1911  Памятники культуры
Большеохтинский мост (мост Императора Петра Великого)
Подробнее
 
1901
 
1909
 
1911
 
1956
 
1990-е

Тауэрский мост был торжественно открыт в 1894 году, то есть на 17 лет раньше, чем Большеохтинский (тогда – Императора Петра Великого). В устройстве этих гигантов довольно много общего: у них по три пролета, из которых средний – разводной (и двукрылый), и по две эффектные башни. При этом у лондонского моста боковые пролеты висячие, а дуги конструкций обращены прогибом вниз.

При съемках фильма «Сокровища Агры», который вышел на телевизионные экраны в 1983 году, режиссеру Игорю Фёдоровичу Масленникову понадобилось сделать хотя бы намек на виды британской столицы. Полноценная съемка на натуре была невозможна. Пришлось использовать кадры Лондона, снятые корреспондентом Центрального телевидения СССР. Их смонтировали с крупными планами Ленинграда, на которых было трудно разглядеть, что роль Темзы играет куда более полноводная Нева, а в качестве Tower Bridge выступает Большеохтинский мост.

Судьбоносной резолюции Николая II – «Не затягивать постройку/строительство моста» – от 13 мая 1907 года предшествовала страшная катастрофа. 7 апреля 1907 года, перевозя людей с левого берега Невы на Охту, столкнулся с плывущей льдиной, перевернулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных невских водах погибли, по разным данным, от 39 до 60 человек.

Пароход принадлежал купцу Шитову, чьи ветхие посудины славились своей ненадежностью и зачастую обслуживались неквалифицированными, случайными людьми. Работа шитовского пароходства вызывала массу нареканий у горожан, поэтому в случившемся народная молва обвинила именно судовладельца. Шитова, как пишут в своей книге «Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов. Записки очевидцев» Д. А. Засосов и В. И. Пызин, «присудили к тюремному заключению сроком на один год и обязали выплатить пособия семьям погибших».

Апрельская трагедия бурно обсуждалась в прессе и ускорила начало строительства моста, в котором так нуждались обитатели обоих берегов Невы. Мост Императора Петра Великого был открыт в 1911 году.

Интересные факты
История места
1901
Был объявлен международный конкурс на лучший проект постоянного Охтенского (первоначально это слово писалось именно так, через «е») моста.
1909
26 июня состоялась закладка нового моста.
1911
26 октября мост Императора Петра Великого освятили и открыли для движения транспорта и пешеходов. (Позднее мост именовался Охтенским, Большим Охтенским, Большеохтенским.)
1956
В связи с изменением правил русской орфографии мост стал называться Большеохтинским (через «и»).
1990-е
Была проведена реконструкция моста, был восстановлен его архитектурный декор.
Вся история
Связаны с этим местом
Пётр I
1672 год
Основатель Санкт-Петербурга, первый император России и великий реформатор
Григорий Григорьевич Кривошеин
1868 год
Инженер Большеохтинского моста и Финляндского железнодорожного моста
Владимир Петрович Апышков
1871 год
Архитектор Большеохтинского моста и Финляндского железнодорожного моста
История памятника культуры
Большеохтинский мост (мост Императора Петра Великого)

Большеохтинский мост, соединяющий район Смольного и Малую Охту, зримо противопоставлен невским мостам исторического центра – невысоким, почти горизонтальным. До конца XVIII века построить полноценный мост через водную преграду такой ширины, как Нева, было технически невозможно. Первым постоянным мостом через главную реку Петербурга стал Благовещенский (позднее – Николаевский, затем – Лейтенанта Шмидта), сооруженный в 1843–1850 годах между 2-м Адмиралтейским островом и Васильевским островом. Вторым стал Литейный мост (в честь императора Александра II он именовался Александровским, но это название не прижилось), построенный в 1875–1879 годах; он соединяет Литейную часть и Выборгскую сторону. Троицкий мост (позднее – Равенства, затем – Кировский), соединяющий центральную часть города и Петроградскую сторону, был сооружен в 1897–1903 годах; его длина составляет 582 метра. В 1912–1916 годах между 2-м Адмиралтейским и Васильевским островами был построен Дворцовый мост (позднее – Республиканский).

Вопрос транспортного сообщения Петербурга с Охтой в конце XIX - начале ХХ веков стоял очень остро. Долгое время велись споры о трассе будущего моста, о том, какую из Охт – Большую или Малую – следует связать с центром города. Так, логично было продолжить Невский проспект, построив мост на правый берег примерно в его створе, однако это произошло только в 1960-е. (Мост Александра Невского был возведен в 1960–1965 годах.) Место, которое в итоге было выбрано для первого «окраинного» моста, по-своему символично: именно здесь когда-то начинался город (точнее говоря, случился своеобразный фальстарт). В 1611 году шведы заложили в устье Охты крепость Ниеншанц, под защитой которой вырос город Ниен. Они же построили укрепления на левом берегу Невы; при Петре I там возвели Смольный двор, где варилась корабельная смола.

Новый мост заложили 26 июня 1909 года, накануне 200-летия Полтавской битвы. Неудивительно, что и назван он был в честь триумфатора генерального сражения Северной войны. Правда, титулы императора и Великого Пётр I принял только в 1721 году, то есть через 12 лет после баталии под Полтавой. К слову сказать, на границе современных Калининского и Красногвардейского районов многое напоминает о Петре Алексеевиче и его сподвижниках. В начале XX века на карте Санкт-Петербурга появились Бестужевская, Брюсовская, Куракина и Репнинская улицы, Екатерининский, Меншиковский и Шафировский проспекты. А нынешний Пискарёвский проспект тогда именовался проспектом Императора Петра Великого. Не будем забывать и о расположенной в этой части города больнице имени Петра Великого (в советские годы она носила имя Ильи Ильича Мечникова), строительство которой началось во второй половине 1900-х годов.

Насколько первоначальное официальное название подходило мосту – вопрос спорный. Сам Пётр I, как известно, ратовал за развитие городского водного транспорта и мосты не очень жаловал, справедливо считая, что они мешают судоходству. Впрочем, и название «Большеохтинский» для моста, который связал центр Петербурга с Малой Охтой, кажется не самым удачным, хотя эпитет «большой» вполне соответствует его внушительному облику.

Инженеру Григорию Григорьевичу Кривошеину и инженеру и архитектору Владимиру Петровичу Апышкову, представившим свой проект (под девизом «Свобода судоходству») вне конкурса, удалось отстоять смелое решение – делать мост всего в три пролета, да так, чтобы разводным был средний. Первый постоянный мост через Неву – Благовещенский – имел (и имеет) восемь пролетов, что породило молву об обещании Николая I присваивать за каждый построенный пролет или бык (промежуточную опору) очередной чин инженеру Станиславу Валериановичу Кербедзу; в связи с этим автор проекта якобы увеличил количество опор, сделав свой мост сущим наказанием для судоходов. У современного Троицкого моста, который, конечно, гораздо длиннее Большеохтинского, к примеру, вообще десять пролетов. Кроме того, разводные пролеты прежде обычно делались у берега, так что симметрично взмывающие в небо крылья центральной части моста стали одной из визитных карточек нашего города уже в советский период. У Большеохтинского же разводится именно двукрылый средний пролет.

Слева и справа от разводного пролета, с верховой стороны моста, возвышаются две башни управления подъемными механизмами. Башни выполнены в виде маяков и облицованы гранитом. Боковые пролеты моста перекрыты металлическими арочными фермами «с ездой понизу». Проще говоря, арки Большеохтинского подняты над проезжей частью. Подобным образом устроен Финляндский железнодорожный мост (ранее – Императора Александра I, затем – Новый), возведенный в 1910–1913 годах; кстати, он был спроектирован при участии всё тех же Кривошеина и Апышкова. Похожие арочные фермы «с ездой понизу» имел и первый Володарский мост, построенный в 1932–1936 годах.

Мост Императора Петра Великого был торжественно открыт 26 октября 1911 года. Тогда петербуржцы ругали это грандиозное сооружение не меньше, чем парижане несколько ранее – Эйфелеву башню: дескать, новый мост нарушает «небесную линию» города и даже спорит с левобережной доминантой – Смольным собором. Критиков также раздражало архитектурное решение моста, однако со временем его эстетические качества все-таки были оценены по достоинству.

Как найти Большеохтинский мост

От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамваи № 10 и 23. Остановка на углу Новочеркасского проспекта и Красногвардейской площади, далее пешком.

Контакты
Это похоже на Большеохтинский мост
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
1970 ⋅ между Пискарёвским, Полюстровским, Среднеохтинским проспектами и шоссе Революции.
19 мин.
1965 ⋅ между площадью Александра Невского и Заневским проспектом.
8 мин.
1913 ⋅ по Соединительной линии Октябрьской железной дороги.
7 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
12 мин.
1945 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
2 мин.
1970 ⋅ Заневский проспект, дом 28-30-32, литера А.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.
6 мин.
2010 ⋅ проспект Шаумяна, дом 22.
6 мин.
2007 ⋅ у дома 52 по Малоохтинскому проспекту.
21 мин.
1936 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Заневским проспектом, улицей Стахановцев и Таллинской улицей.
6 мин.
1973 ⋅ ул. Громова, 4

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2022 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке