2003  Общественные места
Вокзальный комплекс «Ладожский»
Подробнее
 
1913
 
1960-е
 
1980-е
 
2001–2003

Ладожский является единственным транзитным железнодорожным вокзалом в Санкт-Петербурге. Здания других железнодорожных вокзалов нашего города расположены перпендикулярно путям, которые заканчиваются у них тупиками; такие вокзалы называются тупиковыми.

Ладожский вокзал возвели в сжатые сроки, хотя градостроительная ситуация была довольно сложной. Поставить здание вокзала параллельно путям не позволяли размеры участка. К тому же строительство требовалось вести в условиях продолжающегося движения поездов через станцию. В итоге вместо вокзала берегового типа было создано инновационное сооружение, которое совмещает в себе вокзал-мост и вокзал-тоннель.

Фактически вокзальный комплекс «Ладожский» включает два вокзала. Вокзал поездов дальнего следования поднят над путями в виде конкорса (распределительного зала), а вокзал пригородных поездов расположен ниже уровня земли, отданного поездам и городскому транспорту. Эти три уровня связаны по вертикали функционально (лестницами, пандусами, эскалаторами, лифтами) и визуально (огромными световыми колодцами).

Внутренние помещения комплекса – зоны ожидания с кафе и торговыми точками, билетные кассы – расположены над и под железнодорожными путями и платформами. Поезда проходят здание насквозь, как через тоннель.

В сложный, но интуитивно понятный план вокзального комплекса вписаны пути подъезда городского наземного транспорта и автомобильная платформа (эстакада) с парковкой. Эта платформа, расположенная на верхнем уровне сооружения, перед вокзалом поездов дальнего следования, по сути, играет роль привокзальной площади.

К концу XX века в Санкт-Петербурге было пять железнодорожных вокзалов: Витебский (сначала – Царскосельский, затем – Детскосельский), Московский (сначала – Николаевский, затем – Октябрьский), Варшавский, Балтийский (сначала – Петергофский) и Финляндский. Все они родились в XIX столетии. Невероятно, но факт: за весь XX век в нашем городе не появилось ни одного нового железнодорожного вокзала! При этом уже в 1960-е годы было понятно, что существующие вокзалы не справляются с возрастающим потоком пассажиров.

Ладожский должен был стать шестым железнодорожным вокзалом Санкт-Петербурга. Однако в 2001 году Варшавский вокзал сначала закрыли на реконструкцию, а затем и вовсе упразднили. (Ныне в здании бывшего вокзала расположен торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».) Ладожский открылся в 2003 году, но пассажиров в Северной столице по-прежнему обслуживают пять железнодорожных вокзалов.

Интересные факты
История места
1913
В районе деревень Большая Яблоновка и Малая Яблоновка прошла Соединительная линия железной дороги и был создан разъезд Яблоновка, который впоследствии стал грузовой станцией Дача Долгорукова.
1960-е
Во второй половине ХХ века железнодорожные вокзалы Северной столицы перестали справляться с возрастающим пассажиропотоком, в связи с чем в 1960-е возникла идея строительства нового вокзального комплекса.
1980-е
Началась подготовка к строительству Ладожского вокзала, однако затем проект был заморожен.
2001–2003
Был спроектирован и возведен вокзальный комплекс «Ладожский».
Вся история
Связаны с этим местом
Никита Игоревич Явейн
1954 год
Архитектор, один из авторов проекта вокзального комплекса «Ладожский»
История памятника культуры
Вокзальный комплекс «Ладожский»

Санкт-Петербург – город особого отношения к железным дорогам. Именно из имперской столицы, с будущего Витебского вокзала (его первое здание было деревянным), в Царское Село осенью 1837 года отправился первый в России поезд, что стало знаковым событием для всей страны. В XIX веке железные дороги были символом технического прогресса, каким в XX веке стали авиалинии, обеспечивающие быстрые и комфортные перемещения на большие расстояния.

К концу XX века в Северной столице было пять железнодорожных вокзалов, и все они родились в XIX столетии (правда, в советские годы их здания претерпели существенные изменения). За весь XX век в нашем городе не появилось ни одного нового железнодорожного вокзала! Только в начале XXI столетия, в 2003 году, в Санкт-Петербурге открылся новый вокзальный комплекс – «Ладожский».

Еще в 1913 году здесь, в районе деревень Большая Яблоновка и Малая Яблоновка, прошла Соединительная линия железной дороги. Тогда же был устроен разъезд Яблоновка, который позднее стал грузовой станцией Дача Долгорукова. Это название связано с тем, что станция находится на землях, которые в начале XVIII века принадлежали князю Якову Фёдоровичу Долгорукову, сподвижнику Петра I. Небольшое кирпичное здание станции, построенное в стиле модерн, по-видимому, в первой половине 1910-х годов, сохранилось до наших дней. Его можно увидеть между Заневским проспектом и линией железной дороги. В 2012 году в этом дореволюционном строении разместился линейный отдел полиции. В октябре 2017-го станционное здание было признано памятником регионального значения.

О том, что на этой территории должен появиться железнодорожный вокзал, на городском уровне заговорили еще в 1960-е годы. Уже тогда было понятно, что существующие вокзалы не справляются с возрастающим потоком пассажиров. В 1980-е началась подготовка к строительству Ладожского вокзала, но затем проект заморозили (возможно, из-за нехватки средств на его реализацию; эпоха перестройки вообще оставила по себе немало долгостроев).

Лишь в 2001 году началось возведение вокзального комплекса. Проект разработал коллектив архитектурного бюро «Студия 44» под руководством архитектора Никиты Игоревича Явейна. (В проектировании принял участие институт «Ленгипротранс».) Комплекс был возведен в рекордно короткие сроки и стал замечательным подарком к 300-летнему юбилею города.

Ладожский – единственный транзитный железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге. Его конфигурация предопределена историей развития железных дорог в этой части города. Проектировщикам пришлось изрядно постараться, чтобы вписать вокзал в уже существовавший транспортный и архитектурный контекст. Его начали строить почти над станцией метро «Ладожская», которая открылась еще в 1985 году. Вокзальный комплекс в буквальном смысле вырос из-под земли (там расположена часть его помещений), при этом станция метро во время строительства продолжала работать.

Один из авторов проекта комплекса, Никита Явейн, считает, что в современном демократическом государстве здания не должны повторять «имперскую архитектуру», поэтому за основу не был взят ни один из вокзалов, построенных в классической архитектурной традиции. Очертания Ладожского вокзала удивительным образом напоминают деревянные эллинги Охтинской верфи (Петрозавода), запечатленные на многих дореволюционных рисунках, картинах и фотографиях. Это узнаваемый символ Охты прошлого. Вместе с тем Ладожский вокзал спроектирован в соответствии с тенденциями постмодернистской архитектуры; открытые металлические конструкции, стеклянные стены, огромные световые колодцы, перекрытые сводами помещения – всё это производит очень сильное впечатление. Примечательно, что осенью 2001 года проект комплекса получил Гран-при международного архитектурного фестиваля «Зодчество» в номинации «Особо значимые социальные проекты».

Вокзальный комплекс имеет довольно сложное устройство и вызывает ассоциации с архитектурными фантазиями Пиранези. Три его уровня связаны по вертикали лестницами, пандусами, эскалаторами и лифтами. Подземный уровень главного корпуса предназначен для обслуживания пассажиров пригородных поездов. Там находится их распределительный зал – зоны ожидания с кафе и магазинами, билетные кассы, автоматические камеры хранения, турникеты для прохода к пригородным поездам. На наземном уровне обустроены две платформы для поездов дальнего/местного следования и две платформы для пригородных поездов. Платформы оборудованы павильонами. Над железнодорожными путями и платформами поднят главный распределительный зал, где обслуживаются пассажиры поездов дальнего следования. Стеклянные стены и открытые металлические конструкции этого зала являются аллюзией на готическую архитектуру с ее характерными сводами и нервюрами. Автомобильная платформа (эстакада) с парковкой, расположенная на верхнем уровне сооружения, образует своеобразную привокзальную площадь, висящую над путями. Для удобства пассажиров вокзал соединен переходами с наземным павильоном станции метро «Ладожская».

Как найти вокзальный комплекс «Ладожский»

Со станции метро «Ладожская», минуя выход в город и следуя указателям, можно пройти в вокзальный комплекс.

Контакты
Памятник культуры выполнен в стиле
Постмодернизм

Архитектурный стиль в рамках целой эпохи, начавшейся с конца 1960-х годов. Это художественная реакция на типизированность и минимализм модернизма. Для архитектуры постмодернизма характерно обилие цитат, широта которых варьируется от античности до массовой культуры XX века, образующих свой собственный пласт образов и ассоциаций XXI века.

Материалы в постмодернистской архитектуре никогда не имитируют другие, как это часто бывает в эклектике: стены здания с отсылкой к классической архитектуре могут иметь сплошное остекление, а колонны могут быть выполнены из хромированной стали.

Часто формы и декор здания могут выявлять дополнительное смысловое содержание. Например, фасад здания торгового комплекса может быть оформлен в виде гигантского штрих-кода, а здание компании, производящей корзины, по форме может напоминать корзину. При этом игра со смыслами, культурой предыдущих эпох и эстетикой разнообразных стилей в постмодернизме никогда не носит серьезный характер, оставляя простор иронии и самоиронии.

В этом же стиле
Это похоже на вокзальный комплекс «Ладожский»
8 мин.
1913 ⋅ по Соединительной линии Октябрьской железной дороги.
7 мин.
1985 ⋅ Заневский проспект, дом 69.
7 мин.
1985 ⋅ под Заневской площадью.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2022 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке