Мост Александра Невского был построен с применением новейших (для того времени) технических решений, что потребовало особенно тщательной проверки его поведения под нагрузкой. Незадолго до сдачи в эксплуатацию инженеры подвергли мост серьезному испытанию, для чего обратились за помощью к военным. 1 ноября 1965 года на проезжую часть моста въехали тяжелые танки. Они двигались с одного пролета на другой, останавливаясь в местах, указанных испытателями. Приборы фиксировали все прогибы моста, замеряя напряжения, которые возникали в его конструкциях. Мост с честью выдержал это испытание, и 5 ноября по нему открылось движение.
Любопытно, что 30 октября те же танки проэкзаменовали новый Тучков мост. Его открыли 6 ноября.
Место на левом берегу Невы, где сейчас размещаются предмостные сооружения моста Александра Невского, с начала XX века, как отмечает в своей книге «Мосты Санкт-Петербурга» Борис Иванович Антонов, пользовалось у горожан дурной славой. Оно почти не освещалось; в сумерках на одиноких прохожих тут нередко нападали грабители, обитавшие на кладбищах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Но едва ли не большую опасность – и для пеших, и для конных – представляли крысы, которыми кишели стоявшие на берегу хлебные амбары. Ежедневно полчища здешних грызунов сперва отправлялись к Неве на водопой, а затем возвращались в амбары. Особенно впечатлительным очевидцам казалось, что шевелится сама земля. Во время этих жутких променадов движение на данном участке прекращалось, причем на почтительном расстоянии от крысиных стай останавливались даже автомобили и трамваи. Из уст в уста передавалась леденящая душу история о том, как однажды (дело якобы было в 1920-е годы) некий незадачливый извозчик попытался проскочить через поток грызунов, а наутро на этом месте были обнаружены два обглоданных скелета: человеческий и лошадиный.
В связи со строительством моста Александра Невского (оно велось в 1960–1965 годах) эту прибрежную территорию существенно перепланировали. Старые амбары, склады и некоторые жилые здания были снесены. В результате сильно изменился облик площади Александра Невского и ее окрестностей (впоследствии здесь появились новые объекты: 3 ноября 1967-го открылась станция метро, в 1970-е годы ее наземный павильон был встроен в здание гостиницы «Москва», а на Синопской набережной вступила в строй автоматическая междугородная телефонная станция), освободился от амбарного «заслона» со стороны Невы архитектурный ансамбль лавры. До наших дней сохранилось только пять амбаров на северном берегу Обводного канала, которые обращены к нему своими торцами. Построенные для лавры в 1840-е годы, они признаны памятником регионального значения.
О хлебном прошлом этого уголка нашего города также напоминает Амбарная улица, которая проходит от площади Александра Невского до Херсонской улицы. Исчезнувший почти на полвека топоним (26 января 1970-го улицу включили в состав Синопской набережной) был возвращен из небытия постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года.
Набережная, ныне известная как Синопская, некогда была важным центром хлебной торговли. Здесь располагалась знаменитая Калашниковская пристань, куда привозили зерно и муку из разных регионов России. Она была названа по фамилии купцов-хлеботорговцев Калашниковых. В 1871 году название этой пристани перешло на проспект, который в 1918-м стал проспектом Бакунина. Кстати, вышеупомянутая набережная в 1887–1952 годах тоже именовалась Калашниковской: ее нарекли по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу. Добавим, что неподалеку находилась Калашниковская хлебная биржа, которая была открыта в 1895 году.
Идея строительства моста через Неву близ Свято-Троицкой Александро-Невской лавры возникла задолго до того, как ее воплотили в жизнь. Это легко подтвердить документально. Первый Генеральный план развития Ленинграда, который был разработан (и переработан) в 1930-е годы, уже предполагал возведение данного моста. В Генеральном проекте планировки города, разработанном архитектурно-планировочным отделом (АПО) Ленсовета в 1939-м, будущий мост тоже присутствует. Его трасса отмечена даже на плане Ленинграда 1940 года. Мост должен был связать центр города с Малой Охтой. Ее советская застройка началась в 1930-е как раз с прибрежной территории. (Здесь вырос знаменитый квартал № 26, о котором можно узнать чуть подробнее, обратившись к статье о библиотеке «Малоохтинская».) Показательно, что созданная тут трапециевидная площадь (Челюскинцев/Папанинцев) была задумана как предмостная. Вероятно, сам мост возвели бы раньше, но реализации градостроительных планов помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война.
Судя по Генеральным планам Ленинграда 1941 и 1948 года, а также по Генеральному плану развития города на 1956–1965 годы, который был разработан в 1955-м, от идеи постройки моста на Малую Охту не отказывались, однако ее осуществлением всерьез занялись только в конце 1950-х. В предыдущие годы, как отмечает в своей книге «Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга – Петрограда – Ленинграда» Михаил Самойлович Бунин, проектирование таких объектов обычно поручалось одной организации. На сей раз поступили иначе. В 1959 году по решению Ленгорисполкома был объявлен закрытый конкурс, как сказано у Бунина, «на решение градостроительной задачи особой важности, какой являлось проектирование моста через Неву в районе площади Александра Невского».
К участию в этом конкурсе были привлечены самые известные ленинградские и московские организации, занимавшиеся проектированием мостов. Всего было представлено девять проектов, один из которых – вне конкурса. В итоге жюри пришло к выводу, что ни один из них не достоин первой премии. Вторую, по единогласному мнению членов жюри, заслужил первый вариант проекта, разработанного, как свидетельствуют источники, институтом «Ленгипротрансмост». (Преемником этого института является акционерное общество «Трансмост». По данным официального сайта АО, с 1937 года организация носила название «Лентрансмостпроект», а «Ленгипротрансмостом» стала именоваться лишь в 1962-м.) Этому учреждению были поручены последующие стадии проектирования; его инженеры выполнили проектное задание и рабочие чертежи, по которым в дальнейшем и велось строительство.
Нужно понимать, что мост Александра Невского – это общее детище большой группы проектировщиков. Собственно мост, то есть его конструкцию, спроектировали инженеры К. П. Клочков, Г. М. Степанов и А. С. Евдонин, руководивший этим процессом. Архитектурное решение разработали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Проектированием подходов к мосту и двухуровневых транспортных развязок, насколько можно судить, занималась группа инженеров института «Ленгипроинжпроект», в которую входили Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина, Е. К. Спрогис. Кроме того, в связи с возведением моста Александра Невского были построены новые железобетонные мосты через реку Монастырку: Обуховской Обороны и Монастырский. Их сдали в эксплуатацию в 1964 году.
Семипролетный мост с рабочим названием «Старо-Невский» (так именуется в народе участок Невского проспекта от площади Восстания до площади Александра Невского) перебросили через главную реку нашего города в створе Заневского проспекта (отсюда еще одно название моста на этапе проектирования – «Заневский»). Примечательно, что в отличие от имени будущего моста его трасса с самого начала, то есть с 1930-х годов, была определена однозначно. Правда, тогда магистраль на правом берегу Невы, которая сейчас известна как Заневский проспект, сама только намечалась и до 26 декабря 1940-го фигурировала в проектной документации как 1-я прорезка.
Схема моста симметрична относительно среднего – разводного – пролета. Разводной пролет – двукрылый, с неподвижной осью вращения. Он выделяется благодаря большей толщине своих быков, в которых размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией, а также другие эксплуатационные устройства. Разводка моста осуществляется при помощи гидравлического привода и занимает всего две-три минуты.
Крылья среднего пролета – стальные. Пролеты в обе стороны от него, в том числе над набережными, перекрыты конструкциями из предварительно напряженного железобетона, в которых арматурой служат стальные тросы – ванты. Эти конструкции представляют собой два длинных пролетных строения. Основу каждого из них составляют две трехпролетные неразрезные балки переменной высоты, пространство между которыми перекрыто системой поперечных и продольных балочек. Главные балки моста – пустотелые, коробчатого сечения. Они снабжены люками, через которые внутрь проникают эксплуатационники, когда необходимо проверить их состояние или подтянуть ванты. Диаметр этих тросов из высококачественной стали – 70 миллиметров. Михаил Бунин описывает такой трос как набор проволок, в котором центральный пучок закручен в одну сторону, а периферийная часть – в другую. Сила натяжения тросов, пронизывающих конструкции моста, контролируется специальными приборами с учетом температуры воздуха. В мороз натяжение ослабляют, в жару – усиливают с помощью особых лебедок/домкратов. Это похоже на то, как музыкант подтягивает струны на своем инструменте, настраивая его. Внутри конструкций также пропущены кабели связи, освещения, сигнализации.
Главные балки моста собирались из отдельных блоков, изготовленных на берегу. При этом арки были расчленены не по осям быков, а по центру. Таким образом, для монтажа были подготовлены V-образные элементы – полуарки с опорной площадкой в нижнем поясе. Из-за своих длинных выступов эти огромные блоки напоминали гигантских птиц с распростертыми крыльями, а потому строители называли их «птичками». Вес этих железобетонных «птичек» достигал почти пяти тысяч тонн!
Сборка главных балок производилась на воде; к промежуточным опорам блоки доставляли на специальных понтонах – таким способом в 1930-е транспортировали по Неве железобетонные арочные фермы первого Володарского моста. Тогда работы велись под руководством выдающегося кораблестроителя и математика А. Н. Крылова. Он же спроектировал сами понтоны. В нашем случае перевозкой и установкой блоков руководил молодой инженер Ю. Р. Кожуховский.
Операция по водворению первой «птички» на ее законное место, которая началась 12 июля 1964 года, замечательно описана Андреем Львовичем Пуниным в книге «Повесть о ленинградских мостах». Под «птичку», застывшую у самого края пирса, была подведена мощная плавсистема из понтонов. Насосами из них откачали воду, и поднявшаяся плавсистема приняла блок на себя. Два морских буксира осторожно отвели ее от берега. Им помогали лебедки, которые были установлены на берегу и на опорах будущего моста. По словам Пунина, «птичку» не везли, а скорее подтягивали к опорам, поскольку «винты буксиров в основном боролись с течением Невы, удерживая плавсистему в нужном положении». Торопиться было никак нельзя, поэтому к месту установки «птичка» подплыла лишь на вторые сутки, хотя ей надо было преодолеть всего около 500 метров. Тут в понтоны закачали воду, и с погрузившейся плавсистемы «птичка» пересела на бык. Это произошло 14 июля. Вся операция по перевозке и установке блока, требовавшая ювелирной точности, заняла почти 50 часов. Со второй «птичкой» управились за 36 часов, а c четвертой, последней, за 18.
Главные балки моста, как уже было сказано, имеют переменную высоту: рядом с опорами она увеличивается (до восьми метров), в середине пролета – уменьшается (до трех метров). Криволинейные очертания нижнего пояса делают силуэт моста более изящным и легким.
Промежуточные опоры моста, расположенные ближе к берегам (между длинными пролетами), не столь грузны, как быки разводного пролета. Эти опоры жестко соединены с лежащими на них главными балками. Кстати, все речные (русловые) опоры моста состоят из двух раздельных полуопор – под каждую трехпролетную балку. Основаниями речных опор служат железобетонные сваи-оболочки большого диаметра (от двух до трех метров), которые заглублены в дно реки почти на 35 метров.
В комплексе с мостом были построены облицованные гранитом набережные (точнее говоря, участки набережных) на обоих берегах Невы. С четырех сторон моста были сооружены лестничные спуски. В пандусах, что весьма необычно, были отведены объемы для гаражей-стоянок на 230 автомобилей.
Мост Александра Невского – самый длинный разводной мост в нашем городе. Его длина без береговых сооружений – 629 метров, вместе с путепроводами и пандусами – 905,7 метра. Ширина моста между перилами – 35 метров. По поводу этих его размеров в источниках есть некоторые разночтения. Так, на официальных сайтах СПб ГБУ «Мостотрест» и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга можно обнаружить данные, что они составляют 633, 907,7 и 35,8 метра соответственно.
Отдадим должное проектировщикам моста: они сумели максимально тактично вписать его в окружающее пространство. Скромный, практически лишенный декоративных элементов, он словно стелется над невскими водами, чем сильно отличается от расположенного ниже по течению Большеохтинского моста, чьи брутальные башни-маяки в гранитной облицовке и металлические арки дерзко вздымаются над рекой. Тем обиднее, что в силу своей «незаметности» мост Александра Невского обойден вниманием, а все восторги публики достаются Большеохтинскому. На долю последнего, впрочем, пришлось немало критики, притом как раз за то, что он слишком бросается в глаза.
Судя по Большой топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга, изданной в 2013-м, новый мост нарекли по площади Александра Невского. Соответствующее решение было принято Ленгорисполкомом 15 мая 1965 года. К слову сказать, этот мост мог бы носить имя другого выдающегося человека. Как пишет в своей статье «Топонимический юбилей», опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 15 мая 2015-го, Алексей Алексеев, ученики одной из школ на Малой Охте предлагали назвать мост именем Дмитрия Михайловича Карбышева. Однако тем же решением Ленгорисполкома в честь генерал-лейтенанта инженерных войск, который погиб в концлагере Маутхаузен и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, переименовали Малую Спасскую улицу в Выборгском районе Ленинграда.
Мост Александра Невского был открыт 5 ноября 1965-го, к 48-й годовщине Октябрьской революции. При всех своих несомненных достоинствах он, увы, оказался далеко не идеальным. Не всем пришлась по душе его лаконичная архитектура; много нареканий вызвали выполненные в строгом стиле надмостные сооружения: ограждения и фонари, чьи столбы служат также опорами контактных сетей городского электротранспорта. Но это, конечно, не самое главное. По-видимому, в ходе строительства моста были допущены технологические ошибки. Гидроизоляция из стекловаты начала растворяться в битуме, а стальные тросы – активно ржаветь. В результате уже в 1966–1967 годах 56 тросов лопнули, поэтому движение по мосту пришлось ограничить.
Состояние моста продолжало ухудшаться, а транспортная нагрузка на него всё увеличивалась. В 1981 году, понимая, что может произойти катастрофа, ленинградские мостовики забили тревогу и предупредили городские власти о необходимости срочной реконструкции сооружения. К сожалению, надлежащие меры не были приняты. Гром, предсказанный специалистами, грянул в 1982-м: во время разводки моста многотонный противовес левого (западного) крыла его разводного пролета рухнул в Неву. На официальном сайте СПб ГБУ «Мостотрест» причиной этой аварии назван износ конструкции. Мост закрыли на ремонт, наладив рядом паромное сообщение. Интересно, что на пострадавшем крыле закрепили новый противовес, а вот старый доставать из реки не стали, поскольку судоходству он не мешает. Говорят, при низкой воде его даже можно увидеть.
В начале 2000-х годов мост Александра Невского реконструировали по проекту, который был разработан институтом «Стройпроект».
От станций метро «Площадь Александра Невского» и «Новочеркасская» – пешком.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Мост Александра Невского был построен с применением новейших (для того времени) технических решений, что потребовало особенно тщательной проверки его поведения под нагрузкой. Незадолго до сдачи в эксплуатацию инженеры подвергли мост серьезному испытанию, для чего обратились за помощью к военным. 1 ноября 1965 года на проезжую часть моста въехали тяжелые танки. Они двигались с одного пролета на другой, останавливаясь в местах, указанных испытателями. Приборы фиксировали все прогибы моста, замеряя напряжения, которые возникали в его конструкциях. Мост с честью выдержал это испытание, и 5 ноября по нему открылось движение.
Любопытно, что 30 октября те же танки проэкзаменовали новый Тучков мост. Его открыли 6 ноября.
Место на левом берегу Невы, где сейчас размещаются предмостные сооружения моста Александра Невского, с начала XX века, как отмечает в своей книге «Мосты Санкт-Петербурга» Борис Иванович Антонов, пользовалось у горожан дурной славой. Оно почти не освещалось; в сумерках на одиноких прохожих тут нередко нападали грабители, обитавшие на кладбищах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Но едва ли не большую опасность – и для пеших, и для конных – представляли крысы, которыми кишели стоявшие на берегу хлебные амбары. Ежедневно полчища здешних грызунов сперва отправлялись к Неве на водопой, а затем возвращались в амбары. Особенно впечатлительным очевидцам казалось, что шевелится сама земля. Во время этих жутких променадов движение на данном участке прекращалось, причем на почтительном расстоянии от крысиных стай останавливались даже автомобили и трамваи. Из уст в уста передавалась леденящая душу история о том, как однажды (дело якобы было в 1920-е годы) некий незадачливый извозчик попытался проскочить через поток грызунов, а наутро на этом месте были обнаружены два обглоданных скелета: человеческий и лошадиный.
В связи со строительством моста Александра Невского (оно велось в 1960–1965 годах) эту прибрежную территорию существенно перепланировали. Старые амбары, склады и некоторые жилые здания были снесены. В результате сильно изменился облик площади Александра Невского и ее окрестностей (впоследствии здесь появились новые объекты: 3 ноября 1967-го открылась станция метро, в 1970-е годы ее наземный павильон был встроен в здание гостиницы «Москва», а на Синопской набережной вступила в строй автоматическая междугородная телефонная станция), освободился от амбарного «заслона» со стороны Невы архитектурный ансамбль лавры. До наших дней сохранилось только пять амбаров на северном берегу Обводного канала, которые обращены к нему своими торцами. Построенные для лавры в 1840-е годы, они признаны памятником регионального значения.
О хлебном прошлом этого уголка нашего города также напоминает Амбарная улица, которая проходит от площади Александра Невского до Херсонской улицы. Исчезнувший почти на полвека топоним (26 января 1970-го улицу включили в состав Синопской набережной) был возвращен из небытия постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года.
Набережная, ныне известная как Синопская, некогда была важным центром хлебной торговли. Здесь располагалась знаменитая Калашниковская пристань, куда привозили зерно и муку из разных регионов России. Она была названа по фамилии купцов-хлеботорговцев Калашниковых. В 1871 году название этой пристани перешло на проспект, который в 1918-м стал проспектом Бакунина. Кстати, вышеупомянутая набережная в 1887–1952 годах тоже именовалась Калашниковской: ее нарекли по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу. Добавим, что неподалеку находилась Калашниковская хлебная биржа, которая была открыта в 1895 году.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!