1773  Храмы и кладбища
Большеохтинское кладбище и церковь Святителя Николая Чудотворца
Подробнее
 
1773
 
1775 (1774–1778)
 
1812
 
1814
 
1832
 
1847
 
1881
 
1885
 
1920-е
 
1930–1938
 
1939–1944
 
1970-е

Придя к власти, большевики активно вели антирелигиозную пропаганду и не церемонились с духовенством и культовыми сооружениями. Не обошли они своим вниманием и Большеохтинское кладбище. После октября 1917 года оно разделило печальную судьбу многих других кладбищ города. На нем уничтожили множество надгробных памятников, снесли почти все храмы. В 1926 году была закрыта, а в 1929-м уничтожена церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х годов были разрушены три церкви, которые находились на бывшем единоверческом участке кладбища: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года была закрыта церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Ее снесли в 1938-м. В итоге уцелела только церковь Святителя Николая Чудотворца.

Вторая каменная церковь на Большеохтинском кладбище была заложена 24 августа 1812 года. Средства на ее строительство выделил петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Согласно его желанию церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке». Она соседствовала с семейным захоронением Никоновых. Церковь обошлась Григорию Григорьевичу в 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь). Отсюда родилось ее народное название – Никоновская. 27 сентября 1814 года церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков.

Интересные факты
История места
1773
16 мая было учреждено новое Большеохтинское (Георгиевское) кладбище, под которое к востоку от охтинского селения, на берегу реки Чернавки, отмежевали участок из земель Морского ведомства.
1775 (1774–1778)
На территории нового кладбища была построена каменная церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца, поэтому оно стало называться Георгиевским. Средства на возведение этого храма были отпущены церковью Святой Троицы на Большой Охте.
1812
24 августа на кладбище была заложена вторая каменная церковь. Деньги на ее строительство пожертвовал петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов
1814
27 сентября церковь, возведенная на средства Никонова, была освящена во имя святителя Николая Чудотворца.
1832
На кладбище было отведено место для захоронения «воинов, подвизавшихся во славу Отечества». Там стали погребать солдат, умерших в Сухопутном и Морском госпиталях, Медико-хирургической академии, Мариинской больнице, градских богадельнях.
1847
Небольшой участок кладбища был выделен Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту).
1881
16 августа с юго-западной стороны кладбища, где еще не было захоронений, заложили большую пятикупольную церковь в византийском стиле. Инициаторами ее возведения стали представители торгового дома «Братья Елисеевы»
1885
5 ноября главный престол пятикупольной кирпичной церкви, в подвале которой была устроена семейная усыпальница Елисеевых, освятили во имя Казанской иконы Божией Матери.
1920-е
В 1926 году была закрыта, а в 1929-м разрушена церковь Казанской Иконы Божией Матери.
1930–1938
В начале 1930-х были снесены три церкви, которые находились на бывшем единоверческом участке кладбища: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года была закрыта церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца
1939–1944
В 1939–1940 годах в южной части кладбища, на месте бывшего единоверческого участка, было организовано братское захоронение советских солдат и офицеров, погибших в Зимнюю войну. В 1941–1944 годах в восточной части кладбища, вблизи Салтыковской дороги, в братских могилах хоронили ленинградцев, погибших в блокаду, и павших участников обороны города.
1970-е
В конце 1970-х через Большеохтинское кладбище был проложен новый (южный) отрезок проспекта Энергетиков. Он разделил кладбище на две части.
Вся история
Связаны с этим местом
Григорий Григорьевич Никонов
1773 год
Купец, на средства которого была построена церковь Святителя Николая Чудотворца
Викентий Иванович Беретти
1781 год
Предполагаемый архитектор церкви Святителя Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
История памятника культуры
Большеохтинское кладбище и церковь Святителя Николая Чудотворца

Большеохтинское – одно из самых знаменитых кладбищ Санкт-Петербурга. Это крупнейший некрополь (то есть кладбище, на котором похоронены знаменитые люди), находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь составляет около 70 гектаров.

История кладбища, которое сегодня известно как Большеохтинское, началась во второй половине XVIII века. Оно было учреждено 16 мая 1773 года по распоряжению генерал-аншефа, сенатора, генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга Николая Ивановича Чичерина. Тогдашний глава города приказал отмежевать под новое кладбище к востоку от охтинского селения, на берегу реки Чернавки, участок (70 саженей в длину, 15 саженей в ширину) из земель Морского ведомства. Оно должно было заменить старое кладбище (при церкви Святой Троицы на Большой Охте), существовавшее с 1720-х годов и располагавшееся ниже по течению Чернавки. К слову, боковые приделы каменной церкви Святой Троицы были освящены во имя святого Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков, что отражает профессиональный состав прихожан. Эта церковь была разобрана, по разным данным, в 1836-м или 1838 году.

Новое кладбище практически сразу получило статус городского. На нем хоронили не только охтян, среди которых, кстати, было немало раскольников (в петровские времена на Охте селили вольных плотников, в массе своей – выходцев из северных, «старообрядческих» губерний), но и жителей Петербурга. В 1775 году (или в 1774–1778 годах) на территории кладбища была построена каменная церковь, которую освятили во имя святого великомученика Георгия Победоносца. (Охта славилась своим молочным промыслом, а Георгий Победоносец считается у православных христиан, помимо всего прочего, покровителем скотоводов.) По этому храму, средства на возведение которого были выделены церковью Святой Троицы на Большой Охте, кладбище стало называться Георгиевским. Число захоронений росло, и кладбище несколько раз расширялось за счет прирезанных территорий.

В 1803 году купец Иван Иванович Милов купил у православного Георгиевского кладбища землю для погребения единоверцев – старообрядцев, сохранивших дореформенную (дониконовскую) обрядность, но признавших юрисдикцию Русской православной церкви. (Единоверие возникло в конце XVIII века как своеобразный компромисс части старообрядцев и РПЦ.) Единоверческий участок называли Миловским кладбищем (оно же – Покрово-Дмитровское). Впоследствии на этом участке были построены три единоверческие церкви: Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. (Единоверческий участок находился к западу от пересечения нынешних Партизанской улицы и проспекта Энергетиков. Естественной границей, отделявшей его от православного кладбища, была река Чернавка.)

24 августа 1812 года недалеко от Георгиевской была заложена вторая каменная церковь. Ее строительство финансировал петербургский купец Григорий Григорьевич Никонов. Он пожелал, чтобы церковь была возведена «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с семейным захоронением Никоновых. В результате Григорий Григорьевич потратил 10 тысяч рублей (он же дал деньги на иконостас, ризницу и утварь), а церковь стали называть Никоновской. 27 сентября 1814 года ее освятили во имя святителя Николая Чудотворца.

Доподлинно не известно, кто архитектор этой церкви. Есть предположение, что это Викентий Иванович Беретти, зодчий итальянского происхождения, выпускник Императорский Академии художеств. Эту версию подкрепляет тот факт, что ранее Беретти спроектировал для купца Никонова каменные корпуса его суконной фабрики на Охте.

Примечательно, что весной 1814 года рядом с еще не освященной Никоновской церковью похоронили первого директора Императорского Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Считается, что среди пяти лицеистов, присутствовавших на похоронах, был юный Александр Пушкин. Могила Малиновского (на Шлиссельбургской дорожке) сохранилась.

Церковь Святителя Николая Чудотворца была передана в ведение епархиальной власти, однако долгие годы содержалась на деньги наследников Григория Никонова. В 1869–1870 годах церковь капитально отремонтировали на средства, выделенные уже другими жертвователями. Ими стали купцы братья Елисеевы, почетный гражданин Алексей Васильевич Алферовский (зять Никоновых) и купец Синебрюхов. 22 октября 1870 года возобновленная, как тогда говорили, церковь вновь была освящена (малым чином). Обряд совершил местный благочинный Н. Парийский.

Некоторые участки кладбища со временем оказались закреплены за определенными учреждениями. В 1832 году по указу духовной консистории было отведено место для захоронения «воинов, подвизавшихся во славу Отечества». Там погребали солдат, скончавшихся в Сухопутном и Морском госпиталях, Медико-хирургической академии, Мариинской больнице, градских богадельнях. В 1847 году небольшой участок был выделен Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту).

В 1880-е на Большеохтинском кладбище появилась еще одна церковь. Возможно, самая эффектная, благо за дело вновь взялись представители купеческого сословия. 1 мая 1879 года умер Степан Петрович Елисеев, один из основателей знаменитого торгового дома «Братья Елисеевы». Он завещал своему единственному сыну, Петру Степановичу, построить на Большеохтинском кладбище, где с 1825 года хоронили Елисеевых, церковь с семейной усыпальницей.

16 августа 1881 года с юго-западной стороны кладбища, где еще не было захоронений, заложили большую пятикупольную церковь в византийском стиле. Ее проект разработали архитекторы Карл Карлович Вергейм и Фердинанд Логинович Миллер. Строительство (оно велось из кирпича двух цветов) обошлось примерно в 1 миллион рублей. В народе церковь прозвали Елисеевской. 5 ноября 1885 года ее главный престол был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. (В честь чтимого образа в Казанском соборе, к которому перед началом рабочего дня приходил молиться Елисеев.) В подвале храма была устроена семейная усыпальница с беломраморными саркофагами, куда перенесли останки похороненных на кладбище Елисеевых, в том числе родоначальника купеческой династии – Петра Елисеевича. При Елисеевской церкви, которая отличалась красивой отделкой интерьера и великолепной акустикой, действовало самостоятельное православное кладбище, впоследствии слившееся с Большеохтинским.

После Октябрьской революции кладбище разделило печальную судьбу многих других городских некрополей. На нем было уничтожено множество захоронений и надгробных памятников, имевших огромную историческую и художественную ценность. Например, утрачена могила легендарной балетной танцовщицы Авдотьи Ильиничны Истоминой, умершей от холеры в 1848 году. Не сохранилась могила генерал-лейтенанта, начальника Охтинской верфи Петра Герасимовича Орловского, которого похоронили в церкви Святителя Николая Чудотворца в 1857 году. Любопытно, что именно Орловский и священник Андрей Иванович (Иоаннович) Журавлев убедили Григория Никонова ее построить. В итоге Никольская оказалась единственной уцелевшей церковью кладбища. Более того, она никогда не закрывалась. Другим храмам Большеохтинского повезло гораздо меньше. В 1926 году закрыли, а в 1929-м уничтожили церковь Казанской Иконы Божией Матери. В начале 1930-х разрушили единоверческие церкви Святого Великомученика Димитрия Солунского, Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобной Марии, именовавшейся Марином. 21 октября 1935 года закрыли, а в 1938-м снесли церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Некоторые иконы из уничтоженных охтинских храмов были перенесены в Никольскую церковь.

В 1930-е годы по соседству с бывшим единоверческим участком была создана коммунистическая площадка для захоронения членов партии. Во время Зимней войны (между СССР и Финляндией) 1939–1940 годов в южной, единоверческой части кладбища было организовано братское захоронение советских солдат и офицеров. В 1941–1944 годах в восточной части кладбища, вблизи Салтыковской дороги, в братских могилах хоронили погибших в блокаду ленинградцев и павших участников обороны города.

В 1950–1960-е на Большеохтинском кладбище появилась вторая коммунистическая площадка. Она прилегает к улице Дегтярева. (Теперь коммунистические площадки называют соответственно Старой и Новой.) В конце 1970-х через кладбище проложили новый (южный) отрезок проспекта Энергетиков, который был задуман как часть Центральной дуговой магистрали Ленинграда. Проспект разделил Большеохтинское на две части.

В 1940–1970 годы на кладбище интенсивно велось захоронение, в результате чего значительное количество старых могил было уничтожено. Меньше пострадала часть кладбища рядом с Никольской церковью. Там сохранились могилы протоиерея, духовника Александра I Андрея Афанасьевича Самборского, декабриста Александра Михайловича Булатова, протоиерея, духовного композитора Петра Ивановича Турчанинова. В советские годы на Большеохтинском кладбище были похоронены хирург-ортопед Генрих Иванович Турнер, инженер-энергетик Генрих Осипович Графтио, писатель Л. Пантелеев. В 1999 году здесь похоронили актера и режиссера Игоря Петровича Владимирова, в 2016-м – актрису Зинаиду Максимовну Шарко.

Как найти Большеохтинское кладбище и церковь Святителя Николая Чудотворца

От станции метро «Новочеркасская» – трамваи № 10 и 23. Остановка «Шепетовская улица», далее пешком. От станции метро «Новочеркасская» – автобус № 174. Остановка «Конторская улица», далее пешком.

Контакты
Памятник культуры выполнен в стиле
Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Это похоже на Большеохтинское кладбище и церковь Святителя Николая Чудотворца
4 мин.
2001 ⋅ Малоохтинский проспект, дом 52.
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
6 мин.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
9 мин.
1796 ⋅ Ириновский проспект, дом 9.
6 мин.
1781 ⋅ шоссе Революции, дом 75.
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода
5 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
20 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, дом 67.
5 мин.
1806 ⋅ напротив дома 18 по улице Химиков.
1 мин.
2017 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
12 мин.
1946 ⋅ Индустриальный проспект, дом 35, корпус 1.
2 мин.
1970 ⋅ Заневский проспект, дом 28-30-32, литера А.
1 мин.
2017 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30/5.
2 мин.
2017 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.
11 мин.
5 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, дом 40.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
3 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
224-33-00
cbs.kultura@gmail.com
2017 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке