В 1992 году станцию метро «Красногвардейская» официально переименовали в «Новочеркасскую». С этим переименованием связана любопытная история.
Кто-то догадался, что из букв слова «Красногвардейская» можно почти полностью составить слово «Новочеркасская». Это давало возможность сэкономить, выложив новое название станции на путевых стенах из букв прежнего. Нужно было только поменять буквы местами, заодно убрав лишние и добавив недостающие.
Не хватало, как вы понимаете, букв «О» и «Ч». «О» изготовили по образцу литеры из прежнего названия (по другой версии, взяли уже готовые буквы), а вот «Ч», которой нет в слове «Красногвардейская», пришлось создавать с нуля. С этим делом вышла незадача. Название, которое станция носила почти семь лет, было набрано шрифтом с мощными засечками, однако «Ч» для нового названия почему-то выполнили вообще без засечек. Получившиеся буквы казались чужеродными и много лет вызывали недоумение у внимательных пассажиров метро.
Годы спустя эта история получила продолжение. В феврале 2011-го шрифтовик и блогер Иван Гладких написал письмо в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», в котором вызвался бескорыстно помочь с устранением шрифтового несоответствия на «Новочеркасской». Руководство городского метрополитена прислушалось к этому сигналу, но решило обойтись своими силами и средствами. В результате в ночь с 10-го на 11 октября того же года название станции на путевых стенах приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены правильными, с мощными засечками.
В 1986 году на экраны страны вышел советский художественный фильм-катастрофа «Прорыв». Он основан на реальных событиях, которые произошли в Ленинградском метрополитене 8 апреля 1974 года. Тогда при строительстве перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннели прорвался плывун. Из-за образовавшихся пустот начались подвижки грунта, что привело к осадке земной поверхности. Некоторые сооружения в районе площади Мужества получили серьезные повреждения. К счастью, обошлось без жертв. Чтобы остановить плывун и не допустить затопления «Лесной», метростроевцы в авральном порядке соорудили бетонные пробки. А чтобы предотвратить дальнейшие разрушения на поверхности (здания могли уйти под землю!), выработки затопили, закачав в аварийные участки тоннелей водопроводную воду.
В кинофильме Дмитрия Светозарова есть жуткий эпизод, когда троллейбус с пассажирами на ходу проваливается под землю. Если приглядеться, можно понять, что этот эпизод снят у пересечения Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, недалеко от ныне несуществующего кинотеатра «Охта» (сейчас на его месте высится современное здание музыкально-драматического театра «Буфф»). Есть сведения, что во время строительства станции метро «Красногвардейская» (ныне – «Новочеркасская») произошел провал дорожного полотна. Видимо, этот провал и был использован кинематографистами.
К съемке на Заневском проспекте тщательно подготовились, благодаря чему эпизод получился очень убедительным, почти документальным. Примечательно, что кадры, на которых люди, выпрыгивающие из салона троллейбуса, и один из тех, кто бросился им на помощь, оказываются в провале с водой, сняты в ноябре – декабре. Каскадеры и актеры массовки были легко одеты, а погода, как вспоминают очевидцы, стояла холодная. Снег вокруг съемочной площадки был засыпан специально привезенным песком.
В настоящее время на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга расположены две станции метро: «Новочеркасская» и «Ладожская». Они открылись 30 декабря 1985 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь Правобережной (4-й) линии Ленинградского метрополитена.
В отличие от своей ровесницы и соседки, станции метро «Ладожская», «Новочеркасская» не имеет наземного павильона. Ее подземный вестибюль находится под Заневской площадью (на пересечении Заневского и Новочеркасского проспектов; последний в 1983–1990 годах именовался Красногвардейским). Он спроектирован в комплексе с подземными пешеходными переходами, которые образуют по периметру площади общий коридор шириной шесть метров. Этот замкнутый коридор с облицованными керамической плиткой стенами и двенадцатью выходами на поверхность, к остановкам наземного транспорта, приобрел общегородскую славу и породил немало шуток. В нем действительно можно заблудиться, и мало кому из «новичков» удается выйти из него в нужном месте с первой попытки. Со стороны Невы коридор переходит в аванзал шириной 15 метров, где размещены встроенные киоски. Лестничный спуск ведет из аванзала в собственно вестибюль – кассово-эскалаторный зал, к которому примыкают служебно-технические помещения.
«Новочеркасская» – односводчатая станция глубокого заложения. Односводчатая конструкция предполагает размещение пристанционных обустройств (проще говоря, сооружений) под единым сводом. Станция расположена на глубине около 61 метра.
С названием станции, по-видимому, определились не сразу. Считается, что в проекте она именовалась «Заневской». При этом на специальном сайте, посвященном истории городской подземки, можно найти старую схему Ленинградского метрополитена, где на строящейся Правобережной линии она значится как «Новочеркасская». Правда, в легенде данной схемы указано, что наименования проектируемых и строящихся станций условны. В итоге станция открылась под названием «Красногвардейская», которое носила почти семь лет. В 1992 году ее официально переименовали в «Новочеркасскую».
В проектировании подземного вестибюля, пешеходных переходов под Заневской площадью и в разработке архитектурного решения подземного зала станции, по имеющейся информации, участвовали архитекторы И. Е. Сергеева, В. Г. Чехман, В. Г. Хильченко и Арон Соломонович Гецкин из института «Ленметрогипротранс».
Художественное оформление станции метро посвящено Красной гвардии. Переименование станции привело к тому, что связь между ее названием и оформлением была утрачена.
В отделке стен кассово-эскалаторного зала использован мрамор красных тонов. Над наклонным ходом, в котором размещены три эскалатора, установлен трехчастный витраж «Побеждающая революция». Его авторы – художники Василий Петрович Гусаров и Валентин Григорьевич Леканов. Как отмечает в своей статье «От вождя остался клочок рубашки», опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 10 ноября 2017 года, Сергей Евгеньевич Глезеров, «это было последнее обращение к революционной теме в оформлении ленинградского метро». Искусственно подсвеченный, витраж кажется ярким независимо от времени суток, благодаря чему преодолевается ощущение «подземности».
Внизу, по обе стороны от эскалаторов, на стенах красуются оригинальные медные светильники. Верхняя часть каждого срезана под острым углом таким образом, что срез имеет очертания пятиконечной звезды.
Главным (по сути, единственным) украшением подземного зала станции являются семь огромных люстр, в которых композиционно соединены кольца и полукольца. Они подвешены над платформой (по продольной оси зала) и закреплены растяжками. В прошлом на люстрах были размещены декоративные металлические конструкции в виде знамен, но в начале 1990-х годов их демонтировали. Возможно, это было сделано в целях безопасности. Расположению люстр под сводом вторит рисунок, выложенный на полу.
По замыслу архитекторов в торце подземного зала станции должны были поместить мраморный рельеф, символизирующий непобедимость красногвардейцев. Однако скульптурная композиция не была выполнена в срок, и вместо нее мы видим только задник из полированного мрамора.
По всей вероятности, станцию вообще готовили к открытию в спешке, стараясь успеть до наступления Нового года. Неудивительно, что она была сдана с некоторыми недоделками. По данным создателя сайта «Подземка Петербурга» Михаила Александровича Крайнова, «Красногвардейскую» открыли без скамей на платформе. Они были установлены в начале 1986 года.
Когда-то Александровские ворота были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Сегодня назвать эти ворота парадными не повернется язык. Памятник регионального значения, построенный в начале XIX века, разрушается буквально на глазах. Но даже в нынешнем своем состоянии Александровские ворота остаются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без представителей КДЦ не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
«Малоохтинская» – библиотека с долгой и славной историей. Ровесница Великой Победы, она не почивает на лаврах, а стремится быть актуальной, по-настоящему интересной читателю. «Малоохтинская» первой из библиотек Красногвардейского района решилась на модернизацию, став открытым общественным пространством, которое вдохновляет на творчество, развитие и познание. Сочетая в своей работе классические библиотечные принципы и современные походы, она приглашает к чтению и содействует социокультурным инициативам.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры и показы мультиков и кинофильмов. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района. Здесь есть нотно-музыкальный отдел, в котором юных меломанов, их родителей, бабушек и дедушек ждут ноты, книги о музыке, пластинки, проигрыватель и даже пианино.
Четвертая детская – это замечательные книги, приветливые сотрудники, интересные проекты и многое, многое другое. Здесь рады книголюбам всех возрастов: детям и родителям, бабушкам и дедушкам, дошкольникам и школьникам, студентам и абитуриентам.
В 2020 году в Красногвардейском районе откроется удивительное пространство – арт-резиденция «ШКАФ». Новый креативный кластер, созданный на базе Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставит возможности для творчества сразу в нескольких сферах: архитектуре, урбанистике, литературе, живописи, музыке и даже театре. В арт-резиденции смогут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
В 1992 году станцию метро «Красногвардейская» официально переименовали в «Новочеркасскую». С этим переименованием связана любопытная история.
Кто-то догадался, что из букв слова «Красногвардейская» можно почти полностью составить слово «Новочеркасская». Это давало возможность сэкономить, выложив новое название станции на путевых стенах из букв прежнего. Нужно было только поменять буквы местами, заодно убрав лишние и добавив недостающие.
Не хватало, как вы понимаете, букв «О» и «Ч». «О» изготовили по образцу литеры из прежнего названия (по другой версии, взяли уже готовые буквы), а вот «Ч», которой нет в слове «Красногвардейская», пришлось создавать с нуля. С этим делом вышла незадача. Название, которое станция носила почти семь лет, было набрано шрифтом с мощными засечками, однако «Ч» для нового названия почему-то выполнили вообще без засечек. Получившиеся буквы казались чужеродными и много лет вызывали недоумение у внимательных пассажиров метро.
Годы спустя эта история получила продолжение. В феврале 2011-го шрифтовик и блогер Иван Гладких написал письмо в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», в котором вызвался бескорыстно помочь с устранением шрифтового несоответствия на «Новочеркасской». Руководство городского метрополитена прислушалось к этому сигналу, но решило обойтись своими силами и средствами. В результате в ночь с 10-го на 11 октября того же года название станции на путевых стенах приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены правильными, с мощными засечками.
В 1986 году на экраны страны вышел советский художественный фильм-катастрофа «Прорыв». Он основан на реальных событиях, которые произошли в Ленинградском метрополитене 8 апреля 1974 года. Тогда при строительстве перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннели прорвался плывун. Из-за образовавшихся пустот начались подвижки грунта, что привело к осадке земной поверхности. Некоторые сооружения в районе площади Мужества получили серьезные повреждения. К счастью, обошлось без жертв. Чтобы остановить плывун и не допустить затопления «Лесной», метростроевцы в авральном порядке соорудили бетонные пробки. А чтобы предотвратить дальнейшие разрушения на поверхности (здания могли уйти под землю!), выработки затопили, закачав в аварийные участки тоннелей водопроводную воду.
В кинофильме Дмитрия Светозарова есть жуткий эпизод, когда троллейбус с пассажирами на ходу проваливается под землю. Если приглядеться, можно понять, что этот эпизод снят у пересечения Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, недалеко от ныне несуществующего кинотеатра «Охта» (сейчас на его месте высится современное здание музыкально-драматического театра «Буфф»). Есть сведения, что во время строительства станции метро «Красногвардейская» (ныне – «Новочеркасская») произошел провал дорожного полотна. Видимо, этот провал и был использован кинематографистами.
К съемке на Заневском проспекте тщательно подготовились, благодаря чему эпизод получился очень убедительным, почти документальным. Примечательно, что кадры, на которых люди, выпрыгивающие из салона троллейбуса, и один из тех, кто бросился им на помощь, оказываются в провале с водой, сняты в ноябре – декабре. Каскадеры и актеры массовки были легко одеты, а погода, как вспоминают очевидцы, стояла холодная. Снег вокруг съемочной площадки был засыпан специально привезенным песком.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!