1904  Памятники культуры
Елисеевская богадельня
Подробнее
 
1900
 
1903
 
1904
 
1917–1945
 
1969
 
1993
История памятника культуры
Елисеевская богадельня

Если попросить жителей Красногвардейского района составить список главных местных достопримечательностей, то здание бывшей Елисеевской богадельни вряд ли попадет в данный перечень. Во всяком случае, оно точно не окажется на одной из первых строчек. Вместе с тем это здание, безусловно, заслуживает внимания. И не только потому, что оно было построено в начале XX века, задолго до Октябрьской революции, и при таком солидном возрасте неплохо сохранилось. Выполненное в «русском стиле» (или, по крайней мере, с его элементами), оно представляет большой интерес с архитектурной точки зрения.

Народное название богадельни – Елисеевская – недвусмысленно указывает на то, что она связана со знаменитой купеческой династией. Как следует из устава, Дом для призрения бедных был учрежден Степаном Петровичем Елисеевым в память его родителей, Петра Степановича и Любови Дмитриевны, а также деда и бабушки, Степана Петровича и Анны Гавриловны Елисеевых. Предполагалось, что в Доме будут предоставляться «приют и полное содержание бедным, престарелым и неспособным к труду лицам обоего пола, всех сословий и званий, православного вероисповедания».

В 1900–1903/1904 годах по проекту архитектора Валентина Александровича Демяновского для богадельни было возведено отдельное трехэтажное здание на Большой Охте, близ реки Чернавки. Место для строительства было выбрано неслучайно. Эта земля, по всей видимости, принадлежала Большеохтинскому (Георгиевскому) кладбищу, на котором несколько десятилетий (с 1825 года, когда скончался основатель династии – Пётр Елисеевич) хоронили Елисеевых. Кроме того, она прилегала к большой пятикупольной церкви Казанской Иконы Божией Матери, возведенной в 1881–1885 годах по инициативе представителей торгового дома «Братья Елисеевы». В подвале этого кирпичного храма, выполненного в византийском стиле, была устроена семейная усыпальница, куда перенесли останки Елисеевых с Большеохтинского кладбища. Роскошная церковь, прозванная, как нетрудно догадаться, Елисеевской, сгинула уже в Ленинграде: в 1926 году ее закрыли, а в 1929-м снесли.

Постройка богадельни была начата на средства и под личным наблюдением статского советника Петра Степановича Елисеева. Однако увидеть конечный результат ему было не суждено. Год спустя, в 1901-м, Пётр Степанович скончался и был погребен в усыпальнице под храмом, в возведение которого вложил массу сил и денег. После этого ход строительных работ контролировал его сын, Степан Петрович Елисеев. По имеющимся данным, открытие полностью оборудованной богадельни состоялось в мае 1904 года. Она была рассчитана на размещение, прежде всего, нетрудоспособных стариков и старушек. Немаловажно, что при ней изначально были созданы школа для детей охтинских обывателей и амбулатория для бедных больных. Богадельня занимала довольно большой земельный участок (его площадь составляла 1200 квадратных саженей) с несколькими зданиями, садом и огородом. Она могла похвастать собственным водопроводом и даже электростанцией.

Есть сведения, что за устройство этой богадельни Степан Петрович получил чин действительного статского советника и потомственное дворянство. Еще бы! Ведь на строительство, оборудование и обеспечение Дома для призрения бедных он пожертвовал 1 104 тысячи рублей. (Судя по уставу, при открытии Дома учредитель внес основной неприкосновенный капитал в 503 тысячи рублей государственными процентными бумагами по номинальной стоимости.) Степан Петрович, занимавший, к слову, пост вице-президента Русского для внешней торговли банка, был не только учредителем, но и постоянным попечителем богадельни. Его помощниками (в этом качестве) стали супруга, Варвара Сергеевна, и сын, Пётр Степанович.

Устав гласит, что Дом был учрежден для призрения 50 человек: 10 мужчин и 40 женщин. Правила приема были достаточно строгими. В число призреваемых не принимались: «находящиеся и находившиеся под судом и следствием», «уволенные из других благотворительных учреждений за дурное поведение», «страдающие запоем, хроническими и заразными болезнями, умалишенные, слепые, калеки и вообще все лица, требующие особого ухода и посторонней помощи», «мужья и жены для совместного призрения». Никаких платежей и взносов не требовалось. Помимо крыши над головой, обитатели богадельни бесплатно получали пищу, одежду, обувь, белье, лекарства, «врачебное пособие». Некоторым даже предоставляли отдельные комнаты. В назначенные дни и часы призреваемых могли посещать родственники и знакомые. При этом принимать какие-либо подаяния от посторонних посетителей категорически воспрещалось. Призреваемые могли быть уволены из Дома «по собственному желанию», «за предосудительные поступки», «за неявку в срок из отпуска без уважительных причин», «за постоянное и упорное нарушение правил благочиния». Погребение усопших обитателей производилось за счет учреждения. (При Елисеевской церкви существовало православное кладбище, которое впоследствии было ликвидировано. Оно располагалось южнее нынешней Партизанской улицы.)

Как отмечает в «Охтинской энциклопедии» Александр Юрьевич Краснолуцкий, количество призреваемых в Доме постоянно росло. В какой-то момент оно достигло 150 человек. С особым вниманием попечитель относился к бесприютным вдовам с маленькими детьми. Их принимали без очереди. Возможно, с увеличением числа обитателей богадельня перестраивалась и расширялась. Впрочем, если верить крохотной заметке, опубликованной в отделе хроники журнала «Зодчий» осенью 1903 года (№ 39, от 28 сентября), эта богадельня была с самого начала рассчитана на 100 человек.

В «Охтинской энциклопедии» Краснолуцкий кратко описал и систему управления Елисеевской богадельней. Дом для призрения бедных управлялся попечителем, попечительницей и товарищем попечителя. Они утверждались в должностях Министерством внутренних дел. Повседневное руководство было возложено на смотрителя, которого назначал попечитель. Именно смотритель заведовал имуществом богадельни и осуществлял надзор за призреваемыми.

Краснолуцкий утверждает, что роль этого здания, возведенного на средства Елисеевых, изменилась еще до октября 1917-го. По его данным, Дом для призрения бедных был закрыт, а само здание сдавалось в аренду под разные заведения. С большей определенностью можно говорить о том, как складывалась послереволюционная судьба этого строения. Она оказалась тесно связана с системой образования. Сначала здесь размещались трудовые школы, созданные на базе дореволюционных учебных заведений, и детские дома. Они сменяли друг друга, соседствовали и переименовывались. Например, есть сведения, что в 1923 году сюда переехала бывшая гимназия Нехорошевой. В 1918-м эта частная женская гимназия была национализирована и преобразована в школу, названия и номера которой калейдоскопически менялись, пока в 1941-м она не стала средней школой № 141. Кстати, сама Лидия Ивановна Нехорошева, насколько можно судить, тоже работала в здании бывшей Елисеевской богадельни. В 1923–1929 годах она была завучем вышеупомянутой школы, которая тогда именовалась 137-й единой трудовой, и преподавала русский язык.

В годы Великой Отечественной войны в здании находился госпиталь. 141-я школа возобновила тут свою работу еще до окончания войны, но уже как мужская: в 1943 году обучение стало раздельным. Девочек перевели в школу № 140. Совместное обучение мальчиков и девочек в советских школах было восстановлено в 1954-м.

В 1969 году 141-я школа перебралась из бывшей Елисеевской богадельни в специально построенное здание по адресу проспект Металлистов, 18, корпус 2. Там она работала до 1987 года. Сейчас средняя школа № 141 расположена по адресу улица Коммуны, дом 32, корпус 4, литера А.

Освобожденное здание бывшей Елисеевской богадельни тогда же, в конце 1960-х, отдали Ленинградскому гидрометеорологическому институту (ЛГМИ). Оно стало вторым корпусом этого высшего учебного заведения, которое с 1998 года называется Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ). Адрес первого корпуса – Малоохтинский проспект, дом 98. Там этот вуз прописан с 1957-го.

В 1993 году здание бывшей Елисеевской богадельни признали объектом культурного наследия регионального значения. Говоря точнее, на государственную охрану был поставлен целый ансамбль, включающий несколько разноэтажных корпусов и часовню с территорией и оградой. Примечательно, что в экстерьере и интерьере здания сохранились элементы оригинального декора. Студенты Гидромета могут, к примеру, заключать пари по поводу того, кто обнаружит в альма-матер больше вензелей Степана Елисеева.

Как найти Елисеевскую богадельню

От станции метро «Новочеркасская» – автобус № 174. Остановка «Конторская улица», далее пешком. От станции метро «Новочеркасская» – трамвай № 10. Остановка «Шепетовская улица», далее пешком.

Контакты
Это похоже на Елисеевскую богадельню
6 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
4 мин.
1918 ⋅ Среднеохтинский проспект, дом 8.
4 мин.
1967 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30, корпус 5.
3 мин.
1956 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2020 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке