Придя к власти, большевики активно вели антирелигиозную пропаганду и не церемонились с духовенством и культовыми сооружениями. Не обошли они своим вниманием и Большеохтинское кладбище. После октября 1917 года оно разделило печальную судьбу многих других кладбищ нашего города. На нем уничтожили множество надгробных памятников, снесли почти все храмы. В 1926 году была закрыта, а в 1929-м уничтожена церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х годов были разрушены три церкви, которые находились на бывшем единоверческом участке кладбища: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года была закрыта церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Ее снесли в 1938-м. В итоге уцелела только церковь Святителя Николая Чудотворца.
Вторая каменная церковь на Большеохтинском кладбище была заложена 24 августа 1812 года. Средства на ее строительство выделил петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Согласно его желанию церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». Она соседствовала с семейным захоронением Никоновых. Церковь обошлась Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). Отсюда родилось ее народное название – Никоновская. 27 сентября 1814 года церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков.
Большеохтинское – одно из самых знаменитых кладбищ Санкт-Петербурга. Это крупнейший некрополь (то есть кладбище, на котором похоронены знаменитые люди), находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь составляет около 70 гектаров.
История кладбища, которое сегодня известно как Большеохтинское, началась во второй половине XVIII века. Оно было учреждено 16 мая 1773 года по распоряжению генерал-аншефа, сенатора, генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга Николая Ивановича Чичерина. Тогдашний глава города приказал отмежевать под новое кладбище к востоку от охтинского селения, на берегу реки Чернавки, участок (70 саженей в длину, 15 саженей в ширину) из земель Морского ведомства. Оно должно было заменить старое кладбище (при церкви Святой Троицы на Большой Охте), существовавшее с 1720-х годов и располагавшееся ниже по течению Чернавки. К слову, боковые приделы каменной церкви Святой Троицы были освящены во имя святого Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, что отражает профессиональный состав прихожан. Эта церковь была разобрана, по разным данным, в 1836-м или 1838 году.
Новое кладбище практически сразу получило статус городского. На нем хоронили не только охтян, среди которых, кстати, было немало раскольников (в петровские времена на Охте селили вольных плотников, в массе своей – выходцев из северных, «старообрядческих» губерний), но и жителей Петербурга. В 1775 году (или в 1774–1778 годах) на территории кладбища была построена каменная церковь, которую освятили во имя святого великомученика Георгия Победоносца. (Охта славилась своим молочным промыслом, а Георгий Победоносец считается у православных христиан, помимо всего прочего, покровителем скотоводов.) По этому храму, средства на возведение которого были выделены церковью Святой Троицы на Большой Охте, кладбище стало называться Георгиевским. Число захоронений росло, и кладбище несколько раз расширялось за счет прирезанных территорий.
В 1803 году купец Иван Иванович Милов купил у православного Георгиевского кладбища землю для погребения единоверцев – старообрядцев, сохранивших дореформенную (дониконовскую) обрядность, но признавших юрисдикцию Русской православной церкви. (Единоверие возникло в конце XVIII века как своеобразный компромисс части старообрядцев и РПЦ.) Единоверческий участок называли Миловским кладбищем (оно же – Покрово-Дмитровское). Впоследствии на этом участке были построены три единоверческие церкви: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. (Единоверческий участок находился к западу от пересечения нынешних Партизанской улицы и проспекта Энергетиков. Естественной границей, отделявшей его от православного кладбища, была река Чернавка.)
24 августа 1812 года недалеко от Георгиевской была заложена вторая каменная церковь. Ее строительство финансировал петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Он пожелал, чтобы церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с семейным захоронением Никоновых. В результате Григорий Григорьевич потратил 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь), а церковь стали называть Никоновской. 27 сентября 1814 года ее освятили во имя святителя Николая Чудотворца.
Доподлинно не известно, кто архитектор этой церкви. Есть предположение, что это Викентий Иванович Беретти, зодчий итальянского происхождения, выпускник Императорский Академии художеств. Эту версию подкрепляет тот факт, что ранее Беретти спроектировал для купца Никонова каменные корпуса его суконной фабрики на Охте.
Примечательно, что весной 1814 года рядом с еще не освященной Никоновской церковью похоронили первого директора Императорского Царскосельского лицея Василия Фёдоровича Малиновского. Считается, что среди пяти лицеистов, присутствовавших на похоронах, был юный Александр Пушкин. Могила Малиновского (на Шлиссельбургской дорожке) сохранилась.
Церковь Святителя Николая Чудотворца была передана в ведение епархиальной власти, однако долгие годы содержалась на деньги наследников Григория Никонова. В 1869–1870 годах церковь капитально отремонтировали на средства, выделенные уже другими жертвователями. Ими стали купцы братья Елисеевы, почетный гражданин Алексей Васильевич Алферовский (зять Никоновых) и купец Синебрюхов. 22 октября 1870 года возобновленная, как тогда говорили, церковь вновь была освящена (малым чином). Обряд совершил местный благочинный Н. Парийский.
Некоторые участки кладбища со временем оказались закреплены за определенными учреждениями. В 1832 году по указу духовной консистории было отведено место для захоронения «воинов, подвизавшихся во славу Отечества». Там погребали солдат, скончавшихся в Сухопутном и Морском госпиталях, Медико-хирургической академии, Мариинской больнице, градских богадельнях. В 1847 году небольшой участок был выделен Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту).
В 1880-е на Большеохтинском кладбище появилась еще одна церковь. Возможно, самая эффектная, благо за дело вновь взялись представители купеческого сословия. 1 мая 1879 года умер Степан Петрович Елисеев, один из основателей знаменитого торгового дома «Братья Елисеевы». Он завещал своему единственному сыну, Петру Степановичу, построить на Большеохтинском кладбище, где с 1825 года хоронили Елисеевых, церковь с семейной усыпальницей.
16 августа 1881 года с юго-западной стороны кладбища, где еще не было захоронений, заложили большую пятикупольную церковь в византийском стиле. Ее проект разработали архитекторы Карл Карлович Вергейм и Фердинанд Логинович Миллер. Строительство (оно велось из кирпича двух цветов) обошлось примерно в 1 миллион рублей. В народе церковь прозвали Елисеевской. 5 ноября 1885 года ее главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. (В честь чтимого образа в Казанском соборе, к которому перед началом рабочего дня приходил молиться Елисеев.) В подвале храма была устроена семейная усыпальница с беломраморными саркофагами, куда перенесли останки похороненных на кладбище Елисеевых, в том числе родоначальника купеческой династии – Петра Елисеевича. При Елисеевской церкви, которая отличалась красивой отделкой интерьера и великолепной акустикой, действовало православное кладбище, впоследствии ликвидированное.
После Октябрьской революции кладбище разделило печальную судьбу многих других городских некрополей. На нем было уничтожено множество захоронений и надгробных памятников, имевших огромную историческую и художественную ценность. Например, утрачена могила легендарной балетной танцовщицы Авдотьи Ильиничны Истоминой, умершей от холеры в 1848 году. Не сохранилась могила генерал-лейтенанта, начальника Охтинской верфи Петра Герасимовича Орловского, которого похоронили в церкви Святителя Николая Чудотворца в 1857 году. Любопытно, что именно Орловский и священник Андрей Иванович (Иоаннович) Журавлев убедили Григория Никонова ее построить. В итоге Никольская оказалась единственной уцелевшей церковью кладбища. Более того, она никогда не закрывалась. Другим храмам Большеохтинского повезло гораздо меньше. В 1926 году закрыли, а в 1929-м уничтожили церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х разрушили единоверческие церкви Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года закрыли, а в 1938-м снесли церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Некоторые иконы из уничтоженных охтинских храмов были перенесены в Никольскую церковь.
В 1930-е годы по соседству с бывшим единоверческим участком была создана коммунистическая площадка для захоронения членов партии. Во время Зимней войны (между СССР и Финляндией) 1939–1940 годов в южной, единоверческой части кладбища было организовано братское захоронение советских солдат и офицеров. В 1941–1944 годах в восточной части кладбища, вблизи Салтыковской дороги, в братских могилах хоронили погибших в блокаду ленинградцев и павших участников обороны города.
В 1950–1960-е на Большеохтинском кладбище появилась вторая коммунистическая площадка. Она прилегает к улице Дегтярева. (Теперь коммунистические площадки называют соответственно Старой и Новой.) В конце 1970-х через кладбище проложили новый (южный) отрезок проспекта Энергетиков, который был задуман как часть Центральной дуговой магистрали Ленинграда. Проспект разделил Большеохтинское на две части.
В 1940–1970-е годы на кладбище интенсивно велось захоронение, в результате чего значительное количество старых могил было уничтожено. Меньше пострадала часть кладбища рядом с Никольской церковью. Там сохранились могилы протоиерея, духовника Александра I Андрея Афанасьевича Самборского, декабриста Александра Михайловича Булатова, протоиерея, духовного композитора Петра Ивановича Турчанинова. В советские годы на Большеохтинском кладбище были похоронены хирург-ортопед Генрих Иванович Турнер, инженер-энергетик Генрих Осипович Графтио, писатель Л. Пантелеев. В 1999 году здесь похоронили актера и режиссера Игоря Петровича Владимирова, в 2016-м – актрису Зинаиду Максимовну Шарко.
От станции метро «Новочеркасская» – автобус № 174. Остановка «Конторская улица», далее пешком. От станции метро «Новочеркасская» – трамвай № 10. Остановка «Шепетовская улица», далее пешком.
Имя первого директора Императорского Царскосельского лицея известно немногим, однако своей уникальной атмосферой это учебное заведение в огромной степени обязано именно Василию Малиновскому. Он был любимцем лицеистов, и на его похоронах на Большеохтинском кладбище, как считается, присутствовал юный Александр Пушкин.
Василий Фёдорович Малиновский (1765–1814) прожил короткую жизнь, но личностью был яркой и остался в истории как один из самых прогрессивных людей своего времени. Он родился в семье священника, служившего в церкви при Московском университете и преподававшего в нем Закон Божий. Неудивительно, что Василия, как и его старшего брата, Алексея, определили в университетскую гимназию. Затем были годы учебы на философском факультете, лекции лучших профессоров и размышления о будущем страны и своем собственном. В университете Василий, в частности, впервые услышал об Адаме Смите, узнал о государственном устройстве и законодательстве Великобритании, о жизни и нравах британцев. Дальнейшую судьбу талантливый студент решил связать с дипломатией, а потому с особым рвением взялся за изучение иностранных языков. В конце XVIII века Россия укрепляла свои позиции на южном направлении. Этот вектор внешней политики и определил сферу лингвистических интересов потенциального дипломата. Юный Малиновский принялся осваивать турецкий и арабский языки. Позднее он овладел древнееврейским (и даже перевел на русский несколько книг Ветхого Завета) и китайским. И это помимо древнегреческого, латыни и современных европейских языков!
Окончив Московский университет в 1781 году, Василий Малиновский поступил на дипломатическую службу. Его первым местом работы, по-видимому, был Московский архив Коллегии иностранных дел. Там он блестяще себя зарекомендовал и вскоре был переведен в Петербург, в канцелярию Коллегии. Получив в столице доступ к секретным документам и переписке, Малиновской всерьез задумался об этичности дипломатии и политики в целом. На него, сына священнослужителя, закулисная сторона международных отношений произвела не самое приятное впечатление. Тем более очевидным стало для молодого человека огромное значение Коллегии иностранных дел для государства. Он отчетливо понял, что от профессионализма и благоразумия дипломатов напрямую зависит благополучие граждан.
Во второй половине 1780-х Малиновский отправился в Лондон, где стал одним из переводчиков при новом после – Семёне Романовиче Воронцове. Очное знакомство с Туманным Альбионом поразило Василия Фёдоровича. Уровень политических и гражданских свобод, степень независимости суда, успехи промышленности – всё составляло разительный контраст с российскими реалиями.
В 1791 году Малиновский женился на Софье Самборской, дочери Андрея Афанасьевича Самборского. Последний – личность не менее интересная, чем наш герой. Священник, много лет служивший в церкви при российском дипломатическом корпусе в Лондоне; духовник цесаревича Павла Петровича (будущего Павла I) и его супруги, Марии Фёдоровны; духовник, законоучитель и преподаватель английского языка при великих князьях Александре Павловиче (будущем Александре I) и Константине Павловиче, а впоследствии – при великих княжнах Александре, Елене и Марии Павловнах; специалист по агрономии (с британским образованием!) и основатель Школы практического земледелия (Практической школы земледелия), для которой был выделен участок из дворцовых (удельных) земель между Царским Селом и Павловском; духовное лицо, носившее светскую одежду и брившее бороду и усы. И всё это – Андрей Самборский. Брак Василия и Софьи оказался счастливым. Судьбы шести их детей (троих сыновей и трех дочерей) заслуживают отдельного рассказа.
В том же 1791 году Малиновский, владевший турецким языком, участвовал в Ясском конгрессе, который завершился подписанием мирного договора между Россией и Турцией. Позднее Василий Фёдорович служил в генеральном консульстве в Молдавии.
В 1802 году Малиновский вернулся в Россию и обратился к графу Виктору Павловичу Кочубею, который стал тогда министром внутренних дел, с запиской «О(б) освобождении рабов». По сути, это был один из первых проектов отмены крепостного права. В 1803-м в Петербурге увидела свет первая часть «Рассуждения о мире и войне», причем авторство было обозначено лишь инициалами – «В. М.». К работе над этим трактатом с явным гуманистическим посылом Малиновский приступил еще в Великобритании. В том же году он начал издавать еженедельник «Осенние вечера», в котором опубликовал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона».
Занимался Малиновский и филантропической, то есть благотворительной, деятельностью. Живя в Москве, он на общественных началах руководил Домом трудолюбия, в котором нашли приют 30 бедных девиц.
В 1811 году Василий Фёдорович был назначен директором Императорского Царскосельского лицея, проект создания которого разработал известный реформатор Михаил Михайлович Сперанский. Возможно, этому назначению посодействовал тесть Малиновского, Андрей Афанасьевич Самборский, близко знавший Александра I. Василий Фёдорович не был профессиональным педагогом, но, являясь убежденным сторонником преобразований в России, прекрасно понимал, что для их осуществления нужны не просто старательные исполнители, а самостоятельно мыслящие, творческие, инициативные личности. Разумеется, талантливые и образованные. Малиновский сделал всё возможное для того, чтобы в Лицее царила атмосфера свободолюбия, способствующая воспитанию именно таких людей. Очень важно, что тогда Лицей был единственным учебным заведением в России, в котором не применялись телесные наказания.
Блестящий интеллектуал, демократ и противник лицемерия, добрый и скромный человек, Василий Фёдорович быстро завоевал любовь и уважение преподавателей и воспитанников. Лицеисты первого – пушкинского – курса часто бывали в его доме, где их всегда встречали тепло и сердечно. Мальчишки очень ценили беседы и прогулки с директором, который относился к ним как к младшим товарищам и никогда не давил своим авторитетом. Сын Малиновского, Иван, которого приняли в Лицей вопреки возрастному ограничению (он был старше положенного), стал одним из ближайших лицейских друзей Александра Пушкина. Годы спустя, умирая от раны, полученной на дуэли, Александр Сергеевич сожалел, что рядом нет ни Ивана Пущина, ни Ивана Малиновского. Любопытно, что семья Малиновских имела давние связи с семьей Пушкиных. В 1796 году младший брат Василия Фёдоровича, Павел, был поручителем (то есть свидетелем) со стороны жениха при венчании будущих родителей великого поэта: Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал.
1812 год принес Василию Малиновскому тяжелейшие испытания. Смерть горячо любимой жены (их младшей дочери, Марии, не было еще и трех лет), опала Сперанского и крушение надежд на скорое преображение России, Отечественная война и подготовка Лицея к планировавшейся, но так и не состоявшейся эвакуации… Не добавляли здоровья и столкновения с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, который был в то время министром народного просвещения и часто выражал недовольство лицейскими порядками. Много физических и душевных сил отняла у Василия Фёдоровича организация Благородного пансиона – подготовительного учебного заведения при Лицее.
Пансион открыли 27 января 1814 года. А через два месяца Малиновский скончался. Это была колоссальная потеря для Лицея. Проводить директора в последний путь вышли все: профессора, служащие, гувернеры, дядьки, воспитанники. Гроб с телом статского советника отвезли на Большеохтинское (Георгиевское) кладбище, куда из лицеистов, как считается, взяли только пятерых, в том числе Александра Пушкина. Василий Фёдорович был похоронен рядом с женой. Ее старшая сестра, Анна Андреевна Самборская, приняла на себя заботы об осиротевших племянниках и племянницах.
Добавим, что еще в 1790-е годы здесь была погребена англичанка Елизавета Фильдинг, супруга Андрея Афанасьевича Самборского и мать его детей. В дальнейшем на этом семейном участке упокоились сам Самборский (в 1815 году) и Анна Андреевна (в 1840-е).
Могилы Малиновских и Самборских сохранились. Поклониться памяти этих замечательных людей можно на Шлиссельбургской дорожке, рядом с церковью Святителя Николая Чудотворца.
Санкт-Петербург многим обязан купечеству. Представители этого сословия весьма способствовали не только экономическому, но и социальному и духовному развитию города на Неве. Яркий тому пример – Григорий Григорьевич Никонов.
Благодаря этому петербургскому купцу на Большеохтинском кладбище в начале XIX века появилась церковь, которая сохранилась до наших дней. Григорий Григорьевич Никонов (1773–1837) унаследовал от своего отца, Григория Федоровича, большую суконную фабрику на Охте. (По другим данным, Григорий-младший сам основал ее на унаследованной земле.) В 1810 году, после смерти малолетнего сына, Григорий Григорьевич выразил желание построить на кладбище церковь – «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с семейным захоронением Никоновых. Все расходы на возведение храма он взял на себя. Считается, что в необходимости этого богоугодного дела Никонова убедили священник Андрей Иванович (Иоаннович) Журавлев и тогдашний начальник Охтинской верфи Пётр Герасимович Орловский.
Разработку проекта церкви, как предполагают некоторые исследователи, купец доверил Викентию Ивановичу Беретти. Ранее этот зодчий спроектировал для Никонова каменные корпуса его фабрики.
Церковь заложили 24 августа 1812 года. Это был второй каменный храм на Большеохтинском кладбище после церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца. Строительство обошлось Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). В народе церковь стали называть Никоновской. 27 сентября 1814 года ее освятили во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей.
Сам Григорий Григорьевич Никонов впоследствии был похоронен в возведенной на его средства церкви. Его могила не сохранилась. Никольский храм долгие годы содержался на деньги наследников Никонова.
Зодчий итальянского происхождения, всю жизнь проведший на русской службе и немало сделавший для Санкт-Петербурга и Киева.
Викентий Иванович (Савелий-Иосиф-Антоний) Беретти родился в Италии в 1781 году. Он был сыном Джованни Беретти, профессора механики, который в 1780-е перебрался в Россию. В 1798 году Викентий поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился в архитектурном классе у выдающегося зодчего Андреяна Дмитриевича Захарова. Окончил Академию в 1804 году. Помогал Жану-Франсуа Тома де Томону при строительстве здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. В 1809 году за проект сухопутного кадетского корпуса Викентию Беретти было присвоено звание академика архитектуры. Некоторые исследователи предполагают, что именно он спроектировал церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную на Большеохтинском кладбище в 1812–1814 годах. С 1825-го Викентий Иванович возглавлял Комитет городских строений. Есть данные о том, что Беретти был членом комитета, который курировал строительство Исаакиевского собора. (Сам Викентий Иванович даже разработал его конкурсный проект.) В 1831 году он стал профессором архитектуры при Академии художеств.
В 1830-е Беретти принял участие в конкурсе на лучший проект Киевского университета Святого Владимира. Его работа получила высочайшее одобрение. Викентий Иванович был назначен главным архитектором университета, а в 1837 году освобожден от обязанностей профессора в Академии художеств и переведен в Киев. Последующая деятельность зодчего была связана с этим городом. Ему помогал сын, Александр Викентьевич, также ставший архитектором.
Викентий Иванович скончался в 1842 году. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Придя к власти, большевики активно вели антирелигиозную пропаганду и не церемонились с духовенством и культовыми сооружениями. Не обошли они своим вниманием и Большеохтинское кладбище. После октября 1917 года оно разделило печальную судьбу многих других кладбищ нашего города. На нем уничтожили множество надгробных памятников, снесли почти все храмы. В 1926 году была закрыта, а в 1929-м уничтожена церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х годов были разрушены три церкви, которые находились на бывшем единоверческом участке кладбища: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года была закрыта церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Ее снесли в 1938-м. В итоге уцелела только церковь Святителя Николая Чудотворца.
Вторая каменная церковь на Большеохтинском кладбище была заложена 24 августа 1812 года. Средства на ее строительство выделил петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Согласно его желанию церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». Она соседствовала с семейным захоронением Никоновых. Церковь обошлась Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). Отсюда родилось ее народное название – Никоновская. 27 сентября 1814 года церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!