1796  Памятники культуры
Усадьба Жерновка
Подробнее
 
1718
 
1739
 
1747
 
1790
 
1796
 
1806
 
1817
 
1838
 
1853
 
1862
 
1890
 
1917
 
1923
 
1924
 
1929
 
1938
 
1950
 
1973
 
1980

На карте 1817 года усадьба уже обозначена как собственность нарвского купца 1-й гильдии богача Себастьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества.

С сыном Крамера был дружен Александр Сергеевич Пушкин. В первый Петербургский период (1817–1820) поэт часто путешествовал в Приютино к Олениным, куда вела дорога, проходящая мимо Жерновки. Однако документальных свидетельств, о том что Александр Сергеевич посещал проездом эту усадьбу, нет.

Как только не именовалась усадьба за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев усадьбы и традицией называть место по имени владельца.

Эти земли между Охтой и впадающей в нее Жерновкой Петр I отдал своему сподвижнику Ивану Бутурлину (отсюда первое название имения), после нескольких смен владельцев их приобретает Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором имение стало называться Жерновкой.

Когда имение перешло во владение грузинского рода Донауровых, оно стало называться Гавриловка, по имени фактического владельца Гаврилы Герасимовича Донаурова. При княгине Екатерине Александровне Сухозанет – Екатерининское. Последними владельцами усадьбы была чета Безобразовых, по их фамилии за усадьбой на долгое время закрепилось название Дача Безобразовых. Сейчас этот памятник архитектуры последней трети XVIII века чаще всего называют – Усадьба «Жерновка».

Интересные факты
История места
1718
Сподвижник Петра I Иван Бутурлин, сын государственного деятеля, воеводы, стольника Федора Бутурлина, получает земли между реками Охта и Жерновка, и на протяжении 1720-х владеет ими. В это время усадьба именовалась Бутурлиной дачей.
1739
После смерти владельцев имение переходит к обер-прокурору Сената Фёдору Ивановичу Соймонову.
1747
Бутурлину дачу приобретает действительный тайный советник Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором усадьба получает название реки, на которой она расположена – «Жерновка». Тогда же, на землях относящихся к усадьбе, появляется деревня в 10 дворов с таким же названием.
1790
В последней трети XVIII века усадьба стала принадлежать грузинскому роду Донауровых. Самый яркий представитель этой семьи – Михаил Иванович Донауров – был секретарём и библиотекарем при дворе великого князя Павла Петровича, получил дворянство, а в 1796 году, при воцарении Павла I, был пожалован в генерал-майоры, получил 2000 крестьян и вскоре стал управляющим Кабинетом Его Величества
1796
Предположительно в этот год было завершено строительство каменного усадебного дома по проекту Джакомо Кваренги, которое велось с 1794 года.
1806
Имение отсужено у сына Гаврилы Герасимовича Донаурова соседом Марком Полтарацким, владельцем земель ниже по течению Охты (Это имение нам сейчас известно как «Уткина дача»).
1817
На карте этого года имение обозначено как собственность нарвского купца 1-й гильдии Себастьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества. При Крамере к усадебному дому с двух сторон были пристроены одноэтажные галереи, заканчивающиеся башенками, украшенными фаянсовыми статуями и кафельными вазами.
1838
В марте этого года Екатерина Александровна Сухозанет, урождённая княжна Белосельская-Белозерская, приобретает эту усадьбу. К моменту продажи усадьбы Крамером население мызы насчитывало 151 человек
1853
Екатерининское было передано на управление по доверенности зятю Екатерины Александровны, мужу ее дочери Анны Николаевны.
1862
После подписания Александром II Манифеста об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости 19 февраля 1961 года крестьянам деревень Малиновка и Жерновка были выданы земельные наделы и угодья, а также установлен оброк, который они должны были платить бывшей владелице. Так как деревни располагались совсем рядом с Петербургом, они приносили неплохой доход: годовой оброк составилял 25 рублей с души, что было выше среднего значения для этой местности.
1890
Прямо перед усадебным домом прошла Ириновская железная дорога, в последствии перестроенная в современный Ириновский проспект. Усадьба Безобразовых в последней четверти XIX века потеряла свою привлекательность в качестве барской усадьбы
1917
30 сентября управляющий имением обратился в Полюстровский волостной комитет с просьбой усмирить крестьян и спасти усадьбу и принадлежащее ей подсобное хозяйство от разорения. А уже в конце этого года усадьба Жерновка была передана Полюстровскому волостному исполкому
1923
Летом здание было частично отремонтировано: исправлена крыша, перестланы полы, в галерею вставлено более 350 стёкол. Но тогда же часть парка была отдана под пашню, а по его территории Волховстроем была проложена линия электрокабеля, из-за чего пришлось вырубить часть деревьев.
1924
Усадьбу посетил архитектор Николай Евгеньевич Лансере, обеспокоенный вместе с обществом «Старый Петербург – Новый Ленинград» судьбой памятника XVIII века. Лансере провел детальное обследование усадебного дома, описал и провел фотофиксацию фресок и всего декоративного убранства дома.
1929
До 1936 года здание использовалось как складское помещение и коровник второго конвойного полка НКВД. Часть изразцовых печей была уничтожена, закрашены росписи гостиной и других помещений, парке разобраны въездные ворота.
1938
Усадьба снята с охраны государства и отдана под общежитие Охтинского лесопильного завода. Высокие парадные залы поделили на двое по высоте деревянными перекрытиями, устроили новые межкомнатные перегородки, над протяженными боковыми флигелями надстроили второй этаж
1950
Усадьба вновь взята под охрану государства как памятник архитектуры. В течение трёх лет проводилась реставрация фасада здания и спальни.
1973
Усадьбу Жерновка передали предприятию «Оргпримтвёрдосплав», которое обязалось привести его в порядок. Были снесены поздние постройки, но вместе с ними и остатки павильона-пристани
1980
До 80-х годов ХХ века с юга от усадьбы в Охту впадала небольшая речка Чёрная, называвшаяся также Малиновкой, а с севера – речка Жерновка. При прокладке современных магистралей обе речки были убраны в коллектор и засыпаны
Вся история
Связаны с этим местом
Александр Сергеевич Пушкин
1799 год
Неоднократно проезжал территорию современного Красногвардейского района по пути в Приютино
Николай Александрович Безобразов
Октябрь 1816 года
По его фамилии за Жерновкой надолго закрепилось название Дача
Джакомо Кваренги
1744 год
Выдающийся архитектор екатерининской эпохи, автор Жерновки, усадьбы Кушелева-Безбородко
Иван Иванович Бутурлин
1661 год
Сподвижник Петра I, первый владелец Жерновки
История памятника культуры
Усадьба Жерновка

Большой усадебный дом, возведенный по проекту выдающегося архитектора екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, был построен на левом берегу Охты к 1796 году. Здание расположено почти перпендикулярно течению реки с таким расчетом, чтобы из его комнат открывался красивый вид на реку, мост и теперь уже не существующие ворота с башенками (они располагались на северо-востоке от дома, на перекрестке дорог, ведущих в деревни Малиновка и Жерновка).

Вторым фасадом дом обращен к английскому пейзажному парку, разбитому одновременно со временем его постройки. Именно в это время, в конце XVIII века, в России входят в моду такие романтичные разросшиеся парки с как будто «случайно» расположенными (а на самом деле специально высаженными в определенных местах садовниками) высокими деревьями, извилистыми тропинками и живописными прудами. Усадебный дом в Жерновке практически стоит на одном из таких рукотворных прудов, отражаясь в нем своим наиболее парадным фасадом с огромными, в два этажа, «венецианскими» полукруглыми окнами.

Английские парки были неотъемлемой частью усадеб того времени, едва ли ни такой же важной ее составляющей как и сам дом. Сейчас берега пруда и искусственного островка густо заросли кустарником и березами. Но когда-то от портика дома, шла тропинка, которая вела к вековому дубу, а вокруг парка, вдоль глубокого рва с ручейком, шла аллея берез и лип. Другая аллея тянулась вдоль крутого берега Охты и приводила к каменной пристани, выполнявшей функции паркового павильона. В усадьбе эту пристань назвали «Бель-вю» или «миловзор», так как с нее открывался прекрасный вид на реку. В середине парка на лужайке были разбросаны живописные группы вековых деревьев, а под ними стояли чугунные скамейки.

Усадебный дом XVIII века состоит из трех частей: средней части и двух флигелей, пониженных по отношению к главному объему. Симметричный компактный объем здания отсылает нас к так называемой «палладианской» архитектуре (в честь великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио), особенно модной в Англии в эпоху классицизма. Главный фасад здания украшен фронтоном на четырех колоннах коринфского ордера. В 1820-х годах, при нарвском купце Крамере, к барскому дому с двух сторон были пристроены протяженные галереи, завершающиеся башенками, когда-то украшенными керамическими вазами и скульптурами.

Центральная, самая старая часть дома, была отведена целиком под анфиладу парадных комнат, расположенных на одной оси таким образом, чтобы из одного богато украшенного помещения можно было переходить в другое, минуя коридоры и непарадные помещения. В центре здания размещен большой зал высотой в два этажа, его главным украшением являются огромные венецианские окна и потолочная роспись, судя по всему, современная постройке самого дома. Эта роспись имитировала лепку (на самом деле все потолки во всем здании плоские) и выполнена стилистике господствующего в то время классицизма.

К главному залу, в котором могли проходить торжественные обеды и даваться концерты, прилегали с одной стороны гостиная и столовая, с другой – биллиардная и спальня. На одной из стен гостиной еще в 1920-е годы сохранялась, правда в плохом состоянии, роспись, изображающая Гатчинский дворец. Сюжет этой росписи позволил Лансере, посетившему Жерновку в 1924 году, предположить, что она была создана между 1784 и 1793 годами (не ранее года постройки и не позднее года перестройки этого дворца). В этой комнате были очень тонкой резьбы позолоченные карнизы, с фризом из головок Меркурия в медальонах. Углы гостиной украшали кафельные печи. За гостиной располагалась столовая – высокая квадратная комната, отделяющаяся когда-то от гостиной застекленной аркой на двух выполненных из дерева и окрашенных под мрамор ионических колоннах. Потолок здесь, как и в других парадных покоях, был расписан – украшен плафоном в виде плоского купола с расходящимися кессонами, фигурками путти и другими элементами, имитирующими барельефы и скульптурный декор в популярной тогда технике гризайль.

В биллиардной, расположенной по другую сторону большого зала, потолок также имел живописный плафон, изображающий богиню Венеру с амурами и голубками. Последняя парадная комната в анфиладе – спальня, стены которой были расписаны в «помпеянском стиле». Рисунок плафона спальни очень сложный - тут два пересекающихся друг с другом кессончатых свода, а середина их закрыта голубым пеплумом с золотой каймой. В углах всего плафона изображены бронзовые женские фигуры, подражание малой пластике, часто встречающийся в ампирных интерьерах, например, в канделябрах или бронзовом декоре мебели. Смешение этих мотивов – ампира и помпейской живописи, декоративных ваз и ниш с раковинами, греческих орнаментов, живописное подражание бронзе – очень характерно для росписей конца XVIII века.

Позади парадных комнат была расположена передняя и четыре комнаты; из одной из них крутая деревянная лестница ведет в низкий верхний этаж, имеющий всего три комнаты, называвшихся «кабинетом хозяина». В застекленных галереях пристроенных к основному объему здания в 1820-е годы, располагались кухни, прачечные и оранжереи. Жерновка для своего времени была типичной увеселительной дачей. Главный усадебный дом, состоящий сплошь из парадных покоев, никогда нельзя было назвать комфортным для проживания, да и устроенное в нем отопление позволяло согреть помещения с высокими потолками и большими окнами лишь теплой осенью и поздней весной. Хозяева в ней бывали с кратковременными визитами для увеселений на природе.

Угодья, относящиеся к усадьбе, одним хозяевам служили для поставок овощей и молочных продуктов к своему столу в Петербурге, другим, в более позднее время, удавалось извлекать прибыль, продавая продукты при помощи управляющих и приказчиков.

Пережив свой расцвет на рубеже XVIII – первой половине XIX столетия, Жерновка со второй половины XIX века постепенно начинает терять свою былую привлекательность в качестве места отдыха, окончательно утратив ее, после прокладки Ириновской железно дороги в непосредственной близости от усадебного дома в 1890-м году.

Подробнее о владельцах усадьбы и ключевых датах можно узнать в разделе «История места».

Как найти Жерновку

От станции метро «Ладожская» автобус 168. Остановка «Ириновский проспект».

Памятник культуры выполнен в стиле
Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Это похоже на Жерновку
12 мин.
1790 ⋅ Уткин проспект, дома 2а и 2б.
5 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, 40.
6 мин.
2003 ⋅ сад «Нева», у пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
5 мин.
6 мин.
4 мин.
1911 ⋅ Большеохтинский проспект, 1.
6 мин.
1781 ⋅ шоссе Революции, 75.
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода
5 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, 3
20 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, 67.
5 мин.
1806 ⋅ Улица Химиков, 18
1 мин.
2017 ⋅ Новочеркасский пр., 49/20
2 мин.
1 мин.
2017 ⋅ Энергетиков пр., 30/5
2 мин.
2017 ⋅ Б. Пороховская ул., 12/34
2 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
3 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь
7 мин.
1910 ⋅ Пискаревский проспект, 47

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке