1985  Монументы
Памятник на месте авиакатастрофы
Подробнее
 
1985
 
2006
История памятника культуры
Памятник на месте авиакатастрофы

Подкупающий своей безыскусностью памятник, которым обозначено место авиакатастрофы, находится в Ржевском лесопарке, в пределах КАД, но уже на территории Всеволожского района Ленинградской области. 29 мая 1985 года здесь, в двух-трех километрах от аэропорта Ржевка, через несколько минут после взлета рухнул на землю «Ан-2Р» № 70218.

В то утро самолет 2-го Ленинградского объединенного авиаотряда поднялся в воздух, чтобы совершить тренировочный полет по маршруту Ржевка – Любань – Извара – Остроговицы – Вохоново – Ржевка. На борту были пять человек. Экипаж составляли двое: командир воздушного судна Олег Александрович Плисов и проверяющий Георгий Николаевич Шкода, заместитель начальника летно-штурманского отдела. Пассажирами были старший инженер инженерно-авиационной службы Ленинградского управления гражданской авиации Валерий Дмитриевич Яшник, при взлете находившийся в кабине пилотов, командир авиаэскадрильи Анатолий Николаевич Суворин и его заместитель А. Б. Павлов, занимавшие места в передней части салона.

Присутствие на борту самолета ответственных лиц, вероятно, объясняется тестовым характером злополучного полета. Дело в том, что полет был совмещен с облетом воздушного судна после установки сельскохозяйственной аппаратуры, точнее говоря, опрыскивателя, и в бак для химикатов было залито 530 литров воды. (По имеющимся сведениям, такое совмещение являлось нарушением «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР» (НПП ГА-78).) Сельхозвооружение не должно удивлять: «Ан-2Р» – это сельскохозяйственная модификация легкого многоцелевого самолета «Ан-2», который известен как «Аннушка» и «кукурузник». «Ан-2Р» серийно выпускался в Польше, в городе Мелец. Самолет, который базировался на Ржевке, был родом именно оттуда. В эксплуатацию его ввели в 1972 году.

Последний полет «Ан-2Р» № 70218 продлился всего с три с небольшим минуты. О взлете экипаж не доложил. Высоту, по показаниям очевидцев, самолет набирал медленно. В районе ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) экипаж включил сельхозаппаратуру для слива воды и начал разворот в сторону площадки для экстренной посадки. В процессе разворота самолет снизился и, пролетая над лесом, задел верхушки деревьев. Через несколько секунд, пролетев еще какое-то расстояние, он ударился крылом о деревья, развернулся, упал на землю, разрушился и сгорел. В живых остался только заместитель командира авиаэскадрильи Павлов.

Самолет не был оборудован бортовыми средствами объективного контроля (СОК), поэтому комиссия, расследовавшая это авиационное происшествие, не могла установить его полную картину. Предположительной причиной катастрофы назвали падение мощности двигателя на взлете, которое могло быть вызвано его (двигателя) частичным отказом или отходом рычага управления двигателем от взлетного положения из-за его (РУДа) нефиксации в оном.

О самом памятнике, стоящем на месте авиакатастрофы, нам почти ничего не известно. Мы не знаем ни имени автора, ни даты установки. По всей вероятности, инициаторами создания памятного знака были родственники и коллеги погибших. В заметке Ирины Сафонкиной «Погибшим летчикам вернули имена», которая была опубликована в газете «Мой район» (в выпуске для Красногвардейского района) в декабре 2006 года, говорится, что памятник «установил авиаотряд, из которого были пилоты».

Памятник представляет собой обелиск на облицованном природным камнем (или даже сложенном из него) постаменте в форме усеченной четырехугольной пирамиды. На лицевой грани постамента закреплена табличка с именами и датой гибели авиаторов. Сейчас обелиск увенчан небольшой металлической композицией, которая включает в себя пропеллер (воздушный винт), распростертые крылья, серп и молот. По сути, это эмблема гражданской авиации СССР, дополненная пропеллером.

В Сети можно найти воспоминания людей, которые видели памятник в разные годы, в том числе вскоре после установки. Они отмечают, что в прошлом на обелиске (видимо, на его вершине) была размещена модель самолета, а у подножия памятника – искореженные лопасти винта и обломки фюзеляжа. (Надо полагать, это были подлинные детали разбившегося биплана.) Со временем памятник лишился этих элементов, а в какой-то момент пропала и табличка с именами. Скорее всего, она была украдена. Такая кража сама по себе является кощунством, тем более что без таблички памятник стал безымянным и немым. Он уже ничего не мог сказать случайному посетителю. К счастью, осенью 2006 года нашлись неравнодушные люди, которые пришли памятнику на помощь.

Чтобы выяснить, какое авиационное происшествие имело здесь место (близ аэропорта Ржевка произошло несколько авиакатастроф), и восстановить имена погибших, пришлось опубликовать в газете «Мой район» объявление о поиске сведений об этом памятном знаке. На объявление откликнулась вдова Анатолия Суворина, благодаря чему памятник был опознан. Затем Игорь Евдокимов и Александр Фетисов (те самые неравнодушные люди) уточнили все данные о трагедии и заказали новую табличку. В начале декабря 2006-го они сами закрепили ее на постаменте. Правда, теперь на памятнике уже другая табличка – большего размера и с иным текстом. (Модель и регистрационный номер самолета на нынешней табличке не указаны.)

Четверо погибших авиаторов упокоились на кладбище памяти жертв 9 января, на участке № 58, где традиционно хоронят экипажи разбившихся самолетов. Валерий Яшник, Олег Плисов, Анатолий Суворин и Георгий Шкода лежат рядом, в братской могиле с отдельными надгробиями и общим памятником в виде киля воздушного судна. На этой части хвостового оперения, выполненной, по-видимому, из гранита, выбито: «Авиаторам, трагически погибшим при исполнении служебного долга 29 мая 1985 года».

Как найти памятник на месте авиакатастрофы

От станции метро «Ладожская» – автобусы № 27 и 30. Остановка «Поликлиника № 107», далее пешком (через Ржевский лесопарк).

Контакты
Это похоже на памятник на месте авиакатастрофы
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
11 мин.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.
7 мин.
1996 ⋅ у дома 8 на площади Карла Фаберже.
8 мин.
10 мин.
1901 ⋅ Ленинградская область, Всеволожский район, Ржевский артиллерийский полигон.
8 мин.
1985 ⋅ шоссе Революции, 102

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2022 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке