Украшением усадьбы (дачи) Кушелёва-Безбородко является ограда с двадцатью девятью чугунными львами, держащими в пастях цепи. Она отделяет парадный двор (или сад), который находится перед усадебным домом, от тротуара. В Санкт-Петербурге много мест со львами, но по количеству львиных статуй на единицу площади эта усадьба, пожалуй, не знает себе равных.
Оригинальная ограда стала знаменитой благодаря советско-итальянскому художественному фильму «Невероятные приключения итальянцев в России», который в 1973 году сняли Эльдар Александрович Рязанов и Франко Проспери. В поисках сокровищ, спрятанных «подо львом» в городе на Неве, герои этого фильма добираются и до «зверинца» на Свердловской набережной.
Удивительно, но данных об авторе (или авторах) этой ограды, о времени и месте отливки ее статуй нет. Зато известно, что в советские годы полюстровский львиный прайд редел, а цепи вообще исчезали. Об этом свидетельствуют старые фотографии ограды, которые без труда можно найти в Интернете.
В последней трети XVIII века, при первых владельцах, на обедах, балах и праздниках в Полюстрове собирался высший свет. Сюда приезжала даже сама императрица Екатерина II. В XIX столетии, при последующих хозяевах, всё начало меняться. Благодаря целебным минеральным водам усадьба с прекрасным парком стала превращаться в модный курорт, а расположенная севернее деревня Полюстрово, где жили усадебные крепостные, – в популярное дачное место. Вместе с тем наплыв людей постепенно лишил Полюстрово прежнего аристократического лоска.
С 1855-го по 1870 год усадьба, также известная как Кушелева дача, принадлежала графу Григорию Александровичу Кушелёву-Безбородко. Именно он принимал здесь Александра Дюма-отца, автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо». Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, который также гостил в Полюстрове в конце 1850-х, запечатлел в своих «Литературных воспоминаниях» необычную атмосферу этой усадьбы: «Странный вид имел в то время этот дом, или, скорее, общество, которое в нем находилось. Оно придавало ему характер караван-сарая, или, скорее, большой гостиницы для приезжающих. Сюда по старой памяти являлись родственники и рядом с ними всякий сброд чужестранных и русских пришлецов, игроков, мелких журналистов, их жен, приятелей и т. д. Всё это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского, дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и отчасти болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому полную свободу делать что угодно. При виде какой-нибудь слишком уже неблаговидной выходки или скандала, – что случалось нередко, – он спешно уходил в дальние комнаты, нервно передергивался и не то раздраженно, не то посмеиваясь повторял: “Это, однако ж, черт знает что такое!” – после чего возвращался к гостям как ни в чем не бывало».
Вокруг усадьбы кипела курортная жизнь. Действовали павильоны с питьевой водой и минеральными ваннами, работали кофейня и ресторан. Для поправляющих здоровье и просто отдыхающих была организована обширная увеселительная программа – с музыкой, танцами, фейерверками и полетами воздушных шаров.
В 1868-м или 1870 году пожар уничтожил почти все здешние постройки. Восстанавливать курорт не стали. Огромное имение разделили на участки для продажи. Некоторые из них были куплены под строительство промышленных предприятий. Так начался новый – индустриальный – этап истории Полюстрова.
Усадьба Кушелёва-Безбородко имела немало богатых и предприимчивых владельцев. Еще до основания Петербурга здесь был сад шведского коменданта крепости Ниеншанц. В 1718 году новый хозяин этих земель – лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост – обнаружил тут целебные источники. (По другой версии, первооткрывателем источников был Роберт Карлович Арескин.) Так началась славная история Полюстрова, которое получило свое название из-за железистых ключей и болотистой местности (от латинского «paluster» – «болотистый»).
В конце XVIII столетия владельцем Полюстрова становится один из образованнейших людей своего времени, екатерининский вельможа и тайный советник императрицы Григорий Николаевич Теплов. В 1770-е годы для Григория Николаевича строится усадьба: трехэтажный дом с балконом и круглыми башнями по сторонам, авторство которого приписывают Василию Ивановичу Баженову.
В 1779 году Теплов умирает, его сын Алексей продает усадьбу светлейшему князю Александру Андреевичу Безбородко. Тот отстраивает усадьбу заново: усадебный дом возводится под началом Джакомо Кваренги (существует альтернативная версия об авторстве Николая Александровича Львова), разбивается парк с прудами, беседками, гротами. Возможно, тогда же одной из главных достопримечательностей усадьбы становится скульптурная ограда с двадцатью девятью львами, держащими цепь (не сохранилось документов, проливающих свет на авторство, время и место создания этих статуй).
Примерно к тому же времени, 1780-м годам, относится и обустройство пристани, которая была связана с усадебным домом подземным ходом. Александр Андреевич давал пышные балы, которые гремели на весь Петербург. Среди гостей на этих празднествах бывала сама императрица Екатерина II!
Поскольку законных детей у Александра Андреевича Безбородко не было, после его смерти поместье перешло по наследству к дальним родственникам. В 1816 году по указу императора Александра I фамилия Безбородко, по причине прекращения потомства по мужской линии, была передана старшему в роду графов Кушелёвых – Александру Григорьевичу, который приходился мужем одной из внучек Безбородко.
Именно благодаря стараниям графа Александра Григорьевича и его сына Григория Александровича Кушелёвых-Безбородко в середине XIX века Полюстрово стало модным курортом: здесь лечились от малокровия, поправляли нервные расстройства, принимали полезные углекислые и грязевые ванны. Здесь отдыхали и лечились художники Илья Ефимович Репин и Борис Михайлович Кустодиев, композиторы Петр Ильич Чайковский и Модест Петрович Мусоргский, артисты Александринского театра, представители русской аристократии и гости из-за границы. Ходила в народе даже такая фраза: «В Полюстрово – на воды и развлечения». Курорт был оснащен по последнему слову техники: владельцы даже выписали из Англии специальную паровую машину. А для увеселения отдыхающих здесь нередко давали концерты и устраивали фейерверки.
Счастливую историю курорта Полюстрово прервал разрушительный пожар 1868 года, который уничтожил почти все его постройки. К тому времени усадьбой уже владели наследники Г. А. Кушелёва-Безбородко, которые не стали заниматься восстановлением курорта. Громадный участок земли пошел на продажу. В конечном итоге бывший усадебный дом в 1896 году приобрела Елизаветинская община сестер милосердия, другую часть парка купил пивоваренный завод. Затем это место сменило множество владельцев, преимущественно это были лечебные заведения. Еще совсем недавно находящееся в плачевном состоянии здание занимал противотуберкулезный диспансер. Сейчас здание передано инвестору, планирующему превратить старинную усадьбу в культурно-деловой центр, и ожидает реставрации.
От станции метро «Площадь Ленина» – автобусы № 37, 106. Остановка у бизнес-центра компании «Теорема».
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, который в пропорциях и формах близок к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Итальянский архитектор Джакомо Кваренги родился в 1744 году в дворянской семье. С раннего детства Джакомо проявлял способность к живописи, затем учился в Бергамо у лучших мастеров изобразительного искусства. Архитектуру начал изучать после переезда в Рим и спустя некоторое время стал достаточно востребованным архитектором в Вечном городе и родном Бергамо.
В 1780 году Кваренги был приглашен в качестве «архитектора двора ее величества» в Россию, где должен был исполнять заказы императрицы Екатерины II.
Современный Петербург изобилует творениями Кваренги, среди которых нельзя не отметить Юсуповский дворец, Смольный и Екатерининский институты, Конногвардейский манеж, Мариинскую больницу для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова. Сохранились произведения мастера и в окрестностях Северной столицы – в Петергофе (Английский дворец) и Царском Селе (Александровский дворец).
К числу мировых шедевров заслуженно относится здание Академии наук, поражающее совершенством пропорций, сильной пластикой главного фасада и ясностью образа.
В 1787 году благодаря Кваренги в Санкт-Петербурге появилось знаменитое здание Эрмитажного театра, в котором итальянский архитектор и поселился. Там он прожил до самой смерти.
Слава Кваренги вышла далеко за пределы России, что обеспечило ему востребованность и огромное количество заказов, с которыми ему удавалось справляться с помощью своих учеников и товарищей из числа русских и итальянских архитекторов. Екатерина II, по воспоминаниям самого Кваренги, часто вмешивалась в проектирование, давая свои рекомендации, которые Джакомо всегда удавалось воплотить в архитектурных формах своих произведений. Не утратил он своего положения при русском императорском дворе и после смерти императрицы, пользуясь уважением у ее наследников – Павла I и Александра I.
Война 1812 года обернулась для Кваренги потерей Италии. Во время подготовки похода Наполеона против Российской империи итальянский король призвал всех своих подданных немедленно вернуться на родину. Кваренги отказался, чем навлек на себя гнев сюзерена, и получил смертный приговор. Оставшись в России навсегда, Джакомо с воодушевлением встретил новость о победе русских над французами, воплотив свои патриотические чувства в Нарвских триумфальных воротах, возведенных в честь победного возвращения русской армии из французского похода.
В России итальянский мастер провел 37 лет своей жизни, заняв за эти годы место среди выдающихся русских зодчих. В 1814 году он получил потомственное дворянство.
Джакомо Кваренги не стало в 1817 году. Похороны состоялись на Волковом кладбище, однако спустя 150 лет его останки были торжественно перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Государственный деятель, малороссийский дворянин казацко-старшинного происхождения, граф, а затем светлейший князь. С 1781 года, после ухода в отставку Никиты Панина, взял на себя фактическое руководство российской внешней политикой. Главный директор почт Российской империи.
Родился Александр Андреевич в семье генерального писаря реестрового казачества Андрея Яковлевича Безбородко и Евдокии Михайловны Забелы, дочери генерального судьи, 14 марта 1747 года. Будущий тайный советник и приближенный Екатерины II учился в Киево-Могилянской академии. Во время учебы проявил способности к истории и феноменальную память, которая впоследствии помогла ему сделать головокружительную карьеру при дворе.
В Москву Безбородко прибыл в 1775 году в чине полковника, полученном за успешную военную службу во время Русско-турецкой войны (1768–1774). Там ему было предложено место статс-секретаря императрицы Екатерины II. В рекомендации, данной Безбородко графом Румянцевым-Задунайским, в услужении у которого Александр Андреевич провел больше 10 лет, было написано: «Представляю Вашему величеству алмаз в коре: Ваш ум даст ему цену».
Действительно, при императорском дворе Безбородко быстро обучился политическим премудростям и французскому языку. Не оставлял он и свое увлечение историей; его перу принадлежит несколько исторических трудов: «Картина о российских с татарами войнах и делах», «Летопись Малые России» и «Хронологическая таблица замечательнейших событий царствования Екатерины II».
Далее карьера Безбородко стремительно пошла в гору: в 1779 году он получил звание бригадира и земли в Полоцкой губернии, в 1780-м – звание «полномочного для всех негоциаций» в Коллегии иностранных дел и чин генерал-майора, в 1783 году стал членом Российской академии наук. В 1784 году Александр Андреевич получил звание второго члена Коллегии иностранных дел и чин тайного советника, а также разрешение на принятие графского титула от императора Священной Римской империи.
К 1791 году Безбородко стал обладателем трех орденов: Святого Владимира 1-й степени (1782), Святого Александра Невского (1784) и Святого апостола Андрея Первозванного (1791), пожалованного лично императрицей.
Александр Андреевич был страстным любителем искусства и в 1796 году даже приобрел одну из богатейших картинных галерей – галерею графа Головкина.
За два года до смерти, в день коронации императора Павла I, Безбородко был возведен в княжеское достоинство с титулом светлости.
Умер Александр Андреевич Безбородко 6 (17) апреля 1799 года. Был похоронен в палатке Благовещенской церкви Александро-Невской лавры (ныне – Благовещенская усыпальница).
Александр Григорьевич Кушелёв-Безбородко – старший сын графа Григория Кушелёва и Любови Ильиничны, урожденной графини Безбородко.
Почти всё детство Александр Григорьевич провел в Полюстрове, в пригородном имении княгини Безбородко, унаследованном его теткой, княгиней К. И. Лобановой-Ростовской. От своей попечительницы юный Кушелёв-Безбородко перенял любовь к порядку и хозяйственность.
В 1813–1816 годах обучался в Царскосельском лицее. Затем, выдержав экзамен на право получения чинов при педагогическом институте, отправился в Москву, где получил степень доктора этико-политических наук при Московском университете. В 1817 году в чине коллежского асессора граф Кушелёв-Безбородко поступил в ведомство Коллегии иностранных дел.
По протекции своего отца Александр Григорьевич получил поручение доставить депеши в Вюртемберг, а затем состоять при канцелярии императора во время проведения конгресса в Ахене. Это дало ему возможность не только посетить другую страну, но и продолжить свое образование за границей.
Во время европейского путешествия Александр Григорьевич познакомился со многими выдающимися людьми, в том числе со знаменитым итальянским педагогом Песталоцци. Это знакомство оказалось для молодого графа судьбоносным. По возвращении в Россию в 1819 году он активно занялся преобразованием отечественной системы учебных заведений.
В 1820 году Кушелёв-Безбородко получил звание камергера, в 1826-м стал членом Главного правления училищ. Далее его карьера стремительно пошла в гору, и к 1854 году он получил свою высшую должность – Государственного контролера Российской империи.
Александр Григорьевич скончался от «сильного расстройства нерв» 6 (18) апреля 1855 года. Похоронен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры.
Когда-то Александровские ворота были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Сегодня назвать эти ворота парадными не повернется язык. Памятник регионального значения, построенный в начале XIX века, разрушается буквально на глазах. Но даже в нынешнем своем состоянии Александровские ворота остаются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без представителей КДЦ не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
«Малоохтинская» – библиотека с долгой и славной историей. Ровесница Великой Победы, она не почивает на лаврах, а стремится быть актуальной, по-настоящему интересной читателю. «Малоохтинская» первой из библиотек Красногвардейского района решилась на модернизацию, став открытым общественным пространством, которое вдохновляет на творчество, развитие и познание. Сочетая в своей работе классические библиотечные принципы и современные походы, она приглашает к чтению и содействует социокультурным инициативам.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры и показы мультиков и кинофильмов. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района. Здесь есть нотно-музыкальный отдел, в котором юных меломанов, их родителей, бабушек и дедушек ждут ноты, книги о музыке, пластинки, проигрыватель и даже пианино.
Четвертая детская – это замечательные книги, приветливые сотрудники, интересные проекты и многое, многое другое. Здесь рады книголюбам всех возрастов: детям и родителям, бабушкам и дедушкам, дошкольникам и школьникам, студентам и абитуриентам.
В 2020 году в Красногвардейском районе откроется удивительное пространство – арт-резиденция «ШКАФ». Новый креативный кластер, созданный на базе Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставит возможности для творчества сразу в нескольких сферах: архитектуре, урбанистике, литературе, живописи, музыке и даже театре. В арт-резиденции смогут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Украшением усадьбы (дачи) Кушелёва-Безбородко является ограда с двадцатью девятью чугунными львами, держащими в пастях цепи. Она отделяет парадный двор (или сад), который находится перед усадебным домом, от тротуара. В Санкт-Петербурге много мест со львами, но по количеству львиных статуй на единицу площади эта усадьба, пожалуй, не знает себе равных.
Оригинальная ограда стала знаменитой благодаря советско-итальянскому художественному фильму «Невероятные приключения итальянцев в России», который в 1973 году сняли Эльдар Александрович Рязанов и Франко Проспери. В поисках сокровищ, спрятанных «подо львом» в городе на Неве, герои этого фильма добираются и до «зверинца» на Свердловской набережной.
Удивительно, но данных об авторе (или авторах) этой ограды, о времени и месте отливки ее статуй нет. Зато известно, что в советские годы полюстровский львиный прайд редел, а цепи вообще исчезали. Об этом свидетельствуют старые фотографии ограды, которые без труда можно найти в Интернете.
В последней трети XVIII века, при первых владельцах, на обедах, балах и праздниках в Полюстрове собирался высший свет. Сюда приезжала даже сама императрица Екатерина II. В XIX столетии, при последующих хозяевах, всё начало меняться. Благодаря целебным минеральным водам усадьба с прекрасным парком стала превращаться в модный курорт, а расположенная севернее деревня Полюстрово, где жили усадебные крепостные, – в популярное дачное место. Вместе с тем наплыв людей постепенно лишил Полюстрово прежнего аристократического лоска.
С 1855-го по 1870 год усадьба, также известная как Кушелева дача, принадлежала графу Григорию Александровичу Кушелёву-Безбородко. Именно он принимал здесь Александра Дюма-отца, автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо». Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, который также гостил в Полюстрове в конце 1850-х, запечатлел в своих «Литературных воспоминаниях» необычную атмосферу этой усадьбы: «Странный вид имел в то время этот дом, или, скорее, общество, которое в нем находилось. Оно придавало ему характер караван-сарая, или, скорее, большой гостиницы для приезжающих. Сюда по старой памяти являлись родственники и рядом с ними всякий сброд чужестранных и русских пришлецов, игроков, мелких журналистов, их жен, приятелей и т. д. Всё это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского, дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и отчасти болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому полную свободу делать что угодно. При виде какой-нибудь слишком уже неблаговидной выходки или скандала, – что случалось нередко, – он спешно уходил в дальние комнаты, нервно передергивался и не то раздраженно, не то посмеиваясь повторял: “Это, однако ж, черт знает что такое!” – после чего возвращался к гостям как ни в чем не бывало».
Вокруг усадьбы кипела курортная жизнь. Действовали павильоны с питьевой водой и минеральными ваннами, работали кофейня и ресторан. Для поправляющих здоровье и просто отдыхающих была организована обширная увеселительная программа – с музыкой, танцами, фейерверками и полетами воздушных шаров.
В 1868-м или 1870 году пожар уничтожил почти все здешние постройки. Восстанавливать курорт не стали. Огромное имение разделили на участки для продажи. Некоторые из них были куплены под строительство промышленных предприятий. Так начался новый – индустриальный – этап истории Полюстрова.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!