1985  Общественные места
Станция метро «Новочеркасская»
Подробнее
 
1985
 
1986
 
1992
 
2011

В 1992 году станцию метро «Красногвардейская» официально переименовали в «Новочеркасскую». С этим переименованием связана любопытная история.

Кто-то догадался, что из букв слова «Красногвардейская» можно почти полностью составить слово «Новочеркасская». Это давало возможность сэкономить, выложив новое название станции на путевых стенах из букв прежнего. Нужно было только поменять буквы местами, заодно убрав лишние и добавив недостающие.

Не хватало, как вы понимаете, букв «О» и «Ч». «О» изготовили по образцу литеры из прежнего названия (по другой версии, взяли уже готовые буквы), а вот «Ч», которой нет в слове «Красногвардейская», пришлось создавать с нуля. С этим делом вышла незадача. Название, которое станция носила почти семь лет, было набрано шрифтом с мощными засечками, однако «Ч» для нового названия почему-то выполнили вообще без засечек. Получившиеся буквы казались чужеродными и много лет вызывали недоумение у внимательных пассажиров метро.

Годы спустя эта история получила продолжение. В феврале 2011-го шрифтовик и блогер Иван Гладких написал письмо в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», в котором вызвался бескорыстно помочь с устранением шрифтового несоответствия на «Новочеркасской». Руководство городского метрополитена прислушалось к этому сигналу, но решило обойтись своими силами и средствами. В результате в ночь с 10-го на 11 октября того же года название станции на путевых стенах приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены правильными, с мощными засечками.

В 1986 году на экраны страны вышел советский художественный фильм-катастрофа «Прорыв». Он основан на реальных событиях, которые произошли в Ленинградском метрополитене 8 апреля 1974 года. Тогда при строительстве перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннели прорвался плывун. Из-за образовавшихся пустот начались подвижки грунта, что привело к осадке земной поверхности. Некоторые сооружения в районе площади Мужества получили серьезные повреждения. К счастью, обошлось без жертв. Чтобы остановить плывун и не допустить затопления «Лесной», метростроевцы в авральном порядке соорудили бетонные пробки. А чтобы предотвратить дальнейшие разрушения на поверхности (здания могли уйти под землю!), выработки затопили, закачав в аварийные участки тоннелей водопроводную воду.

В кинофильме Дмитрия Светозарова есть жуткий эпизод, когда троллейбус с пассажирами на ходу проваливается под землю. Если приглядеться, можно понять, что этот эпизод снят у пересечения Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, недалеко от ныне несуществующего кинотеатра «Охта» (сейчас на его месте высится современное здание музыкально-драматического театра «Буфф»). Есть сведения, что во время строительства станции метро «Красногвардейская» (ныне – «Новочеркасская») произошел провал дорожного полотна. Видимо, этот провал и был использован кинематографистами.

К съемке на Заневском проспекте тщательно подготовились, благодаря чему эпизод получился очень убедительным, почти документальным. Примечательно, что кадры, на которых люди, выпрыгивающие из салона троллейбуса, и один из тех, кто бросился им на помощь, оказываются в провале с водой, сняты в ноябре – декабре. Каскадеры и актеры массовки были легко одеты, а погода, как вспоминают очевидцы, стояла холодная. Снег вокруг съемочной площадки был засыпан специально привезенным песком.

Интересные факты
История места
1985
30 декабря была открыта станция метро «Красногвардейская».
1986
В январе – феврале на платформе станции установили скамьи.
1992
1 июля станция метро «Красногвардейская» была официально переименована в «Новочеркасскую». В этом же году (по другим данным, в 1993-м) с люстр над платформой станции демонтировали декоративные металлические конструкции в виде знамен.
2011
В ночь с 10-го на 11 октября название станции «Новочеркасская», размещенное на путевых стенах, приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены новыми, соответствующими по начертанию остальным буквам.
Вся история
История памятника культуры
Станция метро «Новочеркасская»

В настоящее время на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга расположены две станции метро: «Новочеркасская» и «Ладожская». Они открылись 30 декабря 1985 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь Правобережной (4-й) линии Ленинградского метрополитена.

В отличие от своей ровесницы и соседки, станции метро «Ладожская», «Новочеркасская» не имеет наземного павильона. Ее подземный вестибюль находится под Заневской площадью (на пересечении Заневского и Новочеркасского проспектов; последний в 1983–1990 годах именовался Красногвардейским). Он спроектирован в комплексе с подземными пешеходными переходами, которые образуют по периметру площади общий коридор шириной шесть метров. Этот замкнутый коридор с облицованными керамической плиткой стенами и двенадцатью выходами на поверхность, к остановкам наземного транспорта, приобрел общегородскую славу и породил немало шуток. В нем действительно можно заблудиться, и мало кому из «новичков» удается выйти из него в нужном месте с первой попытки. Со стороны Невы коридор переходит в аванзал шириной 15 метров, где размещены встроенные киоски. Лестничный спуск ведет из аванзала в собственно вестибюль – кассово-эскалаторный зал, к которому примыкают служебно-технические помещения.

«Новочеркасская» – односводчатая станция глубокого заложения. Односводчатая конструкция предполагает размещение пристанционных обустройств (проще говоря, сооружений) под единым сводом. Станция расположена на глубине около 61 метра.

С названием станции, по-видимому, определились не сразу. Считается, что в проекте она именовалась «Заневской». При этом на специальном сайте, посвященном истории городской подземки, можно найти старую схему Ленинградского метрополитена, где на строящейся Правобережной линии она значится как «Новочеркасская». Правда, в легенде данной схемы указано, что наименования проектируемых и строящихся станций условны. В итоге станция открылась под названием «Красногвардейская», которое носила почти семь лет. В 1992 году ее официально переименовали в «Новочеркасскую».

В проектировании подземного вестибюля, пешеходных переходов под Заневской площадью и в разработке архитектурного решения подземного зала станции, по имеющейся информации, участвовали архитекторы И. Е. Сергеева, В. Г. Чехман, В. Г. Хильченко и Арон Соломонович Гецкин из института «Ленметрогипротранс».

Художественное оформление станции метро посвящено Красной гвардии. Переименование станции привело к тому, что связь между ее названием и оформлением была утрачена.

В отделке стен кассово-эскалаторного зала использован мрамор красных тонов. Над наклонным ходом, в котором размещены три эскалатора, установлен трехчастный витраж «Побеждающая революция». Его авторы – художники Василий Петрович Гусаров и Валентин Григорьевич Леканов. Как отмечает в своей статье «От вождя остался клочок рубашки», опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 10 ноября 2017 года, Сергей Евгеньевич Глезеров, «это было последнее обращение к революционной теме в оформлении ленинградского метро». Искусственно подсвеченный, витраж кажется ярким независимо от времени суток, благодаря чему преодолевается ощущение «подземности».

Внизу, по обе стороны от эскалаторов, на стенах красуются оригинальные медные светильники. Верхняя часть каждого срезана под острым углом таким образом, что срез имеет очертания пятиконечной звезды.

Главным (по сути, единственным) украшением подземного зала станции являются семь огромных люстр, в которых композиционно соединены кольца и полукольца. Они подвешены над платформой (по продольной оси зала) и закреплены растяжками. В прошлом на люстрах были размещены декоративные металлические конструкции в виде знамен, но в начале 1990-х годов их демонтировали. Возможно, это было сделано в целях безопасности. Расположению люстр под сводом вторит рисунок, выложенный на полу.

По замыслу архитекторов в торце подземного зала станции должны были поместить мраморный рельеф, символизирующий непобедимость красногвардейцев. Однако скульптурная композиция не была выполнена в срок, и вместо нее мы видим только задник из полированного мрамора.

По всей вероятности, станцию вообще готовили к открытию в спешке, стараясь успеть до наступления Нового года. Неудивительно, что она была сдана с некоторыми недоделками. По данным создателя сайта «Подземка Петербурга» Михаила Александровича Крайнова, «Красногвардейскую» открыли без скамей на платформе. Они были установлены в начале 1986 года.

Как найти станцию метро «Новочеркасская»
Контакты
Это похоже на станцию метро «Новочеркасская»
7 мин.
1985 ⋅ Заневский проспект, дом 69.
8 мин.
2003 ⋅ Заневский проспект, дом 73.
5 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2020 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке