Территория Красногвардейского района много раз становилась площадкой для съемок кинокартин, снятых на киностудии «Ленфильм». Будучи колыбелью революции, такие знаковые места района как Большеохтинский мост и старые кварталы Малой Охты стали местами для съемок фильмов о революционных событиях. В 1980-е гг. в районе станций метро «Ладожской» и «Новочерскасской» шла работа над картинами, посвященными строительству ленинградского метрополитена. На Малой Охте и Большой Охте снимались эпизоды детских кинолент. Многие натурные сцены дают нам представление о том, как выглядел Красногвардейский район в разные десятилетия XX века, начиная с 1950-х гг. Предлагаем проехаться на велосипеде по знаковым местам съемок любимых советских фильмов и сравнить, как изменились виды и панорамы района.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Советский двухсерийный цветной художественный фильм «Встретимся в метро» посвящен строителям ленинградского метрополитена, которые начали свою работу еще перед Великой Отечественной войной, а пережив блокаду, продолжили прокладку тоннелей, чтобы к 1955 году сдать городу первую очередь станций ленинградской подземки.
Съемки киноленты, по большей части, проходили на Малой Охте, в районе бывшей деревни Большая Яблоновка, на месте будущей станции «Ладожская». Многие жители Уткина проспекта принимали участие в съёмках.
Работа над картиной велась в 1985 году, как раз в то время, когда две станции метро «Ладожская» и «Красногвардейская» (нынешняя «Новочеркасская») готовились к сдаче. В съемках фильма приняли участие такие популярные артисты, как: Пётр Вельяминов, Лилита Озолиня, Николай Иванов, Лариса Гузеева. Режиссером и автором сценария выступили Виктор Соколов и Альбина Шульгина.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
В 1986 году в Ленинграде был снят фильм-катастрофа "Прорыв" режиссера Дмитрия Светозарова. По официальной версии кинолента была посвящена событиям 1974 года, когда в районе Площади Мужества, на строительстве Кировско-Выборгской линии Ленинградского метрополитена, в первый раз сильно подмыло тоннели метрополитена.
Однако знатоки настаивают на том, что на самом деле в основу было положено сразу несколько аварий, которые произошли на разных строительных площадках нашего метро. В одном из самых страшных и эмоционально сильных эпизодов фильма троллейбус с пассажирами проваливается в образовавшийся разлом асфальта. Эту сцену снимали на перекрёстке проспекта Шаумяна и Заневского проспекта. В кадр попали кинотеатр «Охта» и высотный дом, расположенный по адресу: Заневский проспект, 26, корп. 1. Сцена, где людей вытаскивают из провалившегося троллейбуса, происходит у дома 24/35 по Заневскому проспекту, имеющего характерные угловые выступы-эркеры.
С Красногвардейским районом также косвенно связан отрывок, когда руководство "Метростроя" приезжает в магазин для вскрытия. Это одна из тех самых собирательных сцен. Магазин действительно вскрывали, и происходило это на Заневской площади, при аварии на строительстве наклонного хода станции метро "Красногвардейская" (нынешняя «Новочеркасская»). Тогда, чтобы накормить рабочих, был вскрыт "Гастроном" в доме 26/16 по Новочеркасскому проспекту.
Автором сценария фильма выступила все та же Альбина Шульгина. В главных ролях: Олег Борисов, Андрей Ростоцкий, Юрий Демич, Михаил Данилов, Александр Суснин, Юрий Кузнецов, Владимир Баранов и Андрей Краско.
Третий эпизод известной и многими любимой мелодрамы "Зимняя вишня" режиссера Игоря Масленникова и сценариста Владимира Валуцкого с Еленой Сафоновой и Виталием Соломиным в главных ролях был снят в 1995 году. В съемках картины также были заняты: Нина Русланова, Лариса Удовиченко, Ивар Калныньш.
По сюжету фильма главная героиня возвращается в Петербург в поисках своего бывшего возлюбленного. В одном из эпизодов подруга, роль которой исполняет Нина Русланова, подвозит ее до метро. Героиня спускается в выход №12 станции метро "Новочеркасская". В кадр попадает дом №28/19 по Новочеркасскому проспекту и трамвай, идущий в сторону Малоохтинского парка. В сцене, где героиня идет по подземному переходу, на фоне мелькают ларьки со всевозможными товарами, толпы зевак, собравшихся вокруг уличных музыкантов и наперсточников, а также харизматичные попрошайки. Для 1990-х годов это была весьма обыденная картина.
Попрошайку в подземном переходе сыграл актер Гелий Сысоев, знакомый всем по роли Андрейки из фильма "Свадьба в Малиновке". Надавив на жалость главной героине Ольге, которую сыграла Елена Сафонова, он получил вожделенный доллар. Однако, обнаружив, что якобы банкнота фальшивая, попрошайка начал возбуждённо кричать.
В наши дни подземный переход станции метро "Новочеркасская" выглядит уже немного иначе. При реконструкции убрали все ларьки и установили другие ворота.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Прекрасный панорамный вид на мост Александра Невского мы можем увидеть в фильме «Мама вышла замуж» режиссера Виталия Мельникова, снятого по сценарию Юрия Клепикова. Этот советский полнометражный художественный фильм вышел на экраны в 1969 году.
Сюжет киноленты повествует о вчерашнем школьнике и об окружающих его людях, а также о жизненных ситуациях, в которых складывается характер молодого человека. Основной фабулой фильма является отношения сына и матери, которая пытается устроить свою личную жизнь. Роль матери исполняет Люсьена Овчинникова, ее избранника – Олег Ефремов, а сына играет молодой Николай Бурляев.
По сюжету мелодрамы, главные герои живут на окраине города, которая застраивается новыми жилыми домами. Неудивительно, что режиссер «поселил» их именно на Малой Охте. В 1960-х гг. в этом районе велось активное строительство жилого фонда, развивалась инфраструктура, а для связи с центром в 1965 году был построен мост Александра Невского, спроектированный еще в 1930-е гг..
Мост, которому на момент съемок всего четыре года, попадает в кадр одного из эпизодов киноленты. В кадре видно, что Гранитной набережной у правого берега Невы ещё не существует. Точка съемки расположена на Малоохтинском проспекте. Интересно, что съемки фильма проходили как в Петербурге, где была отснята вся «натура», так и в Москве, где снимали значительную часть "квартирных" сцен, поскольку почти все актёры фильма были москвичами, очень востребованными и сильно загруженными в своих театрах. Оператором фильма выступил Дмитрий Долинин, которого многие помнят и по съемкам кинофильма «Шерлок Холмс».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
Детский советский художественный фильм «Андейка» режиссера Николая Лебедева, снятый в жанре киноповести в далеком 1958 году, богат на виды улиц и внутренних дворов Малой Охты. Картину можно считать неплохим иконографическим источником по изучению этой территории.
Некоторых показанных в сценах киноленты зданий и улиц уже не существует, а вид других со временем изменился. В кадры эпизодов попадают: Малоохтинский проспект, исчезнувшая Тонева улица, Республиканская улица, снесенная церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины (кинотеатр "Рассвет"), Малоохтинская пожарная часть и Большеохтинский мост. Последний попадает в кадр как вблизи, при въезде, так и в панораме. Часть съемок шла с точки на нынешней Свердловской набережной.
Действие фильма разворачивается на фоне революционных событий в Петрограде. Сюжет связан с фактами из биографии В.И. Ленина и повествует об отважности детей петроградских рабочих, их преданности вождю и революционной идеологии. Автором сценария выступил Александр Попов, а главные роли исполнили: Боря Васильев, Николай Тимофеев, Лилия Гриценко, Кирилл Лавров. «Андрейка» - далеко не первый фильм о революции, снятый на территории Малой Охты. В этих же местах еще в 1930-е годы проходила большая часть съемок двух фильмов из Трилогии о Максиме: «Юность Максима» и «Возвращение Максима».
