1985  Общественные места
Станция метро «Ладожская»
Подробнее
 
1985
 
2001–2003
 
2006
 
2019

Станции «Ладожская» и «Новочеркасская», расположенные на территории Красногвардейского района, относятся к Правобережной (4-й) линии городского метрополитена. Они открылись 30 декабря 1985 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь этой линии – от станции «Площадь Александра Невского 2» до станции «Проспект Большевиков». (Станция «Новочеркасская» открылась под названием «Красногвардейская».) Протяженность пускового участка составила 6,83 километра.

Поскольку «Площадь Александра Невского 2» находится на левом берегу Невы, полностью правобережной линия никогда не была. Со временем линия стала длиннее, на ней открылись новые станции. По состоянию на май 2020 года их восемь: четыре – на левом берегу Невы, четыре – на правом.

Сейчас ведется строительство нового участка, с запуском которого линия, всё чаще называемая Лахтинско-Правобережной или Правобережно-Лахтинской, получит продолжение в западном направлении. Планируется, что станции метро «Горный институт» («Большой проспект») и «Театральная» будут открыты в 2020-е годы.

Станция метро «Ладожская», наземный павильон которой находится недалеко от перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков, могла появиться в другом месте Красногвардейского района. Есть сведения, что первоначально ее планировали построить у пересечения Индустриального проспекта и нынешнего проспекта Косыгина, до 1982 года носившего название «Ладожский проспект». Это было бы очень удобно для обитателей Ржевки-Пороховых и наверняка добавило бы популярности данному жилому району. Однако там обнаружились слабые грунты, поэтому Правобережную (4-ю) линию Ленинградского метрополитена проложили иначе.

Интересные факты
История места
1985
30 декабря была открыта станция метро «Ладожская».
2001–2003
Рядом со станцией метро был построен Ладожский вокзал. Вместе они составили одноименный вокзальный комплекс.
2006
На станции метро «Ладожская» изменилось освещение: вместо ртутных газоразрядных ламп были установлены натриевые газоразрядные.
2019
В августе торшеры на платформе станции метро были увенчаны камерами видеонаблюдения.
Вся история
История памятника культуры
Станция метро «Ладожская»

В настоящее время на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга расположены две станции метро: «Ладожская» и «Новочеркасская». Они открылись 30 декабря 1985 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь Правобережной (4-й) линии Ленинградского метрополитена. (Станция «Новочеркасская» открылась под названием «Красногвардейская».)

В отличие от своей ровесницы и соседки, станции метро «Новочеркасская», «Ладожская» имеет наземный павильон, пусть и довольно скромный. Он находится недалеко от перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков, за постройками, которые появились здесь уже в постсоветские годы.

«Ладожская» – односводчатая станция глубокого заложения. Односводчатая конструкция предполагает размещение пристанционных обустройств (проще говоря, сооружений) под единым сводом. Станция расположена на глубине около 61 метра. В проекте она носила название «Новоладожская».

Поскольку в перспективе эта станция метро должна была стать частью вокзального комплекса (железнодорожную станцию построили тут еще до Октябрьской революции), проектирование поручили институту «Ленгипротранс», который занимался (и занимается) инженерными изысканиями и проектированием объектов транспортной инфраструктуры. Над проектом наземного павильона и архитектурным решением подземного зала станции трудился большой коллектив под руководством архитектора Владимира Николаевича Есеновского и инженера-конструктора Галины Фёдоровны Прошиной. В работе участвовали архитекторы Сергей Николаевич Кривоносов, Юрий Александрович Рыжов, Виктор Флорианович Хиврич, Лидия Андреевна Филиппова. По данным официального сайта АО «Ленгипротранс», в 1990 году авторский коллектив проекта стал лауреатом Премии Совета министров СССР.

Художественное оформление станции метро посвящено легендарной Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру (по льду или по воде – в зависимости от обстановки). В период блокады Ленинграда Дорога жизни была единственной транспортной магистралью, которая связывала осажденный город с Большой землей.

Фасады наземного павильона станции облицованы сааремским доломитом, гранитом, стемалитом. Зоны входа и выхода, симметрично выделенные на главном фасаде, защищены козырьком. Над кровлей приподнят большой световой фонарь, остекленный по периметру. Он обеспечивает естественное освещение вестибюля (кассово-эскалаторного зала).

В отделке вестибюля и подземного зала станции использован серо-голубой уфалейский мрамор, напоминающий ладожские воды. Им облицованы, в частности, порталы эскалаторного тоннеля, в котором размещены четыре эскалатора, и путевые стены, фриз которых выполнен из темно-серого гранита. Благодаря такой мраморной облицовке создается впечатление, что к островной платформе станции с обеих сторон подступает седая Ладога.

На платформе в два ряда установлены 22 светильника и шесть массивных скамей. Помимо выполнения своих основных функций, они вместе с рисунком, выложенным на полу, визуально делят платформу на зоны. Боковые служат для посадки и высадки пассажиров, центральная предназначена для прохода. Торшеры, облицованные белым мрамором, символизируют путевые столбы на Дороге жизни (по другой версии, свечи, зажженные в память о погибших на Дороге ленинградцах). На бронзовых абажурах, которые придают этим светильникам сходство с крестами, обозначены годы начала и снятия блокады Ленинграда: 1941-й и 1944-й.

В торце подземного зала станции предполагалось поместить мраморную композицию «Торосы ладожского льда», но эта идея не была реализована полностью. Сейчас в незанятой нише, отделанной темным камнем, боковая подсветка выделяет на уходящей вверх беломраморной стене лишь надпись в четыре строки: «1941 ДОРОГА ЖИЗНИ 1944».

Первоначальный проект вокзального комплекса, насколько можно судить, так и остался на бумаге. Однако сама идея его возведения все-таки нашла свое воплощение. Долгожданный Ладожский вокзал открылся в год 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Метропавильон, как и было когда-то задумано, стал частью вокзального комплекса, в проектировании которого, что любопытно, в начале 2000-х принял участие «Ленгипротранс». При этом здание, построенное в 1980-е, не претерпело существенных изменений. А ведь советские архитекторы, судя по статье Вениамина Наумовича Береславского «Метро в Весёлый посёлок», опубликованной в журнале «Ленинградская панорама» в 1984 году (№ 5), предполагали, что впоследствии наземный павильон станции «подрастет», а его световой фонарь будет одним из фонарей вокзального комплекса.

Планируется, что станция метро «Ладожская» станет пересадочной. По имеющимся сведениям, переход на станцию «Ладожская 2» Кольцевой линии будет начинаться спуском в центре платформы (как переход со станции «Садовая» на станцию «Спасская»).

Как найти станцию метро «Ладожская»
Контакты
Это похоже на станцию метро «Ладожская»
7 мин.
1985 ⋅ под Заневской площадью.
8 мин.
2003 ⋅ Заневский проспект, дом 73.
4 мин.
2001 ⋅ Малоохтинский проспект, дом 52.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2020 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке