На карте 1817 года усадьба уже обозначена как собственность нарвского купца 1-й гильдии богача Себастьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества.
С сыном Крамера был дружен Александр Сергеевич Пушкин. В первый Петербургский период (1817–1820) поэт часто путешествовал в Приютино к Олениным, куда вела дорога, проходящая мимо Жерновки. Однако документальных свидетельств, о том что Александр Сергеевич посещал проездом эту усадьбу, нет.
Как только не именовалась усадьба за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев усадьбы и традицией называть место по имени владельца.
Эти земли между Охтой и впадающей в нее Жерновкой Петр I отдал своему сподвижнику Ивану Бутурлину (отсюда первое название имения), после нескольких смен владельцев их приобретает Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором имение стало называться Жерновкой.
Когда имение перешло во владение грузинского рода Донауровых, оно стало называться Гавриловка, по имени фактического владельца Гаврилы Герасимовича Донаурова. При княгине Екатерине Александровне Сухозанет – Екатерининское. Последними владельцами усадьбы была чета Безобразовых, по их фамилии за усадьбой на долгое время закрепилось название Дача Безобразовых. Сейчас этот памятник архитектуры последней трети XVIII века чаще всего называют – Усадьба «Жерновка».
Большой усадебный дом, возведенный по проекту выдающегося архитектора екатерининской эпохи Джакомо Кваренги, был построен на левом берегу Охты к 1796 году. Здание расположено почти перпендикулярно течению реки с таким расчетом, чтобы из его комнат открывался красивый вид на реку, мост и теперь уже не существующие ворота с башенками (они располагались на северо-востоке от дома, на перекрестке дорог, ведущих в деревни Малиновка и Жерновка).
Вторым фасадом дом обращен к английскому пейзажному парку, разбитому одновременно со временем его постройки. Именно в это время, в конце XVIII века, в России входят в моду такие романтичные разросшиеся парки с как будто «случайно» расположенными (а на самом деле специально высаженными в определенных местах садовниками) высокими деревьями, извилистыми тропинками и живописными прудами. Усадебный дом в Жерновке практически стоит на одном из таких рукотворных прудов, отражаясь в нем своим наиболее парадным фасадом с огромными, в два этажа, «венецианскими» полукруглыми окнами.
Английские парки были неотъемлемой частью усадеб того времени, едва ли ни такой же важной ее составляющей как и сам дом. Сейчас берега пруда и искусственного островка густо заросли кустарником и березами. Но когда-то от портика дома, шла тропинка, которая вела к вековому дубу, а вокруг парка, вдоль глубокого рва с ручейком, шла аллея берез и лип. Другая аллея тянулась вдоль крутого берега Охты и приводила к каменной пристани, выполнявшей функции паркового павильона. В усадьбе эту пристань назвали «Бель-вю» или «миловзор», так как с нее открывался прекрасный вид на реку. В середине парка на лужайке были разбросаны живописные группы вековых деревьев, а под ними стояли чугунные скамейки.
Усадебный дом XVIII века состоит из трех частей: средней части и двух флигелей, пониженных по отношению к главному объему. Симметричный компактный объем здания отсылает нас к так называемой палладианской архитектуре (в честь великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио), особенно модной в Англии в эпоху классицизма. Главный фасад здания украшен фронтоном на четырех колоннах коринфского ордера. В 1820-х годах, при нарвском купце Крамере, к барскому дому с двух сторон были пристроены протяженные галереи, завершающиеся башенками, когда-то украшенными керамическими вазами и скульптурами.
Центральная, самая старая часть дома, была отведена целиком под анфиладу парадных комнат, расположенных на одной оси таким образом, чтобы из одного богато украшенного помещения можно было переходить в другое, минуя коридоры и непарадные помещения. В центре здания размещен большой зал высотой в два этажа, его главным украшением являются огромные венецианские окна и потолочная роспись, судя по всему, современная постройке самого дома. Эта роспись имитировала лепку (на самом деле все потолки во всем здании плоские) и выполнена стилистике господствующего в то время классицизма.
