из 56-й гимназии в «Рид», когда там начались истории с наркотиками — многие торчали. Но аттестат я получал уже в школе «Рост». Потом поступил на юрфак СПбГУ — в альма-матер родителей. В университете у меня было плохо с успеваемостью, поэтому я ушел в Институт МЧС. Еще на втором курсе начал работать на отцовском Заводе слоистых пластиков помощником юриста. Там мне стало довольно скучно, поэтому мы с друзьями организовали техно-вечеринки для своих — человек на пятьдесят. Втайне оккупировали заброшенный корпус, потом все выяснилось, и мы получили по жопе.
Серьезно этим заинтересовался, втянул в свое увлечение папу, и мы решили предоставить художникам возможность создавать масштабные произведения на простаивающих площадях завода. Они не могут сделать это в городе — менты сразу заберут. Сначала эта история казалась самодеятельностью, которую мы придумывали на пару с креативным директором Мишей Астаховым. Но мы все-таки довели дело до ума.
Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе и сквер во дворе дома № 20 по набережной Черной речки в Приморском районе Санкт-Петербурга.
В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».
Мемориальные доски Ольге Берггольц установлены на здании бывшей школы в Богоявленском монастыре Углича, где она училась с 1918-го по 1921 год, и на улице Рубинштейна, 7, где она жила. Еще один бронзовый барельеф ее памяти установлен при входе в Дом радио. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.
17 января 2013 года, к 70-летию прорыва блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге в школе № 340 Невского района был открыт музей Ольги Берггольц. Экспозиция состоит из четырех выставочных разделов — «Комната Ольги Берггольц», «Блокадная комната», «Место памяти» и «История микрорайона и школы».
К 100-летию со дня рождения поэтессы, в 2010 году, петербургский театр «Балтийский дом» поставил спектакль «Ольга. Запретный дневник». 16 мая 2015 года, в 105-ю годовщину со дня рождения поэта, в Палевском саду Невской стороны Петербурга был открыт памятник Ольге Берггольц.
Великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Федоровны. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.
В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и Михаилом Михайловичем Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805–1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 годах временно сблизился с Францией.
Вел успешные войны с Турцией, Персией и Швецией. При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии, бывшего герцогства Варшавского. После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годах антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов Священного союза.
В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о старце Федоре Кузьмиче. Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником на Урале, в пещере на берегу реки Сим, и скончался в 1864 году[5].
Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жестким контролем государства за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, депортациями народов, массовой гибелью людей в результате голода 1932–1933 годов и репрессий.
Российский революционер грузинского происхождения, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, генералиссимус Советского Союза (1945). С конца 1920-х — начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства.
Одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть, завершившейся к концу 1920-х годов разгромом оппозиционных течений, Сталин взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления перехода в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному путем всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и формирования в СССР целостной командно-административной системы.
В конце 1930-х годов в обстановке обострения внешнеполитической ситуации в Европе Сталин пошел на сближение с нацистской Германией, достигнув договоренности о разграничении сфер интересов, на основании которой после начала Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, а также организовал нападение на Финляндию.
Представитель династии Романовых. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Петр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Петр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.
Иосиф Бродский, родился 24 мая 1940, умер 28 января 1996 года. Один из известнейших во всем мире и в нашей стране поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года.
Родился в Ленинграде в семье военного корреспондента и бухгалтера. Раннее детство провел в блокадном Ленинграде, затем его семья была эвакуирована в Череповец, после возвращения из которого он пошел в школу. Пейзажи разрушенного послевоенного Ленинграда оставили определенный отпечаток на творчестве поэта. Работал фрезеровщиком, помощников прозектора в морге, истопником и матросом, ездил по стране в геологических экспедициях. Общение с «неправильными» людьми и свободные мысли «довели» Бродского до психиатрической клиники, суда, принудительных работ, эмиграции… Нью-Йорка и Венеции.
Величайший поэт, оказавший значительное влияние на развитие русской и мировой культуры. Автор «Медного всадника», «Пиковой Дамы», «Повестей Белкина» и многих других всемирно известных произведений. В 1817–1820-м годах неоднократно ездил в Приютино, в усадьбу Олениных, через территорию современного Красногвардейского района. Вероятно, посещал или мог видеть, проезжая мимо, Пороховые заводы и усадьбу Жерновка. В романе в стихах «Евгений Онегин» воспел «Охтинскую молочницу».
Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Немецкой слободе, в Москве. Умер 29 января (10 февраля) 1837 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Сергей Львович Пушкин, происходил из старинного дворянского рода, был поэтом-любителем и известным в обществе острословом. Мать – Надежда Осиповна, в девичестве Ганнибал, происходила из рода Ганнибала, «Арапа Петра Великого».
Учился в Царскосельском лицее, привилегированном учебном заведении для детей дворянского происхождения, которые после его окончания должны стать государственными деятелями, чиновниками высших рангов.
Писать стихи Пушкин начал еще в лицее, на переводном экзамене читал свои стихи пожилому Державину, чем растрогал его до слез. По окончании лицея в 1817 году Александр Сергеевич Пушкин в чине коллежского секретаря поступил в Коллегию иностранных дел. Должность чиновника вызывала скуку у юного поэта. В это время молодой поэт часто посещал театр, стал участником литературного общества «Арзамас» и театрально-литературного сообщества «Зеленая лампа». Пишет «вольнодумные» стихи, за которые отправлен Александром I на Кавказ, а в 1824 году ему был разрешен переезд в собственное имение Михайловское. В 1825 году вышел в свет первый сборник стихов поэта.
В 1831 году женился на блестящей московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, молодая семья поселилась в Санкт-Петербурге. Пушкины вели светскую жизнь, посещали балы и салоны. Слава Пушикина росла, а финансовые дела все больше приходили в расстройство от роскошной столичной жизни не по средствам.
В результате светских интриг и слухов о связи жены поэта Жоржем Дантесом (французским подданным на русской военной службе) 27 января (8 февраля) произошла дуэль на Черной речке, где Дантес ранил Пушкина. В результате этого ранения через 2 дня поэт скончался у себя в квартире на Мойке, в окружении близких и врачей.
Санкт-Петербург многим обязан купечеству. Представители этого сословия весьма способствовали не только экономическому, но и социальному и духовному развитию города на Неве. Яркий тому пример – Григорий Григорьевич Никонов.
Благодаря этому петербургскому купцу на Большеохтинском кладбище в начале XIX века появилась церковь, которая сохранилась до наших дней. Григорий Григорьевич Никонов (1773–1837) унаследовал от своего отца, Григория Федоровича, большую суконную фабрику на Охте. (По другим данным, Григорий-младший сам основал ее на унаследованной земле.) В 1810 году, после смерти малолетнего сына, Григорий Григорьевич выразил желание построить на кладбище церковь – «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с семейным захоронением Никоновых. Все расходы на возведение храма он взял на себя. Считается, что в необходимости этого богоугодного дела Никонова убедили священник Андрей Иванович (Иоаннович) Журавлев и тогдашний начальник Охтинской верфи Петр Герасимович Орловский.
Разработку проекта церкви, как предполагают некоторые исследователи, купец доверил Викентию Ивановичу Беретти. Ранее этот зодчий спроектировал для Никонова каменные корпуса его фабрики.
Церковь заложили 24 августа 1812 года. Это был второй каменный храм на Большеохтинском кладбище после церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца. Строительство обошлось Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). В народе церковь стали называть Никоновской. 27 сентября 1814 года ее освятили во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей.
Сам Григорий Григорьевич Никонов впоследствии был похоронен в возведенной на его средства церкви. Его могила не сохранилась. Никольский храм долгие годы содержался на деньги наследников Никонова.
Александр III вошел в историю как царь-Миротворец: в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени.
Российский император Александр III родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1845 года в Санкт-Петербурге. Он был вторым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Получил традиционное для великих князей военно-инженерное образование.
В 1865 году, после смерти старшего брата — великого князя Николая, стал цесаревичем, после чего получил более фундаментальные знания. Среди наставников Александра были Сергей Соловьев (история), Яков Грот (история литературы), Михаил Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения Константин Победоносцев.
До восшествия на престол Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, был командующим войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса.
О Петре Петровиче Меркулове биографических подробностей известно мало. В 1856 году окончил Училище гражданских инженеров (современный СПбГАСУ, старейшее специализированное учебное учреждение в России, выпускавшее архитекторов, строителей и инженеров).
Рядовой архитектор своего времени, в основном, строил доходные дома в Петербурге в стиле эклектика и иногда проектировал храмы для провинциальных городов.
После окончания Училища гражданских инженеров занимал разные казенные должности в Петербурге. В 1857 году выиграл на проект доходного дома «Общества для улучшения в Санкт-Петербурге помещений рабочего и нуждающегося населения» по Английскому проезду (год постройки – 1862).
В 1861–1867 выполнил проект для Охтинской съезжей части и богадельни в Петербурге в характерном для того времени стиле эклектика. В 1870–1890-х занимался градостроительными вопросами малых городов России (приведением планов старинных городов к регулярным схемам).
Петербургский архитектор, работавший на рубеже XVIII и XIX веков.
Сын крепостного садовника князя П. Н. Трубецкого, Демерцов вступил в связь с дочерью своего хозяина, Александрой, и в 1786 году женился на ней. В 1784 году получил вольную и вместе с тем протекцию свояка А. С. Строганова, пригласившего его переделывать интерьеры дворца на Невском.
Перебравшись в Петербург, учился и преподавал в школе художеств при инженерном кадетском корпусе. Много работал по заказам военного ведомства, особенно при Павле I, в лаконичной стилистике позднего классицизма. Выстроил здания казарм различных полков, Сергиевский всей артиллерии собор и Знаменскую церковь на одноимённой площади.
Пользовался покровительством военного министра А. А. Аракчеева, который стал крёстным его дочери. Выстроил для Аракчеева большой дом на Мойке и курировал строительные работы в его усадьбе Грузино. Разрабатывал типовые казарменные дома для военных поселений.
В 1803—1805 годы руководил восстановительными работами на Охтинском пороховом заводе; по их окончании, в 1806 году, построил к визиту Александра I на берегу Охты Александровские ворота[1].
С 1814 года профессор архитектуры Академии художеств. Через 4 года потерял зрение и вышел в отставку. Жил в доме на Кирочной улице, 10, построенном по собственному проекту.
Основные произведения Демерцова были снесены или перестроены в советское время.
Образование получил домашнее. Как вольноприходящий ученик посещал классы Императорской Академии художеств. В 1839 Академией художеств дано звание неклассного художника за «Проект тюрьмы на 300 человек».
В 1841 был определен по военному министерству помощником А. П. Гемилиана при возведении зданий Петербургского арсенала. В 1846 строил с ним же здание Петербургской артиллерийской лаборатории. К этому времени получил звание младшего архитектора. В 1851 строил дома служащих артиллерийского ведомства. Оканчивал их без Гемилиана, к тому времени уволенного. За это был удостоен ордена св. Анны 3 ст. В 1852 стал академиком.
Одновременно строил здание Охтенской бумаго-прядильной мануфактуры. В 1853 назначен архитектором петербургского арсенала на случай блокады Кронштадта. В 1856 - чугунно-литейного завода и льнопрядильни с ткацкою гр. Ламздорфа. Для товарищества Петербургского металлического завода строил мастерские с газовым заводом и жилым. Затем он расширил здания Охтенской бумагопрядильни и строил Российскую бумагопрядильню.
Александр Данилович Левенков (1929–2007), окончил архитектурный факультет Академии художеств в 1958 году и на протяжении тридцати лет работал архитектором в Ленпроекте. Он стал автором около тридцати монументов на Зеленом поясе Славы. Среди них – мемориалы «Балтийские крылья», «Цветок Жизни», «Катюша», «Старый участок Дороги жизни». Александр Данилович занимался реконструкцией братского воинского захоронения в Румболово и других памятников.
Архитектор Александр Данилович Левенков очень переживал за судьбу своих работ и вместе со скульптором Евгением Васильевичем Чиняковым регулярно объезжал памятники, созданные им на Дороге жизни, чтобы проверить их состояние. В последний раз Левенков побывал у «Цветка жизни» в апреле 2007 года. Спустя два года после его смерти, в июле 2009 года, у мемориала «Цветок жизни», рядом с березой, которую когда-то посадил сам архитектор, в память о нем была установлена мемориальная плита.
Александр Евстафьевич Громов – скульптор-модельщик, мастер художественной лепки, художник-реставратор, резчик по дереву; за более чем полвека профессиональной деятельности выполнил большое число ответственных архитектурно-декоративных работ.
Работал под руководством и по проектам таких видных архитекторов, как И. А. Фомин, А. И. Таманян, В. Ф. Свиньин, Е. И. Катонин, Е. А. Левинсон, И. И. Фомин.
Родился в 1880 году в семье бедного крестьянина Тверской губернии. Семья состояла из 13 человек, и подрастающих детей, закончивших земскую школу, отвозили в Петербург или Москву и отдавали в обучение мастеру или торговцу.
А. Громов с детства проявлял способности к рисованию. Весной 1893 года его привезли в Петербург и отдали на пять лет в мастерскую Василия Ивановича Жилкина — мастера-модельщика.
С 1918 до 1922 находился в рядах Красной армии.
В 1924 поступил в формовочную мастерскую Академии художеств.
Русский скульптор, ученик Марка Антокольского. Создавал отличающиеся непосредственностью наблюдений и тщательностью трактовки деталей бронзовые жанровые фигурки и портретные статуэтки деятелей русской культуры.
Детство Илья Гинцбург провел в Вильно, где на него обратил внимание скульптор М. Антокольский. С 1870 обучался в мастерской М. Антокольского в Санкт-Петербурге, сопровождал его в поездке по Италии. По возвращении поступил в реальное училище, затем (1878) — на скульптурное отделение Петербургской академии художеств, где учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова. В 1886 за работу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» получил золотую медаль и звание Классного художника 1-й степени.
С 1918 — профессор-руководитель скульптурной мастерской петроградских Государственных свободных художественных мастерских. В 1921—1923 — декан скульптурного факультета Высших художественно-технических мастерских.
Скончался 31 января 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Советский и российский скульптор, чьи работы установлены в разных городах России, Украины и Казахстана.
Родился в 1946 году в Ленинграде. Выпускник знаменитой СХШ – Средней художественной школы. В 1970 году окончил факультет скульптуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, известного большинству петербуржцев как Академия художеств. Участвовал в выставках, стал членом Союза художников СССР (позднее – членом Союза художников России, Санкт-Петербургского союза художников, Всемирного клуба петербуржцев). Получал награды Российской академии художеств. Преподавал скульптуру в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Скончался в 2017 году.
Многие работы Неймана (в том числе созданные им в соавторстве с другими художниками) установлены в его родном городе. Это различные памятники, жанровая городская скульптура, мемориальные доски. Среди самых известных работ – памятники Тургеневу в Старо-Манежном сквере (рядом с Манежной площадью), татарскому поэту Габдулле Тукаю в сквере его имени (у пересечения Кронверкского проспекта и Зверинской улицы), маршалу Жукову на Аллее Героев в Московском парке Победы. Весьма примечательны памятник «Петербургский дворник» на площади Островского и мемориальная доска, посвященная Михаилу Дмитриевичу Скобелеву, на боковом фасаде Комендантского дома в Петропавловской крепости.
Несколько работ, в создании которых участвовал Ян Нейман, можно увидеть в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. В саду «Нева» (у пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции) установлен памятник «Охтенка». Главный фасад Охтинского центра эстетического воспитания (улица Маршала Тухачевского, дом 8) украшают аллегорические скульптуры «Музыка» и «Театр».
Реппо Владимир Александрович – руководитель, а затем генеральный директор архитектурной мастерской.
В то время, когда создавалась мастерская, многие архитекторы сочетали работу в государственных проектных организациях с частной проектной работой. ПТАМ В. А. Реппо не являлась исключением. Крупные проектные работы выполнялись в стенах ЛенНИИпроекта, а в персональной мастерской разрабатывались проекты небольших частных домов, интерьеры квартир и кафе, реконструкции помещений под магазины, торговые павильоны, гаражи.
Мастерская также участвовала в конкурсах и выполняла перспективные проработки, которые ложились в основу проектов, разрабатываемых в последующем ЛенНИИпроектом. Мастерская имела небольшой штат постоянных сотрудников, для каждого нового объекта создавались коллективы проектировщиков: архитекторов, конструкторов и инженеров.
Наиболее значительными объектами, спроектированными в ЛенНИИпроекте и персональной творческой мастерской, являются: подземный вестибюль станции метро «Приморская», пожарное депо на ул. Декабристов, памятный знак крейсеру «Киров» на Морской наб. Васильевского острова, памятный знак крепости Ниеншанц у Большеохтинского моста, застройка жилых кварталов 28 и 34-а озера Долгое, 19 и 20 Севернее улицы Новоселов, жилой дом у станции метро «Звездная», по ул. Ленсовета, 88, у метро «Проспект Большевиков», в Клочковом пер., 6, на пр. Энтузиастов, 20-22 , жилой дом с музыкальной школой в кв. 39-40 Севернее Муринского ручья, комплекс торговых павильонов у станций метро «Ладожская» и «Звездная» и др.
Профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, Народный артист России, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающийся вклад в развитие петербургской культуры. Ветеран Великой Отечественной войны, подполковник запаса, член Союза писателей России.
Исаак Романович Штокбант родился 14 августа 1925 года в Ленинграде в семье инженера. В 1943 году его призвали в армию. Закончил краткосрочные курсы в артиллерийско-миномётном училище в Барнауле.
В 1944 году младшего лейтенанта Исаака Романовича Штокбанта послали на фронт в артилерию.
В конце Великой Отечественной Войны, в мае 1945 года был в Вене дослужился до командира взвода батареи 120-и мм минометов 326-го стрелкового Верхнеудинского полка 21-й стрелковой Пермской Краснознаменной дивизии 1945 управления, командир взвода управления и разведки.
После войны служил в танковых войсках: заместителем командира роты по политчасти, позже зам. командира танкового батальона. Закончил в Москве Военный институт иностранных языков.
Началось массовое сокращение армии по решению Никиты Сергеевича Хрущёва, Иссаак Штокбант уволился в запас в звании майора. В армии прослужил 17 лет и 3 месяца.
В 1960 году подал документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, с детства мечтал стать актёром, но ему уже исполнилось 35 лет и в актёры его не взяли из-за возраста, поэтому поступил на режиссёрский факультет, учился у Александра Александровича Музиля и Аркадия Иосифовича Кацмана Закончил институт в 1965 году, с красным дипломом. С ним вместе учились Геннадий Опорков, Лариса Малеванная, они его позвали в Красноярский ТЮЗ на должность главного режиссёра. В Иваново он поставил «Сто четыре страницы про любовь» Эдварда Радзинского и спектакль про молодёжь.
Бейдер Борис Хаимович, руководитель персональной творческой архитектурной мастерской (с 1991 года); член Союза архитекторов России (с 1973 года); член Союза художников России (с 1986 года).
Родился 19 октября 1942 года. Окончил в 1971 году факультет архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. После окончания института работал главным архитектором города Сургута Тюменской области; затем - архитектором в институте ЛенЗНИИЭП. С 1976 по 1991 год работал архитектором в Художественном фонде Союза художников.
Генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии, граф.
Родился в 1672 году в Новгородской губернии. Сын бедного дворянина из рода Ушаковых. Андрей Иванович и четыре его брата рано остались сиротами, все заботы о них взял на себя единственный крепостной их отца, крестьянин Аноха. До двадцати лет Ушаков вел ничем не примечательную деревенскую жизнь. В 1691 году Петр I издал указ, предписывавший всем дворянам без исключения, свободным от службы, явиться в Москву в распоряжение царя. Братья Ушаковы приехали в Москву и все пятеро были записаны в солдаты.
Андрей Иванович — красивый, высокий и крепкий юноша, за ловкость и силу его звали «детиной», — был записан в первый созданный тогда гвардейский полк — Преображенский. Произведенный в унтер-офицеры, он был замечен царем и в 1708 году пожалован капитан-поручиком гвардии, затем Петр Великий возвел его в звание тайного фискала (1714) и поручил наблюдать за постройкой кораблей. Став гвардейским капитаном, Ушаков получил в дар многочисленные поместья и постоянно, в продолжение карьеры, получал поручения от самого царя.
В 1715 году был уже гвардии майором и командиром 4-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. После смерти Федора Юрьевича Ромодановского в 1717 году, Тайная канцелярия была переведена в Петербург, а ее руководство доверили Ушакову и старому графу Петру Андреевичу Толстому. Толстой делами Канцелярии не занимался, а Ушаков бывал там постоянно. В день провозглашения императором Петр I произвел Ушакова в генерал-майоры (1721).
Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в дворянской семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо, а потом уехал в Рим, где изучал архитектуру. У него сложилась хорошая карьера архитектора в Италии, он работал в Риме, Бергамо, быстро вошел в круги римской знати.
В 1780 году его пригласили работать в Россию на должность «архитектора двора ее величества», что подразумевало выполнение заказов Екатерины II. Невозможно представить Петербург без творений Кваренги, до наших дней сохранилось около 30 построек - Екатерининский институт, Смольный институт, здание Конногвардейского манежа, Александровский дворец в Царском Селе, Английский дворец в Петергофе, Мариинская больница для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Юсуповский дворец.
Один из шедевров его творчества - здание Академии наук. Этот храм науки поражает совершенными пропорциями, ясностью образа, сильной пластикой главного фасада. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Очень скоро его известность как выдающегося архитектора екатерининского двора вышла за пределы России. Кваренги работал самозабвенно, всего себя отдавая работе и справляясь с огромным числом заказов, выбирая в помощники русских архитекторов, приглашая итальянских. Как писал зодчий в своих мемуарах, в его творчество нередко вмешивалась Екатерина II, и все высочайшие предначертания ему удавалось заключить в архитектурные рамки. Он сохранил авторитет и у преемников - Павла I и Александра I.
В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия. С необыкновенным подъемом и воодушевлением он построил Нарвские триумфальные ворота в честь победоносного возвращения русской армии из Франции.
За 37 лет жизни в России Кваренги вошел в число самых выдающихся русских зодчих, в 1814 году получил потомственное дворянство за свои заслуги. Он скончался в 1817 году и был похоронен на Волковом кладбище. Через 150 лет останки были перезахоронены в Некрополе Александро-Невской лавры.
В 1745 году граф, генерал-фельдмаршал А. Разумовский привозит с Украины в Петербург 16-летнего юношу с удивительным голосом. Его зовут Марк Полторацкий. Отец Марка был священником.
Мальчик обучался в знаменитой латинской школе в Чернигове, затем поступил в Киевскую бурсу, где продолжал учебу и пел в церковном хоре.
В Петербурге граф А. Разумовский определяет Марка на обучение в Придворный хор. Пять лет юноша постигает секреты певческого мастерства и одновременно поет в хоре.
Отец — казак Федор Полторацкий — поселился в сотенном городке Сосница Черниговского полка Гетманской Украины и принял сан священника. В период гетманства Даниила Апостола 17 (28) апреля 1729 г. в его семье родился сын Марк. Мальчик рос смышленым, любознательным, и отец определил его в «латинские школы» Чернигова, в которых тот проучился четыре года.
Потом его учеба продолжилась в стенах Киево-Могилянской академии. С детства Марк обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре.
В 1744 г. голос Марка услышал граф Алексей Разумовский (сам в прошлом певчий), сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в ее поездке на Украину. Через год юноша простился со своими киевскими однокашниками и «определился» в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе. Карьера Марка складывалась удачно, вскоре он был назначен «уставщиком» придворного хора.
В 1750 г. первым из славян зачислен в итальянскую оперную труппу, выступал под именем «Марко Портурацкий». Через три года назначен регентом Придворной певческой капеллы. С именными указами императрицы неоднократно ездил отбирать лучшие голоса на Украину. В 1754 произведен в полковники.
В реестре «малых певчих» от 30 октября 1760 года, которых он отобрал, прослушав церковные, монастырские, школьные и другие хоры в гетманских полках, был записан и Дмитрий Бортнянский, 9 лет от роду, — сын казака Глуховской сотни Нежинского полка.
В 1763 г. Полторацкий возглавил Придворную певческую капеллу; в том же году получил потомственное дворянство. Умер в Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Новые построенные кирпичные ворота не являлись проходной на завод. Они имели символический характер. Наверху ворот висел колокол, звон которого оповещал рабочих о начале и об окончании рабочего времени.
Большеохтинский мост, носивший до революции название «Мост Петра Великого», соединяет левый берег Невы, центр Петербурга, и старинный район – Охту. Он перекинут от Смольной набережной к Свердловской. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Казармы из красного кирпича – вещественное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Во времена, когда Нева принадлежала шведскому королю, именно в этом месте был построен крепкий разводной деревянный мост, связывающий крепость Ниеншанц с основной территорией шведского города Ниен.
Таким образом, можно говорить, что это прадедушка – самый первый разводной мост на Невских берегах.
Комаровский, через короткий участок суши, как бы продолжает Большеохтинский мост, связывает собой Большую и Малую Охту и располагается на Красногвардейской площади. Он утилитарен, и представляет собой простое бетонное перекрытие через реку Охта. В плотном транспортном потоке поездка по нему совершенно незаметна.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих пожарных частей XIX века, сохранившаяся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Пожарная часть переехала в это здание в 1887 году, сейчас в нем располагается 12-я пожарная часть Красногвардейского района. В 2013 году эта пожарная часть отметила свое 185-летие.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых, при них по проекту Джакомо Кваренги было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой, в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга здесь располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Петр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В екатерининскую эпоху здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница имени императора Петра Великого, увековечивающая память основателя Санкт-Петербурга, является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. В 1910 году в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония ее закладки.
Ильинская слобода – поселение, возникшее в первой трети XVIII века, вокруг Порохового завода, основанного Петром I. Эта историческая местность располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны и улицей Потапова. Само слово «слобода» – означает «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. Название же «Ильинская» местность получила по посвящению церкви Святого Пророка Илии – покровителя мастеров пороховых дел.
Основан на порогах реки Охты в 1715 году по распоряжению Петра I. Старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, взрывчатых веществ, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон – один из немногих существующих и по сей день живых памятников военно-инженерной истории России. Огромная территория, сокрытая от лишних глаз густыми лесами и заборами, прямо-таки пестрит разнообразными памятниками: от уникальных артиллерийских установок начала XX века до построек XIX века.
Печалит только то, что всё это великолепие потихоньку увядает. История Ржевского полигона началась в 1854 году, правда, совсем не в том месте, где он стоит ныне: располагался он на Волковом поле и лишь около 10 лет спустя был перенесен на Охтинское поле.
Самый современный и единственный транзитный пассажирский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, один из самых технологичных в Европе; в его конструировании применены принципы интеллектуальной архитектуры. Открытие вокзального комплекса состоялось в рамках празднования 300-летия города.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей уличного искусства (стрит-арта).
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились российские корабли, составившие славу нашего флота. Памятник был установлен в 1911 году в сквере позднее снесенной (в 1930-х) церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
В глубине жилого квартала, у дома № 19 по улице Стахановцев, расположен памятный знак с выбитыми строками стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру». Именно в этот двор приходил влюбленный поэт, пробегая «сквозь тысячу арок», соединяющих фасады неоклассических сталинских домов, к девушке, которая жила в общежитии Ленинградского университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
«Блокадным» храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском сквере, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители: в тяжелые блокадные дни здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Ильи-пророка (1781−1785) и церковь Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась в еще 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
В 2 минутах ходьбы от ст. м. «Новочеркасская» недавно открывшаяся после ремонта библиотека на ул. Стахановцев, д. 4а приглашает всех, кто предпочитает живую бумажную книгу или журнал.
Вашему вниманию будут предложены самые последние поступления в фонды библиотечной системы Красногвардейского района, а также редкая книга.
Своим удобным местоположением — в нескольких шагах от метро «Новочеркасская» — библиотека привлекает большое число читателей. Такая аудитория вдохновляет сотрудников на осваивание новых форматов работы.
«Средиземноморье на Охте» — именно такой концепцией руководствовалась библиотека, проводя реконструкцию в 2011 году. Сегодня библиотека, расположенная в уютных двориках Большой Охты, по-прежнему остается самым солнечным уголком микрорайона.
Отвлечься от серых будней и забот повседневности помогает не только дизайн библиотеки, но и разнообразие клубов, инициированных библиотечными сотрудниками.
Библиотека «Пороховская» – это библиотека семейного типа, и у нас созданы условия для чтения взрослых и детей.
Наша библиотека – одна из старейших библиотек Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Сейчас это современное учреждение культуры с 110-тысячным книжным фондом, компьютерным комплексом, разнообразными услугами.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – это территория детства, новый формат библиотеки, который способствует формированию личности, развитию детского воображения, творчеству и обучению.
Первая детская библиотека существует с 1975 года. За это время у библиотеки появились не только постоянные читатели, но и яркие творческие проекты. Так, библиотека активно поддерживает проект «Встречи с искусством» и «Встречи с детскими писателями».
Здесь Вас ждут всегда лучшие книги, приветливый коллектив, новые интересные проекты и многое другое!
Эта группа для всех, кто любит книги: для детей, родителей, бабушек и дедушек, школьников и дошкольников, студентов и абитуриентов!
Пискарёвский библиотечно-культурный центр был создан в 1984 году на базе двух небольших библиотек. ПБКЦ включает в себя зал художественной литературы, зал отраслевой литературы, детский абонемент, медиатеку, лекционный зал.
Недавно в центре открылось новое игровое пространство для детей «Волшебная комната».
Центральная детская библиотека Красногвардейского района воплощает в себе традиции петербургской библиотечной деятельности и особенности современного социально-культурного пространства, предназначенного для учебы, работы и досуга.
Основана библиотека в 1948 году. В 2010 году открылась как территория возможностей. Посетители от мала до велика найдут у нас чтение и занятие для ума и сердца.
Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя – это уникальный проект модернизации библиотечного пространства. Откликаясь на ритм современной жизни и отдавая дань традициям, библиотека меняется и сочетает разные форматы учебной и научной деятельности, творчества и досуга.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!