Владения Музея стрит-арта делятся на две зоны. Одна – это постоянная (основная) экспозиция на закрытой территории Завода слоистых пластиков, в том числе внутри действующих цехов. Она включает монументальные росписи современных уличных художников и ежегодно пополняется. Подобные росписи имеют много общего с фресками, и в граффити-сообществе их, как правило, называют муралами. Другая зона – это публичная площадка, где проходят временные выставки и различные мероприятия. Она охватывает бывшую котельную, несколько освобожденных промышленных зданий и большой двор, засыпанный гравием. Ее ключевое качество – мультиформатность. Эта площадка объединяет индустриальную эстетику, уличное искусство и элементы городского креативного пространства.
Экспериментальная летняя публичная площадка Музея стрит-арта была открыта для посещения в 2014 году. Там начала работу первая выставка, получившая название Casus Pacis / «Повод к миру». Сперва было решено посвятить ее 100-летию начала Первой мировой войны, однако затем кураторы намеренно обратили свое внимание на «текущий исторический момент».
Свою рефлексию по поводу происходящего выразили около 30 российских, 27 украинских и 5 художников из других стран Европы и Америки. Они вписали в индустриальный ландшафт Завода слоистых пластиков самые разные работы: монументальную живопись, скульптуру, графику, инсталляции, видео-арт.
Примечательно, что выставка Casus Pacis / «Повод к миру» была включена в параллельную программу биеннале современного искусства Manifesta 10, которая проходила в Санкт-Петербурге. (Основной экспозиционной площадкой десятой «Манифесты» был Государственный Эрмитаж.)
Санкт-Петербург – город, уникальный во многих отношениях. Несмотря на все упреки в излишней строгости и даже чопорности (порой, будем откровенны, справедливые), он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного, остроактуального искусства. Здесь, на берегах Невы, неформальная культура действительно цветет пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире и пока единственный в России Музей уличного искусства (стрит-арта).
Превращением бывшей промзоны в креативное пространство, объединяющее творческие мастерские, выставочные, концертные и лекционные площадки, магазины, кафе и коворкинги, сегодня никого не поразишь. Во всяком случае, в крупных городах. Но сосуществование действующего производства и музея, посвященного не ему, – это нечто невероятное!
История предприятия, отважившегося на такое соседство, началась в 1945 году. Первоначально Завод слоистых пластиков находился на Петроградской стороне и выпускал электроизоляционные слоистые пластики для электротехнической промышленности. В тяжелые послевоенные годы продукция завода была весьма востребована: необходимо было восстанавливать народное хозяйство СССР, включая электросетевое. Предприятие было задумано как передовое, поэтому его оснастили иностранным оборудованием, в том числе трофейным. В производство активно внедряли новые разработки.
На Петроградке Завод слоистых пластиков занимал относительно небольшую территорию и был окружен жилой застройкой, что сдерживало его развитие. В 1950 году было решено перебазировать предприятие на новую площадку по адресу шоссе Революции, 84, где оно располагается по сей день.
В 1956 году на заводе начали производить декоративный бумажно-слоистый пластик. ДБСП высокого давления – это облицовочный и конструкционный материал, в профессиональной среде также известный как HPL (High Pressure Laminate). Он широко используется для внутренней отделки помещений различного назначения; для изготовления панелей, которые применяются в наружной отделке зданий (в системе навесных вентилируемых фасадов); для изготовления деталей мебели (например, кухонных столешниц); для внутренней отделки транспортных средств, лифтов; для производства оборудования, предназначенного для помещений с повышенными требованиями к чистоте (медицинских кабинетов, лабораторий, хирургических отделений, спортивных залов, раздевалок и т. д.).
Пока в стране была относительная стабильность, завод работал успешно. Не стало стабильности – не стало успехов. А потом не стало страны. После распада СССР для Завода слоистых пластиков наступили нелегкие времена. В 1990-е производство сокращалось, рабочие увольнялись, некоторые цеха были закрыты. Инвесторам, в руки которых перешел завод, неоднократно предлагали снести его и построить на этом месте жилые дома или торгово-развлекательный комплекс.
Но, как известно, нет худа без добра. Заброшенные цеха завода облюбовала тусовка граффити-художников. Летом 2011 года им даже разрешили провести в одном из них вечеринку. Мероприятие оказалось на редкость удачным и вдохновило организаторов на создание Музея уличного искусства. При этом действующие цеха Завода слоистых пластиков закрывать никто не собирался.