Начиная с 1930-х гг. Большеохтинский мост с завидной частотой становился натурой для многих фильмов, снятых на киностудии «Ленфильм» и не только. Для такой популярности моста у кинематографистов есть две веские причины: история и красота.
В первой половине XX века большинство кинолент имели революционную тематику и пропагандистскую направленность. Поскольку Красногвардейский район является колыбелью революции, неудивительно, что режиссеры выбирали территории Большой и Малой Охты для натурных съемок фильмов о событиях 1917 года и последующих лет. Большеохтинский мост, как главная достопримечательность и маркер вышеуказанных мест, часто появлялся в кадре и становился фоном для сюжетных сцен. Например, в революционной драме 1991 года «Циники» режиссера Дмитрия Месхиева по Большеохтинскому мосту шествует революционная демонстрация.
За схожесть с Тауэрским мостом Большеохтинский мост становился большой декорацией к фильмам, где основное действие сюжета происходит в Лондоне. Одним из самых известных широкой публике эпизодов фильмов, снятых в Красногвардейской районе, является эпизод четвертой части советского цикла телевизионных фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры» режиссера и сценариста Игоря Масленникова. Очередной фильм о знаменитом английском сыщике, снятый по мотивам рассказов Артура Конан Дойля, вышел на экраны в 1983 году. С легкой руки оператора Дмитрия Долинина, Большеохтинский мост сыграл роль Тауэрского моста в Лондоне, а Нева превратилась на время съемок в Темзу. Основные сцены снимались в период белых ночей в 5 часов утра, чтобы в кадр не попали автомобили на набережной. Два съемочных дня герои фильма спускались и поднимались по гранитным ступенькам со стороны Малой Охты, и плавали по Неве туда-сюда на фоне Прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова. Знатоки рассказывают, что на старый катер, который взяли напрокат у местного жителя, приделали металлическую трубу, и жгли в ней солярку и солому, создавая имитацию дыма работающего парового двигателя.
Помимо фильма о Шерлоке Холмсе, Большеохтинский мост «сыграл» роль Тауэрского моста в картине «Приключения принца Флоризеля» 1979 года. Мост появляется в кадре в двух эпизодах: когда Флоризель бросает Алмаз раджи в Темзу (Неву), и когда он возвращается после дуэли с Председателем.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Советский двухсерийный детективный художественный фильм «Золотая мина» 1977 года, режиссера Евгения Татарского изобилует разнообразными видами Санкт-Петербурга. Камера следует за главным героем не только мимо всех главных достопримечательностей центра Северной столицы, но и в неприглядные дворы-колодцы, а также в спальные районы, обновленные современной архитектурой.
Не остался без внимания и парадный фасад Большой Охты – архитектурный ансамбль жилых домов между Свердловской набережной и Большеохтинским проспектом. Думается, что не только соседство с такими памятниками как Большеохтинский мост и Смольный собор, привлекли сюда создателей картины. Архитектурный ансамбль Свердловской набережной, возводимый с середины 1960-х гг., являлся для тех лет примером новаторского зодчества. Открыточный вид ансамбля, построенного на сочетании горизонтальных и вертикальных линий, обязательно входил в качестве иллюстрации в информационные или рекламные брошюры Красногвардейского района. Архитекторами выступили Васильев А. В., Козулин А. И. и Ловкачёв В. Н. Комплекс зданий включал в себя не только жилой фонд, но и различные учреждения, самыми известными из которых являлись: выставочный зал Союза художников России, ресторан «Невские берега», универмаг «Юбилей» и универсам «Охтинский». Именно до этого универсама главный герой провожает лейтенанта милиции Татьяну Лебедеву (Ларису Удовиченко), работающую под прикрытием и представившуюся ему работником торговли.
Универсам «Охтинский» как и ресторан «Невские берега» располагались в доме №62 по Свердловской набережной. Внимательный зритель заметит, что пара выходит из автобуса №22, который останавливается у здания универсама. Маршрут этого автобуса до сих пор называют одним из самых туристически привлекательных маршрутов общественного транспорта в Санкт-Петербурге, поскольку он затрагивает большую часть самых красивых мест и памятников нашего города. Согласно карте маршрутов городского транспорта за 1977 год, 22 автобус шел от Театральной площади до улицы Стасовой. Он переезжал через Большеохтинский мост, но не шел по Свердловской набережной, как показано в фильме, а сворачивал на Среднеднеохтинский проспект. По Свердловской набережной шел 27 автобус и останавливался он у выставочного зала Союза художников России, то есть, у дома №64. Так откуда же взялся 22 автобус на Свердловской набережной? Дело в том, что автобус кинодеятели взяли в аренду для съемок, а остановку выдумали, чтобы вписать ее в контекст содержания – сопроводить «работника торговли» к универсаму «Охтинский». Кроме того, в кадр очень органично попадают красивые перспективные виды на Смольный собор и Большеохтинский мост.
Совсем рядом с предыдущей точкой маршрута расположена следующая – дом №12 по Большеохтинскому проспекту, который также входит в ансамбль зданий вдоль Свердловской набережной.
Дом №12 - это жилой дом - «свечка», одна из вертикалей архитектурного ансамбля, перед которым расположен один из двух так называемых «итальянских двориков». Такие рекреационные зоны были созданы архитекторами, чтобы обыграть трехметровый перепад высот от набережной к проспекту. «Итальянскими» они названы из-за нетипичной двухуровневой планировки с цветниками, террасами, мостиками и гранитными лестницами, придающими зданиям характер южной архитектуры.
Именно оттуда, внутри так называемого «итальянского дворика» начинается действие детского фильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали», сюжет которого основан на одноименной книге советского писателя Яна Ларри. Произведение было написано в 1937 году и неоднократно переиздавалось. В 1948 году советский писатель Владимир Брагин выпустил фантастический роман под названием «В стране дремучих трав» с аналогичным сюжетом.
По сюжету картины в доме на Большеохтинском проспекте живут главные герои фильма Карик и Валя, брат и сестра, а также их сосед профессор Иван Гермогенович Енотов, разработавший эликсир, с помощью которого можно уменьшить кого угодно. История разворачивается таким образом, что дети случайно выпивают волшебный напиток и уменьшаются до размера насекомых. С этого момента начинаются их захватывающие приключения в микромире. Фантастический сюжет требовал новых технически сложных подходов к съемкам, таким образом фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали» стал одним из первых советских фильмов, в котором в полном объёме были применены визуальные спецэффекты.
Режиссером фильма выступил Валерий Родченко, а автором сценария Александр Александров. Роль Карика (полное имя которого Оскар) исполнил Алеша Черцов, а роль Вали сыграла шестилетняя дочь народного артиста РФ, циркового артиста, руководителя медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата Валентина Дикуля— Аня Дикуль, которая в дальнейшем стала актрисой цирка и кино. Роль профессора Ивана Гермогеновича Енотова исполнил Василий Ливанов – российский Шерлок Холмс. Так знаменитый артист уже во второй раз участвовал в съемках, проходящих на территории Красногвардейского района.
Интересный факт: до строительства ансамбля жилых домов на Свердловской набережной на месте дома №12 по Большеохтинскому пр. находился небольшой кинотеатр "Огонек", работавший даже во время блокады Ленинграда, с весны 1942 года.
В одном из описаний к сюжету советского двухсерийного фильма «Старший сын» 1975 года есть ремарка, что события происходят в глухом пригороде. Тем самым «глухим пригородом», где проходили съемки картины, стал район станции «Ржевка», а основным местом действия всех «домашних» эпизодов стали два дома на шоссе Революции.
Фабула сюжета фильма «Старший сын» режиссера и сценариста Виталия Мельникова состоит в том, что абсолютно посторонние друг другу люди за сутки становятся близкими и родными. Два друга, опоздавшие на последнюю электричку, решают хитростью обрести ужин и ночлег в незнакомом окраинном районе. Один из них – Владимир Бусыгин, роль которого исполнил Николай Караченцов, представляется внебрачным сыном хозяина одного из домов. Картину украшает звездный состав. Помимо Николая Караченцова, в картине заняты: Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Михаил Боярский, Наталья Егорова, Владимир Изотов.
Уже буквально с первых минут сюжет переносит зрителя на железнодорожную станцию, где виднеется небольшое изящное и узнаваемое здание вокзала. Это вокзал станции «Ржевка», построенный после Великой Отечественной войны в стиле сталинского неоклассицизма и снесенный в 2005 году при строительстве КАД.
В начале первой серии фильма есть эпизод, где герои Николая Караченцова и Михаила Боярского бегут от дома своих подруг в надежде успеть на последнюю электричку. При просмотре киноленты создается впечатление, что железнодорожная станция находится совсем недалеко от жилого квартала, внутри которого разворачиваются главные события. На самом деле между домами главных героев Сарафанова и Натальи, и станцией «Ржевка» около 4 км по прямой. Конечно, само название станции, название улиц и любое упоминание адресов в фильме отсутствует. Однако номер 57, написанный на стене дома Сарафанова, дает подсказку к разгадке адреса места съемки. Согласно проекту детальной планировки района Пороховых от 1962 года, дом №57-59 под литерой О по шоссе Революции был построен до 1917 года. До 1962 года здание числилось под номером 41. Дом Сарафанова не сохранился. Послужив напоследок декорацией к фильму , здание было снесено в период с 1976 по 1983 годы, почти сразу после съемок. Постройка находилась примерно в центре современного складского здания, построенного в 2015-2017, расположенного по адресу: шоссе Революции, дом 63, строение 1.
После захватывающего путешествия по следам «Ленфильма» можно отдохнуть в Ильинских (Большом и Малом) садах, посмотреть фрагменты использованных в маршруте кинолент или пофантазировать над своим собственным сценарием.
Ильинский сад, как одна большая зеленая зона, существует с первой половины XIX в. Он получил своё название от расположенного рядом храма Ильи пророка. Территория вокруг Ильинских садов – бывшая Ильинская слобода - настоящий клад для тех, кто задействован в киноиндустрии, ведь у этих земель богатое прошлое и несколько сохранившихся памятников архитектуры разных веков: храм Ильи пророка, Александровские ворота, плотина Охтинского порохового завода, здание избы-крутильни и т.д. Кроме того, здешние места связаны с событиями Великой Отечественной войны. По границе сада проходит часть мемориальной трассы «Ржевский коридор», созданная в 1985 году по концепции и эскизам архитектора В.С. Лукьянова к сороковой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Проезжая по шоссе Революции можно увидеть входящие в ее состав монументы «Хлеб насущный». Один из них расположен на территории Большого Ильинского сада.
В 1980-е гг., во время строительства нового жилого комплекса Ржевка-Пороховые, Ильинский сад окончательно сформировался как рекреационная зона и включил в себя культурные, природные и исторические объекты этого места. Официальное название - Большой Ильинский сад – было получено 8 октября 2007 г. На другой стороне Большого Ильинского моста располагается Малый Ильинский сад.
В 2018 году Малый и Большой Ильинские сады, были благоустроены в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Проект был реализован архитектурно-ландшафтной мастерской «Нескучный сад». Территории садов оборудованы детскими, спортивными и смотровыми площадками, местами для отдыха из экологичных материалов, велосипедными дорожками. Вблизи рек благоустроены набережные.
Как это место связано с «Ленфильмом»? Бытует мнение, что в Ильинском храме, как и в здании усадьбы Уткина дача, располагались реставрационные мастерские «Ленфильма» и склад для пленок. Это могло быть в послевоенные годы, когда церковь использовалась как складское помещение. Кто знает, может быть когда-нибудь красивый сад в месте слияния рек Охты и Лубьи станет местом съемок для будущих картин киностудии «Ленфильм».
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!