Красногвардейский район сравнительно молод: в 2018 году он отметил 45-летие со дня образования в существующих границах. Но его территории – Большая и Малая Охта, Пороховые, Ржевка, Полюстрово – это старейшие исторические местности Санкт-Петербурга. Именно с Охтой связана предыстория нашего великого города: шведская крепость Ниеншанц, расположенная на Охтинском мысу, была взята русскими войсками за две недели до основания Санкт-Петербурга.
В первые десятилетия XVIII века по воле Петра I на Охте стали формироваться промышленные центры. В 1715 году на порогах реки для обеспечения нужд русской артиллерии в ходе Северной войны был основан (и в кратчайшие сроки возведен) Охтинский пороховой завод. В начале 1720-х к устью Охты из северных губерний переселили вольных плотников, которым предстояло работать на казенных верфях. В основном это были уроженцы нынешних Архангельской и Вологодской областей. Большую часть из них поселили на правом берегу Охты, меньшую – на левом. Отсюда и произошли названия поселений – Большая и Малая Охта.
В годы Великой Отечественной войны через нынешний Красногвардейский район проходила сухопутная часть Дороги жизни – узкого транспортного коридора, связывавшего блокадный Ленинград с остальной страной.
Интерактивная карта представляет новый формат работы Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района в области изучения и популяризации локальной истории. Ее создатели надеются, что этот справочно-информационный ресурс будет способствовать сохранению исторического контекста, формированию локальной идентичности жителей и послужит развитию территориального бренда Красногвардейского района.
Знание истории является прочной основой любви к своей малой родине, уважения к традициям предков, заботы о памятниках предыдущих эпох и поводом для настоящей гордости. Интерактивная карта будет постоянно пополняться силами сотрудников библиотечной системы и волонтеров.
Когда-то Александровские ворота были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Сегодня назвать эти ворота парадными не повернется язык. Памятник регионального значения, построенный в начале XIX века, разрушается буквально на глазах. Но даже в нынешнем своем состоянии Александровские ворота остаются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без представителей КДЦ не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
«Малоохтинская» – библиотека с долгой и славной историей. Ровесница Великой Победы, она не почивает на лаврах, а стремится быть актуальной, по-настоящему интересной читателю. «Малоохтинская» первой из библиотек Красногвардейского района решилась на модернизацию, став открытым общественным пространством, которое вдохновляет на творчество, развитие и познание. Сочетая в своей работе классические библиотечные принципы и современные походы, она приглашает к чтению и содействует социокультурным инициативам.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры и показы мультиков и кинофильмов. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района. Здесь есть нотно-музыкальный отдел, в котором юных меломанов, их родителей, бабушек и дедушек ждут ноты, книги о музыке, пластинки, проигрыватель и даже пианино.
Четвертая детская – это замечательные книги, приветливые сотрудники, интересные проекты и многое, многое другое. Здесь рады книголюбам всех возрастов: детям и родителям, бабушкам и дедушкам, дошкольникам и школьникам, студентам и абитуриентам.
В 2020 году в Красногвардейском районе откроется удивительное пространство – арт-резиденция «ШКАФ». Новый креативный кластер, созданный на базе Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставит возможности для творчества сразу в нескольких сферах: архитектуре, урбанистике, литературе, живописи, музыке и даже театре. В арт-резиденции смогут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Один из самых разносторонних российских бизнесменов XIX века, чья предпринимательская деятельность распространялась на торговлю, водный и железнодорожный транспорт, банковское и страховое дело, нефтепереработку. При этом бизнесом интересы Кокорева не ограничивались. Он выступал в печати по вопросам экономической политики, занимался благотворительностью, поддерживал творческих людей и коллекционировал произведения искусства.
Василий Александрович Кокорев (1817–1889) – личность столь же яркая и самобытная, сколь и противоречивая. Будущий миллионер (или даже миллиардер) родился, по разным данным, в Вологде или в Солигаличе – уездном городке на севере тогдашней Костромской губернии. Социальное происхождение Василия Александровича также вызывает вопросы. Был ли он выходцем из мещан или сыном купца средней руки, торговавшего солью, доподлинно не известно. Но все его биографы единодушны в одном: семья Кокоревых была старообрядческой и относилась к Поморскому беспоповскому согласию. Веры отцов Василий Александрович держался до конца своих дней.
Систематического образования Кокорев, по сути, не получил. Научившись читать и считать, он, видимо, сразу начал работать. Правда, не совсем понятно, на каком поприще юный Василий сделал свои первые профессиональные шаги. Он то ли стал помогать отцу, который был «сидельцем» (заведующим) в питейных домах, то ли стал работать на семейном предприятии. Кокоревым, как утверждают некоторые исследователи, принадлежал небольшой солеваренный завод в Солигаличе. (Своим названием и, возможно, возникновением этот город обязан именно соляным промыслам.) Как бы то ни было, раннее начало трудовой деятельности принесло энергичному и сообразительному Василию определенные дивиденды. Он приобрел не абстрактный «неоценимый жизненный опыт», а конкретные знания и навыки, необходимые деловому человеку. Пробелы же в образовании Василий Кокорев восполнял самостоятельно, благо читал много и увлеченно.
Александр Кокорев, вероятно, умер рано, и Василий в очень молодом возрасте стал совладельцем (наряду со своими дядьями) вышеупомянутого солеваренного завода. Это предприятие, увы, оказалось убыточным и в конце 1830-х было закрыто. Правда, Василий Александрович попытался перепрофилировать уже дышавший на ладан семейный бизнес, устроив на местных минеральных источниках водолечебный курорт. В 1841 году благодаря усилиям Кокорева в Солигаличе открылась водолечебница. Любопытно, что в 1858-м туда приехал доктор медицины Александр Порфирьевич Бородин, ныне известный, прежде всего, как композитор. Он произвел химический анализ тамошних вод и высоко оценил их целебные свойства. (Результаты исследований солигаличских солено-минеральных вод были обнародованы в 1859 году. По имеющейся информации, в газете «Московские ведомости» была опубликована большая статья, вступительную часть которой написал Василий Кокорев, а основную – Александр Бородин. Последняя вскоре вышла в виде отдельной брошюры.) По рекомендации будущего автора оперы «Князь Игорь» водолечебное учреждение было расширено. Сегодня имя А. П. Бородина носит санаторий, расположенный в парковой зоне в центре Солигалича.
После закрытия завода, принадлежавшего Кокоревым, Василий Александрович, как он сам писал позднее, «был вытеснен за рамки уездной жизни в Петербург для приискания откупных занятий». В начале 1840-х годов он стал поверенным при винном откупщике и весьма преуспел на алкогольной ниве. Греховным для старообрядца этот род деятельности Кокорев, должно быть, не считал и угрызениями совести не мучился. Лев Яковлевич Лурье в своей книге «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка», первая глава которой («Олигархи») начинается с рассказа о Василии Кокореве («Миллиардер из Солигалича»), объясняет этот парадокс предельно просто: «Для Кокорева спаивание народа – не особый грех. Пьянство – порок личный. Откуп приносит казне деньги, но надо стремиться к пристойным нравам. А воровать грешно». Судя по изысканиям биографов, сначала Кокорев был поверенным одного откупщика в Оренбургской губернии, затем другого – в Казанской. В 1844-м, изрядно наторев в этом деле, он подал в Комитет министров или непосредственно управляющему министерством (в недалеком будущем – министру) финансов Фёдору Павловичу Вронченко записку о преобразовании винных откупов. Есть сведения, что она была передана через тогдашнего казанского военного губернатора Сергея Павловича Шипова, который был уроженцем Солигаличского уезда и, следовательно, земляком Кокорева. (Кстати, Вронченко и Шипов причудливым образом связаны с Охтой. Имя «Граф Вронченко» носил колесный пароход, собранный на Охтинском адмиралтействе в 1850 году. Шипов в 1828 году женился на Анне Евграфовне Комаровской, дочери того самого графа Комаровского, который был владельцем суконной фабрики на Охтинском мысу. Благодаря Евграфу Федотовичу и появилось на Малой Охте название «Комаровский». Сейчас его носит мост, который связывает берега реки Охты и является частью Красногвардейской площади. А в прошлом тут существовал Комаровский проспект, выросший из одноименного переулка.)
Как отмечают исследователи, в этой записке Василий Александрович говорил о том, что торговле вином необходимо придать более цивилизованный характер, и высказывал свои рационализаторские предложения по данному поводу. Доходы от продажи спиртного в то время составляли около 45 % (почти половину!) всех поступлений в казну (такие цифры со ссылкой на специалистов приводят биографы Кокорева), и их увеличение было делом государственной важности. Впрочем, даже в таких обстоятельствах записка могла затеряться, раствориться в потоке входящей документации, остаться без внимания, лечь под сукно. Однако Вронченко ознакомился с ее содержанием, а потому нельзя исключать, что Шипов действительно замолвил слово за амбициозного земляка. В итоге Кокорев получил возможность реализовать свои задумки в Орле (или во всей Орловской губернии), где винный откуп был неисправен (по нему числилась огромная задолженность – 300 тысяч рублей серебром). Эксперимент прошел удачно (за два с половиной года задолженность была погашена) и был повторен для нескольких других неисправных откупов. Под управлением Кокорева они становились прибыльными. Правда, это очень дорого обходилось местному люду. На откупных территориях открывались всё новые и новые питейные заведения, цены на спиртное безбожно повышались, а качество «напитков» (и без того не самых изысканных) снижалось, становясь предметом многочисленных шуток. Самое отвратительное пойло злые языки называли «кокоревской слезой». В середине XIX века выражение «кокоревская водка» стало расхожим, а впоследствии даже попало на страницы художественной литературы. Да и сам Василий Александрович был увековечен в стихах и прозе. Например, Николай Алексеевич Некрасов, сатирически изображая Москву в стихотворении «Петербургское послание» (это вторая часть «Дружеской переписки Москвы с Петербургом»), пишет, что там, помимо всего прочего, «Кокорева ум нашел себе приют». (Во второй половине 1850-х статьи Василия Кокорева стали публиковаться в только что основанном в Москве журнале «Русский вестник».) Николай Семёнович Лесков упоминает Кокорева в повести «Житие одной бабы», а кокоревскую водку – в романе «Некуда». Русские писатели выводили Кокорева и под вымышленными именами, порой откровенно оскорбительными. Впрочем, были среди наших литераторов и те, кто отзывался о нем положительно. А уж какую полемику вызывала фигура Кокорева в прессе!
Пока народ оставлял в питейных заведениях последние деньги, а казна исправно пополнялась, авторитет Кокорева в министерстве финансов стремительно рос. Конечно, Вронченко одобрил не все предложения Василия Александровича, но откупная система торговли алкоголем все-таки была реформирована: во второй половине 1840-х годов в России ввели акцизно-откупное комиссионерство «для продажи казенного вина и других питей». В 1851 году Кокорев, успевший обзавестись множеством связей во властных кругах, получил звание коммерции советника. Откупная деятельность послужила ему своеобразным трамплином для штурма новых вершин. Василий Александрович завоевал доверие чиновников, приобрел уважение откупщиков и других предпринимателей, нажил огромный капитал. Став очень богатым и влиятельным человеком, Кокорев развернулся во всю широту своей кипучей натуры, дал волю своей энергии, фантазии, творческой инициативе. Во второй половине 1850-х он взялся за освоение иных сфер бизнеса, поражая размахом и разнообразием своих предприятий.
В 1856 году при содействии Кокорева было учреждено Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), призванное укрепить позиции наших моряков на Чёрном и Азовском морях. (Россия потерпела поражение в Крымской войне 1853–1856 годов, и ее интересы в регионе были ущемлены. По условиям Парижского мирного договора, подписанного в марте 1856-го, Чёрное море было объявлено нейтральным. Россия, как и Турция, лишилась права иметь там свой военный флот. Обеим странам также было запрещено строить и содержать на черноморском побережье свои военно-морские базы. Фактически это означало уничтожение российского Черноморского флота, тогда как Турция в случае новой войны имела возможность ввести в Чёрное море свои военные корабли из Мраморного и Средиземного морей. Поэтому развитие торгового мореплавания было не единственной целью создания Русского общества пароходства и торговли. Негласно предполагалось, что при необходимости торговые суда РОПиТ будут использоваться для решения военных задач.) В 1857-м Василий Александрович стал соучредителем Закаспийского торгового товарищества (насколько известно, оно было организовано для торговли с Персией и со Средней Азией), 1858-м – Общества Волго-Донской железной дороги, в 1859-м – Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий» и общества «Сельский хозяин». Кокореву многим обязана отечественная нефтяная промышленность. Есть данные, что еще в 1857 году в Сураханах, относительно недалеко от Баку, он построил завод для переработки кира. Из этой нефтесодержащей породы там получали фотонафтиль (фотоген) – минеральное масло, применявшееся для освещения. Предприятие работало на дешевом местном топливе – природном газе, горящие выходы которого на поверхность называют Бакинскими огнями. (С давних пор эти огни являются объектом почитания для зороастрийцев. Их разрушенное святилище на окраине селения Сураханы восстановили, по-видимому, индуисты и сикхи. До наших дней здесь сохранился храм огня Атешгях, куда иногда приезжают представители этноконфессиональных групп, исповедующих зороастризм. Это гебры из Ирана и парсы из Индии.) В 1863 году Василий Кокорев пригласил на свой нефтеперегонный завод на Апшеронском полуострове в качестве консультанта Дмитрия Ивановича Менделеева. Благодаря ценным рекомендациям ученого, которому через несколько лет предстояло открыть периодический закон, производство керосина было реорганизовано и начало приносить доход. Спустя десятилетие, в январе 1874-го, Александр II утвердил устав Бакинского нефтяного общества, одним из учредителей которого был Кокорев. В том же году, прекрасно понимая важность транспортной инфраструктуры для развития промышленности и экономики страны в целом, Василий Александрович стал соучредителем Общества Уральской железной дороги.
В начале 1860-х годов откупная система продажи спиртного была отменена (ее сменила акцизная система). Это нанесло серьезный удар по благосостоянию Кокорева. Парадоксально, но факт: разбогатев на винных откупах, Василий Александрович остался должен государству. И был его должником едва ли не до конца своих дней. Исследователи объясняют это тем, что заработанные деньги Кокорев сразу же вкладывал в различные предприятия, причем зачастую шел на большой риск, рассчитывая на будущие доходы и на то, что удастся привлечь капиталы старых деловых партнеров. Казенные долги вынудили его расстаться с так называемым Кокоревским подворьем, построенным в 1862–1865 годах на Софийской набережной в Москве. Этот многофункциональный комплекс, включавший гостиницу, магазины и торговые склады, обошелся Василию Александровичу в два с половиной миллиона рублей и для того времени был поистине грандиозным сооружением.
Но Кокорев не был бы Кокоревым, если бы неудачи выбивали его из седла. Невероятно предприимчивый, решительный и уверенный в своих силах, он никогда не сдавался, не боялся пробовать и ошибаться. В пореформенные годы Василий Александрович обратился к нескольким новым для себя сферам бизнеса, прежде всего – к банковскому делу. Он принял активное участие в создании Московского купеческого банка, устав которого был высочайше утвержден в июне 1866-го. Кроме того, есть сведения, что Кокорева избрали председателем Правления Волжско-Камского коммерческого банка, основанного в Санкт-Петербурге в 1870 году. Чуть позже Кокорев приобщился к страховому делу. В 1872-м по его инициативе было учреждено Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов (в 1879-м оно было вынуждено прекратить варрантные операции, после чего стало именоваться Северным страховым обществом). Еще одно детище Кокорева – Северное телеграфное агентство, учрежденное в 1882 году. По имеющимся данным, Василий Александрович был главным акционером (пайщиком) этого агентства.
Рассказ о Кокореве был бы неполным без упоминания о его общественной деятельности. Пожалуй, особенно ярко наш герой проявил себя на этом поприще после Крымской (Восточной) войны. В феврале 1856 года он организовал в Москве помпезную встречу участников обороны Севастополя, вызвавшую в обществе противоречивые чувства и весьма оживленную дискуссию. Далеко не всем пришлось по душе чествование героев, которое было обставлено с купеческим размахом и балансировало на грани дурного вкуса (торжества, например, сопровождались обильными возлияниями). В период подготовки крестьянской реформы Кокорев, придерживавшийся либеральных взглядов, выступал как убежденный сторонник отмены крепостного права. В поддержку грядущих преобразований он устроил серию банкетов-манифестаций, чем вызвал гнев тогдашнего генерал-губернатора Москвы Арсения Андреевича Закревского. В результате с Василия Александровича взяли подписку об отказе от проведения «публичных политических собраний или обедов с произнесением речей о государственном вопросе». Некоторые из биографов Кокорева пишут, что за ним даже был установлен негласный надзор.
Кокорев был близок с московскими славянофилами и участвовал в финансировании выпуска их периодических изданий: журналов «Русская беседа» и «Сельское благоустройство», а также газеты «День». Василий Александрович придавал большое значение свободе слова и, обладая несомненным писательским талантом, пытливым, проницательным умом, острой наблюдательностью и глубочайшим знанием жизни, не упускал возможности высказаться по самым актуальным вопросам на страницах печати. Из его публицистических произведений наиболее известны посвященная освобождению крестьян статья «Миллиард в тумане», которая была опубликована в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1859 году, и ряд ретроспективных статей, первоначально напечатанных в журнале «Русский архив», а затем объединенных в книгу с говорящим названием «Экономические провалы» (и подзаголовком «По воспоминаниям с 1837 года»), которая увидела свет в 1887-м.
Василий Кокорев был знаменит своей благотворительной деятельностью. Он, в частности, помогал Славянскому комитету, выделяя на реализацию его проектов значительные суммы, участвовал в работе временной комиссии по сбору и распределению добровольных пожертвований в пользу пострадавших от неурожая 1867 года, много делал для поморской общины Санкт-Петербурга.
Несмотря на свою необычайную занятость, Кокорев находил время и на то, что сегодня назвали бы хобби. Он был не чужд прекрасному, интересовался искусством и в 1850-е годы стал собирать картины русских и зарубежных художников. В начале 1860-х Василий Александрович открыл в Москве общедоступную художественную галерею. Там было представлено приблизительно 500 полотен, в том числе кисти И. К. Айвазовского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, Д. Г. Левицкого и других выдающихся живописцев. Галерея просуществовала всего около десяти лет: в 1870-е Кокорев был вынужден распродать свою замечательную коллекцию из-за финансовых трудностей. Василий Александрович оказывал покровительство архитекторам, поощряя их работы в «русском стиле». На его средства, к примеру, в Москве была построена изумительная Погодинская изба. В 1884 году Кокорев устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариинский приют для молодых художников. Туда на летнюю практику приезжали малоимущие студенты Императорской Академии художеств, благодаря чему приют стал называться Академической дачей. Ныне она носит имя И. Е. Репина. Заслуги Кокорева перед Академией художеств были оценены по достоинству: в 1889 году меценату присвоили звание ее почетного члена.
Кокорев скончался весной 1889-го. Его последним пристанищем стало Малоохтинское старообрядческое кладбище в Петербурге. Оно контролировалось поморцами – представителями того самого беспоповского согласия, к которому принадлежал Василий Александрович. Для столичной поморской общины смерть Кокорева явилась колоссальной потерей, ведь он не раз заступался за братьев по вере перед властями. Похороны, прошедшие по старому обряду, стали заметным событием в жизни нашего города. Примечательно, что семейное захоронение Кокоревых уцелело. Оно находится в восточном углу Малоохтинского кладбища.
В историю русской литературы она вошла как адресат замечательного пушкинского стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Но мало кто знает, что Анна Петровна Керн – внучка тех самых Полторацких, которым принадлежала усадьба при впадении реки Оккервиль в Охту.
Анна Петровна Керн (1800–1879) известна, прежде всего, как женщина, вдохновившая Александра Сергеевича Пушкина на сочинение лирического стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Ей же поэт посвятил несколько шуточных стихов. Кроме того, сохранилась их переписка. Однако ролью пушкинской музы личность Анны Петровны отнюдь не исчерпывается. В окружении Александра Сергеевича было много незаурядных людей, но даже в этом удивительном созвездии она не затерялась, не осталась лишь строчкой из пушкинского донжуанского списка. И дело не только в гениальном стихотворении, которое обессмертило ее имя. За привычным ярлыком светской красавицы – фигура явно большего масштаба. Кстати, о внешности Анны Керн – вот парадокс! – мы имеем весьма отдаленное представление. Ее портретов мало, и почти все они – предполагаемые. Куда более показательны дневники и воспоминания Анны Петровны. Весьма содержательные, точные и живые, они ярко характеризуют ее саму и служат ценным источником сведений о ее выдающихся современниках: Пушкине, Антоне Антоновиче Дельвиге, Михаиле Ивановиче Глинке, Александре I.
Судьбу Анны Петровны во многом определил крайне неудачный брак с героем Отечественной войны 1812 года Ермолаем Фёдоровичем Керном (1765–1841). Их обвенчали в январе 1817 года, когда Анне еще не исполнилось семнадцати лет, а генерал-майору (позднее – генерал-лейтенанту) уже было за пятьдесят. Как писала десятилетия спустя сама Анна Петровна, она была выдана замуж «и слишком рано, и слишком неразборчиво». Нелюбовь к мужу, видимо, отразилась на отношении к общим детям (у пары родились три дочери: Екатерина, Анна и Ольга). Жизнь генеральской жены с постоянными переездами из одного города в другой и атмосферой смотров и учений была в тягость впечатлительной и полной энергии Анне. А старый служака Керн, по всей вероятности, был бесконечно далек от интересов и чаяний молодой супруги.
Зимой 1825–1826 годов Анна Петровна, беременная третьей дочерью, оставила Ермолая Фёдоровича и перебралась в Петербург. Решившись на этот смелый шаг, она, по сути, похоронила репутацию «порядочной женщины». Аристократы сквозь пальцы смотрели на увлечения, романы и даже адюльтеры, но открытый разрыв с супругом вызвал скандал и практически закрыл перед обаятельной Анной Петровной двери в свет. Ее поддержали друзья, среди которых была чуть ли не вся семья Пушкиных. В семействе Дельвигов она «чувствовала себя как дома», и Антон Антонович в шутку называл ее женой номер два. Анна стала участницей литературных вечеров, на которые к Дельвигам приходили Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский, Николай Иванович Гнедич, Пётр Андреевич Вяземский, Дмитрий Владимирович Веневитинов, Адам Мицкевич. Любопытно, что одним из друзей Анны Керн был инженер Пётр Петрович (Пьер-Доминик) Базен, который в 1820–1830-е годы занимался перестройкой гидротехнических сооружений Охтинского порохового завода. Судя по воспоминаниям Анны Петровны, именно Базен в 1826 году познакомил ее с Михаилом Глинкой. Впоследствии, на рубеже 1830–1840-х, композитор был влюблен в старшую дочь Анны Керн, Екатерину, и посвятил ей романс «Я помню чудное мгновенье», написанный на пушкинские стихи. Однако узами Гименея Михаил Иванович и Екатерина Ермолаевна себя так и не связали.
А вот личное счастье Анны Петровны, на долю которой выпало немало разочарований, все-таки устроилось. В 1836 году у нее начался роман с 16-летним кадетом Александром Васильевичем Марковым-Виноградским (1820–1879), ее троюродным братом. В 1839-м у влюбленных родился сын, которого назвали Александром. В 1841 году скончался Ермолай Керн, а в 1842-м Анна и Александр обвенчались. Ради законного брака Анна Петровна отказалась от титула «превосходительство», солидной пенсии и прочих привилегий, которые полагались ей как вдове генерала. Вдобавок отец Анны, Пётр Маркович Полторацкий, лишил ее всех прав наследства.
Девичья фамилия Анны Петровны вновь отсылает нас на Охту. Наша героиня приходится внучкой Марку Фёдоровичу и Агафоклее Александровне Полторацким, владевшим мызой при впадении реки Оккервиль в Охту. Петербуржцам эта усадьба известна как Уткина дача. Поразительно, но еще одна муза Александра Сергеевича, Анна Алексеевна Оленина, тоже внучка этих Полторацких! Проще говоря, Анна Петровна и Анна Алексеевна – двоюродные сестры. Кстати, знакомство Анны Керн с Пушкиным состоялось в 1819 году как раз в доме Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных.
Доподлинно известно, что Анна Петровна была начитанным человеком. Она увлеченно следила за литературными новинками, и, например, в ее дневниковом «Рассказе о событиях в Петербурге» содержится очень лестный (но краткий) отзыв о повести Николая Герасимовича Помяловского «Молотов», которая была впервые напечатана в журнале «Современник» в 1861 году. Помяловский, как мы помним, уроженец Малой Охты.
Необычный союз Анны и Александра Марковых-Виноградских выдержал испытание временем, общественным осуждением и неодобрением родных, хронической нуждой (пришлось даже продать письма Пушкина – по пять рублей за штуку) и бытовой неустроенностью. Они прожили вместе четыре десятка лет, сохранив невероятно теплое отношение и глубокую привязанность друг к другу. Александра Васильевича не стало в январе 1879-го. А в мае того же года скончалась Анна Петровна. И только непогода и бездорожье не позволили им упокоиться на одном кладбище.
Имя первого директора Императорского Царскосельского лицея известно немногим, однако своей уникальной атмосферой это учебное заведение в огромной степени обязано именно Василию Малиновскому. Он был любимцем лицеистов, и на его похоронах на Большеохтинском кладбище, как считается, присутствовал юный Александр Пушкин.
Василий Фёдорович Малиновский (1765–1814) прожил короткую жизнь, но личностью был яркой и остался в истории как один из самых прогрессивных людей своего времени. Он родился в семье священника, служившего в церкви при Московском университете и преподававшего в нем Закон Божий. Неудивительно, что Василия, как и его старшего брата, Алексея, определили в университетскую гимназию. Затем были годы учебы на философском факультете, лекции лучших профессоров и размышления о будущем страны и своем собственном. В университете Василий, в частности, впервые услышал об Адаме Смите, узнал о государственном устройстве и законодательстве Великобритании, о жизни и нравах британцев. Дальнейшую судьбу талантливый студент решил связать с дипломатией, а потому с особым рвением взялся за изучение иностранных языков. В конце XVIII века Россия укрепляла свои позиции на южном направлении. Этот вектор внешней политики и определил сферу лингвистических интересов потенциального дипломата. Юный Малиновский принялся осваивать турецкий и арабский языки. Позднее он овладел древнееврейским (и даже перевел на русский несколько книг Ветхого Завета) и китайским. И это помимо древнегреческого, латыни и современных европейских языков!
Окончив Московский университет в 1781 году, Василий Малиновский поступил на дипломатическую службу. Его первым местом работы, по-видимому, был Московский архив Коллегии иностранных дел. Там он блестяще себя зарекомендовал и вскоре был переведен в Петербург, в канцелярию Коллегии. Получив в столице доступ к секретным документам и переписке, Малиновской всерьез задумался об этичности дипломатии и политики в целом. На него, сына священнослужителя, закулисная сторона международных отношений произвела не самое приятное впечатление. Тем более очевидным стало для молодого человека огромное значение Коллегии иностранных дел для государства. Он отчетливо понял, что от профессионализма и благоразумия дипломатов напрямую зависит благополучие граждан.
Во второй половине 1780-х Малиновский отправился в Лондон, где стал одним из переводчиков при новом после – Семёне Романовиче Воронцове. Очное знакомство с Туманным Альбионом поразило Василия Фёдоровича. Уровень политических и гражданских свобод, степень независимости суда, успехи промышленности – всё составляло разительный контраст с российскими реалиями.
В 1791 году Малиновский женился на Софье Самборской, дочери Андрея Афанасьевича Самборского. Последний – личность не менее интересная, чем наш герой. Священник, много лет служивший в церкви при российском дипломатическом корпусе в Лондоне; духовник цесаревича Павла Петровича (будущего Павла I) и его супруги, Марии Фёдоровны; духовник, законоучитель и преподаватель английского языка при великих князьях Александре Павловиче (будущем Александре I) и Константине Павловиче, а впоследствии – при великих княжнах Александре, Елене и Марии Павловнах; специалист по агрономии (с британским образованием!) и основатель Школы практического земледелия (Практической школы земледелия), для которой был выделен участок из дворцовых (удельных) земель между Царским Селом и Павловском; духовное лицо, носившее светскую одежду и брившее бороду и усы. И всё это – Андрей Самборский. Брак Василия и Софьи оказался счастливым. Судьбы шести их детей (троих сыновей и трех дочерей) заслуживают отдельного рассказа.
В том же 1791 году Малиновский, владевший турецким языком, участвовал в Ясском конгрессе, который завершился подписанием мирного договора между Россией и Турцией. Позднее Василий Фёдорович служил в генеральном консульстве в Молдавии.
В 1802 году Малиновский вернулся в Россию и обратился к графу Виктору Павловичу Кочубею, который стал тогда министром внутренних дел, с запиской «О(б) освобождении рабов». По сути, это был один из первых проектов отмены крепостного права. В 1803-м в Петербурге увидела свет первая часть «Рассуждения о мире и войне», причем авторство было обозначено лишь инициалами – «В. М.». К работе над этим трактатом с явным гуманистическим посылом Малиновский приступил еще в Великобритании. В том же году он начал издавать еженедельник «Осенние вечера», в котором опубликовал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона».
Занимался Малиновский и филантропической, то есть благотворительной, деятельностью. Живя в Москве, он на общественных началах руководил Домом трудолюбия, в котором нашли приют 30 бедных девиц.
В 1811 году Василий Фёдорович был назначен директором Императорского Царскосельского лицея, проект создания которого разработал известный реформатор Михаил Михайлович Сперанский. Возможно, этому назначению посодействовал тесть Малиновского, Андрей Афанасьевич Самборский, близко знавший Александра I. Василий Фёдорович не был профессиональным педагогом, но, являясь убежденным сторонником преобразований в России, прекрасно понимал, что для их осуществления нужны не просто старательные исполнители, а самостоятельно мыслящие, творческие, инициативные личности. Разумеется, талантливые и образованные. Малиновский сделал всё возможное для того, чтобы в Лицее царила атмосфера свободолюбия, способствующая воспитанию именно таких людей. Очень важно, что тогда Лицей был единственным учебным заведением в России, в котором не применялись телесные наказания.
Блестящий интеллектуал, демократ и противник лицемерия, добрый и скромный человек, Василий Фёдорович быстро завоевал любовь и уважение преподавателей и воспитанников. Лицеисты первого – пушкинского – курса часто бывали в его доме, где их всегда встречали тепло и сердечно. Мальчишки очень ценили беседы и прогулки с директором, который относился к ним как к младшим товарищам и никогда не давил своим авторитетом. Сын Малиновского, Иван, которого приняли в Лицей вопреки возрастному ограничению (он был старше положенного), стал одним из ближайших лицейских друзей Александра Пушкина. Годы спустя, умирая от раны, полученной на дуэли, Александр Сергеевич сожалел, что рядом нет ни Ивана Пущина, ни Ивана Малиновского. Любопытно, что семья Малиновских имела давние связи с семьей Пушкиных. В 1796 году младший брат Василия Фёдоровича, Павел, был поручителем (то есть свидетелем) со стороны жениха при венчании будущих родителей великого поэта: Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал.
1812 год принес Василию Малиновскому тяжелейшие испытания. Смерть горячо любимой жены (их младшей дочери, Марии, не было еще и трех лет), опала Сперанского и крушение надежд на скорое преображение России, Отечественная война и подготовка Лицея к планировавшейся, но так и не состоявшейся эвакуации… Не добавляли здоровья и столкновения с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, который был в то время министром народного просвещения и часто выражал недовольство лицейскими порядками. Много физических и душевных сил отняла у Василия Фёдоровича организация Благородного пансиона – подготовительного учебного заведения при Лицее.
Пансион открыли 27 января 1814 года. А через два месяца Малиновский скончался. Это была колоссальная потеря для Лицея. Проводить директора в последний путь вышли все: профессора, служащие, гувернеры, дядьки, воспитанники. Гроб с телом статского советника отвезли на Большеохтинское (Георгиевское) кладбище, куда из лицеистов, как считается, взяли только пятерых, в том числе Александра Пушкина. Василий Фёдорович был похоронен рядом с женой. Ее старшая сестра, Анна Андреевна Самборская, приняла на себя заботы об осиротевших племянниках и племянницах.
Добавим, что еще в 1790-е годы здесь была погребена англичанка Елизавета Фильдинг, супруга Андрея Афанасьевича Самборского и мать его детей. В дальнейшем на этом семейном участке упокоились сам Самборский (в 1815 году) и Анна Андреевна (в 1840-е).
Могилы Малиновских и Самборских сохранились. Поклониться памяти этих замечательных людей можно на Шлиссельбургской дорожке, рядом с церковью Святителя Николая Чудотворца.
Выдающийся ювелир и уроженец Санкт-Петербурга, память о котором по стечению обстоятельств материализовалась в Красногвардейском районе. Здесь ему установлен монумент, его имя носят площадь и учебное заведение, где готовят специалистов для ювелирной отрасли.
Карла Фаберже порой называют основателем ювелирной династии, однако эти лавры по праву принадлежат его отцу. Петер-Густав родился в 1814 году в Лифляндской губернии Российской империи, в небольшом городке, который сегодня известен как Пярну (Эстония). Транзитом через Ригу (теперь это столица независимой Латвии) молодой человек добрался до Санкт-Петербурга, где начал постигать премудрости златокузнечного дела. Овладев азами профессии, он стал подмастерьем у весьма успешного ювелира, а в 1842 году открыл собственное предприятие. Самых громких успехов оно достигло уже под управлением Петера-Карла, который появился на свет на берегах Невы 18 (30) мая 1846 года. Этого блестящего руководителя мы с вами знаем как Карла Густавовича Фаберже.
Вообще же род Фаберже имеет французские корни и протестантскую закваску. Члены семейства Фабри (Фаври) были гугенотами (так в преимущественно католической Франции называли кальвинистов) и жили в Пикардии. Спасаясь от религиозных преследований после отмены в 1685 году Нантского эдикта (этот закон, утвержденный в 1598-м, почти уравнивал в правах католиков и протестантов), они бежали на территорию нынешней Восточной Германии, где сменили фамилию на Фаберг (Фабергер). На рубеже XVIII–XIX веков дед Карла Фаберже покинул немецкие земли и осел в том самом Пярну (тогда – Пернов, ранее – Пернау).
Первые уроки ремесла юный Карл получил у сотрудников отца. Учился в петербургской Анненшуле (на Кирочной улице), затем в Хандельшуле в Дрездене, у лучших ювелиров в других европейских городах. Вернувшись в Петербург, Карл стал работать в отцовской мастерской, а через несколько лет (в 1870-м или 1872 году) взял семейное дело в свои руки. Передав полномочия старшему сыну, Густав Петрович окончательно переехал в Дрезден, где и скончался в 1893 году. Кстати, в 2015-м в его родном Пярну ему поставили памятник.
Еще не будучи главой ювелирного бизнеса, Карл Фаберже всерьез задумался о его перспективах. Стремясь получить заказы царской семьи и ее окружения, он предложил свои услуги Кабинету его императорского величества. Это учреждение заведовало личным имуществом государя, включая земли, предприятия, денежные средства, драгоценности. Полтора десятка лет Карл Густавович безвозмездно трудился в Императорском Эрмитаже, реставрируя и копируя уникальные творения мастеров прошлого.
Опираясь на поддержку опытных ювелиров, помогавших отцу, Карл в то же время активно искал новые кадры. У него было чутье на таланты, что позволило привлечь к сотрудничеству, например, молодого Михаила Евлампиевича Перхина. Впоследствии Перхин создал настоящие шедевры ювелирного искусства, в том числе многие из знаменитых пасхальных яиц Фаберже.
Карлу деятельно помогал младший брат, Агафон-Теодор (1862–1895), который получил великолепное образование в Дрездене. Он был одаренным художником и конструктором, но, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Агафон Густавович умер от чахотки, то есть туберкулеза (по другим данным, от воспаления легких), когда ему не было еще и 33 лет. Считается, что расширением ассортимента мастерская Фаберже во многом обязана именно ему: это с его легкой руки предметы быта стали превращать в ней в произведения искусства.
Братья Фаберже были буквально завалены работой и быстро поняли, что справиться с ворохом хозяйственных забот им будет крайне трудно. Видимо, тогда они и решили организовать сеть автономных мастерских, которые должны были работать по проектам (рисункам и моделям), утвержденным «главным офисом». За каждой мастерской закреплялся определенный род изделий, и даже у подмастерьев была своя специализация.
В 1880-е годы дела Фаберже стремительно пошли в гору. Фирма получила несколько наград на престижных выставках, привлекла к себе внимание императорской четы, в 1885-м стала поставщиком высочайшего двора. В том же году Александр III подарил своей августейшей супруге первое пасхальное яйцо с сюрпризом, изготовленное фирмой Фаберже. «Курочка» покорила Марию Фёдоровну и самого императора. С тех пор яйцо от Фаберже стало традиционным подарком на Пасху в семье Романовых. Позднее уже Николай II заказывал такие изысканные изделия для овдовевшей матери и для супруги, Александры Фёдоровны.
Карл Фаберже добился признания не только в России, но и за рубежом. Его постоянными клиентами были члены королевских семей Великобритании, Швеции и Норвегии, Сиама, европейские аристократы и американские миллионеры. Обилие заказов, филиалы в нескольких городах, включая Лондон, толковые сыновья, которым можно передать бизнес… Казалось, история успеха будет длиться вечно. Однако с началом Первой мировой войны для фирмы настали тяжелые времена. Многие сотрудники были призваны в армию, спрос на ювелирные изделия упал. Пришлось частично перепрофилировать предприятие на выпуск продукции для военных. В 1916 году фирма была преобразована в товарищество на паях.
Конец всему положила Октябрьская революция. В 1918-м Карл Фаберже бежал из России, а 24 сентября 1920 года умер в Лозанне (Швейцария). В 1930 году прах великого ювелира и предпринимателя был перезахоронен в Каннах (Франция).
Стихотворение «От окраины к центру», написанное в 1962 году, относится к раннему периоду творчества Иосифа Бродского. Невероятно музыкальное, глубокое и пронзительное, оно пользуется огромной любовью читателей и вдохновляет творческих людей на создание песен и других произведений. В этом замечательном стихотворении запечатлен образ Малой Охты рубежа 1950–1960-х годов – тогдашней городской окраины, где, как говорил позднее сам Бродский, кончается привычный мир и начинается непривычный. Неудивительно, что на памятном знаке выдающемуся поэту, установленном в 2011 году на улице Стахановцев, выбита ставшая хрестоматийной строка «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок». Гранитная глыба увековечила не столько гения, сколько его связь с этим местом и стихотворение, благодаря которому Малая Охта была нанесена на литературную карту мира.
В 1986 году на экраны страны вышел советский художественный фильм-катастрофа «Прорыв». Он основан на реальных событиях, которые произошли в Ленинградском метрополитене 8 апреля 1974 года. Тогда при строительстве перегона между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в тоннели прорвался плывун. Из-за образовавшихся пустот начались подвижки грунта, что привело к осадке земной поверхности. Некоторые сооружения в районе площади Мужества получили серьезные повреждения. К счастью, обошлось без жертв. Чтобы остановить плывун и не допустить затопления «Лесной», метростроевцы в авральном порядке соорудили бетонные пробки. А чтобы предотвратить дальнейшие разрушения на поверхности (здания могли уйти под землю!), выработки затопили, закачав в аварийные участки тоннелей водопроводную воду.
В кинофильме Дмитрия Светозарова есть жуткий эпизод, когда троллейбус с пассажирами на ходу проваливается под землю. Если приглядеться, можно понять, что этот эпизод снят у пересечения Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, недалеко от ныне несуществующего кинотеатра «Охта» (сейчас на его месте высится современное здание музыкально-драматического театра «Буфф»). Есть сведения, что во время строительства станции метро «Красногвардейская» (ныне – «Новочеркасская») произошел провал дорожного полотна. Видимо, этот провал и был использован кинематографистами.
К съемке на Заневском проспекте тщательно подготовились, благодаря чему эпизод получился очень убедительным, почти документальным. Примечательно, что кадры, на которых люди, выпрыгивающие из салона троллейбуса, и один из тех, кто бросился им на помощь, оказываются в провале с водой, сняты в ноябре – декабре. Каскадеры и актеры массовки были легко одеты, а погода, как вспоминают очевидцы, стояла холодная. Снег вокруг съемочной площадки был засыпан специально привезенным песком.
В 1992 году станцию метро «Красногвардейская» официально переименовали в «Новочеркасскую». С этим переименованием связана любопытная история.
Кто-то догадался, что из букв слова «Красногвардейская» можно почти полностью составить слово «Новочеркасская». Это давало возможность сэкономить, выложив новое название станции на путевых стенах из букв прежнего. Нужно было только поменять буквы местами, заодно убрав лишние и добавив недостающие.
Не хватало, как вы понимаете, букв «О» и «Ч». «О» изготовили по образцу литеры из прежнего названия (по другой версии, взяли уже готовые буквы), а вот «Ч», которой нет в слове «Красногвардейская», пришлось создавать с нуля. С этим делом вышла незадача. Название, которое станция носила почти семь лет, было набрано шрифтом с мощными засечками, однако «Ч» для нового названия почему-то выполнили вообще без засечек. Получившиеся буквы казались чужеродными и много лет вызывали недоумение у внимательных пассажиров метро.
Годы спустя эта история получила продолжение. В феврале 2011-го шрифтовик и блогер Иван Гладких написал письмо в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», в котором вызвался бескорыстно помочь с устранением шрифтового несоответствия на «Новочеркасской». Руководство городского метрополитена прислушалось к этому сигналу, но решило обойтись своими силами и средствами. В результате в ночь с 10-го на 11 октября того же года название станции на путевых стенах приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены правильными, с мощными засечками.
Станции «Ладожская» и «Новочеркасская», расположенные на территории Красногвардейского района, относятся к Правобережной (4-й) линии городского метрополитена. Они открылись 30 декабря 1985 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь этой линии – от станции «Площадь Александра Невского 2» до станции «Проспект Большевиков». (Станция «Новочеркасская» открылась под названием «Красногвардейская».) Протяженность пускового участка составила 6,83 километра.
Поскольку «Площадь Александра Невского 2» находится на левом берегу Невы, полностью правобережной линия никогда не была. Со временем линия стала длиннее, на ней открылись новые станции. По состоянию на май 2020 года их восемь: четыре – на левом берегу Невы, четыре – на правом.
Сейчас ведется строительство нового участка, с запуском которого линия, всё чаще называемая Лахтинско-Правобережной или Правобережно-Лахтинской, получит продолжение в западном направлении. Планируется, что станции метро «Горный институт» («Большой проспект») и «Театральная» будут открыты в 2020-е годы.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!