1781  Храмы и кладбища
Церковь Святого Пророка Илии
Подробнее
 
1717
 
1781–1785
 
1805–1806
 
1831
 
1877
 
1923
 
1938
 
1941–1945
 
1974
 
1988
История памятника культуры
Церковь Святого Пророка Илии

История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году, во время Северной войны со шведами. В кратчайшие сроки на порогах рек Охты и Лубьи были возведены пороховые мельницы (крутильни) и сушильни, а для работ на заводе переселены из других губерний рабочие и мастеровые, образовавшие слободу, то есть освобожденное от налогов поселение. Уже в 1717 году для быстро увеличивавшегося населения Пороховых была возведена деревянная часовня во имя святого пророка Илии. Этот ветхозаветный пророк, вознесенный на небо в огненной колеснице (согласно библейским текстам), в славянской народной традиции считался повелителем грома, небесного огня и дождя, покровителем урожая, плодородия и всех связанных с огнем профессий.

Неудивительно, что для жителей этого района, жизни которых постоянно угрожали взрывы и пожары, была возведена церковь именно с таким посвящением. Стоящий на живописном холме у слияния рек храм был виден со всех концов слободы, поэтому совсем скоро она стала называться Ильинской.

На протяжении 50-ти лет деревянная церковь несколько раз ремонтировалась и перестраивалась, пока в 1781−1785 годах на ее месте не была возведена сохранившаяся до наших дней каменная церковь-ротонда. Историки затрудняются назвать имя автора проекта. Одни предполагают, что им мог быть Иван Егорович Старов или Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен; другие считают, что церковь построил знаменитый архитектор-новатор Николай Александрович Львов. Формы храма, решенного в духе раннего русского классицизма, отличаются лаконичностью и простотой: открытая колоннада ионического ордера окружает основной объем церкви-ротонды с двумя ярусам окон арочной и круглой формы. Завершают ротонду небольшая балюстрада и полусферический купол на низком барабане.

В 1805−1806 годах по проекту архитектора Федора Ивановича Демерцова рядом с неотапливаемым Ильинским храмом была возведена теплая церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с трапезной и колокольней. А в 1875−1877 годах по проекту архитектора Никодима Венцеславовича Лиссопацкого к ротонде с востока была пристроена небольшая апсида, а с запада − притвор с хорами, заполнивший пространство между двумя церквями и объединивший их в один комплекс. С тех пор церковь существует как единый храм Святого Пророка Илии с двумя престолами, освященными в честь двух разных святых.

Первыми прихожанами храма были рабочие Порохового завода и члены их семей, а также офицеры, чиновники, охтинские поселяне и крестьяне соседних деревень. Приход составлял около 2500 человек, из них половина работала на заводе. Все важнейшие события в жизни этих людей были связаны с Ильинским храмом, некоторые из них здесь же были похоронены. Среди них − генерал-майор Даниил Федорович Кандыба, один из самых выдающихся руководителей Охтинского порохового завода, его инспектор, в 1831 году похороненный у южной стены церкви.

После революции, в 1923 году, храм (в статусе собора) стал принадлежать обновленческой церкви − движению внутри русского православия, признававшему и поддерживавшему Советскую власть. Однако уже в 1938 году по решению Леноблисполкома церковь была закрыта и передана в ведение штаба Местной противовоздушной обороны (МПВО). В годы блокады она использовалась как морг, в послевоенные − как склад, что не могло не сказаться на состоянии здания. В 1974 году в обветшавшей церкви произошел сильный пожар, практически ее уничтоживший (уцелела только западная часть с колокольней). Реставрация здания началась только десять лет спустя, а в 1988 году храм был возвращен Русской православной церкви. 2 августа 1989 года, в Ильин день, церковь была вновь освящена будущим патриархом Алексием II. С тех пор храм Святого Пророка Илии открыт для прихожан, в нем идут службы, совершаются таинства.

Как найти церковь Святого Пророка Илии

От станции метро «Ладожская» − автобусы № 27, 92, 168. Остановка «Проспект Наставников», далее пешком.

Контакты
Памятник культуры выполнен в стиле
Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Это похоже на церковь Святого Пророка Илии
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
6 мин.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
9 мин.
1796 ⋅ Ириновский проспект, дом 9.
5 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
20 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, дом 67.
5 мин.
1806 ⋅ Улица Химиков, 18.
1 мин.
2017 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
12 мин.
1946 ⋅ Индустриальный проспект, дом 35, корпус 1.
2 мин.
2017 ⋅ Заневский проспект, дом 32.
1 мин.
2017 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30/5.
2 мин.
2017 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.
11 мин.
5 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, дом 40.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
3 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке