2003  Общественные места
Вокзальный комплекс «Ладожский»
Подробнее
 
1914
 
1960
 
1980
 
2001
 
2003

Ладожский вокзал является единственным транзитным пассажирским вокзалом в Петербурге. Вспомните, здания всех других вокзалов Петербурга расположены перпендикулярно железнодорожному полотну, которое заканчивается тупиком.

Основные помещения вокзала – залы ожидания поездов пригородного и междугородного сообщения, билетные кассы, зона кафе – расположены над и под железнодорожными путями. Поезда, отправляющиеся с Ладожского вокзала, проходят его здание насквозь, как через тоннель.

В сложный, но интуитивно понятный план вокзала, вписаны подъездные пути городского транспорта и автомобильная эстакада, которая вместе с парковкой образует «висящую» привокзальную площадь, расположенную на третьем уровне сооружения, перед залом ожидания поездов дальнего следования.

Все вокзалы Петербурга: Московский, Варшавский, Балтийский, Витебский и Финляндский – были построены в XIX веке. Удивительно, но факт, на протяжении всего ХХ века в нашем городе не было построено ни одного нового железнодорожного пассажирского вокзала. Хотя уже в 1960-е годы стало понятно, что существующие пять вокзалов не справляются с возросшим потоком пассажиров.

Интересные факты
История места
1914
Появление соединительной ветки между Николаевской и Финляндской железными дорогами.
1960
Во второй половине ХХ века вокзалы Северной столицы перестали справляться с возросшим пассажиропотоком, в связи с чем возникла идея строительства нового вокзального комплекса.
1980
Начало подготовительных работ для строительства, консервирование проекта.
2001
Проектирование и начало строительства вокзального комплекса.
2003
Открытие станции состоялось 25 мая, в рамках празднования юбилея Северной столицы.
Вся история
Связаны с этим местом
Никита Игоревич Явейн
1954 год
Архитектор вокзального комплекса «Ладожский»
История памятника культуры
Вокзальный комплекс «Ладожский»

Санкт-Петербург – город особого отношения к железным дорогам. Именно из имперской столицы, с Витебского вокзала, в Царское Село в 1837 году отправился первый в России поезд, что стало знаковым событием для всей страны. Железные дороги в XIX веке имели огромное значение, являясь символом технического прогресса, каким в XX веке стали пассажирские аэропорты, которые обеспечивают быстрые и комфортные перемещения на большие расстояния.

Стоит отметить, что все крупные вокзалы Санкт-Петербурга были построены в царское время; на протяжении всего XX века в нашем городе не появилось ни одной новой междугородной железнодорожной станции. И только в начале XXI века, в 2003-м году, в рамках подготовки к празднованию 300-летия, в Санкт-Петербурге открылся знаковый архитектурный объект – новый вокзальный комплекс «Ладожский».

Еще в 1912-1914 годах здесь, в историческом районе Пороховые, проходила соединительная ветка между Николаевской и Финляндской железными дорогами и была железнодорожная станция Яблоновка. Эта станция получила свое название по расположенной неподалеку одноименной деревне. Поскольку существовало еще несколько станций с таким же названием, в 1930-е годы станцию переименовали в Дачу Долгорукова. Дело в том, что во времена Петра I эта территория принадлежала одному из его сподвижников – князю Якову Федоровичу Долгорукову. Здание старой станции сохранилось до наших дней, это небольшое краснокирпичное строение в стиле модерн можно увидеть между Ладожским вокзалом и Заневским проспектом. Сейчас в нем находится линейный отдел внутренних дел станции Санкт-Петербург-Ладожский.

О том, что здесь должен появиться вокзал, на городском уровне заговорили еще в 1960-е годы, когда другие пять междугородных вокзалов перестали справляться со всевозрастающим потоком пассажиров. В конце 1980-х были проведены подготовительные работы по проектированию нового вокзала, однако проект заморозили из-за нехватки средств в эпоху перестройки, знаменитой своими пресловутыми долгостроями. Только в 2001 году по проекту архитектурного бюро «Студия 44», которым руководил (и руководит!) Никита Игоревич Явейн, началось строительство Ладожского вокзала. В рекордно короткие сроки, за 23 месяца, в Петербурге появился шестой вокзал.

«Ладожский» – единственный транзитный вокзал в Санкт-Петербурге. Конфигурация вокзала была предопределена историей развития железных дорог на этой территории, поэтому его главной транспортной и архитектурной задачей было вписаться в уже существовавший к тому времени контекст. Вокзал начали строить прямо над станцией метро «Ладожская», открытой еще в 1985 году. Он в буквальном смысле «вырос» из-под земли: часть его помещений возводилась под землей, при этом станция метрополитена во время строительства не прекращала работать ни на один день.

Автор проекта Ладожского вокзала Никита Явейн считает, что в современном демократическом государстве здания не должны повторять «имперскую архитектуру», поэтому за основу не были взяты Финляндский, Московский и Витебский вокзалы, построенные в классической архитектурной традиции. Очертания Ладожского вокзала удивительным образом напоминают эллинги Петрозавода (символа Охты начала ХХ века), которые часто встречаются на дореволюционных фотографиях, сделанных с противоположного берега Невы. Вместе с тем Ладожский вокзал проектировался в соответствии с тенденциями постмодернистской архитектуры: открытые металлические конструкции, стеклянные стены, огромные световые колодцы, залы ожидания, перекрытые сводами; всё это максимально приспособлено к функциям современного железнодорожного вокзала.

Ладожский вокзал имеет сложную структуру, сходную по вызываемым ощущениям с архитектурными фантазиями Пиранези. Комплекс состоит из трех уровней, которые объединены пандусами, лестницами и эскалаторами. Подземный уровень служит для обслуживания пассажиров пригородных поездов. В нижнем зале находятся кассы, турникеты для прохода к электропоездам, залы ожидания, кафе и магазины. Верхний ярус расположен над железнодорожными путями – здесь обслуживаются пассажиры поездов дальнего следования. Главный зал верхнего уровня имеет стеклянные стены, которые вместе с открытыми железными конструкциями создают аллюзию на готическую архитектуру с ее нервюрами и стрельчатыми очертаниями перекрытий. Автомобильная эстакада образует своего рода небольшую привокзальную площадь, как бы висящую над железнодорожными путями. Для удобства пассажиров вокзал соединен с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская».

Как найти Ладожский вокзал

Со станции метро «Ладожская», минуя выход в город, следуя указателям в вестибюле, можно попасть в вокзальный комплекс.

Контакты
Архитектор
Памятник культуры выполнен в стиле
Постмодернизм

Архитектурный стиль в рамках целой эпохи, начавшейся с конца 1960-х годов. Это художественная реакция на типизированность и минимализм модернизма. Для архитектуры постмодернизма характерно обилие цитат, широта которых варьируется от античности до массовой культуры XX века, образующих свой собственный пласт образов и ассоциаций XXI века.

Материалы в постмодернистской архитектуре никогда не имитируют другие, как это часто бывает в эклектике: стены здания, с отсылкой к классической архитектуре, могут иметь сплошное остекление, а колонны быть выполнены из хромированной стали.

Часто формы и декор здания могут выявлять дополнительное смысловое содержание, например, фасад здания торгового комплекса, может быть оформлен в виде гигантского штрих-кода, или здание компании, производящей корзины, по форме может напоминать корзину. При этом игра со смыслами, культурой предыдущих эпох и эстетикой разнообразных стилей в постмодернизме никогда не носит серьезный характер, оставляя простор иронии и самоиронии.

В этом же стиле

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке