Тауэрский мост, построенный лет на 15 раньше Большеохтинского, продемонстрировал аналогичное устройство с тремя пролетами (из которых средний разводной) и двумя башнями, вот только боковые пролеты там висячие, арок нет, а дуги конструкций обращены прогибом книзу. Пара неороманских башен украшает еще мост Фридриха Эберта в Дуйсбурге (ровесник нашего моста), правда, стоят они на берегу, при въезде.
Судьбоносной резолюции Николая II: «Постройку моста не затягивать», предшествовала катастрофа: 7 апреля 1907 года во время перевоза с левого берега Невы на Охту опрокинулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных водах Невы погибли 39 человек.
Пароход принадлежал купцу Якову Петровичу Шитову, известному в народе как Охтинский кулак. Его «посудины» славились дешевизной и отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал на линии неисправные суда с командами из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. В случившемся народная молва обвинила купца Шитова, но ему удалось избежать наказания. Эта трагедия бурно обсуждалась в городских газетах и ускорила начало строительства постоянной переправы, разговоры о которой велись с 30-х годов XIX века.
Мост через Неву, соединивший район Смольного с Большой Охтой, зримо противопоставлен мостам исторического центра – невысоким, почти горизонтальным. До конца XVIII века навести постоянную переправу через водную преграду такой ширины было технически невозможно. Первым постоянным мостом через Неву длиной более 300 метров стал Благовещенский мост (1850), соединивший Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Затем последовал Литейный (1879), перекинутый с Выборгской стороны на Литейную часть, Дворцовый (1897) – от Адмиралтейской части к Стрелке Васильевского острова и Троицкий (1903) – протяженностью почти 600 метров, который соединил Петроградскую сторону с центром.
Вопрос же транспортного сообщения с правым берегом Невы стоял остро. Долгое время велись споры, какую из Охт следует раньше связать с городским центром. Логично было предположить продление Невского проспекта на другой берег, однако это произошло только в 1960-е. Место же, выбранное для первого «окраинного» моста, оказалось по-своему символично: именно здесь когда-то начинался город (точнее, имел место своего рода фальстарт). В устье Охты стояла шведская крепость Ниеншанц и существовало регулярное поселение Ниен. Были возведены временные укрепления на левом берегу Невы; позднее там был устроен Смольный двор, постепенно превратившийся в своего рода второй городской центр.
Новый мост посвятили триумфатору Полтавской баталии, с юбилеем которой совпало начало его строительства. В связи с этим, равно как и с 200-летием основания Петербурга, на территории современного Красногвардейского района появилась целая коллекция топонимов, увековечивших имена самодержца и его сподвижников, включая больницу Петра Великого (современная Мечникова). Кажется, что первоначальное имя шло мосту, впрочем, и «большой» в современном названии тоже вполне соответствует его внушительному облику.
Инженеру Кривошеину вместе с архитектором Апышковым, подавшим свой проект вне конкурса, удалось отстоять смелое решение – делать мост всего в три пролета, да так, чтобы средний был разводным. Когда-то исключительно большое число пролетов в первом постоянном мосту через Неву (Николаевском) породило молву о присвоении за каждый устой нового чина автору, инженеру Кербедзу, только для того якобы и сделавшему свой мост сущей преградой для судоходства (неслучайно царь Петр мосты не любил). Троицкий мост, к примеру, всего в полтора раза длинней, а пролетов у него 9. Кроме того, разводные пролеты прежде делались всегда сбоку, классический петербургский вид: симметрично взмывающие в небо крылья центральной части – привился у нас лишь в советское время. Впервые же в Петербурге такое решение разводного механизма появилось именно здесь.
Для функционирования разводного механизма понадобилось устройство двух башен с маяками (подобных новым ростральным колоннам), боковые же пролеты сделаны с «ездой понизу», т. е. арки, привычно придавленные проезжей частью, подняты на высоту 20-ти с лишним метров. Так вскоре будет выстроен, при участии того же Кривошеина, Финляндский железнодорожный мост, а в 1920-е годы еще и мост Володарского (не сохранился).
Современники ругали новый мост не меньше, чем парижане в свое время – Эйфелеву башню: он-де спорит с доминантой Смольного собора, а его арки дерзко вторгаются в пресловутую небесную линию Петербурга. Критиков также раздражало и неклассическое архитектурное решение, где нарочитая архаизация в духе неороманского стиля (сторожевые мостовые башни – еще одна средневековая традиция) сочеталась с футуристическими, по тем временам, мотивами, вроде стеклянных светящихся завершений башен, не говоря уже о частоколе металлических конструкций. И только со временем эстетические качества Большеохтинского моста, наконец, оценили по достоинству.
От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамваи № 10, 23, троллейбус № 18. Остановка «Красногвардейская площадь».
Представитель династии Романовых. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Петр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Петр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.
Григорий Григорьевич Кривошеин (1868–1945) – военный инженер, генерал-майор, профессор Технологического института, умер в эмиграции в Лионе.
Подарил старому Петербургу такую важную деталь, как стеклянный купол библиотеки Генерального штаба – несколько дерзко, но, в конечном итоге, убедительно дополнивший шедевр Росси и привнесший в панораму Дворцовой площади новый острый акцент. Благодаря Кривошеину в Петербурге появились мосты с высокими металлическими арками – Большеохтинский и Финляндский.
Владимир Петрович Апышков (1871–1939) – архитектор, создатель Большеохтинского (Петра Великого) моста и Финляндского железнодорожного моста через Неву, один из немногих теоретиков архитектуры модерна в России.
Защитник новаторских тенденций, подготовивший своей монографией «Рациональное в новейшей архитектуре» (1905) бурное развитие научной мысли в советскую эпоху. До 1917 года были, конечно, и другие писатели об архитектуре, но никто из них не мог бы подкрепить свои рассуждения рядом столь убедительных построек. Впрочем, от стиля модерн Апышков довольно быстро отошел и в конструктивизме участия не принимал, оставаясь до конца дней приверженцем классики, о чем свидетельствуют оригинально дополнившие ансамбль усадьбы в Архангельском под Москвой корпуса санатория 1930-х. К исканиям, обращенным в будущее, помимо башен моста, следует отнести, конечно, первый особняк Чаева на ул. Рентгена, 7, знаменитый смелой диагональной планировкой. Но уже следующий дом для того же заказчика (набережная Малой Невки, 16) строится в неогреческом стиле, классическими получились у зодчего и корпуса военного ведомства на Парадной улице.
Новые построенные кирпичные ворота не являлись проходной на завод. Они имели символический характер. Наверху ворот висел колокол, звон которого оповещал рабочих о начале и об окончании рабочего времени.
Большеохтинский мост, носивший до революции название «Мост Петра Великого», соединяет левый берег Невы, центр Петербурга, и старинный район – Охту. Он перекинут от Смольной набережной к Свердловской. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Казармы из красного кирпича – вещественное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Во времена, когда Нева принадлежала шведскому королю, именно в этом месте был построен крепкий разводной деревянный мост, связывающий крепость Ниеншанц с основной территорией шведского города Ниен.
Таким образом, можно говорить, что это прадедушка – самый первый разводной мост на Невских берегах.
Комаровский, через короткий участок суши, как бы продолжает Большеохтинский мост, связывает собой Большую и Малую Охту и располагается на Красногвардейской площади. Он утилитарен, и представляет собой простое бетонное перекрытие через реку Охта. В плотном транспортном потоке поездка по нему совершенно незаметна.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих пожарных частей XIX века, сохранившаяся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Пожарная часть переехала в это здание в 1887 году, сейчас в нем располагается 12-я пожарная часть Красногвардейского района. В 2013 году эта пожарная часть отметила свое 185-летие.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых, при них по проекту Джакомо Кваренги было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой, в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга здесь располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Петр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В екатерининскую эпоху здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница имени императора Петра Великого, увековечивающая память основателя Санкт-Петербурга, является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. В 1910 году в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония ее закладки.
Ильинская слобода – поселение, возникшее в первой трети XVIII века, вокруг Порохового завода, основанного Петром I. Эта историческая местность располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны и улицей Потапова. Само слово «слобода» – означает «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. Название же «Ильинская» местность получила по посвящению церкви Святого Пророка Илии – покровителя мастеров пороховых дел.
Основан на порогах реки Охты в 1715 году по распоряжению Петра I. Старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, взрывчатых веществ, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон – один из немногих существующих и по сей день живых памятников военно-инженерной истории России. Огромная территория, сокрытая от лишних глаз густыми лесами и заборами, прямо-таки пестрит разнообразными памятниками: от уникальных артиллерийских установок начала XX века до построек XIX века.
Печалит только то, что всё это великолепие потихоньку увядает. История Ржевского полигона началась в 1854 году, правда, совсем не в том месте, где он стоит ныне: располагался он на Волковом поле и лишь около 10 лет спустя был перенесен на Охтинское поле.
Самый современный и единственный транзитный пассажирский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, один из самых технологичных в Европе; в его конструировании применены принципы интеллектуальной архитектуры. Открытие вокзального комплекса состоялось в рамках празднования 300-летия города.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей уличного искусства (стрит-арта).
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились российские корабли, составившие славу нашего флота. Памятник был установлен в 1911 году в сквере позднее снесенной (в 1930-х) церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
В глубине жилого квартала, у дома № 19 по улице Стахановцев, расположен памятный знак с выбитыми строками стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру». Именно в этот двор приходил влюбленный поэт, пробегая «сквозь тысячу арок», соединяющих фасады неоклассических сталинских домов, к девушке, которая жила в общежитии Ленинградского университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
«Блокадным» храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском сквере, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители: в тяжелые блокадные дни здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Ильи-пророка (1781−1785) и церковь Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась в еще 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
В 2 минутах ходьбы от ст. м. «Новочеркасская» недавно открывшаяся после ремонта библиотека на ул. Стахановцев, д. 4а приглашает всех, кто предпочитает живую бумажную книгу или журнал.
Вашему вниманию будут предложены самые последние поступления в фонды библиотечной системы Красногвардейского района, а также редкая книга.
Своим удобным местоположением — в нескольких шагах от метро «Новочеркасская» — библиотека привлекает большое число читателей. Такая аудитория вдохновляет сотрудников на осваивание новых форматов работы.
«Средиземноморье на Охте» — именно такой концепцией руководствовалась библиотека, проводя реконструкцию в 2011 году. Сегодня библиотека, расположенная в уютных двориках Большой Охты, по-прежнему остается самым солнечным уголком микрорайона.
Отвлечься от серых будней и забот повседневности помогает не только дизайн библиотеки, но и разнообразие клубов, инициированных библиотечными сотрудниками.
Библиотека «Пороховская» – это библиотека семейного типа, и у нас созданы условия для чтения взрослых и детей.
Наша библиотека – одна из старейших библиотек Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Сейчас это современное учреждение культуры с 110-тысячным книжным фондом, компьютерным комплексом, разнообразными услугами.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – это территория детства, новый формат библиотеки, который способствует формированию личности, развитию детского воображения, творчеству и обучению.
Первая детская библиотека существует с 1975 года. За это время у библиотеки появились не только постоянные читатели, но и яркие творческие проекты. Так, библиотека активно поддерживает проект «Встречи с искусством» и «Встречи с детскими писателями».
Здесь Вас ждут всегда лучшие книги, приветливый коллектив, новые интересные проекты и многое другое!
Эта группа для всех, кто любит книги: для детей, родителей, бабушек и дедушек, школьников и дошкольников, студентов и абитуриентов!
Пискарёвский библиотечно-культурный центр был создан в 1984 году на базе двух небольших библиотек. ПБКЦ включает в себя зал художественной литературы, зал отраслевой литературы, детский абонемент, медиатеку, лекционный зал.
Недавно в центре открылось новое игровое пространство для детей «Волшебная комната».
Центральная детская библиотека Красногвардейского района воплощает в себе традиции петербургской библиотечной деятельности и особенности современного социально-культурного пространства, предназначенного для учебы, работы и досуга.
Основана библиотека в 1948 году. В 2010 году открылась как территория возможностей. Посетители от мала до велика найдут у нас чтение и занятие для ума и сердца.
Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя – это уникальный проект модернизации библиотечного пространства. Откликаясь на ритм современной жизни и отдавая дань традициям, библиотека меняется и сочетает разные форматы учебной и научной деятельности, творчества и досуга.
Тауэрский мост, построенный лет на 15 раньше Большеохтинского, продемонстрировал аналогичное устройство с тремя пролетами (из которых средний разводной) и двумя башнями, вот только боковые пролеты там висячие, арок нет, а дуги конструкций обращены прогибом книзу. Пара неороманских башен украшает еще мост Фридриха Эберта в Дуйсбурге (ровесник нашего моста), правда, стоят они на берегу, при въезде.
При съемках в 1983 году фильма «Сокровища Агры» режиссеру Масленникову понадобилось дать хотя бы намек на лондонские городские виды, притом, что съемка на натуре была невозможна. Тогда удалось раздобыть любительские кадры с берегов Темзы, которые и подмонтировали к крупным планам, где было трудно разглядеть, что роль лондонской реки играет все-таки более полноводная Нева, а мост Тауэр то и дело превращается в Большеохтинский. Что ж, некоторое сходство у двух этих гигантов, безусловно, имеется.
Судьбоносной резолюции Николая II: «Постройку моста не затягивать», предшествовала катастрофа: 7 апреля 1907 года во время перевоза с левого берега Невы на Охту опрокинулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных водах Невы погибли 39 человек.
Пароход принадлежал купцу Якову Петровичу Шитову, известному в народе как Охтинский кулак. Его «посудины» славились дешевизной и отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал на линии неисправные суда с командами из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. В случившемся народная молва обвинила купца Шитова, но ему удалось избежать наказания. Эта трагедия бурно обсуждалась в городских газетах и ускорила начало строительства постоянной переправы, разговоры о которой велись с 30-х годов XIX века.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!