К главному залу, в котором могли проходить торжественные обеды и даваться концерты, прилегали с одной стороны гостиная и столовая, с другой – бильярдная и спальня. На одной из стен гостиной еще в 1920-е годы сохранялась, правда в плохом состоянии, роспись, изображающая Гатчинский дворец. Сюжет этой росписи позволил Лансере, посетившему Жерновку в 1924 году, предположить, что она была создана между 1784 и 1793 годами (не ранее года постройки и не позднее года перестройки этого дворца). В этой комнате были очень тонкой резьбы позолоченные карнизы, с фризом из головок Меркурия в медальонах. Углы гостиной украшали кафельные печи. За гостиной располагалась столовая – высокая квадратная комната, отделяющаяся когда-то от гостиной застекленной аркой на двух выполненных из дерева и окрашенных под мрамор ионических колоннах. Потолок здесь, как и в других парадных покоях, был расписан – украшен плафоном в виде плоского купола с расходящимися кессонами, фигурками путти и другими элементами, имитирующими барельефы и скульптурный декор в популярной тогда технике гризайль.
В бильярдной, расположенной по другую сторону большого зала, потолок также имел живописный плафон, изображающий богиню Венеру с амурами и голубками. Последняя парадная комната в анфиладе – спальня, стены которой были расписаны в «помпеянском стиле». Рисунок плафона спальни очень сложный - тут два пересекающихся друг с другом кессончатых свода, а середина их закрыта голубым пеплумом с золотой каймой. В углах всего плафона изображены бронзовые женские фигуры, подражание малой пластике, часто встречающийся в ампирных интерьерах, например, в канделябрах или бронзовом декоре мебели. Смешение этих мотивов – ампира и помпейской живописи, декоративных ваз и ниш с раковинами, греческих орнаментов, живописное подражание бронзе – очень характерно для росписей конца XVIII века.
Позади парадных комнат была расположена передняя и четыре комнаты; из одной из них крутая деревянная лестница ведет в низкий верхний этаж, имеющий всего три комнаты, называвшихся «кабинетом хозяина». В застекленных галереях пристроенных к основному объему здания в 1820-е годы, располагались кухни, прачечные и оранжереи.
Жерновка для своего времени была типичной увеселительной дачей. Главный усадебный дом, состоящий сплошь из парадных покоев, никогда нельзя было назвать комфортным для проживания, да и устроенное в нем отопление позволяло согреть помещения с высокими потолками и большими окнами лишь теплой осенью и поздней весной. Хозяева в ней бывали с кратковременными визитами для увеселений на природе.
Угодья, относящиеся к усадьбе, одним хозяевам служили для поставок овощей и молочных продуктов к своему столу в Петербурге, другим, в более позднее время, удавалось извлекать прибыль, продавая продукты при помощи управляющих и приказчиков.
Пережив свой расцвет на рубеже XVIII–XIX веков, Жерновка со второй половины XIX века постепенно начинает терять свою былую привлекательность в качестве места отдыха. Она окончательно утратила ее после прокладки Ириновской железной дороги (в непосредственной близости от усадебного дома) в 1890-м году.
Подробнее о владельцах усадьбы и ключевых датах можно узнать в разделе «История места».
От станции метро «Ладожская» – автобус № 168. Остановка «Ириновский проспект».
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Величайший поэт, оказавший значительное влияние на развитие русской и мировой культуры. Автор «Медного всадника», «Пиковой Дамы», «Повестей Белкина» и многих других всемирно известных произведений. В 1817–1820-м годах неоднократно ездил в Приютино, в усадьбу Олениных, через территорию современного Красногвардейского района. Вероятно, посещал или мог видеть, проезжая мимо, Пороховые заводы и усадьбу Жерновка. В романе в стихах «Евгений Онегин» воспел «Охтинскую молочницу».
Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Немецкой слободе, в Москве. Умер 29 января (10 февраля) 1837 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Сергей Львович Пушкин, происходил из старинного дворянского рода, был поэтом-любителем и известным в обществе острословом. Мать – Надежда Осиповна, в девичестве Ганнибал, происходила из рода Ганнибала, «Арапа Петра Великого».
Учился в Царскосельском лицее, привилегированном учебном заведении для детей дворянского происхождения, которые после его окончания должны стать государственными деятелями, чиновниками высших рангов.
Писать стихи Пушкин начал еще в лицее, на переводном экзамене читал свои стихи пожилому Державину, чем растрогал его до слез. По окончании лицея в 1817 году Александр Сергеевич Пушкин в чине коллежского секретаря поступил в Коллегию иностранных дел. Должность чиновника вызывала скуку у юного поэта. В это время молодой поэт часто посещал театр, стал участником литературного общества «Арзамас» и театрально-литературного сообщества «Зеленая лампа». Пишет «вольнодумные» стихи, за которые отправлен Александром I на Кавказ, а в 1824 году ему был разрешен переезд в собственное имение Михайловское. В 1825 году вышел в свет первый сборник стихов поэта.
В 1831 году женился на блестящей московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, молодая семья поселилась в Санкт-Петербурге. Пушкины вели светскую жизнь, посещали балы и салоны. Слава Пушикина росла, а финансовые дела все больше приходили в расстройство от роскошной столичной жизни не по средствам.
В результате светских интриг и слухов о связи жены поэта Жоржем Дантесом (французским подданным на русской военной службе) 27 января (8 февраля) произошла дуэль на Черной речке, где Дантес ранил Пушкина. В результате этого ранения через 2 дня поэт скончался у себя в квартире на Мойке, в окружении близких и врачей.
В 1845 году женился на Анне Ивановне Сухозанет, дочери владелицы Жерновки, Екатерины Александровны Сухозанет (при которой имение носило название «Екатерининское»). Имение было передано ему на управление по доверенности после отъезда владелицы во Францию в 1853 году.
Хотя Николай Александрович был противником крестьянской реформы, он считал важным обучать крепостных грамоте. Для этого в Екатерининском им была организована начальная школа для крестьянских детей от 9 до 11 лет.
Николай Александрович Безобразов родился в семье действительного тайного советника А. М. Безобразова (на момент рождения сына он был тамбовским губернатором).
Двенадцать лет (1849—1863) был предводителем дворянства Петербургского уезда; затем был предводителем дворянства Волоколамского уезда Московской губернии. В 1835 году окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права; через три года защитил в нем диссертацию на степень магистра государственных законов: «О началах внешнего государственного права».
Безобразов выступал противником освобождения крестьян, энергично отстаивая неприкосновенность дворянских привилегий, опирающихся на Жалованную грамоту дворянам 1785 года, был одним из видных представителей оппозиции.
Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в дворянской семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо, а потом уехал в Рим, где изучал архитектуру. У него сложилась хорошая карьера архитектора в Италии, он работал в Риме, Бергамо, быстро вошел в круги римской знати.
В 1780 году его пригласили работать в Россию на должность «архитектора двора ее величества», что подразумевало выполнение заказов Екатерины II. Невозможно представить Петербург без творений Кваренги, до наших дней сохранилось около 30 построек - Екатерининский институт, Смольный институт, здание Конногвардейского манежа, Александровский дворец в Царском Селе, Английский дворец в Петергофе, Мариинская больница для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Юсуповский дворец.
Один из шедевров его творчества - здание Академии наук. Этот храм науки поражает совершенными пропорциями, ясностью образа, сильной пластикой главного фасада. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Очень скоро его известность как выдающегося архитектора екатерининского двора вышла за пределы России. Кваренги работал самозабвенно, всего себя отдавая работе и справляясь с огромным числом заказов, выбирая в помощники русских архитекторов, приглашая итальянских. Как писал зодчий в своих мемуарах, в его творчество нередко вмешивалась Екатерина II, и все высочайшие предначертания ему удавалось заключить в архитектурные рамки. Он сохранил авторитет и у преемников - Павла I и Александра I.
В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия. С необыкновенным подъемом и воодушевлением он построил Нарвские триумфальные ворота в честь победоносного возвращения русской армии из Франции.
За 37 лет жизни в России Кваренги вошел в число самых выдающихся русских зодчих, в 1814 году получил потомственное дворянство за свои заслуги. Он скончался в 1817 году и был похоронен на Волковом кладбище. Через 150 лет останки были перезахоронены в Некрополе Александро-Невской лавры.
Русский генерал из рода Бутурлиных, сподвижник Петра I, участник Северной войны. Сын ближнего стольника, внук Андрея Васильевича Кривого, окольничего при царе Алексее Михайловиче.
В 1687 году произведен в премьер-майоры только что сформированного Преображенского полка.
В 1700 году Бутурлин, будучи уже генерал-майором, привел из Москвы к Нарве Преображенский, Семёновский и 4 пехотных полка; при этом отряде находился и сам царь. Сражался под Нарвой, на другой день после битвы сдался на капитуляцию вместе с другими генералами, поверив обещанию шведского короля Карла XII дать свободный пропуск русским войскам. Но король не сдержал обещания, и Бутурлин, в числе других 10 генералов, отправлен был в Стокгольм военнопленным[2].
Попытка его в 1703 году бежать из плена вместе с генералом Вейде и князем И. Ю. Трубецким не удалась: он был пойман, «зело обруган, бесчещен градодержавцем» и заключен в тюрьму. Заключение окончилось в 1710 году обменом его на шведского военнопленного генерал-майора Мейерфельдта.
В 1711 году командовал войсками, оберегавшими Украину от крымских татар, в 1712 году командовал войсками, расположенными около Митавы, а в 1713 году действовал в Финляндии, у Гельсингфорса, в котором, по занятии его без боя, оставлен был с отрядом в 3000 человек.
В октябре того же года, уже в чине генерал-лейтенанта, под начальством князя М. М. Голицына, Бутурлин участвовал в поражении шведов на реке Пелкуне. Под начальством того же Голицына Бутурлин участвовал и в поражении шведского генерала Армфельда у деревни Лаполя, 19 февраля 1714 года.
Новые построенные кирпичные ворота не являлись проходной на завод. Они имели символический характер. Наверху ворот висел колокол, звон которого оповещал рабочих о начале и об окончании рабочего времени.
Большеохтинский мост, носивший до революции название «Мост Петра Великого», соединяет левый берег Невы, центр Петербурга, и старинный район – Охту. Он перекинут от Смольной набережной к Свердловской. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Казармы из красного кирпича – вещественное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Во времена, когда Нева принадлежала шведскому королю, именно в этом месте был построен крепкий разводной деревянный мост, связывающий крепость Ниеншанц с основной территорией шведского города Ниен.
Таким образом, можно говорить, что это прадедушка – самый первый разводной мост на Невских берегах.
Комаровский, через короткий участок суши, как бы продолжает Большеохтинский мост, связывает собой Большую и Малую Охту и располагается на Красногвардейской площади. Он утилитарен, и представляет собой простое бетонное перекрытие через реку Охта. В плотном транспортном потоке поездка по нему совершенно незаметна.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих пожарных частей XIX века, сохранившаяся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Пожарная часть переехала в это здание в 1887 году, сейчас в нем располагается 12-я пожарная часть Красногвардейского района. В 2013 году эта пожарная часть отметила свое 185-летие.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых, при них по проекту Джакомо Кваренги было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой, в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга здесь располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Петр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В екатерининскую эпоху здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница имени императора Петра Великого, увековечивающая память основателя Санкт-Петербурга, является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. В 1910 году в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония ее закладки.
Ильинская слобода – поселение, возникшее в первой трети XVIII века, вокруг Порохового завода, основанного Петром I. Эта историческая местность располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны и улицей Потапова. Само слово «слобода» – означает «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. Название же «Ильинская» местность получила по посвящению церкви Святого Пророка Илии – покровителя мастеров пороховых дел.
Основан на порогах реки Охты в 1715 году по распоряжению Петра I. Старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, взрывчатых веществ, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон – один из немногих существующих и по сей день живых памятников военно-инженерной истории России. Огромная территория, сокрытая от лишних глаз густыми лесами и заборами, прямо-таки пестрит разнообразными памятниками: от уникальных артиллерийских установок начала XX века до построек XIX века.
Печалит только то, что всё это великолепие потихоньку увядает. История Ржевского полигона началась в 1854 году, правда, совсем не в том месте, где он стоит ныне: располагался он на Волковом поле и лишь около 10 лет спустя был перенесен на Охтинское поле.
Самый современный и единственный транзитный пассажирский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, один из самых технологичных в Европе; в его конструировании применены принципы интеллектуальной архитектуры. Открытие вокзального комплекса состоялось в рамках празднования 300-летия города.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей уличного искусства (стрит-арта).
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились российские корабли, составившие славу нашего флота. Памятник был установлен в 1911 году в сквере позднее снесенной (в 1930-х) церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
В глубине жилого квартала, у дома № 19 по улице Стахановцев, расположен памятный знак с выбитыми строками стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру». Именно в этот двор приходил влюбленный поэт, пробегая «сквозь тысячу арок», соединяющих фасады неоклассических сталинских домов, к девушке, которая жила в общежитии Ленинградского университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
«Блокадным» храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском сквере, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители: в тяжелые блокадные дни здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Ильи-пророка (1781−1785) и церковь Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась в еще 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
В 2 минутах ходьбы от ст. м. «Новочеркасская» недавно открывшаяся после ремонта библиотека на ул. Стахановцев, д. 4а приглашает всех, кто предпочитает живую бумажную книгу или журнал.
Вашему вниманию будут предложены самые последние поступления в фонды библиотечной системы Красногвардейского района, а также редкая книга.
Своим удобным местоположением — в нескольких шагах от метро «Новочеркасская» — библиотека привлекает большое число читателей. Такая аудитория вдохновляет сотрудников на осваивание новых форматов работы.
«Средиземноморье на Охте» — именно такой концепцией руководствовалась библиотека, проводя реконструкцию в 2011 году. Сегодня библиотека, расположенная в уютных двориках Большой Охты, по-прежнему остается самым солнечным уголком микрорайона.
Отвлечься от серых будней и забот повседневности помогает не только дизайн библиотеки, но и разнообразие клубов, инициированных библиотечными сотрудниками.
Библиотека «Пороховская» – это библиотека семейного типа, и у нас созданы условия для чтения взрослых и детей.
Наша библиотека – одна из старейших библиотек Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Сейчас это современное учреждение культуры с 110-тысячным книжным фондом, компьютерным комплексом, разнообразными услугами.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – это территория детства, новый формат библиотеки, который способствует формированию личности, развитию детского воображения, творчеству и обучению.
Первая детская библиотека существует с 1975 года. За это время у библиотеки появились не только постоянные читатели, но и яркие творческие проекты. Так, библиотека активно поддерживает проект «Встречи с искусством» и «Встречи с детскими писателями».
Здесь Вас ждут всегда лучшие книги, приветливый коллектив, новые интересные проекты и многое другое!
Эта группа для всех, кто любит книги: для детей, родителей, бабушек и дедушек, школьников и дошкольников, студентов и абитуриентов!
Пискарёвский библиотечно-культурный центр был создан в 1984 году на базе двух небольших библиотек. ПБКЦ включает в себя зал художественной литературы, зал отраслевой литературы, детский абонемент, медиатеку, лекционный зал.
Недавно в центре открылось новое игровое пространство для детей «Волшебная комната».
Центральная детская библиотека Красногвардейского района воплощает в себе традиции петербургской библиотечной деятельности и особенности современного социально-культурного пространства, предназначенного для учебы, работы и досуга.
Основана библиотека в 1948 году. В 2010 году открылась как территория возможностей. Посетители от мала до велика найдут у нас чтение и занятие для ума и сердца.
Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя – это уникальный проект модернизации библиотечного пространства. Откликаясь на ритм современной жизни и отдавая дань традициям, библиотека меняется и сочетает разные форматы учебной и научной деятельности, творчества и досуга.
На карте 1817 года усадьба уже обозначена как собственность нарвского купца 1-й гильдии богача Себастьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества.
С сыном Крамера был дружен Александр Сергеевич Пушкин. В первый Петербургский период (1817–1820) поэт часто путешествовал в Приютино к Олениным, куда вела дорога, проходящая мимо Жерновки. Однако документальных свидетельств, о том что Александр Сергеевич посещал проездом эту усадьбу, нет.
Как только не именовалась усадьба за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев усадьбы и традицией называть место по имени владельца.
Эти земли между Охтой и впадающей в нее Жерновкой Петр I отдал своему сподвижнику Ивану Бутурлину (отсюда первое название имения), после нескольких смен владельцев их приобретает Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором имение стало называться Жерновкой.
Когда имение перешло во владение грузинского рода Донауровых, оно стало называться Гавриловка, по имени фактического владельца Гаврилы Герасимовича Донаурова. При княгине Екатерине Александровне Сухозанет – Екатерининское. Последними владельцами усадьбы была чета Безобразовых, по их фамилии за усадьбой на долгое время закрепилось название Дача Безобразовых. Сейчас этот памятник архитектуры последней трети XVIII века чаще всего называют – Усадьба «Жерновка».
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!