13 октября 2011 года в Малоохтинском парке официально открыли постоянную выставку городской скульптуры. Это восемь необычных работ петербургских скульпторов, посвященных Году Испании и Италии в России. Они довольно органично вписались в ансамбль парка.
Работы были отобраны в рамках второго Симпозиума по городской скульптуре (на тему «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»).
В парке установили работы «Дали созерцающий», «Венеция», «Италия обнаженная», «Римская копия греческого оригинала», «Terra Italia», «Фламенко», «Итальянская матрона», «Любовники».
Осенью 2012 года к ним добавилась скульптура «Облако», которую отобрали уже в ходе следующего Симпозиума, посвященного Году России.
Скульптура Антонины Евгеньевны Фатхуллиной «Дали созерцающий» – одна из самых запоминающихся в коллекции Малоохтинского парка. За эту работу ее автор получила первую премию Симпозиума по городской скульптуре, который состоялся в 2011 году. В одном ракурсе она напоминает быка, который является традиционным символом Испании. А если подойти к скульптуре с другой стороны, то металлические бычьи «рога» превращаются в знаменитые «усы» каталонского художника. Лицо Сальвадора Дали обращено к небу. По словам самой художницы, ее Дали смотрит в вечность. А мы можем посмотреть сквозь него, благо конструктивные особенности скульптуры это позволяют. Кое-кто уже загадывает у малоохтинского Дали желания, однако мы призываем поберечь усы великого художника.
В распоряжении жителей Красногвардейского района немало мест отдыха – есть из чего выбирать. Одним из самых любимых является Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой. Он ограничен Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком. Новочеркасский проспект делит парк на две части. Всего 5–10 минут пешком от станции метро «Новочеркасская» – и вы на месте.
Парк был открыт в 1960 году, однако первый увеселительный сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Там действовал летний театр.
В 1951–1952 годах в соответствии с планом реконструкции Малой Охты началась разбивка нового парка. К 1960-му работы были завершены.
С лета 2007-го по осень 2008 года Малоохтинский парк капитально благоустроили. Были удалены старые и больные деревья и кустарники, вместо них посажены новые. Была реконструирована дренажная система. Были проложены новые дорожки (набивные и вымощенные плиткой), устроены цветники, очищен пруд. В парке появились новые скамейки, спортивные площадки и детский комплекс.
13 октября 2011 года в Малоохтинском парке была официально открыта постоянная выставка городской скульптуры. Экспозицию составили восемь экстравагантных работ петербургских скульпторов, посвященных Году Испании и Италии в России. Это «Дали созерцающий», «Венеция», «Италия обнаженная», «Римская копия греческого оригинала», «Terra Italia», «Фламенко», «Итальянская матрона», «Любовники». Они были отобраны в рамках второго Симпозиума по городской скульптуре (на тему «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»), организатором которого выступает петербургский Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА). Эти скульптуры установлены на небольшом удалении от Новочеркасского проспекта и неизменно привлекают внимание. Правда, как и многие другие произведения современного искусства, реакцию они вызывают неоднозначную.
Осенью 2012 года эта выставка под открытым небом пополнилась еще одним примечательным экспонатом. Скульптуру «Облако» отобрали уже в ходе следующего Симпозиума, который был посвящен Году России. При всей своей необычности эта работа весьма точно отражает суть российской истории, в которой продолжительные грозы и краткие затишья непрерывно сменяют друг друга. А жизнь в нашей стране продолжается несмотря ни на что. Такой вот ответ южной расслабленности Испании и Италии.
14 февраля 2014 года в той части Малоохтинского парка, которая расположена западнее Новочеркасского проспекта, открыли памятник жителям Красногвардейского района, погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане и на Северном Кавказе. Он появился по инициативе общественной организации ветеранов боевых действий Красногвардейского района «Витязь». Камень Памяти установлен рядом с лицеем № 533. Открытие памятника было приурочено к 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.
15 апреля 2014 года в парке была заложена Аллея Памяти. Там посадили 70 саженцев редкого красного дуба, которые подарила нашему городу Кабардино-Балкария. Мероприятие провели с прицелом на 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, рассчитывая, что за год молодые деревца укоренятся и окрепнут.
Западная часть Малоохтинского парка, которую многие рассматривают как самостоятельный сквер, с юга ограничена современным архитектурным комплексом. В нем выделяется здание, в котором расположен головной офис банка «Санкт-Петербург». Пожалуй, это главный объект для демонстрации остроумия местных жителей. Как только не называют банковское здание! И «чайник», и «унитаз», и «сапог». В общем, на него стоит взглянуть. Возможно, у вас возникнут другие ассоциации.
Из окон бизнес-центра (или делового комплекса) «Санкт-Петербург Плаза» открывается вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также известна как Блокадный храм. Эта церковь была освящена 8 сентября 2001 года, в день 60-летия начала блокады Ленинграда. (Желающих узнать о Блокадном храме подробнее отсылаем к отдельной статье, которую можно прочитать на нашем сайте.) Помимо Успенской церкви, этот архитектурный ансамбль, вдохновленный образцами древнерусского зодчества, включает изящную колокольню, стоящую ближе к Малоохтинскому проспекту. В церковном саду есть несколько мемориалов, заслуживающих внимания. В 2003 году здесь установили памятник православным воинам, погибшим на Кавказе. В 2007-м был открыт монумент «Детям Беслана», посвященный жертвам трагедии, которая произошла в бесланской школе № 1 в сентябре 2004 года. В 2009-м появился памятник священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому, расстрелянному по приговору ревтрибунала в августе 1922 года. (По наиболее распространенной версии, приговор привели в исполнение на Ржевском полигоне.)
Территория, которую сейчас занимают Малоохтинский парк (частично) и деловой комплекс, вызывает нешуточную полемику. И дело даже не в спорности современных архитектурных решений. Куда важнее то, что здесь располагалось Малоохтинское православное кладбище. В начале XX века люди, приезжавшие из центра Петербурга в Малоохтинский сад (скажем, на спектакль), проходили мимо этого кладбища по дороге от перевоза через Неву, который находился в створе нынешнего Перевозного переулка.
Время основания этого кладбища точно не установлено. Некоторые исследователи связывают его появление с каменной церковью Святой Равноапостольной Марии Магдалины, которая была построена на Малой Охте (вместо деревянной) предположительно в 1778–1781 годах. Другие считают, что кладбище старше этого храма. Есть даже предположение, что кладбище существует со времен шведского города Ниен, а на месте будущей церкви Марии Магдалины стояла небольшая деревянная кирха Святой Девы Марии.
В 1848–1857 годах православная церковь была перестроена и расширена под руководством архитекторов Василия Федоровича Небольсина и Карла Яковлевича Маевского. Малоохтинское кладбище, которое начиналось сразу за ее алтарем и тянулось на восток, было гораздо более скромным, чем Большеохтинское. Тут хоронили в основном местных жителей. Были на Малоохтинском и захоронения известных людей. Среди них – барон, литератор Егор Федорович Розен; художник, основатель Радищевского музея в Саратове Алексей Петрович Боголюбов (он приходился внуком писателю Александру Николаевичу Радищеву); охтинский благотворитель Михаил Георгиевич Петров; архитектор Иван Павлович Ропет (настоящее имя – Иван Николаевич Петров). Здесь же, недалеко от церковного алтаря, в октябре 1863 года похоронили писателя Николая Герасимовича Помяловского, жизнь и творчество которого были тесно связаны с Охтой. Он родился в апреле 1835 года в семье дьякона этой церкви, а умер в несохранившемся доме № 24 по Малоохтинскому проспекту. Во всей русской литературе едва ли можно найти более яркое и точное описание жизни обитателей Малой Охты, чем в неоконченном рассказе Помяловского «Поречане». Это не только увлекательное чтение, но и богатый источник информации об истории Охты, о быте охтян.
Жители Охты не остались в долгу. В 1913 году они увековечили память своего талантливого земляка, переименовав в его честь небольшую улицу, проходившую вдоль северной границы кладбища, – Оградную. В советские годы она, как и кладбище, была упразднена. С 1962-го имя Помяловского носит бывшая Суворовская улица, расположенная севернее.
После октября 1917 года на Малоохтинском православном кладбище почти не хоронили, однако церковь Марии Магдалины продолжала действовать. В декабре 1927-го изрядно запущенное кладбище признали переполненным и закрыли. В мае 1938 года, в связи с планировавшейся реконструкцией Охты, решено было полностью ликвидировать кладбище и снести церковь. Храм чудом уцелел, хотя на снос отводилось всего шесть месяцев. А кладбище принялись «расселять». В 1940-е были перенесены некоторые исторические захоронения. Помяловский оказался на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. Боголюбова перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Есть данные о том, что несколько могил перенесли на расположенное неподалеку Малоохтинское старообрядческое кладбище, которое ныне известно просто как Малоохтинское.
В годы блокады на полуразоренном Малоохтинском православном кладбище стихийно (и массово!) хоронили ленинградцев, умерших от голода, холода, болезней, погибших в результате артобстрелов и бомбежек. Общим памятником этим людям стал Блокадный храм, освященный в 2001 году.
На месте уничтоженного кладбища какое-то время был обширный пустырь, затем там построили стадион «Дружба». Он уже тоже исчез с карты города.
В осиротевшей церкви Марии Магдалины сначала находилась фабрика по ремонту радио- или электроаппаратуры, затем кинотеатр «Рассвет». Храм к тому времени уже лишился колокольни и куполов. Любопытно, что церковь довольно сильно выдавалась на Малоохтинский проспект (она стояла на четной стороне), поэтому движение транспорта здесь замедлялось. В результате храм все-таки снесли. Сейчас о нем напоминает небольшая деревянная церковь Святой Марии Магдалины, приписанная к Блокадному храму (она его соседка и почти ровесница).
С севера Малоохтинский парк ограничен Республиканской улицей. К слову сказать, нынешняя Республиканская улица в 1891–1941 годах именовалась Мариинской. Это название связывают с церковью Марии Магдалины и с Охтинской Мариинской богадельней для неизлечимо больных и увечных, которая действовала на территории Уткиной дачи. Со стороны Республиканской улицы в территорию парка вклиниваются два исторических строения. Одно некогда занимала Малоохтинская пожарная часть. Другое (с часовней, недалеко от пересечения Республиканской и проспекта Шаумяна) – сиротский приют при Охтинском отделении Братства Пресвятой Богородицы Василия Ивановича и Марфы Васильевны Михалевых. Сейчас в этом доме находится Отделение социальной помощи лицам без определенного места жительства (с ночным пребыванием). Кстати, в начале 1830-х годов на этой территории было устроено холерное кладбище. С окончанием эпидемии его закрыли.
От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамвай № 10, троллейбус № 7. Остановка «Республиканская улица».
Русский литератор, оставивший лучшее художественное описание жизни Малой Охты – рассказ «Поречане».
Почти вся короткая жизнь Николая Герасимовича Помяловского была тесно связана с Малой Охтой. Он родился 11 (23) апреля 1835 года в семье дьякона церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском православном кладбище. Рос здоровым, деятельным, независимым в суждениях и поступках. Больше общаясь со взрослыми, чем со сверстниками, Николай рано соприкоснулся с тяжелыми и даже неприглядными сторонами жизни охтян. Увидел труд и горе (сказалась близость кладбища), проникся вольным духом и стремлением к самостоятельности.
Как и подобает сыну священнослужителя, Помяловский окончил Александро-Невское духовное училище, затем Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Однако учился он плохо и призвания к духовному служению так и не почувствовал. О жестоких нравах, царивших в училище, Помяловский позднее с беспощадной откровенностью написал в «Очерках бурсы». В старшем классе семинарии он был одним из редакторов рукописного журнала «Семинарский листок», в котором увидел свет его рассказ «Махилов».
В годы ученичества Николай пристрастился не только к писанию, но и к спиртному. После семинарии Помяловский преподавал, посещал как вольнослушатель Санкт-Петербургский университет, печатался в журнале «Современник» (там были опубликованы его повести «Мещанское счастье» и «Молотов»). Периоды вдохновенной работы сменялись у него апатией и запоями. Подобный образ жизни быстро расстроил некогда могучее здоровье писателя. Попытки родных и друзей спасти его от пьянства, увы, оказались безуспешными. Осенью 1863 года, после припадка белой горячки, который длился несколько дней, на ноге у Помяловского появилась опухоль. Вскоре на больном месте образовался нарыв. Его вскрыли в клинике и обнаружили гангрену. 5 (17) октября 1863-го Помяловский скончался. Считается, что это произошло в несохранившемся доме № 24 по Малоохтинскому проспекту, где была квартира его матери. Через два дня Николая Герасимовича похоронили на Малоохтинском кладбище, недалеко от алтаря церкви, в которой когда-то служил его отец.
Писатель не успел завершить работу над рассказом «Поречане». Но именно это неоконченное произведение является самым ярким и точным описанием быта Малой Охты XIX века. Охтяне не остались в долгу. В 1913 году они переименовали в честь своего талантливого земляка Оградную улицу, проходившую вдоль северной границы Малоохтинского кладбища. При советской власти улица и кладбище были упразднены. В 1940-е могилу Помяловского перенесли на Литераторские мостки Волковского православного кладбища. А его имя с 1962 года носит бывшая Суворовская улица.
«Моя физическая родина под Ельцом, а Ленинград (он был тогда Петербург) стал родиной моей как писателя: тут на Малой Охте написал я свои первые книги «В краю непуганых птиц» и «Колобок»» - писал Михаил Михайлович в своем дневнике.
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии в небольшом селе Хрущёво-Лёвшино . Биография будущего писателя довольно занимательна, фигурирует в ней и скандальное отчисление из Елецкой классической гимназии «за дерзость учителю», и борьба с виноградным вредителем на Кавказе, и арест за перевод книги А. Бабеля «Женщина и социализм» в 1897 году. На Охте Пришвин поселился в 1905 году, сняв себе деревянный домик на Киновиевском проспекте (ныне часть проспекта Шаумяна). Плата за четыре комнаты составляла 14 рублей в месяц. О плачевном состоянии дорог и тротуаров на Охте повествует следующая запись в дневнике писателя: " Этот проспект был крайней улицей города и выходил между вонючими свинарниками в пригородное болото. Грязь была на этом «проспекте» такая, что, помню, один редактор так и не доехал до меня: извозчик отказался ехать еще на Марьиной улице, и гость пришел ко мне, утопая по колено в грязи. Я же сам ежедневно ходил в город в тех самых смазных сапогах, в которых путешествовал и охотился" Но тем не менее, несмотря на не самые комфортные условия проживания, именно это место на карте Петербурга Пришвин считал особенным и значимым для своего творческого развития. Говоря о грязи Киновиевского проспекта, михаил Михайлович тем самым подчеркивал, что переехал в столицу не за блеском сверкающих витрин и роскошью светских салонов, а за той свободой, которую давало удаление от «родового насилия»: «Везде во всей России, мне казалось тогда, за мною следят, глазеют мои родичи, везде я чувствую как бы родовое насилие над моей личностью, только в одном Петербурге мне было в России свободно». И, наконец, Киновиевский проспект стал местом клятвы, которую Пришвин не преступал до конца своей жизни: «В самом начале на Киновийском проспекте я дал себе клятву ни в коем случае не работать на внешний успех». Скончался Михаил Михайлович 16 января 1954 года. Похоронен на Введенском кладбище. На надгробии писателя, раскинув крылья, восседает птица Сирин – символ счастья. Автор памятника, скульптор С.Т. Конёнков объяснил свой выбор так: «Каждая строчка Пришвина вечно будет дарить людям счастье».
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
13 октября 2011 года в Малоохтинском парке официально открыли постоянную выставку городской скульптуры. Это восемь необычных работ петербургских скульпторов, посвященных Году Испании и Италии в России. Они довольно органично вписались в ансамбль парка.
Работы были отобраны в рамках второго Симпозиума по городской скульптуре (на тему «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»).
В парке установили работы «Дали созерцающий», «Венеция», «Италия обнаженная», «Римская копия греческого оригинала», «Terra Italia», «Фламенко», «Итальянская матрона», «Любовники».
Осенью 2012 года к ним добавилась скульптура «Облако», которую отобрали уже в ходе следующего Симпозиума, посвященного Году России.
Скульптура Антонины Евгеньевны Фатхуллиной «Дали созерцающий» – одна из самых запоминающихся в коллекции Малоохтинского парка. За эту работу ее автор получила первую премию Симпозиума по городской скульптуре, который состоялся в 2011 году. В одном ракурсе она напоминает быка, который является традиционным символом Испании. А если подойти к скульптуре с другой стороны, то металлические бычьи «рога» превращаются в знаменитые «усы» каталонского художника. Лицо Сальвадора Дали обращено к небу. По словам самой художницы, ее Дали смотрит в вечность. А мы можем посмотреть сквозь него, благо конструктивные особенности скульптуры это позволяют. Кое-кто уже загадывает у малоохтинского Дали желания, однако мы призываем поберечь усы великого художника.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!