1854  Исторические комплексы
Ржевский артиллерийский полигон
Подробнее
 
1854
 
1863
 
1878–1879
 
1892
 
1910–1917
 
1920-е

Карьер этот, по местной легенде, образовался довольно интересным образом. На территории Ржевского артиллерийского полигона планировалось подготовить площадку для какого-то будущего завода. Площадку выровняли, начали копать котлован. Каждый раз копал один и тот же экскаватор, который в конце смены оставляли на дне котлована, после чего рабочий уходил домой.

Но однажды, придя утром на работу, экскаваторщик не нашел свою машину. Ее скрывала толща воды метров в 10!

Говорят, что экскаватор добрался до артезианских вод, поэтому теперь карьер наполнен минералкой небесно-голубого цвета. Вода очень чистая, рыбы и водорослей нет, купаться там летом – одно удовольствие.

Считается, что на огромной территории полигона нет ни одного населенного пункта, туда не может въехать ни одна машина, там регулярно проводятся стрельбы из больших и малых артиллерийских орудий. Убойная дальность полета снарядов некоторых из них – около 30 километров.

Через Ржевский артиллерийский полигон проходит всего одна дорога общего пользования. Она соединяет деревни Борисова Грива и Матокса. Длина этого ее отрезка – 40 километров. Преодолевать это расстояние вы будете около полутора часов, если, конечно, не хотите проститься с колесами: ямы в старой бетонке достигают метра в длину и полуметра в глубину, и появляются они через каждые 5–10 метров. Вдоль всей этой дороги, со стороны полигона, находящегося ближе к Петербургу, насыпан земляной вал высотой метров 10, чтобы низколетящие снаряды не попали в проезжающий транспорт.

Интересные факты
История места
1854
Основан Главный артиллерийский полигон Русской императорской армии. Сначала он размещался на Волковом поле (ныне – Волковское кладбище), где стояла одна «опытовая» батарея.
1863
Морскому ведомству была выделена нынешняя территория полигона – правая часть Охтинского поля протяженностью около 16 километров (до Токсовских высот).
1878–1879
Начал функционировать Ржевский полигон.
1892
Была открыта Ириновская железная дорога – узкоколейка, часть которой проходила по землям полигона.
1910–1917
Начальником Главного артиллерийского полигона был генерал-лейтенант Василий Михайлович Трофимов.
1920-е
Некоторые участки Ириновской железной дороги были демонтированы. По ее трассе проложили трамвайные пути
Вся история
История памятника культуры
Ржевский артиллерийский полигон

Ржевский артиллерийский полигон (НИМАП – научно-испытательный морской артиллерийский полигон, 19-й испытательный полигон МО РФ) был основан в 1854 году. Первоначально он размещался на Волковом поле (ныне – Волковское кладбище), где находилась одна «опытовая» батарея.

В 1863 году Морскому ведомству была выделена нынешняя территория полигона – правая часть Охтинского поля протяженностью около 16 километров, то есть доходившая до Токсовских высот. В 1912 году полигон дотянулся до Ладожского озера.

Ржевский полигон начал функционировать в 1878–1879 годах. Это был, пожалуй, самый знаменитый артиллерийский полигон как в Российской империи, так и в СССР.

На полигоне проводились артиллерийские стрельбы и пуски пороховых ракет, испытывалась продукция Олонецкого, Путиловского, Металлического, Охтинского порохового заводов, а также Арсенала. Здесь подвергались испытаниям и сухопутные, и корабельные орудия, таким образом, полигон удовлетворял потребности Военного и Морского министерств.

Существует много свидетельств того, что в 1920–1930-е годы Ржевский полигон был местом массовых расстрелов. Они велись на участке Ковалёвского леса (вероятно, именно здесь был расстрелян поэт Николай Степанович Гумилёв) и в урочище Койранкангас.

Долгое время полигон был практически единственной организацией, где решались важные вопросы артиллерийской науки, разрабатывались методы испытаний вооружения, проводилась отработка опытных образцов, готовились кадры артиллеристов-исследователей.

Точных данных о границах Ржевского полигона нет. Считается, что его общая площадь составляет около 740 квадратных километров. Кстати, некогда полигон доставлял жителям окрестностей немало неудобств. Во время испытаний и учений осколки разорвавшихся снарядов разлетались на весьма большие расстояния, подвергая опасности жизнь и здоровье людей, тем более что рядом проходит шоссе. В целях безопасности по периметру установили броневые щиты, за которыми можно было укрыться, услышав условный сигнал.

Огромная территория полигона покрыта лесами и болотами, в том числе совершенно непроходимыми. Среди дикой природы сохранилось множество выдающихся памятников отечественной военно-инженерной мысли и менее ценных объектов – зданий, цехов и бункеров XIX века. На одном из испытательных полей до сих пор стоят уникальные артиллерийские орудия: 305-мм береговое, созданное на Обуховском заводе в 1914 году, и 406-мм корабельное Б-37, изготовленное на заводе «Баррикады» в Сталинграде (ныне – Волгоград). 406-мм пушка предназначалась для вооружения линкоров типа «Советский Союз», ни один из которых так и не был достроен. В годы Великой Отечественной войны это дальнобойное орудие участвовало в обороне Ленинграда. Были предложения присвоить двум этим орудиям статус памятников истории и культуры, а также организовать на полигоне общедоступный мемориально-музейный комплекс артиллерийского и ракетного вооружения.

Сегодня Ржевский полигон используют менее активно, но он по-прежнему закрыт и строго охраняется. Правда, при этом самим полигоном почти не занимаются, а его орудия продолжают ржаветь и разрушаться. Попасть сюда может далеко не каждый. Время от времени для желающих проводятся экскурсии – по специальным пропускам, с соблюдением всех мер безопасности.

Как найти Ржевский артиллерийский полигон

От железнодорожной станции Ржевка – пешком по Рябовскому шоссе.

Контакты

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2019 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке