Что может быть лучше прогулки в погожий день? Только познавательная прогулка в хорошей компании! Мы предлагаем неспешно пройтись вокруг Полюстровского парка, узнать о происхождении названий окрестных улиц, об истории создания Охтинского центра эстетического воспитания и завода минеральных вод «Полюстрово», побывать на месте исчезнувшего подворья женского монастыря, а также взглянуть на ожившую героиню знаменитых пушкинских строк.
Берите с собой родных и друзей, устанавливайте на свои смартфоны мобильное приложение Krasnakarta (или просто открывайте Интерактивную карту Красногвардейского района у себя в браузере), заряжайтесь хорошим настроением и выходите на наш новый экскурсионный маршрут!
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
Пискарёвский проспект, протянувшийся от Свердловской набережной до Муринской дороги, является одной из главных магистралей Санкт-Петербурга. По нему проходит граница между Калининским и Красногвардейским районами.
Первоначально, с 1877 года, это была Охтенская (до 1956-го это слово писалось через «е») дорога. С конца XIX века она также именовалась Большеохтенской, Большой Охтенской и даже Скотопрогонной дорогой. В 1906 году ей дали довольно претенциозное название – проспект Императора Петра Великого. Вслед за тем несколько близлежащих улиц были названы в честь сподвижников Петра Алексеевича и была построена больница его имени.
После Октябрьской революции топонимику ее колыбели стали переиначивать на большевистский лад, и в 1923-м или 1924-м первый российский император оказался вытеснен из названия магистрали вождем мирового пролетариата. Во второй половине 1920-х годов улицу Ленина стали величать проспектом. В 1930-е проспект приобрел свои нынешние границы.
Казалось бы, авторитет Владимира Ильича должен был защитить проспект от каких бы то ни было переименований на весь советский период. Однако в своем тогдашнем виде он (проспект), по всей вероятности, мало соответствовал столь высокому имени. 13 января 1944 года Ленгорисполком принял знаменитое решение «О восстановлении прежних наименований некоторых улиц, проспектов, набережных и площадей города Ленинграда». Двадцати городским объектам были возвращены их дореволюционные названия. Вторым пунктом этого решения проспект Ленина был переименован в Пискарёвский. Это название, данное по исторической местности (деревне), восходит к купцу Пискарёву, который в начале XIX века владел здешними землями.
С 1910-х годов на планах Петербурга – Петрограда – Ленинграда соседствовали Львовский проспект и Львовский переулок. Своими звучными названиями они были обязаны отнюдь не изумительному городу в Галиции (ныне украинскому), а князю Александру Дмитриевичу Львову. Судя по топонимической литературе, он был местным домовладельцем, однако никакими сведениями о княжеской недвижимости в этом районе мы, увы, не располагаем. Но даже если Львов ничем особенным здесь не отметился, то увековечения своего имени на карте Петербурга, несомненно, был достоин.
В юности Александр Дмитриевич стал свидетелем нескольких крупных пожаров, что побудило его заняться пожарным делом. И не просто заняться, а посвятить ему жизнь. Искренне увлеченный и невероятно деятельный, Львов многого добился на этом опасном поприще. Недаром современники называли его огненным князем и первым огнеборцем России. По инициативе Львова в начале 1880-х в Стрельне была организована добровольная пожарная команда и было построено пожарное депо с каланчой, проект которого князь разработал самостоятельно, причем едва ли не в семнадцать лет. Примечательно, что Александр Дмитриевич не только финансировал эти предприятия, но и лично участвовал в тушении пожаров. Он подготовил и в 1890 году издал пособие с говорящим названием «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы». Львову принадлежала идея устройства первой Всероссийской пожарной выставки, которая прошла в Петербурге в 1892 году. Спустя два года он возглавил Российское пожарное общество и стал редактором его печатного органа – журнала «Пожарное дело». Первый номер этого журнала увидел свет в том же 1894-м. В 1897 году Александр Дмитриевич организовал при Стрельнинской пожарной команде курсы повышения квалификации брандмейстеров. До весны 1916-го Львов оставался председателем Главного совета Императорского Российского пожарного общества.
Но вернемся к «княжеским» топонимам. В 1950-е годы Львовский переулок был частично упразднен, частично включен в состав Львовского проспекта. В 1960-е проспект был укорочен и стал Львовской улицей. Сегодня она проходит (с поворотом) от Пискарёвского проспекта до улицы Маршала Тухачевского.
Осенью 2020 года в Красногвардейском районе открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция «ШКАФ». Новый креативный кластер, созданный на базе Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: архитектуре, урбанистике, литературе, живописи, музыке и даже театре. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Летом 1984 года в новые помещения на улице Тухачевского, 31 (улицей Маршала Тухачевского она стала в 1987-м) переехали две небольшие библиотеки: взрослая «Пискарёвская» и детская № 3. Как раз от этого события принято отсчитывать историю Пискарёвского библиотечно-культурного центра, хотя официальное объединение библиотек-соседей произошло спустя шесть лет.
Это были обычные библиотеки, которые состояли из двух структурных подразделений: абонемента и читального зала. До переезда они располагались в полуподвальных помещениях. А тут в их распоряжении оказалось, по сути, отдельное здание! Да, это была всего лишь пристройка к жилому дому, зато двухэтажная и фактически автономная. Но еще важнее то, что архитекторы этого комплекса, построенного в 1982–1983 годах, отвели ей роль именно общественного пространства.
Библиотеки, работавшие под одной крышей, воспринимались читателями и сотрудниками как единый организм. Возможно, это в какой-то мере и определило их дальнейшую судьбу. В 1990 году они были объединены в Пискарёвский библиотечно-культурный центр, площадь которого составила больше 1100 квадратных метров.
В 2013 году Централизованная библиотечная система Красногвардейского района приступила к реализации стратегии «Библиотека: место в городе». Эта стратегия предполагает поэтапное обновление библиотек района, их превращение в современные общественные пространства. Первой преобразилась Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя. Затем были модернизированы детская библиотека № 5, получившая название «ГОРОД»; библиотека «Ржевская», ставшая центром изучения локальной истории и местом интеграции науки и технологий; детская библиотека № 2, превратившаяся в «Книжный квартал» библиотечного центра общения «Современник». Пришел черед Пискарёвского библиотечно-культурного центра.
В 2018 году Централизованная библиотечная система при поддержке Администрации Красногвардейского района объявила конкурс на лучшую дизайн-концепцию обновления ПБКЦ в формате творческой резиденции. На конкурс, получивший название «Арт-резиденция», было представлено 11 проектов, поэтому перед жюри стоял непростой выбор. Кстати, председателем жюри был заслуженный архитектор Российской Федерации Святослав Владимирович Гайкович, один из авторов индивидуального проекта комплекса на улице Тухачевского, 31.
По итогам голосования членов жюри первое место занял проект «ШКАФ» архитектурной студии Serious Project. Его признали оптимальным с точки зрения дизайнерского, архитектурно-художественного и функционального решения интерьера и экстерьера библиотеки.
Авторы проекта «ШКАФ» увидели будущую арт-резиденцию минималистичной, светлой, просторной и воздушной. Основной упор разработчики сделали на мобильность и многофункциональность библиотечного пространства. Трансформировать его, создавая уединенные лекционные и учебные уголки, зоны отдыха и места для мастер-классов, решено было с помощью книжных стеллажей с поворотным механизмом.
О планировке «ШКАФа» стоит сказать отдельно. На первом этаже, который назван «Этажом замысла», расположены зал художественной литературы «Собрание» и зал периодических изданий и отраслевой литературы «Знание». Здесь чтение открывает новые горизонты и рождает вдохновение. Рядом с этими залами появилась территория для создания и демонстрации авторских постановок – black box «Место». Это абсолютно черное сценическое пространство, организованное в духе современного театра.
Второй этаж, который именуется «Этажом воплощения», отведен под студии для реализации творческих идей. Тут пять «профильных» пространств: центральная зона – «кабинет Писателя», универсальный кабинет «Диалог», ироничная зона релакса – «кабинет Бездельника», «кабинет Дизайнера», а также модуль «Форма». Последнее пространство предназначено для работы архитекторов и урбанистов. Помимо «Формы», архитектуре посвящена галерея «Точка», где выставляются архитектурные фотографии.
Детей в «ШКАФу» ожидает модуль «Основа» с развивающим игровым «Островом» и творческой «Мастерской».
В арт-резиденции можно скрыться от городской суеты, расслабиться, погрузиться в творческий процесс. Соответствующую атмосферу создают модульные мягкие кресла и пуфы, меняющие свою конфигурацию, качели в холле, панорамные окна. В кафе «Время для себя» можно отдохнуть от работы за чашкой кофе и чтением прессы. А дизайнерские часы не дадут здесь засидеться и подскажут, что пора вновь браться за дело.
В июле 1966 года на карте Ленинграда появилась улица Тухачевского. Элегантно изогнутая, она вобрала в себя новый проезд и участок Екатерининского проспекта, отходивший от шоссе Революции. Любопытно, что воинское звание было включено в название улицы только два десятилетия спустя, в мае 1987 года. Видимо, сыграло свою роль ее соседство с проспектом Маршала Блюхера: негоже было оставлять без звания одного маршала в присутствии другого. Правда, с приведением этих топонимов к единообразию, которое так ценится военными, изрядно затянули, ведь Василий Константинович был увековечен на карте нашего города сразу в качестве маршала еще в декабре 1980 года.
Само наименование улицы в честь столь неоднозначной исторической фигуры, как Михаил Николаевич Тухачевский, вызывает вопросы. С одной стороны, он – участник Первой мировой войны, награжденный несколькими орденами, с пятой (такова «официальная» версия) попытки бежавший из плена; видный военачальник РККА в Гражданскую и Советско-польскую войны; активный участник реформирования Вооруженных сил СССР и технического перевооружения армии; военный теоретик; маршал Советского Союза, павший жертвой репрессий в 1937 году и реабилитированный в 1957-м. Немаловажно, что для нашего региона Тухачевский не чужой: с мая 1928-го по июнь 1931 года он командовал войсками Ленинградского военного округа. С другой стороны, именно Тухачевский в 1921 году подавил сначала Кронштадтское, а затем Тамбовское восстание, причем в последнем случае против повстанцев было применено химическое оружие.
Улица Маршала Тухачевского, проходящая от шоссе Революции до Пискарёвского проспекта, ограничивает с северо-востока Полюстровский парк. В ее застройке выделяется высотное здание гостиницы «Карелия» (дом 27, корпус 2; ныне – арт-отель), состоящее из двух различающихся полукорпусов, которые слегка смещены относительно друг друга и объединены башнеобразным объемом. Оно было возведено в конце 1970-х, специально к летним Олимпийским играм 1980 года. Тогда же рядом построили двухэтажное здание одноименного ресторана, попасть в который из гостиницы можно было по галерее-переходу над улицей Буренина. На месте этого ресторана, снесенного в 2012 году, возвели жилой комплекс. Кстати, в том же 2012-м молодые художники покрыли фасады «Карелии» монументальной росписью – муралом, превратив здание гостиницы в грандиозный арт-объект. «Чемоданы» даже попали в Книгу рекордов Гиннесса – как самая большая трехмерная картина в мире.
От улицы Маршала Тухачевского вглубь жилой застройки отходят две тихие улочки, чья изогнутость характерна для проездов этой части Петербурга. Одна тянется к проспекту Маршала Блюхера, другая, минуя проспект Энергетиков, теряется за Салтыковской дорогой. Эти зеркально расположенные улицы были названы в один день – 27 февраля 1967 года, причем в честь людей, участвовавших в революционном движении. В Советском Союзе, где возможности топонимики как средства пропаганды использовались с революционным же размахом, это не было случайным совпадением.
В тот год в стране отмечалось 50-летие Октябрьской революции, и на волне этого масштабного празднования появилось множество новых идеологически выдержанных топонимов. Эта волна докатилась и до тогдашнего Калининского района Ленинграда. (Современный Красногвардейский район был выделен из Калининского в апреле 1973-го.) Так, в октябре 1967 года «в честь юбилея Советского государства» здесь был заложен парк имени 50-летия Великого Октября, который сейчас именуется Полюстровским.
Что касается вышеупомянутых улочек, то они сохранили данные им имена: одна – Николая Евгеньевича Буренина, другая – Елены Дмитриевны Стасовой. «…Теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма», – справедливо заметил однажды Остап Ибрагимович Бендер. К 1967-му угар нэпа, конечно, давно и бесследно развеялся (новую экономическую политику свернули еще в конце 1920-х годов), но энтузиазма, пожалуй, стало еще меньше, а потому славные имена этих товарищей оказались подзабыты. Сегодня же они и вовсе ничего не говорят большинству горожан. А между тем Буренин и Стасова действительно незаурядные личности, чьи судьбы могли бы стать основой для захватывающих киносценариев.
Достаточно сказать, что они оба были настоящими подпольщиками. Николай Евгеньевич переправлял в Россию нелегальную социал-демократическую литературу, в том числе газету «Искра», и оружие, ведал подпольными типографиями и складами, устраивал явочные квартиры, доставал средства на нужды РСДРП. Летом 1905-го он ездил к Ленину в Женеву как представитель Боевой технической группы (она действовала при ЦК партии), а осенью того же года организовал переезд Владимира Ильича из Стокгольма в Гельсингфорс (ныне – Хельсинки). При этом Буренин родился в богатой купеческой семье, учился в Академии художеств, неплохо играл на фортепиано. Благодаря своим связям в петербургской художественной среде он и познакомился с Еленой Дмитриевной, которая приходилась внучкой архитектору Василию Петровичу Стасову и племянницей критику, историку искусства Владимиру Васильевичу Стасову. Ее отец, Дмитрий Васильевич, друживший со многими людьми из мира искусства и являвшийся одним из организаторов Русского музыкального общества, занимался адвокатской деятельностью и не раз выступал защитником на громких политических процессах. Ее тетка, Надежда Васильевна, была известной общественной деятельницей, борцом за права женщин. Сама Елена Дмитриевна вместе с Надеждой Константиновной Крупской преподавала в воскресных школах для рабочих, вела пропаганду, в 1898 году вступила в РСДРП (одним из ее партийных прозвищ было весьма красноречивое «Абсолют»), в 1901-м стала агентом ленинской «Искры». Именно Стасова привлекла Буренина к подпольной работе. «Елена Дмитриевна была моим талантливым педагогом и руководителем в области конспирации», – писал впоследствии Николай Евгеньевич. Буренин и Стасова прожили долгие жизни и оставили воспоминания, причем Елена Дмитриевна написала предисловие к книге своего товарища.
Добавим, что проходящая неподалеку Апрельская улица – это еще один большевистский привет из прошлого. Ее назвали в декабре 1974 года в честь знаменитых «Апрельских тезисов» Владимира Ленина, в которых был изложен план борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.
На четной стороне улицы Маршала Тухачевского обращает на себя внимание отдельно стоящее невысокое здание (дом 8), чей внешний вид ясно говорит о его позднесоветском происхождении. Оригинальное и даже привлекательное в своей угловатости, оно было построено на территории парка имени 50-летия Великого Октября во второй половине 1970-х годов. (В Полюстровский, учтя уже сложившуюся речевую практику, парк официально переименовали в декабре 2006-го, то есть спустя почти сорок лет после закладки.) Удивительно, но краеведческая литература не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто спроектировал это здание.
В своем очерке о династии архитекторов и художников Васильевых, вошедшем в книгу «Зодчие Санкт-Петербурга. XX век», Валерий Григорьевич Исаченко упоминает это строение как плод совместной работы Георгия Александровича Васильева, Александра Иосифовича Козулина и Владимира Ивановича Тихомирова. А Владимир Григорьевич Лисовский в своей книге «Ленинград. Районы новостроек» пишет, что это здание спроектировали архитекторы Тереза Петровна Галяс, всё тот же Владимир Иванович Тихомиров и Любовь Вячеславовна Ченцова. Так или иначе, но оно было задумано как учебное и предназначено для размещения учреждения дополнительного образования.
В новом здании расположилась детская музыкальная школа № 26 Красногвардейского района, основанная в 1975 году. Со временем она расширила сферу своей деятельности, добавив к музыке театр, хореографию, изобразительные искусства, и была преобразована в детскую школу искусств. Сегодня эта школа носит название «Охтинский центр эстетического воспитания» и, помимо основного здания на улице Маршала Тухачевского, имеет филиал на проспекте Наставников (дом 43, корпус 1), где работает эстрадно-джазовое отделение. Художественное отделение школы прописано на Новочеркасском проспекте (дом 32, корпус 3). Преподаватели ДШИ сеют разумное, доброе, вечное и на других площадках, в том числе в школе-интернате № 1 имени Константина Карловича Грота на проспекте Шаумяна (дом 44). Для слепых и слабовидящих детей, которые там учатся, организованы специальные музыкальные классы.
Главный фасад здания ОЦЭВ на улице Маршала Тухачевского заметно оживляют две монументальные женские фигуры, олицетворяющие Музыку и Театр. Эти аллегорические скульптуры установили над входом, на уровне второго этажа, в 1980-е годы, когда в школе еще не было хореографического и художественного отделений. Словно заботясь о самых юных учениках, которые еще не понимают язык аллегорий, авторы – скульптор Ян Янович Нейман и архитектор Филипп Аронович Гепнер – снабдили свои работы декоративными барельефами с поясняющими надписями.
У юных и молодых петербуржцев слово «Полюстрово», скорее всего, не вызывает гастрономических ассоциаций. А вот люди среднего и старшего возраста наверняка еще помнят продукцию завода минеральных вод с таким названием. Кто-то, возможно, даже скучает по вкусу «того самого» ситро или клюквенного напитка – из бутылки с надписью «Полюстрово» на этикетке.
Этот завод, как и Охтинский центр эстетического воспитания, находится на территории Полюстровского парка, который лежит в зоне санитарной охраны (ЗСО) месторождения минеральных вод. Современный адрес предприятия – улица Маршала Тухачевского, дом 4д. Оно вступило в строй в 1930-е годы, при этом сами полюстровские железистые источники известны с начала XVIII века. Первый из них был открыт в 1718 году, о чем довольно обстоятельно рассказано в статье о Полюстровском парке, опубликованной на нашем ресурсе. Правда, полюстровскими источники тогда еще не назывались, поскольку Полюстровом, а вернее Палюстровом (от латинского «paluster» – «болотистый») топкую местность на правом берегу Невы, по имеющимся данным, стали именовать в 1770-е, при Григории Николаевиче Теплове. Позднее на этих источниках был устроен водолечебный курорт, достигший своего расцвета в середине XIX века. В ту пору Полюстрово пользовалось огромной популярностью, причем едва ли не больше, чем целебная вода, публику сюда притягивала возможность поглазеть на знаменитостей, гостивших в усадьбе Кушелёва-Безбородко и снимавших дачи по соседству. Увы, после пожара, произошедшего в 1868-м или 1870 году, курорт пришел в упадок.
Удивительно яркое и подробное описание этих мест оставил в своих мемуарах художник Александр Николаевич Бенуа. Еще ребенком он провел здесь три лета (на рубеже 1870–1880-х его родители снимали дачу в парке при усадьбе) и был свидетелем того, как «происходило разложение остатков славного прошлого». Те детские впечатления отражены в отдельной главе «Моих воспоминаний», получившей название «Кушелевка». (Усадьба на набережной Невы, ныне именуемой Свердловской, некоторым известна именно как Кушелева дача.) В этой главе Бенуа упомянул и прямой канал, который был проложен от главного полюстровского источника к прудам в усадебном парке, и находившееся рядом с источником (на берегу «ковша» канала) длинное здание «Заведения минеральных вод», «пользовавшегося значительной славой в 40-х и 50-х годах, но влачившего в наше время самое жалкое существование».
Сведения об эксплуатации полюстровских источников в конце XIX века отрывочны и противоречивы. С определенной долей уверенности можно сказать, что промышленный выпуск здешней воды, который был налажен в 1880–1890-е годы, связан с именами горного инженера Сигизмунда Григорьевича Войслава и князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева. Первый занимался изысканиями и внедрил в практику газирование природной минералки перед разливом в бутылки, второму принадлежал земельный участок с источниками. В тот период полюстровская железистая вода продавалась в аптеках Петербурга (Петрограда) и других городов Российской империи, а также шла на экспорт.
После скоропостижной смерти князя в 1916 году и двух революций, которые потрясли страну в 1917-м, разливать полюстровскую, видимо, перестали, а источники, и без того не слишком хорошо обустроенные, были, по сути, заброшены. Шанс вновь пробиться к широкому потребителю «полюстровка» получила в 1920-е годы, когда по проекту геолога Павла Ильича Бутова были пробурены скважины близ отходившей от шоссе Революции Введенской улицы (теперь это территория Полюстровского парка). По своему химическому составу вода, забившая из них фонтаном, оказалась идентична той, что изливалась ключами в районе некогда существовавшего курорта. (Во избежание путаницы уточним, что главный полюстровский источник находился у пересечения нынешних проспекта Маршала Блюхера и Пискарёвского проспекта. На выход на поверхность подземных вод, а не на свою особую роль в местной планировке прозрачно намекает соседняя улица, которая с 1928 года называется Ключевой. Кстати, на дореволюционных планах Петербурга отмечено и само «Заведение минеральных вод». Оно располагалось в квартале между современными Пискарёвским проспектом, улицей Маршала Тухачевского и Львовской улицей.) На Введенской улице решено было создать завод минеральных вод, и в 1933 году президиум Ленсовета утвердил проект его строительства. Вскоре новый завод уже снабжал минералкой крупнейшие предприятия Ленинграда. (Считается, что она особенно необходима рабочим горячих цехов.) Кроме того, полюстровскую воду снова стали поставлять в другие города.
По сведениям краеведа-исследователя, историка Натальи Павловны Столбовой, в блокаду доступ к заводскому железистому источнику был свободным, что, несомненно, помогало жителям окрестностей переносить все тяготы тех страшных лет. После войны предприятие успешно развивалось: строились новые корпуса, росли объемы производства, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. На основе полюстровской воды стали производить различные прохладительные напитки. Заработал цех сиропов; изготовлявшийся там клюквенный сироп высоко ценили даже за границей. Накануне московской Олимпиады, в 1979 году, завод на радость советской детворе начал выпускать пепси-колу.
Сейчас предприятие, похоже, переживает не лучшие времена. Во всяком случае, с полок сетевых магазинов Петербурга продукция «Полюстрово» практически исчезла. А поскольку будущее завода минеральных вод вызывает у горожан понятные опасения, фольклорное «Без шипенья шустрого не будет и Полюстрова» приобретает всё более пугающий смысл…
Южной границей Полюстровского парка служит шоссе Революции, которое проходит от Пискарёвского проспекта до улицы Коммуны. Пересекая Красногвардейский район с запада на восток, оно является одной из самых важных его магистралей и на слуху даже у тех петербуржцев, кто редко бывает в этой части города.
Название «шоссе Революции», в современных реалиях звучащее почти крамольно, родилось на заре советской власти, за девять месяцев до образования СССР. Само же шоссе гораздо старше. Его история, в которой, к слову, много неясного, началась в первой половине XIX века. Насколько можно судить, эта дорога строилась не один десяток лет и сменила несколько названий, прежде чем получила нынешнее. В период своего строительства она именовалась Безбородкинским шоссе, так как отходила от усадьбы Кушелёва-Безбородко. При этом еще с 1849 года исходный участок дороги (от Невы примерно до современного проспекта Металлистов, включая начало нынешнего Пискарёвского проспекта) был известен как Пороховской переулок, поскольку вел в сторону Охтинского порохового завода. После открытия трассы использовались такие названия, как «дорога на Охтенские пороховые заводы» и «шоссе на Пороховой завод». В 1868 году появилось наименование «Пороховское шоссе», которое, судя по дореволюционным планам Петербурга, пришлось ко двору. И наконец в марте 1922 года шоссе переименовали в память об Октябрьской революции. Кстати, тогда же Колтушское шоссе стало улицей Коммуны. Новые названия, выражающие дух революционного времени, должны были способствовать утверждению советских понятий. Тем удивительнее, что волны идеологических переименований обошли стороной Введенскую улицу – ту самую, где в 1930-е вырос завод минеральных вод «Полюстрово». Она могла попасть под раздачу в числе первых, поскольку своим названием была обязана подворью Паданского Введенского женского монастыря Олонецкой и Петрозаводской епархии, которое действовало здесь в начале XX века, точнее говоря, Введенской церкви этого подворья, освященной в 1902 году. Однако «классово чуждый» топоним не был репрессирован советской властью. Благополучно просуществовав с 1911-го по 1976 год, он исчез вместе с улицей. Подворье к тому времени было давно уничтожено. К слову сказать, на Петроградской стороне сохранилась Введенская улица, чье название имеет аналогичное происхождение. Так вот она в 1923–1944 годах носила имя Розы Люксембург, а в 1952–1991 годах – Олега Кошевого. Тамошняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, деревянная предшественница которой и подарила название этой улице, была снесена в 1932-м.
В годы блокады шоссе Революции было частью Ржевского коридора – продолжения Дороги жизни в городской черте. О героической обороне Ленинграда напоминают установленные при шоссе стелы «Хлеб насущный» (одна – у Т-образного перекрестка с Бокситогорской улицей, другая – у Большого Ильинского сада) и бывший кинотеатр «Ладога» (шоссе Революции, дом 31), стоящий напротив завода минеральных вод.
Говорить о возрасте женщины не принято, но в данном случае нам придется нарушить джентльменский кодекс. Оправдать подобную дерзость можно лишь тем, что среди неофициальных символов Красногвардейского района «Охтенка» выделяется своей молодостью, а молодым присуще более легкомысленное отношение к столь деликатной теме. Фигура охтинской молочницы появилась рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции сравнительно недавно, в 2003 году, но уже успела стать одним из самых узнаваемых скульптурных памятников не только района, но и всего нашего города.
Не секрет, что с петровских времен Охта славилась своим молочным промыслом. Охтинки, исправно снабжавшие молоком состоятельных горожан, были заметным явлением в жизни Петербурга вплоть до начала XX века. Они изображены на множестве рисунков и гравюр, подробно описаны литераторами, а потому авторам было на что опереться в работе над скульптурой. Источником вдохновения для них послужили строки из первой главы романа в стихах «Евгений Онегин»:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Идея создания «Охтенки» родилась в 1990-е годы; ее планировали установить к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В итоге памятник, над которым трудились скульпторы Ян Янович Нейман, Валентин Дмитриевич Свешников и архитекторы Станислав Макарович Короленко, Владимир Иванович Морозов, оказался подарком к 300-летнему юбилею города. Отлитая из бронзы скульптура была торжественно открыта у сада «Нева» 6 июня, в день рождения великого русского поэта.
Фигура молочницы обращена в сторону некогда существовавшего перевоза с Большой Охты к Смольному собору. Напомним, что до осени 1911 года, когда открылось движение по мосту Императора Петра Великого (ныне – Большеохтинскому), сообщение между Петербургом и Охтой осуществлялось преимущественно по Неве. В период навигации действовали перевозы, а зимой – трассы, проложенные по льду реки. Переправившись с тяжелыми кувшинами на левый (городской) берег, охтинки разносили молоко и молочные продукты по домам постоянных клиентов.
Гранитный постамент, на который установлена «Охтенка», обработан так, что кажется, будто под ногами у нее действительно похрустывает снежок. Правда, динамичная поза молочницы не очень вяжется с печальным выражением ее лица, но из-за такого несоответствия она выглядит даже более трогательной. И пусть остряки всё еще посмеиваются над кувшином без ручки и рассуждают о рентабельности торговых вояжей в город с одним сосудом молока или сливок, представить Красногвардейский район без «Охтенки» уже невозможно.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!