Во время Великой Отечественной войны сотрудники Петрозавода, который не был эвакуирован в тыл, немало сделали для защиты Ленинграда. В условиях блокады города на предприятии был налажен выпуск корпусов для боеприпасов, тут переоборудовались для военных нужд гражданские суда (в основном буксиры), ремонтировались и строились корабли для Краснознаменного Балтийского флота. (Дважды Краснознаменным Балтийский флот стал уже после войны, в 1965 году.) И всё это – несмотря на вражеские авиационные налеты и артиллерийские обстрелы. А в 1942 году предприятие приступило к строительству плавсредств для Дороги жизни. Самоходные тендеры и баржи Петрозавода, курсировавшие между западным и восточным берегами Ладожского озера, оказали неоценимую помощь в обеспечении Ленинграда продовольствием и в эвакуации населения.
Среди судов, родившихся на Охтинской верфи (Охтинском адмиралтействе), немало выдающихся и знаменитых. Например, красавец фрегат «Паллада», построенный в начале 1830-х, через двадцать лет под командованием Ивана Семёновича Унковского посетил с дипломатической миссией Японию. Дипмиссию возглавлял Евфимий Васильевич Путятин, чьим секретарем был Иван Александрович Гончаров, увековечивший это плавание в книге очерков «Фрегат “Паллада”». Фрегат «Архимед», спущенный на воду в 1848 году, стал первым в России винтовым паровым кораблем. Но мировую славу предприятию на Охтинском мысу принесли суда, которые обогнули под российским флагом земной шар. Словно самой судьбе было угодно, чтобы создание кораблей для кругосветных плаваний стало своеобразной специализацией охтян-судостроителей.
Всё началось со шлюпа «Камчатка», который совершил кругосветку под командованием Василия Михайловича Головнина в 1817–1819 годах. Шлюп «Восток» был флагманом первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под руководством Фаддея Фаддеевича Беллин(г)сгаузена и Михаила Петровича Лазарева (последний командовал шлюпом «Мирный»). Есть основания полагать, что именно они открыли шестой континент – Антарктиду. На шлюпе «Сенявин» (компанию ему составил шлюп «Моллер», тоже построенный на Охтинской верфи; им командовал Михаил Николаевич Станюкович) в 1826–1829 годах кругосветный поход совершила экспедиция во главе с Фёдором Петровичем Литке. Считается, что это была одна из самых плодотворных русских кругосветок.
Эти и другие суда-кругосветчики с Охтинского мыса по праву вошли в историю не только отечественного флота, но и всего мирового мореплавания.
Для Красногвардейского района, да и для всего нашего города Охтинский мыс – начало всех начал. Первые поселения появились здесь задолго до основания Санкт-Петербурга. Да что там Петербурга! Эта территория стала осваиваться человеком еще в те времена, когда и Невы-то (в нынешнем ее виде) не было. В 2008 году при проведении охранных исследований археологи неожиданно обнаружили на Охтинском мысу остатки стоянок эпохи неолита – раннего металла. Люди жили тут в V–IV тысячелетиях до нашей эры!
Позднее, когда уже возникшая Нева начала регулярно проявлять свой буйный нрав, высокое место при впадении в нее Охты почти не страдало от катастрофических наводнений. Кроме того, оно находилось на пересечении важнейших торговых путей: водного, который проходил как раз по Неве, и сухопутного, связывавшего Великий Новгород и Ижорскую землю с нынешними Карелией и Финляндией. Наконец, здесь была удобная гавань. Стоит ли удивляться тому, что вокруг устья Охты кипели нешуточные страсти?
Веками за приневские земли с переменным успехом боролись русские и шведы, и Охтинский мыс был очень горячей точкой этого противоборства. В XIII веке тут существовало укрепленное новгородское или ижорское поселение – мысовое городище, как называют его исследователи. В 1300 году шведы заложили на мысу крепость Ландскрона («Венец земли»), которую уже в 1301-м взяли штурмом и разрушили русские войска. В XVI веке в районе впадения Охты в Неву формировалось русское (скорее всего, русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). Для того времени это был настоящий центр международной торговли! А весной 1611 года на Охтинском мысу была заложена шведская крепость Нюенсканс («Невское укрепление»), более известная под немецкоязычным названием «Ниеншанц» или русскоязычным «Канцы» («Канец»). На правом берегу Охты, напротив крепости, вырос мультикультурный город Нюен («Невский»; Ниен), в котором говорили на нескольких языках. Датой его основания считается 1632 год.
Отсюда, с Охтинского мыса, овладев Ниеншанцем и переименовав его в Шлотбург («Замок-город»), последний царь всея Руси (в будущем – первый император и самодержец всероссийский) Пётр Алексеевич отправился на поиски места для новой крепости. Она была заложена на Заячьем острове 16 (27) мая 1703 года. Так начала свой отсчет история нового города – Санкт-Петербурга, которому вскоре суждено было стать столицей.
Обо всех этих событиях, а также о работе археологов близ устья Охты в постсоветский период достаточно подробно рассказано в статье, посвященной памятному знаку «Крепость Ниеншанц». О том, как обживались на Охтинском мысу военные (к слову, подшефные самого Александра III!), можно узнать, обратившись к статье о казармах Новочеркасского полка. А сейчас вспомним о другой – индустриальной – стороне биографии этого места. Речь, как вы, наверное, уже поняли, пойдет о судостроении.
Полагая, что Заячий (он же Веселый) остров, расположенный в дельте Невы, стратегически больше подходит для строительства цитадели, Пётр I в устье Охты надолго не задержался. Однако он счел это место пригодным для размещения корабелов. В начале 1720-х годов сюда из северных губерний переселили вольных плотников, которым предстояло работать на казенных верфях. В основном это были уроженцы современных Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей. Специально для них на Охте срубили избы (так были заложены традиции типового жилищного строительства) и даже распахали землю под огороды. Большую часть переведенцев поселили на правом берегу реки, меньшую – на левом. Отсюда и произошли названия Охтенских (первоначально это слово писалось именно так, через «е») переведенских слобод – Большая и Малая Охта. (По расположению относительно течения Невы их еще называли соответственно Нижней и Верхней.)
В 1723 году переселенных плотников, среди которых, кстати, было много старообрядцев, освободили от всех податей и налогов, кроме воинского постоя, и приписали к Партикулярной верфи на Фонтанке, где они должны были строить гражданские суда. (Со временем охтинские плотники фактически превратились в адмиралтейских крепостных и трудились на верфях не только в Петербурге, но и в других городах.) Помимо того, охтянам разрешили заниматься частным судостроением – делать «швертботы и прочие новоманерные суда». Местные умельцы не преминули воспользоваться этим разрешением и стали изготавливать на продажу небольшие плавсредства. На Охте, говоря теперешним языком, начал формироваться судостроительный кластер. В него, в частности, вошла Матросская слобода, которая располагалась на правом берегу реки. Там работали пильные мельницы, канатный завод, были построены амбар для судового такелажа и дома для мастеровых и матросов.
В краеведческой литературе можно встретить упоминания о том, что в 1728–1742 годах при участии русских архитекторов Ивана Кузьмича Коробова и Саввы Ивановича Чевакинского, служивших в Адмиралтейств-коллегии, были построены «эллинги Охтинской верфи». (Чевакинский был учеником Коробова и сменил его на посту архитектора Адмиралтейского ведомства.) Однако существование на Охте в XVIII веке полноценной верфи вызывает определенные вопросы и даже сомнения. Известно, что на руинах Ниеншанца, то есть в северной части Охтинского мыса, в 1717 году запланировали создать питомник для обеспечения петербургских садов и парков саженцами. Этот питомник, именовавшийся Канецким огородом, просуществовал до начала XIX века. С 1765 года он находился в ведении Совета Императорского Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института). А вот на правом берегу Охты, между слободой Большая Охта и Матросской слободой, к 1742 году по указанию Адмиралтейств-коллегии действительно были построены четыре сарая и эллинги (тогда так называли пологие помосты для втаскивания и выгрузки деревьев) при них. Использовались эти сооружения не для постройки и ремонта судов, а для хранения и просушки корабельного леса. На гордое звание верфи они, согласитесь, совсем не тянут.
Очевидный поворот в сторону судостроения произошел в судьбе Охтинского мыса в начале XIX века. В 1802 году Морское ведомство арендовало, а в 1806-м приобрело у Смольного института землю, на которой находился Канецкий огород. В том же 1806 году здесь началось строительство Паноптического института, проект которого утвердил сам Александр I. Место, где когда-то сходились русские и шведы, превратилось в грандиозную стройплощадку. Прорабом выступил британский морской инженер Самуил (Сэ(а)мюэль) Бентам, состоявший на русской службе еще при Екатерине II. Предполагалось, что Паноптический институт будет своеобразным симбиозом учебного заведения для флотских механиков и образцового завода по производству различных инструментов, приборов, машин и других изделий (вплоть до одежды и обуви), необходимых в морском деле.
В 1807 году Бентам покинул Россию, однако к концу 1809-го главное здание Паноптического института все-таки построили. Это было деревянное сооружение на каменном фундаменте, которое в плане напоминало звезду: от стоявшей в центре семиэтажной башни лучами отходили пять трехэтажных учебных и производственных корпусов. Вспыхнувший в марте 1818 года пожар уничтожил это оригинальное строение. Восстанавливать Паноптический институт «ввиду громадной стоимости заведения» не стали.
В 1808 году при возводимом Паноптическом институте по проекту британского кораблестроителя Вениамина (Бенджаме(и)на) Фомича Стоке (он же Стокке или Стуккей) строится Охтинская учебная верфь. Тут молодежь должна была осваивать искусство судостроения, что называется, на практике. Строить на Охте суда, эллинги для них и пестовать молодых корабелов поручили всё тому же Стоке. Адмиралтейский департамент отдал соответствующее распоряжение в августе 1809 года. Это событие принято считать отправной точкой в формировании на Охтинском мысу государственного судостроительного комплекса. В 1809–1814 годах здесь было построено пять эллингов. К счастью, во время пожара 1818 года они не пострадали.
Первенцем Охтинской верфи стал 16-пушечный люгер (люггер; в некоторых источниках – шхуна) «Стрела». Парусник спустили на воду в июле 1811 года, причем церемонию почтил своим присутствием император.
В феврале 1812 года, в связи с решением построить в столице 74-пушечный линейный корабль «Финланд», охтян, переведенных на оброк в 1803-м, вновь стали привлекать к казенным судостроительным работам. Правда, только в Петербурге и его окрестностях – от дальних командировок охтинские плотники были милостиво избавлены.
В 1822 году бывшая учебная верфь стала именоваться Охтинской судостроительной, а на каменном фундаменте сгоревшего Паноптического института начали возводить казарму для 600 ее служителей. В 1828 году, видимо после апрельского визита Николая I, верфь получила статус адмиралтейства. Кстати сказать, император лично ознакомился с работой предприятия и был настолько доволен увиденным, что повелел наградить всех, кто там трудился. Николай Павлович также выразил желание присоединить Охту к городу, что и было сделано в том же 1828 году.
Охтинская верфь (позднее – Охтинское адмиралтейство) многое дала русскому флоту. Отсюда в большое плавание ушли корабли, чьи имена стали известны морякам во всех уголках земного шара. Здесь работали выдающиеся кораблестроители: Александр Андреевич Попов, уже упомянутый Стоке, Иван Афанасьевич Амосов. Больше полувека это предприятие было одной из ведущих судостроительных баз России. Однако в начале 1860-х, с переходом отрасли от дерева к металлу (железу), Охта стала сдавать свои позиции. Последний всплеск активности на Охтинском адмиралтействе произошел в конце 1870-х годов. Затем оно пришло уже в полный упадок и в 1882 году было закрыто.
Тогда же, в 1882-м, на Охтинском мысу по проекту Игнатия Степановича (Огнеслава Стефановича) Костовича (серба по национальности) начали сооружать дирижабль «Россия». Из-за нехватки средств этот удивительный замысел так и не был осуществлен, хотя бензиновый двигатель внутреннего сгорания (мощностью около 80 лошадиных сил) для дирижабля был изготовлен, успешно испытан и даже запатентован в нескольких странах.
В 1896 году Охтинское адмиралтейство было сдано акционерному обществу «В. Крейтон и К°» в безвозмездную аренду, но с обязательством его переоборудования. Контракт был рассчитан на 35 лет, однако его условия фирма не выполнила. В 1912-м или 1913 году АО, успевшее построить на Охте четыре подводные лодки и несколько надводных кораблей, признали банкротом, контракт с ним расторгли, адмиралтейство вернули в казну.
Вслед за тем, то ли накануне Первой мировой, то ли уже во время войны, предприятие снова было сдано в аренду, на этот раз – Адмиралтейскому судостроительному заводу (как сообщает краеведческая литература, «для организации производства артиллерийских снарядов»).
В 1914 году, как принято считать, предприятие стало называться Петрозаводом. А в августе 1915-го Охтинский мыс лишился своего главного украшения, запечатленного на многих дореволюционных рисунках, картинах и фотографиях. Пришедшие в ветхость старые деревянные эллинги, которые выходили к Неве, были разобраны.
Представители Адмиралтейского судостроительного завода хозяйничали на этой территории до ноября 1921 года. За последующие десять лет у Петрозавода сменилось еще несколько арендаторов, что едва ли способствовало его развитию. И кто знает, как сложилась бы судьба этого предприятия, если бы в августе 1931 года его не передали в ведение Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь». Осенью 1931-го на Охтинском мысу опять стали строить суда. Поначалу, правда, небольшие: буксиры, пассажирские катера, шаланды, баржи. В конце 1930-х началось строительство военных кораблей, преимущественно тральщиков.
Во время Великой Отечественной войны Петрозавод не эвакуировали в тыл. Предприятие выпускало корпуса для боеприпасов, переоборудовало буксиры в тральщики, ремонтировало и строило корабли для ВМФ.
В конце 1940-х основной специализацией Петрозавода стало крупносерийное производство морских буксиров. Их строили передовым – поточно-позиционным – методом, в связи с чем были возведены блок цехов и железобетонный эллинг, обращенный боковым фасадом к Неве. Качество продукции Петрозавода, судя по всему, было очень высоким: его буксиры разных типов расходились по СССР и даже поставлялись на экспорт.
Тем удивительнее, что в середине 1970-х годов судостроительную программу на Охтинском мысу свернули. Петрозавод, вошедший в состав НПО «Ритм», был перепрофилирован на выпуск технологического оборудования для судостроения. Началась реконструкция предприятия. В 1981 году судостроительный эллинг демонтировали.
В 1980-е годы облик северной оконечности Охтинского мыса радикально изменился. Во-первых, было завершено строительство новых корпусов Петрозавода. Любопытно, что этот огромный архитектурный комплекс (лабораторно-производственный), возведенный под руководством Георгия Александровича Васильева, был задуман еще его отцом – Александром Викторовичем Васильевым. Во-вторых, к середине 1980-х совершенно преобразился правый берег Невы у Большеохтинского моста. Здесь была сооружена каменная набережная с путепроводом, который обеспечил транспорту возможность движения на двух уровнях. В 1982–1984 годах в устье Охты по проекту инженеров А. Д. Гутцайта, Р. Р. Шипова и архитектора В. М. Иванова был построен трехпролетный Малоохтинский мост. Он стал важным элементом транспортной развязки, благодаря которой был налажен беспрепятственный проезд по правому берегу Невы. Прошедшая по территории Петрозавода автомагистраль отрезала его от Невы.
В 1985 году (по другим данным, в 1989-м) Петрозавод стал частью совместного советско-шведского предприятия «Седервал(л)ь-Ритм» («Седервал(л)ь и Ритм»), что было весьма символично для Охтинского мыса. Это объединение выпускало уплотнения гребных валов. А в 1993-м на Петрозаводе была возобновлена судостроительная программа. Тут вновь стали строить малотоннажные суда, а также взялись за производство подводных аппаратов. В 1995–1996 годах, специально к 300-летию Российского флота, на Охтинском мысу была создана полномасштабная копия знаменитого ботика Петра I. Это деревянное суденышко (реплика «дедушки русского флота»), принявшее участие в праздничном параде в июле 1996-го, а затем установленное в Ботном доме, стало лебединой песней Петрозавода. В 2001 году предприятие прекратило свое существование. Его корпуса были снесены во второй половине 2000-х в связи с планировавшимся возведением «Охта-центра». До наших дней сохранилось только перестроенное здание, в котором размещалось совместное предприятие «Седервал(л)ь-Ритм». Его адрес – Свердловская набережная, 74 – кажется напоминанием о том времени (до 14 августа 2007 года), когда набережная, носящая имя Якова Михайловича Свердлова, включала в себя участок от устья Охты до Большеохтинского моста.
От станции метро «Новочеркасская» – автобус № 174, троллейбус № 7. Остановка «Новочеркасский проспект», далее пешком.
Один из самых известных и авторитетных петербургских археологов, во многом благодаря которому на Охтинском мысу все-таки не был построен гигантский небоскреб.
Пётр Егорович Сорокин – археолог, внесший огромный вклад в изучение истории Невского края. При этом его детство и юность прошли довольно далеко от берегов Невы. Он родился в 1962 году в белорусском Лоеве, а школу и техникум окончил в Белгородской области. На исторический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова Пётр Сорокин поступил в 1983-м, уже после службы в армии. С тех пор его судьба тесно связана с нашим городом.
После окончания университета Пётр Егорович стал аспирантом Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Параллельно работал в Леноблреставрации. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию. К тому времени ЛОИА было преобразовано в Институт истории материальной культуры РАН.
Специализация Петра Егоровича Сорокина – морская археология (тема его кандидатской – «Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в Средневековье»), однако широкую известность он приобрел благодаря своей работе на суше. Пётр Егорович – настоящий ветеран раскопок на Охтинском мысу. Археологическим изучением земель близ устья Охты он занимается с начала 1990-х. Санкт-Петербургская археологическая экспедиция, которую возглавлял Сорокин, вела раскопки на территории шведской крепости Ниеншанц и города Ниен в 1992–1993, 1999–2000 и 2006–2009 годах. Результаты ее работы действительно были впечатляющими. Экспедиция докопалась до позднесредневекового могильника, шведской крепости Ландскрона 1300–1301 годов, мысового городища XIII века и даже до стоянок эпохи неолита – раннего металла. (Остатки этих стоянок были обнаружены на Охтинском мысу в 2008 году.) То, что в 2001-м КГИОП включил в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, объекты «Ниеншанц (Охта 1)» и «Центральная часть города Ниена (Охта 2)», безусловно, ее заслуга. В том же году эти объекты были объединены в охранную зону «Устье реки Охта».
Пётр Сорокин стал главным инициатором мемориализации «Петербургской Трои». Именно ему принадлежит историко-археологическая концепция памятного знака «Крепость Ниеншанц», установленного недалеко от Большеохтинского моста в 2000 году. А материалы раскопок его экспедиции составили основу экспозиции историко-археологического музея «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц» (затем – «Ниеншанц»), который был открыт на Охтинском мысу в 2003 году. Впоследствии этот музей переехал на Английскую набережную.
Усилия Петра Егоровича и других участников Санкт-Петербургской археологической экспедиции не пропали даром. Результаты раскопок на Охтинском мысу вызвали широкий общественный резонанс и активизировали градозащитников. В итоге «Газпром» перенес планировавшееся строительство общественно-делового центра с небоскребом с Охты в Лахту.
Пётр Егорович Сорокин – популяризатор науки, лектор, регулярно выступает как эксперт в петербургских СМИ. А еще он автор таких замечательных книг, как «Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц. 700 лет поселению на Неве» и «Окрестности Петербурга. Из истории Ижорской земли». Их вы можете найти в библиотеках ЦБС Красногвардейского района.
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Храмовый комплекс, появившийся на Пискарёвском проспекте в начале XXI столетия и окончательно сформировавшийся во всём своём великолепии к 2018 году, уже успел завоевать всеобщую любовь и признание не только среди прихожан и местных жителей, но и туристов, став поистине прекрасной жемчужиной современной церковной архитектуры.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Во время Великой Отечественной войны сотрудники Петрозавода, который не был эвакуирован в тыл, немало сделали для защиты Ленинграда. В условиях блокады города на предприятии был налажен выпуск корпусов для боеприпасов, тут переоборудовались для военных нужд гражданские суда (в основном буксиры), ремонтировались и строились корабли для Краснознаменного Балтийского флота. (Дважды Краснознаменным Балтийский флот стал уже после войны, в 1965 году.) И всё это – несмотря на вражеские авиационные налеты и артиллерийские обстрелы. А в 1942 году предприятие приступило к строительству плавсредств для Дороги жизни. Самоходные тендеры и баржи Петрозавода, курсировавшие между западным и восточным берегами Ладожского озера, оказали неоценимую помощь в обеспечении Ленинграда продовольствием и в эвакуации населения.
Среди судов, родившихся на Охтинской верфи (Охтинском адмиралтействе), немало выдающихся и знаменитых. Например, красавец фрегат «Паллада», построенный в начале 1830-х, через двадцать лет под командованием Ивана Семёновича Унковского посетил с дипломатической миссией Японию. Дипмиссию возглавлял Евфимий Васильевич Путятин, чьим секретарем был Иван Александрович Гончаров, увековечивший это плавание в книге очерков «Фрегат “Паллада”». Фрегат «Архимед», спущенный на воду в 1848 году, стал первым в России винтовым паровым кораблем. Но мировую славу предприятию на Охтинском мысу принесли суда, которые обогнули под российским флагом земной шар. Словно самой судьбе было угодно, чтобы создание кораблей для кругосветных плаваний стало своеобразной специализацией охтян-судостроителей.
Всё началось со шлюпа «Камчатка», который совершил кругосветку под командованием Василия Михайловича Головнина в 1817–1819 годах. Шлюп «Восток» был флагманом первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под руководством Фаддея Фаддеевича Беллин(г)сгаузена и Михаила Петровича Лазарева (последний командовал шлюпом «Мирный»). Есть основания полагать, что именно они открыли шестой континент – Антарктиду. На шлюпе «Сенявин» (компанию ему составил шлюп «Моллер», тоже построенный на Охтинской верфи; им командовал Михаил Николаевич Станюкович) в 1826–1829 годах кругосветный поход совершила экспедиция во главе с Фёдором Петровичем Литке. Считается, что это была одна из самых плодотворных русских кругосветок.
Эти и другие суда-кругосветчики с Охтинского мыса по праву вошли в историю не только отечественного флота, но и всего мирового мореплавания.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!