Идея стала быстро воплощаться в жизнь, благо за дело взялись увлеченные люди. Уже в 2012-м Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало по адресу Санкт-Петербург, шоссе Революции, 84 частное учреждение культуры «СтритАрт музей Санкт-Петербург» (орфография и пунктуация сохранены). А в 2013-м победителем конкурса на лучший проект (на архитектурно-ландшафтную концепцию) музея стало финское архитектурное бюро JKMM Architects (Хельсинки).
Музей возник на стыке постсоветской индустриальной эстетики и развивающегося уличного искусства. Всего за несколько лет он стал важной точкой на культурной карте Санкт-Петербурга и культовым местом для прогрессивной молодежной аудитории. Поклонников всего, «что новее нового», не пугает даже удаленность музея от исторического центра города.
Музейные владения делятся на две зоны. Одна – это постоянная экспозиция на закрытой территории Завода слоистых пластиков, в том числе внутри действующих цехов. Она включает монументальные росписи, или муралы, созданные российскими и зарубежными художниками. Среди резидентов музея немало весьма известных деятелей уличной культуры: Паша 183 (уже ушедший из жизни), Алексей Luka, Андрей Оленев, Кирилл Кто, Миша Most, Никита Nomerz, Тимофей Радя, ТОЙ, QBic, 108, Clemens Behr, Eltono, Escif. Музей не только представляет отечественный и заграничный стрит-арт, но и способствует их диалогу. Другая зона – это публичная площадка, охватывающая бывшую котельную, несколько освобожденных промышленных зданий и большой двор, засыпанный гравием. Тут проходят временные выставки и различные мероприятия. Экспериментальная публичная площадка была открыта для посещения в 2014 году. Она приняла первую выставку музея – Casus Pacis / «Повод к миру».
Огромная площадь действующих и заброшенных цехов предоставляет массу возможностей и активно осваивается. По постоянной экспозиции проводятся экскурсии, на которые можно попасть только с паспортом, так как завод – режимный объект. Музей занимается просветительской деятельностью, ликвидируя безграмотность в области стрит-арта посредством лекций, дискуссий, творческих встреч и мастер-классов. Здесь выступают уличные художники (Дмитрий Аске, Кирилл Кто, Тимофей Радя), кураторы (Наиля Аллахвердиева, Антон Кальгаев, Игорь Поносов, Арсений Сергеев), зарубежные исследователи стрит-арта (Рафаэль Шактер, Питер Бенгтсен). В 2014 году было организовано экспериментальное пространство «Цех Х1», где граффити-художники могут не только посмотреть работы мастеров, но и абсолютно легально создать свои. Правда, для этого нужно предварительно прислать кураторам музея заявку и согласовать эскиз.
В активе музея – участие во многих российских и международных проектах, направленных на привлечение внимания к уличному искусству и на его расшифровку. Среди них – фестиваль Objects of Nature, проведенный в Финляндии совместно с бумажной фабрикой Kotkamills Oy; выездные выставки и встречи; пилотный проект арт-резиденции «Искусство производства / Производство искусства», разработанный командой художников из России и Франции во главе с куратором Бертраном Госселином. С этими и другими проектами можно ознакомиться на официальном сайте музея. Там же можно найти информацию о режиме работы, стоимости билетов и зарегистрироваться на экскурсию. Анонсы выставок, лекций и мастер-классов оперативно публикуются на официальных страницах музея в соцсетях.
Музей стрит-арта в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга – замечательный пример возрождения депрессивной промзоны на периферии города, пример ее «переработки» и «вторичного использования» уже в качестве общественного пространства. Посетители музея могут своими глазами увидеть, как во взаимодействии постсоветской промышленной эстетики и молодого уличного искусства рождается новый визуальный язык города и общества.
От станции метро «Новочеркасская» – автобус № 174. Остановка у пересечения шоссе Революции и Индустриального проспекта, далее пешком. От станции метро «Площадь Ленина» – автобусы № 28 и 37. Остановка «Шоссе Революции, 88», далее пешком. От станции метро «Площадь Ленина» – троллейбус № 43. Остановка «Индустриальный проспект», далее пешком.
Сын владельца Завода слоистых пластиков убедил отца создать на его территории Музей уличного искусства, ставший хедлайнером новой культурной жизни города.
Наверное, так родилась идея создания кластера не только с производственной, но и с творческой миссией, которая и развилась потом до концепции Музея стрит-арта. Стрит-арт – самый доступный и честный вид искусства, когда в надписи на заборе можно высказать свое мнение, проявить протест.
Родители перевели меня из 56-й гимназии в «Рид», когда там начались истории с наркотиками — многие торчали. Но аттестат я получал уже в школе «Рост». Потом поступил на юрфак СПбГУ — в альма-матер родителей. В университете у меня было плохо с успеваемостью, поэтому я ушел в Институт МЧС. Еще на втором курсе начал работать на отцовском Заводе слоистых пластиков помощником юриста. Там мне стало довольно скучно, поэтому мы с друзьями организовали техно-вечеринки для своих — человек на пятьдесят. Втайне оккупировали заброшенный корпус, потом все выяснилось, и мы получили по жопе.
Серьезно этим заинтересовался, втянул в свое увлечение папу, и мы решили предоставить художникам возможность создавать масштабные произведения на простаивающих площадях завода. Они не могут сделать это в городе — менты сразу заберут. Сначала эта история казалась самодеятельностью, которую мы придумывали на пару с креативным директором Мишей Астаховым. Но мы все-таки довели дело до ума.
Новые построенные кирпичные ворота не являлись проходной на завод. Они имели символический характер. Наверху ворот висел колокол, звон которого оповещал рабочих о начале и об окончании рабочего времени.
Большеохтинский мост, носивший до революции название «Мост Петра Великого», соединяет левый берег Невы, центр Петербурга, и старинный район – Охту. Он перекинут от Смольной набережной к Свердловской. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Казармы из красного кирпича – вещественное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Во времена, когда Нева принадлежала шведскому королю, именно в этом месте был построен крепкий разводной деревянный мост, связывающий крепость Ниеншанц с основной территорией шведского города Ниен.
Таким образом, можно говорить, что это прадедушка – самый первый разводной мост на Невских берегах.
Комаровский, через короткий участок суши, как бы продолжает Большеохтинский мост, связывает собой Большую и Малую Охту и располагается на Красногвардейской площади. Он утилитарен, и представляет собой простое бетонное перекрытие через реку Охта. В плотном транспортном потоке поездка по нему совершенно незаметна.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих пожарных частей XIX века, сохранившаяся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Пожарная часть переехала в это здание в 1887 году, сейчас в нем располагается 12-я пожарная часть Красногвардейского района. В 2013 году эта пожарная часть отметила свое 185-летие.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых, при них по проекту Джакомо Кваренги было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой, в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга здесь располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Петр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В екатерининскую эпоху здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница имени императора Петра Великого, увековечивающая память основателя Санкт-Петербурга, является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. В 1910 году в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония ее закладки.
Ильинская слобода – поселение, возникшее в первой трети XVIII века, вокруг Порохового завода, основанного Петром I. Эта историческая местность располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны и улицей Потапова. Само слово «слобода» – означает «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. Название же «Ильинская» местность получила по посвящению церкви Святого Пророка Илии – покровителя мастеров пороховых дел.
Основан на порогах реки Охты в 1715 году по распоряжению Петра I. Старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, взрывчатых веществ, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон – один из немногих существующих и по сей день живых памятников военно-инженерной истории России. Огромная территория, сокрытая от лишних глаз густыми лесами и заборами, прямо-таки пестрит разнообразными памятниками: от уникальных артиллерийских установок начала XX века до построек XIX века.
Печалит только то, что всё это великолепие потихоньку увядает. История Ржевского полигона началась в 1854 году, правда, совсем не в том месте, где он стоит ныне: располагался он на Волковом поле и лишь около 10 лет спустя был перенесен на Охтинское поле.
Самый современный и единственный транзитный пассажирский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, один из самых технологичных в Европе; в его конструировании применены принципы интеллектуальной архитектуры. Открытие вокзального комплекса состоялось в рамках празднования 300-летия города.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей уличного искусства (стрит-арта).
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились российские корабли, составившие славу нашего флота. Памятник был установлен в 1911 году в сквере позднее снесенной (в 1930-х) церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
В глубине жилого квартала, у дома № 19 по улице Стахановцев, расположен памятный знак с выбитыми строками стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру». Именно в этот двор приходил влюбленный поэт, пробегая «сквозь тысячу арок», соединяющих фасады неоклассических сталинских домов, к девушке, которая жила в общежитии Ленинградского университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
«Блокадным» храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском сквере, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители: в тяжелые блокадные дни здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Ильи-пророка (1781−1785) и церковь Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась в еще 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
В 2 минутах ходьбы от ст. м. «Новочеркасская» недавно открывшаяся после ремонта библиотека на ул. Стахановцев, д. 4а приглашает всех, кто предпочитает живую бумажную книгу или журнал.
Вашему вниманию будут предложены самые последние поступления в фонды библиотечной системы Красногвардейского района, а также редкая книга.
Своим удобным местоположением — в нескольких шагах от метро «Новочеркасская» — библиотека привлекает большое число читателей. Такая аудитория вдохновляет сотрудников на осваивание новых форматов работы.
«Средиземноморье на Охте» — именно такой концепцией руководствовалась библиотека, проводя реконструкцию в 2011 году. Сегодня библиотека, расположенная в уютных двориках Большой Охты, по-прежнему остается самым солнечным уголком микрорайона.
Отвлечься от серых будней и забот повседневности помогает не только дизайн библиотеки, но и разнообразие клубов, инициированных библиотечными сотрудниками.
Библиотека «Пороховская» – это библиотека семейного типа, и у нас созданы условия для чтения взрослых и детей.
Наша библиотека – одна из старейших библиотек Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Сейчас это современное учреждение культуры с 110-тысячным книжным фондом, компьютерным комплексом, разнообразными услугами.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – это территория детства, новый формат библиотеки, который способствует формированию личности, развитию детского воображения, творчеству и обучению.
Первая детская библиотека существует с 1975 года. За это время у библиотеки появились не только постоянные читатели, но и яркие творческие проекты. Так, библиотека активно поддерживает проект «Встречи с искусством» и «Встречи с детскими писателями».
Здесь Вас ждут всегда лучшие книги, приветливый коллектив, новые интересные проекты и многое другое!
Эта группа для всех, кто любит книги: для детей, родителей, бабушек и дедушек, школьников и дошкольников, студентов и абитуриентов!
Пискарёвский библиотечно-культурный центр был создан в 1984 году на базе двух небольших библиотек. ПБКЦ включает в себя зал художественной литературы, зал отраслевой литературы, детский абонемент, медиатеку, лекционный зал.
Недавно в центре открылось новое игровое пространство для детей «Волшебная комната».
Центральная детская библиотека Красногвардейского района воплощает в себе традиции петербургской библиотечной деятельности и особенности современного социально-культурного пространства, предназначенного для учебы, работы и досуга.
Основана библиотека в 1948 году. В 2010 году открылась как территория возможностей. Посетители от мала до велика найдут у нас чтение и занятие для ума и сердца.
Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя – это уникальный проект модернизации библиотечного пространства. Откликаясь на ритм современной жизни и отдавая дань традициям, библиотека меняется и сочетает разные форматы учебной и научной деятельности, творчества и досуга.
Владения Музея стрит-арта делятся на две зоны. Одна – это постоянная (основная) экспозиция на закрытой территории Завода слоистых пластиков, в том числе внутри действующих цехов. Она включает монументальные росписи современных уличных художников и ежегодно пополняется. Подобные росписи имеют много общего с фресками, и в граффити-сообществе их, как правило, называют муралами. Другая зона – это публичная площадка, где проходят временные выставки и различные мероприятия. Она охватывает бывшую котельную, несколько освобожденных промышленных зданий и большой двор, засыпанный гравием. Ее ключевое качество – мультиформатность. Эта площадка объединяет индустриальную эстетику, уличное искусство и элементы городского креативного пространства.
Экспериментальная летняя публичная площадка Музея стрит-арта была открыта для посещения в 2014 году. Там начала работу первая выставка, получившая название Casus Pacis / «Повод к миру». Сперва было решено посвятить ее 100-летию начала Первой мировой войны, однако затем кураторы намеренно обратили свое внимание на «текущий исторический момент».
Свою рефлексию по поводу происходящего выразили около 30 российских, 27 украинских и 5 художников из других стран Европы и Америки. Они вписали в индустриальный ландшафт Завода слоистых пластиков самые разные работы: монументальную живопись, скульптуру, графику, инсталляции, видео-арт.
Примечательно, что выставка Casus Pacis / «Повод к миру» была включена в параллельную программу биеннале современного искусства Manifesta 10, которая проходила в Санкт-Петербурге. (Основной экспозиционной площадкой десятой «Манифесты» был Государственный Эрмитаж.)
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!