1911  Памятники культуры
Большеохтинский мост (мост Петра Великого)
Подробнее
 
1901
 
1909
 
1911
 
1917
 
1956
 
1993

Тауэрский мост, построенный лет на 15 раньше Большеохтинского, продемонстрировал аналогичное устройство с тремя пролетами (из которых средний разводной) и двумя башнями, вот только боковые пролеты там висячие, арок нет, а дуги конструкций обращены прогибом книзу. Пара неороманских башен украшает еще мост Фридриха Эберта в Дуйсбурге (ровесник нашего моста), правда, стоят они на берегу, при въезде.

Судьбоносной резолюции Николая II: «Постройку моста не затягивать», предшествовала катастрофа: 7 апреля 1907 года во время перевоза с левого берега Невы на Охту опрокинулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных водах Невы погибли 39 человек.

Пароход принадлежал купцу Якову Петровичу Шитову, известному в народе как Охтинский кулак. Его «посудины» славились дешевизной и отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал на линии неисправные суда с командами из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. В случившемся народная молва обвинила купца Шитова, но ему удалось избежать наказания. Эта трагедия бурно обсуждалась в городских газетах и ускорила начало строительства постоянной переправы, разговоры о которой велись с 30-х годов XIX века.

Интересные факты
История места
1901
Подготовительные работы, архитектурный конкурс, проектирование, составление сметы и поиск средств.
1909
Закладка моста и начало строительства.
1911
Освещение и торжественное открытие моста Петра Великого произошло 26 октября.
1917
Переименование в Большеохтенский, через «е».
1956
В связи с изменениями правописания название изменено на Большеохтинский, через «и».
1993
Началась капитальная реконструкция с восстановлением утраченных архитектурных деталей, которая была закончена через 6 лет, в 1999 году.
Вся история
Связаны с этим местом
Петр I
1672 год
Основатель Санкт-Петербурга, первый император России и великий реформатор
Григорий Григорьевич Кривошеин
1868 год
Инженер Большеохтинского моста
Владимир Петрович Апышков
1871 год
Архитектор Большеохтинского моста
История памятника культуры
Большеохтинский мост (мост Петра Великого)

Мост через Неву, соединивший район Смольного с Большой Охтой, зримо противопоставлен мостам исторического центра – невысоким, почти горизонтальным. До конца XVIII века навести постоянную переправу через водную преграду такой ширины было технически невозможно. Первым постоянным мостом через Неву длиной более 300 метров стал Благовещенский мост (1850), соединивший Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Затем последовал Литейный (1879), перекинутый с Выборгской стороны на Литейную часть, Дворцовый (1897) – от Адмиралтейской части к Стрелке Васильевского острова и Троицкий (1903) – протяженностью почти 600 метров, который соединил Петроградскую сторону с центром.

Вопрос же транспортного сообщения с правым берегом Невы стоял остро. Долгое время велись споры, какую из Охт следует раньше связать с городским центром. Логично было предположить продление Невского проспекта на другой берег, однако это произошло только в 1960-е. Место же, выбранное для первого «окраинного» моста, оказалось по-своему символично: именно здесь когда-то начинался город (точнее, имел место своего рода фальстарт). В устье Охты стояла шведская крепость Ниеншанц и существовало регулярное поселение Ниен. Были возведены временные укрепления на левом берегу Невы; позднее там был устроен Смольный двор, постепенно превратившийся в своего рода второй городской центр.

Новый мост посвятили триумфатору Полтавской баталии, с юбилеем которой совпало начало его строительства. В связи с этим, равно как и с 200-летием основания Петербурга, на территории современного Красногвардейского района появилась целая коллекция топонимов, увековечивших имена самодержца и его сподвижников, включая больницу Петра Великого (современная Мечникова). Кажется, что первоначальное имя шло мосту, впрочем, и «большой» в современном названии тоже вполне соответствует его внушительному облику.

Инженеру Кривошеину вместе с архитектором Апышковым, подавшим свой проект вне конкурса, удалось отстоять смелое решение – делать мост всего в три пролета, да так, чтобы средний был разводным. Когда-то исключительно большое число пролетов в первом постоянном мосту через Неву (Николаевском) породило молву о присвоении за каждый устой нового чина автору, инженеру Кербедзу, только для того якобы и сделавшему свой мост сущей преградой для судоходства (неслучайно царь Петр мосты не любил). Троицкий мост, к примеру, всего в полтора раза длинней, а пролетов у него 9. Кроме того, разводные пролеты прежде делались всегда сбоку, классический петербургский вид: симметрично взмывающие в небо крылья центральной части – привился у нас лишь в советское время. Впервые же в Петербурге такое решение разводного механизма появилось именно здесь.

Для функционирования разводного механизма понадобилось устройство двух башен с маяками (подобных новым ростральным колоннам), боковые же пролеты сделаны с «ездой понизу», т. е. арки, привычно придавленные проезжей частью, подняты на высоту 20-ти с лишним метров. Так вскоре будет выстроен, при участии того же Кривошеина, Финляндский железнодорожный мост, а в 1920-е годы еще и мост Володарского (не сохранился).

Современники ругали новый мост не меньше, чем парижане в свое время – Эйфелеву башню: он-де спорит с доминантой Смольного собора, а его арки дерзко вторгаются в пресловутую небесную линию Петербурга. Критиков также раздражало и неклассическое архитектурное решение, где нарочитая архаизация в духе неороманского стиля (сторожевые мостовые башни – еще одна средневековая традиция) сочеталась с футуристическими, по тем временам, мотивами, вроде стеклянных светящихся завершений башен, не говоря уже о частоколе металлических конструкций. И только со временем эстетические качества Большеохтинского моста, наконец, оценили по достоинству.

Как найти Большеохтинский мост

От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамваи № 10, 23, троллейбус № 18. Остановка «Красногвардейская площадь».

Контакты
Архитектор
Это похоже на Большеохтинский мост
3 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь.
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
9 мин.
1796 ⋅ Ириновский проспект, дом 9.
6 мин.
1781 ⋅ шоссе Революции, дом 75.
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода
5 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
20 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, дом 67.
5 мин.
1806 ⋅ Улица Химиков, 18.
1 мин.
2017 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
12 мин.
1946 ⋅ Индустриальный проспект, дом 35, корпус 1.
2 мин.
2017 ⋅ Заневский проспект, дом 32.
1 мин.
2017 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30/5.
2 мин.
2017 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.
11 мин.
5 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, дом 40.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке