2003  Общественные места
Вокзальный комплекс «Ладожский»
Подробнее
 
1914
 
1960
 
1980
 
2001
 
2003

Ладожский вокзал является единственным транзитным пассажирским вокзалом в Петербурге. Вспомните, здания всех других вокзалов Петербурга расположены перпендикулярно железнодорожному полотну, которое заканчивается тупиком.

Все вокзалы Петербурга: Московский, Варшавский, Балтийский, Витебский и Финляндский – были построены в XIX веке. Удивительно, но факт, на протяжении всего ХХ века в нашем городе не было построено ни одного нового железнодорожного пассажирского вокзала. Хотя уже в 1960-е годы стало понятно, что существующие пять вокзалов не справляются с возросшим потоком пассажиров.

Интересные факты
История места
1914
Появление соединительной ветки между Николаевской и Финляндской железными дорогами
1960
Во второй половине ХХ века вокзалы Северной столицы перестали справляться с возросшим пассажиропотоком и в связи с этим возникла идея строительства нового вокзального комплекса
1980
Начало подготовительных работ для строительства, консервирование проекта
2001
Проектирование и начало строительства вокзального комплекса
2003
Открытие станции состоялось 25 мая в рамках празднования юбилея Северной столицы
Вся история
Связаны с этим местом
Явейн Никита Игоревич
1954 года
Архитектор вокзального комплекса «Ладожский»
История памятника культуры
Вокзальный комплекс «Ладожский»

Санкт-Петербург – город особого отношения к железным дорогам. Именно отсюда, из имперской столицы, с Витебского вокзала, в Царское село в 1837-м году отправился первый в России поезд, что стало знаковым событием для всей страны. Железные дороги в XIX веке имели огромное значение, являясь символами технического прогресса, какими в XX веке стали пассажирские аэропорты, обеспечивающие быстрые и комфортные путешествия на большие расстояния. Стоит отметить, что все крупные вокзалы Санкт-Петербурга были построены в царское время, на протяжении всего XX века в нашем городе не появилось ни одной новой междугородней железнодорожной станции. И только в начале XXI века, в 2003-м году, в рамках подготовки к празднованию 300-летия, в Санкт-Петербурге открылся знаковый архитектурный объект – новый вокзальный комплекс «Ладожский». Ещё в 1912-1914 годах здесь, в историческом районе Пороховые, проходила соединительная ветка между Николаевской и Финляндской железными дорогами и располагалась железнодорожная станция «Яблоновка». Эта станция получила своё название по расположенной неподалеку одноименной деревне. Поскольку существовало ещё несколько станций с таким же названием, в 1930-е годы станцию переименовали в «Дачу Долгорукова» по второму историческому наименованию места (ещё во времена Петра I эта территория принадлежала одному из его сподвижников князю Якову Федоровичу Долгорукову). Здание старой станции сохранилось до наших дней, это небольшое краснокирпичное строение в стиле модерн можно увидеть между Ладожским вокзалом и Заневским проспектом. Сейчас в нём находится линейный отдел внутренних дел станции Санкт-Петербург – Ладожский. О том, что здесь должен появиться вокзал, на городском уровне заговорили ещё в 1960-е годы, когда другие 5 междугородних вокзалов перестали справляться со всё возрастающим потоком пассажиров. В конце 1980-х годов были произведены подготовительные работы по проектированию нового вокзала, однако проект заморозили из-за нехватки средств в эпоху перестройки, знаменитой своими пресловутыми «долгостроями». Наконец, в 2001 по проекту архитектурного бюро «Студия 44» под руководством Никиты Явейна началось строительство Ладожского вокзала. В рекордно короткие сроки, за 23 месяца, в Петербурге появился шестой вокзал. «Ладожский» – единственный транзитный вокзал в Санкт-Петербурге, его конфигурация была предопределена историей развития железных дорог на этой территории, поэтому его главной транспортной и архитектурной задачей было вписаться в уже существовавший к тому времени контекст. Вокзал начали строить прямо над станцией метро «Ладожская», открытой ещё в 1985 году, он в прямом смысле «вырос» из-под земли: часть его помещений возводилась под землей, при этом станция метрополитена во время строительства не прекращала работать ни на один день. Автор Ладожского вокзала Никита Явейн считает, что в современном демократическом государстве здания не должны повторять «имперскую архитектуру», поэтому за основу не были взяты ни Финляндский, ни Московский, ни Витебский вокзалы, построенные в классической архитектурной традиции. Очертания Ладожского вокзала удивительным образом напоминают эллинги «Петрозавода» – символа Охты начала ХХ века, часто встречающихся на старинных дореволюционных фотографиях, сделанных с противоположного берега Невы. И вместе с тем, Ладожский вокзал проектировался в соответствии с тенденциями постмодернистской архитектуры: открытые металлические конструкции, стеклянные стены, огромные световые колодцы, залы ожидания, перекрытые сводами, и всё вместе – максимально приспособлено к функциям современного железнодорожного вокзала. Ладожский вокзал имеет сложную структуру, схожую по ощущениям с архитектурными фантазиями Пиранези. Комплекс состоит из трёх уровней, которые объединены пандусами, лестницами и эскалаторами. Подземный уровень служит для обслуживания пассажиров пригородных поездов. В нижнем зале находятся кассы, турникеты для прохода к электропоездам, залы ожидания, кафе и магазины. Верхний ярус расположен над железнодорожными путями – здесь обслуживаются пассажиры поездов дальнего следования. Главный зал верхнего уровня имеет стеклянные стены, которые вместе с открытыми железными конструкциями создают аллюзию на готическую архитектуру с её нервюрами и стрельчатыми очертаниями перекрытий. Автомобильная эстакада образовывает своего рода небольшую привокзальную площадь, как бы «висящую» над железнодорожными путями. Для удобства пассажиров вокзал соединен с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская».

Как найти Ладожский вокзал
59.933009, 30.436006

Станции метро «Ладожская», минуя выход в город, следуя указателям в вестибюле можно попасть в вокзальный комплекс.

Контакты
Архитектор
Памятник культуры выполнен в стиле
Постмодернизм

Архитектурный стиль в рамках целой эпохи, начавшейся с конца 1960-х годов. Это художественная реакция на типизированность и минимализм модернизма. Для архитектуры постмодернизма характерно обилие цитат, широта которых варьируется от античности до массовой культуры XX века, образующих свой собственный пласт образов и ассоциаций XXI века. Материалы в постмодернистской архитектуре никогда не имитируют другие, как это часто бывает в эклектике: стены здания, с отсылкой к классической архитектуре, могут иметь сплошное остекление, а колонны быть выполнены из хромированной стали. Часто формы и декор здания могут выявлять дополнительное смысловое содержание, например, фасад здания торгового комплекса, может быть оформлен в виде гигантского штрих-кода, или здание компании, производящей корзины, по форме может напоминать корзину. При этом игра со смыслами, культурой предыдущих эпох и эстетикой разнообразных стилей в постмодернизме никогда не носит серьезный характер, оставляя простор иронии и самоиронии.

В этом же стиле

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., 8
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке