Время основания и местоположение Зелейного завода доподлинно не известны. На это обратил внимание еще К. И. Каменев в своем «Историческом описании Охтенского порохового завода», которое увидело свет в конце XIX века. (Первая глава первой части данного труда посвящена учреждению казенных пороховых заводов в Санкт-Петербургской губернии.) В энциклопедии «Санкт-Петербург», изданной в 2004-м, сказано, что Зелейный завод был заложен в 1710 году в северо-западной части Берёзового (ныне – Петроградского) острова, в конце просеки, которая проходила от кронверка крепости, теперь именуемой Петропавловской, к берегу Малой Невки, близ современного Большого Крестовского моста. При этом специалисты по топонимике придерживаются иной точки зрения. В книге «Петербург в названиях улиц» А. Г. Владимировича и А. Д. Ерофеева, выпущенной в 2009 году, и в Большой топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга 2013 года издания говорится, что Зелейный завод располагался в западной части Аптекарского острова, а на нынешнем Петроградском острове находилась Зелейная слобода, в которой жили рабочие этого завода. Так или иначе, но предприятие размещалось близ устья Карповки. Оно занимало обширную территорию, которая была обнесена палисадом (по другим данным, окружена рвом и валом).
Если верить всё той же энциклопедии «Санкт-Петербург», Зелейный завод начал работу в 1714 году. Первоначально там переделывали некондиционный порох, привозимый из Адмиралтейства и других мест, поскольку для производства своего пороха банально недоставало серы. Так, во всяком случае, объясняет столь узкий тогдашний профиль предприятия К. И. Каменев. Вскоре на заводе было налажено полноценное производство.
К концу XVIII века Санкт-Петербургский пороховой завод перестал себя оправдывать. Он представлял опасность для населения растущей столицы, да и пороха на нем производили всё меньше, главным образом для «потешных огней», то есть фейерверков. В 1801 году Зелейный завод был ликвидирован. Часть его оборудования и кадрового состава перевели на Охтинский пороховой завод.
О том, что на нынешней Петроградской стороне некогда существовали Зелейный завод и слобода при нем, напоминают Большая Зеленина, Малая Зеленина и Глухая Зеленина улицы, в названиях которых притаилось трансформировавшееся слово «зелье». В прошлом эти улицы тоже были Зелейными.
Ильинская церковь находилась не там, где теперь, а ближе к Охте, примерно на месте прямоугольной клумбы. Если верить рисунку в книге Андрея Ивановича Богданова и Василия Григорьевича Рубана о Санкт-Петербурге (1779 года издания), у церкви были две маковки со шпилями – над основным объемом и в западной части, как, впрочем, и у большинства храмов петровских времен.
Это произвело столь сильное впечатление на Елизавету Петровну, что позднее, уже будучи императрицей, она повелела с 1744-го проводить такой крестный ход ежегодно, дабы не потерять поддержку ветхозаветного святого.
Есть сведения, что эта традиция сохранялась до конца 1760-х годов, когда было завершено строительство церкви Владимирской Иконы Божией Матери, один из приделов которой освятили во имя святого пророка Илии. (Ныне этот храм известен как Владимирский собор.) Якобы с тех пор крестные ходы из центра города к Ильинской церкви на Пороховых больше не совершались. Однако в романе И. А. Гончарова «Обломов», действие которого происходит в XIX веке, походы на Пороховые заводы в Ильинскую пятницу упоминаются несколько раз. Упоминание о крестном ходе на Пороховых в Ильинскую пятницу можно найти и в повести А. М. Ремизова «Крестовые сестры», действие которой происходит в начале XX века.
В начале XVIII века земли на левом берегу Охты, в междуречье Малиновки и Жерновки (эти притоки Охты засыпали в конце 1970-х), были известны как Бутурлина дача. По имеющимся данным, они принадлежали Ивану Ивановичу Бутурлину, сподвижнику Петра I.
Позднее, при камергере Алексее Григорьевиче Жеребцове, имение стало называться Жерновкой. Это название было дано по протекавшей рядом реке.
Гавриловкой имение нарекли в конце XVIII века, когда его фактическим владельцем стал Гавриил Герасимович Донауров, с 1798 года носивший чин действительного статского советника.
Название «Екатерининское» напоминает о том времени, когда хозяйкой имения была Екатерина Александровна Сухозанет, урожденная княжна Белосельская-Белозерская.
В 1860-е владельцами имения стали супруги Безобразовы – Анна Ивановна (в девичестве Сухозанет) и Николай Александрович, камергер. По фамилии этой четы имение назвали дачей Безобразовых.
Сейчас усадьбу со столь богатой историей чаще, пожалуй, именуют Жерновкой. При этом на картах Google, в отличие от карт Yandex, она значится как «Дача Безобразова».
Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.
По другой, куда менее распространенной, версии, ворота стали именовать Александровскими значительно позднее, после перестройки завода при Александре II.
По другой, куда менее распространенной, версии, ворота стали именовать Александровскими значительно позднее, после перестройки завода при Александре II.
Всё началось со шлюпа «Камчатка», который совершил кругосветку под командованием Василия Михайловича Головнина в 1817–1819 годах. Шлюп «Восток» был флагманом первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819–1821 годов под руководством Фаддея Фаддеевича Беллин(г)сгаузена и Михаила Петровича Лазарева (последний командовал шлюпом «Мирный»). Есть основания полагать, что именно они открыли шестой континент – Антарктиду. На шлюпе «Сенявин» (компанию ему составил шлюп «Моллер», тоже построенный на Охтинской верфи; им командовал Михаил Николаевич Станюкович) в 1826–1829 годах кругосветный поход совершила экспедиция во главе с Фёдором Петровичем Литке. Считается, что это была одна из самых плодотворных русских кругосветок.
Эти и другие суда-кругосветчики с Охтинского мыса по праву вошли в историю не только отечественного флота, но и всего мирового мореплавания.
У нас нет сведений о том, что поэт посещал Жерновку. Зато доподлинно известно, что в 1828 году он часто приезжал в усадьбу Приютино к Олениным, поскольку был влюблен в их младшую дочь – Анну Алексеевну. Дорога в Приютино проходила через Пороховые. Не исключено, что по пути туда Александр Сергеевич мог заглянуть и в Жерновку к Крамерам.
С 1855-го по 1870 год усадьба, также известная как Кушелева дача, принадлежала графу Григорию Александровичу Кушелёву-Безбородко. Именно он принимал здесь Александра Дюма-отца, автора «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо». Писатель Дмитрий Васильевич Григорович, который также гостил в Полюстрове в конце 1850-х, запечатлел в своих «Литературных воспоминаниях» необычную атмосферу этой усадьбы: «Странный вид имел в то время этот дом, или, скорее, общество, которое в нем находилось. Оно придавало ему характер караван-сарая, или, скорее, большой гостиницы для приезжающих. Сюда по старой памяти являлись родственники и рядом с ними всякий сброд чужестранных и русских пришлецов, игроков, мелких журналистов, их жен, приятелей и т. д. Всё это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского, дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и отчасти болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому полную свободу делать что угодно. При виде какой-нибудь слишком уже неблаговидной выходки или скандала, – что случалось нередко, – он спешно уходил в дальние комнаты, нервно передергивался и не то раздраженно, не то посмеиваясь повторял: “Это, однако ж, черт знает что такое!” – после чего возвращался к гостям как ни в чем не бывало».
Вокруг усадьбы кипела курортная жизнь. Действовали павильоны с питьевой водой и минеральными ваннами, работали кофейня и ресторан. Для поправляющих здоровье и просто отдыхающих была организована обширная увеселительная программа – с музыкой, танцами, фейерверками и полетами воздушных шаров.
В 1868-м или 1870 году пожар уничтожил почти все здешние постройки. Восстанавливать курорт не стали. Огромное имение разделили на участки для продажи. Некоторые из них были куплены под строительство промышленных предприятий. Так начался новый – индустриальный – этап истории Полюстрова.
Новую жизнь оптимистичному, искрометному жанру дал театральный режиссер и педагог Исаак Романович Штокбант. В 1983 году вместе с выпускниками своего курса артистов эстрады в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии он создал нынешний музыкально-драматический театр «Буфф». В 1985 году молодой театральный коллектив нашел себе пристанище на Народной улице. С 2010 года театр располагается в специально построенном здании недалеко от пересечения проспекта Шаумяна и Заневского проспекта.
«У меня часто спрашивают, почему мой театр называется “Буффом”, чем “Буфф” отличается от других театров, – рассказывал Исаак Штокбант. – В принципе, ничем, если не считать его исключительной многожанровости. Высокая комедия соседствует здесь с острой сатирой, современный мюзикл – с кабаретным искусством. Мы играем, поем, танцуем и даже показываем фокусы. “Буфф” – авторский театр, у нас есть спектакли по пьесам, которые родились на сцене “Буффа” и которые вы не увидите ни в каком другом театре. Это наша “фишка”».
В 1864 году поморский старец Куликов, который несмотря ни на что желал быть погребенным на этом кладбище, подал соответствующее прошение. Спустя два месяца, в декабре того же года, он скончался. О просьбе доложили государю, и она была всемилостивейше удовлетворена. Дмитрий Александрович Куликов упокоился на Малоохтинском старообрядческом кладбище, которое в 1865-м вернули поморской общине.
Старообрядцам пришлось приложить массу усилий, чтобы добиться возобновления своего кладбища на Малой Охте. Они неоднократно ходатайствовали об этом, но решающую роль, по-видимому, сыграло коллективное прошение богатых купцов-поморцев. В 1865 году по личному разрешению Александра II кладбище вернули поморской общине. Трудно даже представить, какое значение имело для поморцев это событие. В своей книге «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка» Лев Яковлевич Лурье приводит слова петербургского журналиста Николая Александровича Скроботова, который в 1881 году опубликовал в газете «Петербургский листок» несколько очерков, посвященных петербургским старообрядцам. Рассказывая о возрождении малоохтинской твердыни старообрядчества, Скроботов отметил, что «один из упомянутых попечителей при разрешении вновь хоронить покойников на поморском кладбище выхлопотал дозволение вырыть гроб отца своего из могилы и перенес его с федосеевского кладбища на поморское». Затем примеру этого попечителя последовали другие поморцы.
16 февраля 1875 года примерно в 12 с лишним километрах к югу от ОПЗ, на другом берегу Невы, при большом стечении народа состоялось торжественное открытие Еврейского кладбища. Оно было основано как отдельный участок Преображенского кладбища (ныне – кладбище памяти жертв 9 января), а впоследствии стало самостоятельным. Регулярные погребения на новооткрытом кладбище начались только через две недели. Дело в том, что по древней еврейской традиции человека не хоронят одного, если на этом месте еще никто не захоронен. Иудаизм запрещает обрекать душу умершего на одиночество в загробной жизни. Чтобы надлежащим образом «запустить» кладбище, нужно было предать земле сразу двоих, но такой случай не представлялся. Впрочем, долго ждать, как вы уже поняли, не пришлось.
28 февраля 1875 года на Охтинском пороховом заводе произошел взрыв, жертвами которого оказались евреи Берка Бурак и Мошка Фрисно. Они-то и были погребены в одной могиле, которая стала первой на Еврейском кладбище в Петербурге. Это двойное захоронение сохранилось до наших дней. Оно находится совсем недалеко от молитвенного дома (Дома омовения и отпевания). На скромной стеле из песчаника, выполненной в виде скрижалей, на двух языках высечено: «Берка Бурак. Мошка Фрисно. Лаборатористы Охтенского порохового завода 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля, 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года».
Удивительно, но взрыв, унесший жизни этих молодых людей, не упомянут в списке пороховых взрывов за период с 1816-го по 1890 год, который содержится в «Историческом описании Охтенского порохового завода» К. И. Каменева. (1875 год, навсегда связавший предприятие с Еврейским кладбищем, в данном списке вообще не фигурирует.) О причинах отсутствия сведений об этом трагическом происшествии нам остается только догадываться. О самих погибших пороходелах мы, к сожалению, тоже ничего не знаем.
Через Ржевский полигон, если верить вездесущим велосипедистам, проходит лишь одна дорога общего пользования. Она соединяет деревни Борисова Грива и Матокса, расположенные во Всеволожском районе Ленинградской области. Вдоль этой дороги, со стороны Петербурга, насыпан земляной вал высотой метров 10, чтобы низколетящие снаряды не попали в проезжающий транспорт.
Церковь, вмещавшая до 900 человек, находилась примерно на том месте, где сейчас возвышается здание ЦКБМ с остекленной башней. Внутреннее убранство храма было весьма впечатляющим: трехъярусный золоченый иконостас, образа старинного письма и кисти Виктора Михайловича Васнецова, полковые знамена на стенах. При церкви действовало православное братство, членами которого были новочеркасцы и благотворители. Братство помогало не только нуждающимся однополчанам, но и бедным жителям Большой и Малой Охты. В том числе благодаря этому Новочеркасский полк пользовался у охтян большим уважением.
В 1904–1905 годах Новочеркасский полк участвовал в Русско-японской войне. С тех пор в полковом храме поминали погибших на Дальнем Востоке. В 1914-м у церкви даже планировали установить им памятник, но этот замысел так и не был осуществлен.
В 1918 году храм закрыли. До наших дней он не сохранился.
В истории этого подворья много неясного. Насколько известно, часть земли под его строительство сестры купили, еще часть получили в подарок от охтинских крестьян и некоей Смирновой. По наиболее распространенной версии, 13 июля 1900 года на этой земле был заложен одноэтажный деревянный дом для монахинь и послушниц, а через четыре месяца открылось подворье. (В краеведческой литературе есть упоминание о том, что сестры приобрели деревянное здание на Пороховском шоссе, в котором потом была устроена церковь.) У дома возвели временную деревянную часовню, которую затем перестроили по проекту гражданского инженера Павла Филадельфовича Вахрушева в двухэтажную церковь с главкой над звонницей. Церковь обшили тесом, и в мае 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
По Введенской церкви была названа небольшая улица, отходившая рядом с подворьем от Пороховского шоссе (ныне – шоссе Революции).
13 марта 1919 года монастырское подворье было преобразовано в приход. Летом 1932-го церковь закрыли. Бывшее подворье, какое-то время использовавшееся как общежитие, до наших дней не сохранилось.
– Кто на Охте не живал,
Тот горя не знает,
А мы жили-поживали,
Все горе узнали.
– Ай, фабричные девчонки,
Почему вы бледны?
– Оттого мы худы, бледны,
Что живем мы бедно.
Поутру рано встаем,
Поздно спать ложимся.
У нас машинушки худые,
Шпинделя кривые.
Подмастерья молодые
Ни черта не знают,
Только знают-понимают –
К мастеру подводят.
Мастера-то англичане
Всё штрафы становят.
Куда интереснее история с павлином, тем более что в экстерьере здания эта гордая птица не присутствует. В городском фольклоре бытуют две версии, в которых психологические, орнитологические и декоративные мотивы тесно переплетены между собой.
Версия первая. Поговаривают, что купец Иванов был высокомерен и питал особую страсть к роскоши, за что и получил прозвище «Павлин». Острые на язык петербуржцы увековечили это прозвище в названии дома, уподобив его птичьей клетке.
Версия вторая. На втором этаже особняка установлен камин с яркой керамической отделкой (преимущественно в зеленых тонах), украшенный фигурой павлина. Молва об этом камине разнеслась по Петербургу, и павлин стал символом купеческого дома.
Весьма любопытно, знал ли «Павливанович» о своем павлиньем прозвище и намеренно (для этого нужно было обладать чувством юмора и самоиронией) или случайно «поселил» в особняке второго – каминного – павлина. На эти вопросы, как и на вопрос о том, какой именно павлин попал в народное название, однозначно ответить, увы, уже невозможно.
Возможно, что такое внимательное отношение к простому народу и его тяготам было связано с тем, что основатель рода купцов Елисеевых происходил из крестьян и нажил свои капиталы тяжелым трудом и старанием, обеспечив не только своих детей, но и облагодетельствовав тем самым многих охтян и жителей других петербургских районов.
Пароход принадлежал купцу Шитову, чьи ветхие посудины славились своей ненадежностью и зачастую обслуживались неквалифицированными, случайными людьми. Работа шитовского пароходства вызывала массу нареканий у горожан, поэтому в случившемся народная молва обвинила именно судовладельца. Шитова, как пишут в своей книге «Из жизни Петербурга 1890–1910-х годов. Записки очевидцев» Д. А. Засосов и В. И. Пызин, «присудили к тюремному заключению сроком на один год и обязали выплатить пособия семьям погибших».
Апрельская трагедия бурно обсуждалась в прессе и ускорила начало строительства моста, в котором так нуждались обитатели обоих берегов Невы. Мост Императора Петра Великого был открыт в 1911 году.
Бронзовый Пётр смотрит на Охтинский мыс, на котором в XVII веке располагалась шведская крепость Ниеншанц. Русские войска овладели ей 1 мая 1703 года. Земли близ устья Охты показались Петру подходящими для водворения корабелов. В начале 1720-х сюда из северных губерний переселили вольных плотников, которым предстояло работать на казенных верфях. В основном это были уроженцы нынешних Архангельской, Вологодской, Костромской и Ярославской областей. Большую часть из них разместили в специально срубленных избах на правом берегу Охты, меньшую – на левом. Отсюда и произошли названия поселений – Большая и Малая Охта. А Пётр Алексеевич до сих пор почитается охтянами как отец-основатель их переведенских слобод.
После октября 1917 года квартиры в доходном доме стали коммунальными, а судьба «Дома с павлином», по имеющимся данным, много лет была связана с детьми и системой образования. Во время Великой Отечественной войны там последовательно располагались стационар для детей-дистрофиков и школа. Позднее – другая школа, а после создания современного Красногвардейского района (13 апреля 1973 года он был выделен из Калининского) – районный отдел народного образования. Сейчас в «Павливановке» «квартирует» Централизованная бухгалтерия Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
В связи со строительством моста Александра Невского (оно велось в 1960–1965 годах) эту прибрежную территорию существенно перепланировали. Старые амбары, склады и некоторые жилые здания были снесены. В результате сильно изменился облик площади Александра Невского и ее окрестностей (впоследствии здесь появились новые объекты: 3 ноября 1967-го открылась станция метро, в 1970-е годы ее наземный павильон был встроен в здание гостиницы «Москва», а на Синопской набережной вступила в строй автоматическая междугородная телефонная станция), освободился от амбарного «заслона» со стороны Невы архитектурный ансамбль лавры. До наших дней сохранилось только пять амбаров на северном берегу Обводного канала, которые обращены к нему своими торцами. Построенные для лавры в 1840-е годы, они признаны памятником регионального значения.
О хлебном прошлом этого уголка нашего города также напоминает Амбарная улица, которая проходит от площади Александра Невского до Херсонской улицы. Исчезнувший почти на полвека топоним (26 января 1970-го улицу включили в состав Синопской набережной) был возвращен из небытия постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года.
Набережная, ныне известная как Синопская, некогда была важным центром хлебной торговли. Здесь располагалась знаменитая Калашниковская пристань, куда привозили зерно и муку из разных регионов России. Она была названа по фамилии купцов-хлеботорговцев Калашниковых. В 1871 году название этой пристани перешло на проспект, который в 1918-м стал проспектом Бакунина. Кстати, вышеупомянутая набережная в 1887–1952 годах тоже именовалась Калашниковской: ее нарекли по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу. Добавим, что неподалеку находилась Калашниковская хлебная биржа, которая была открыта в 1895 году.
Если жизнь не надоела,
Не люби пороходела.
Если хочешь быть в живых,
Уходи с Пороховых!
К счастью, характер этого района постепенно меняется к лучшему. В том числе – благодаря библиотеке.
Высота поясной фигуры составляет 1,4 метра, постамента – 1,9 метра.
Инициатором установки памятника был известный гигиенист, профессор Григорий Витальевич Хлопин. Бюст был отлит мастером Карлом Ивановичем Миглин(н)иком еще в 1916-м, в год смерти Мечникова.
Помимо монумента на территории больницы, которая носила имя Ильи Ильича Мечникова больше семи десятилетий, нобелевскому лауреату 1908 года установлены памятники в Харькове, Днепре, Краматорске (все – Украина), Париже (Франция).
До начала блокады положение дел в больнице было относительно нормальным: имелись запасы лекарств, перевязочных материалов, функционировали водопровод, канализация, система электроснабжения.
В сентябре 1941-го начались регулярные авианалеты на Ленинград. Зимой 1941–1942 годов из-за нехватки электроэнергии остановилось движение городского электротранспорта. Добираться до больницы пешком персоналу было всё сложнее. (Есть данные, что трамваи перестали ходить до больницы в ноябре 1941 года.) В связи с этим медики стали жить в кабинетах и ординаторских.
Первая блокадная зима оказалась для больницы крайне тяжелым периодом. Начались перебои с электроснабжением, вышли из строя водопровод, канализация, центральное отопление. Перестали работать рентгеновские кабинеты, лаборатории, прачечная. Из-за прекращения подачи воды в аптеке не могли готовить водные растворы, поэтому лекарства отпускались в порошках. В палатах установили самодельные печки-времянки (буржуйки), пищу готовили на дровяных плитах. Топливо сотрудники больницы заготавливали сами. На проспекте Ленина (с января 1944-го – Пискарёвский проспект) на дрова разбирали деревянные дома. К этим и другим работам активно привлекали выздоравливающих. На четырех этажах павильона № 25 были устроены квартиры для врачей и их семей (по четыре квартиры на этаж).
Обновленный Комаровский мост прослужил 15 лет. К концу 1950-х его техническое состояние стало совершенно неудовлетворительным из-за загнивания опорных частей (они были деревянными). В результате в 1958 году мост закрыли для движения транспорта. Вместо него был построен нынешний – железобетонный – Комаровский мост, открытый в 1960-м.
Высота этих мощных пилонов составляет, по разным данным, 8 или 11 метров, а ширина – около 1,5 метра. Квадратные в сечении, они облицованы розовым гранитом. Каждый пилон опоясан широким фризом, на котором размещены два овальных медальона с индивидуальными барельефными портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина: один – с севера, другой – с юга. На барельефе фриза также изображены знамена с бахромой и кистями.
В какую бы сторону вы ни проезжали между пилонами по улице Коммуны, слева от вас будет профиль Ленина, а справа – Сталина. Вожди смотрят друг на друга с пилонов и будто ведут бесконечный молчаливый диалог.
Венчают Триумфальные пилоны пятиконечные звезды (с серпом и молотом) в дубовых венках, которые водружены на ядра. На западном пилоне, со стороны, противоположной проезжей части, закреплена памятная табличка.
В 1952 году, когда «Малоохтинская» располагалась в помещении на тогдашнем Дальневосточном проспекте (сейчас это часть Новочеркасского проспекта), с магазином № 2 Горпромторга был заключен договор об организации библиотеки-передвижки. За комплектование и регулярный обмен книжного фонда передвижки отвечала «Малоохтинская», а магазин нес ответственность за сохранность книг и выделял своего сотрудника для работы с читателями. Его называли передвижником.
Библиотеки-передвижки, призванные сократить расстояние между книгой и читателем, практически исчезли в Петербурге к середине 1990-х годов.
Мало кто знает, что берега Невы тоже мог бы связывать Новый мост. Собственно говоря, он их и связывает, только носит другое название. В период своего строительства металлический мост, о котором идет речь, непритязательно именовался Железнодорожным, поскольку был предназначен для движения поездов. По нему должна была пройти (и прошла) Соединительная линия между Финляндской железной дорогой и другими железными дорогами тогдашней Российской империи. Он был открыт в октябре 1913 года и получил куда более помпезное название – мост Императора Александра I. Оно не имело никакой привязки к объекту, из-за чего, по-видимому, и не прижилось. (По другой версии, высочайший указ о присвоении этого наименования просто не был исполнен.) Так как мост был построен в основном на средства Великого княжества Финляндского, его окрестили Финляндским железнодорожным. Современным петербуржцам он известен именно под этим названием. Вместе с тем, если верить топонимической литературе, долгое время также использовалось наименование «Новый мост»; специалисты по топонимике обнаружили его в некоем справочнике 1955 года. Однако официально стать тезкой парижского собрата нашему мосту было не суждено.
Впрочем, свой Новый мост в Петербурге всё-таки есть. Это скромный однопролетный работяга, один из множества городских мостов, которые, увы, остаются безымянными даже для жителей их окрестностей. Его построили в створе проспекта Ветеранов в 1968 году. Название этому мосту подарила река Новая, через которую он переброшен.
Объявления обо всех массовых мероприятиях, проводимых в «Малоохтинской», вывешивались на трамвайной остановке неподалеку.
Кроме того, библиотека установила тесную связь с кинотеатром «Рассвет», который находился в здании бывшей церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском проспекте. (Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней.) Сотрудники «Малоохтинской» проводили в кинотеатре беседы, читали лекции, выступали с библиографическими обзорами и, конечно, рассказывали о том, где расположена библиотека и в какие часы она работает. Такие мероприятия предваряли сеансы и, как правило, были тематически связаны с демонстрируемыми кинофильмами.
Примечательно, что много лет спустя этот формат библиопродвижения чудесным образом возродился. Теперь «Малоохтинская» сотрудничает с кинотеатром «Заневский», проводя в нем различные акции и флешмобы. В 2019 году перед одним из киносеансов зрителям показали экспериментальную презентацию на большом экране. Так молодые сотрудники библиотеки, даже не подозревая об опыте предыдущих поколений, запустили новый виток истории.
Уже после распада Советского Союза, в 1990-е, с пилонов, как вспоминают местные жители, исчезли пятиконечные звезды. Говорят, якобы одна упала сама, а другую, зацепив тросом, сдернули охотники за цветными металлами.
Очередной крутой поворот в судьбе пилонов произошел благодаря празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 2005–2006 годах пилоны отреставрировали, с барельефов Сталина сняли ржавые щиты, на ядра вновь водрузили звезды в дубовых венках. Так пилоны обрели свой первоначальный вид и вернули себе право называться Триумфальными.
21 августа новенький «Ту-124» № 45021 (его ввели в эксплуатацию весной 1962-го) вылетел из Таллина в Москву. В столице Советского Союза он должен был приземлиться в аэропорту Внуково. На борту были 52 человека: 45 пассажиров, в том числе один ребенок, и семь членов экипажа. Вскоре после взлета обнаружились неполадки с шасси: носовая стойка упорно не убиралась. Вернуться назад самолет не мог, поскольку над Таллином сгустился туман, да и взлетно-посадочная полоса тамошнего аэропорта (сейчас он носит имя Леннарта Мери, но многие по старой памяти называют его Юлемисте) была коротковата и не подходила для нештатной посадки. Диспетчер направил аварийный борт в Ленинград, в аэропорт Шоссейная (ныне – Пулково).
Экипаж попытался закрепить переднюю ногу шасси в выпущенном положении, надавив на механизм распора через люк в полу пилотской кабины. Для этого бортмеханик принес из гардероба металлическую перекладину, на которую вешали одежду. (В других описаниях происходившего на борту фигурируют шест и уж совсем прозаическая швабра.) Увы, дожать ногу не удалось. Самолету предстояло садиться практически «на брюхо», что чревато возгоранием. Чтобы свести этот риск к минимуму, нужно предварительно выработать топливо, поэтому пилоты, снизившись до высоты около 500 метров, стали облетать город. Бортпроводники тем временем перенесли 20 ящиков с копченым угрем (кому везли деликатес – загадка до сих пор) из переднего багажно-грузового отсека в хвостовую часть, чтобы при приземлении самолет не клюнул носом. Служащие ленинградского аэропорта уже приняли необходимые меры для обеспечения посадки. Насколько можно судить, к грунтовой полосе, специально предназначенной для подобных случаев, были подогнаны пожарные машины и машины скорой помощи. Все надеялись, что рейс № 366 завершится относительно спокойно, пусть и в Ленинграде, а не в Москве.
Однако проблемами с шасси дело не ограничилось. Самолет сделал семь кругов, и командир решил пойти на восьмой, поскольку топлива, судя по показаниям приборов, еще было достаточно (или даже в избытке). (Вероятно, топливомер или расходомер тоже был неисправен.) И тут остановился левый двигатель. Экипаж дважды перезапускал его. Двигатель оживал и снова глох. Диспетчер дал экипажу разрешение на сквозной пролет над городом. Прямо над центром Ленинграда у самолета отказал и правый двигатель. «Ту-124» превратился в планер и дотянуть до Шоссейной уже никак не мог. Оставалось одно – садиться на Неву. Отправив остальных членов экипажа в пассажирскую кабину, командир передал управление второму пилоту, ранее служившему в военно-морской авиации. (Есть сведения, что у «второго» был опыт пилотирования гидросамолетов.) Пролетев над Большеохтинским мостом и распугав строителей моста Александра Невского, авиалайнер благополучно приводнился недалеко от Финляндского железнодорожного моста.
Здесь на помощь воздушному судну пришел буксир БП-10, тянувший плот из бревен вниз по Неве. Его молодой капитан быстро сообразил, что случилось ЧП, и действовал на редкость решительно. Бросив свой плот, он аккуратно подвел буксир к самолету и подал летчикам буксировочный трос. Те накинули его на рулевые колонки, и буксир оттащил «Ту-124» к правому берегу, где в то время был плотовой рейд. Одно крыло самолета удалось завести то ли под, то ли на плоты, и по ним, как по мосткам, пассажиры вышли на сушу.
Кстати, в некоторых статьях, посвященных этому событию, упоминается о том, что среди пассажиров рейса № 366 был Алексей Ридигер – будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Мы не можем утверждать, что он находился тогда на борту, но, например, в статье, опубликованной на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии РПЦ, об этом говорится как о действительном факте.
Любопытно, что 30 октября те же танки проэкзаменовали новый Тучков мост. Его открыли 6 ноября.
Каштановую аллею на проспекте Шаумяна заложили в 1965 году, высадив худенькие саженцы на участке от Заневского проспекта до Гранитной улицы. Со временем эти саженцы превратились в большие деревья, в тени которых назначают свидания, гуляют с друзьями или в одиночестве. Сегодня это самая протяженная каштановая аллея Петербурга. По имеющимся данным, ее длина составляет около 700 метров.
В конце 1970-х годов, в связи с застройкой микрорайона Ржевка-Пороховые, деревенская Малиновка ушла в прошлое. Тогда же засыпали одноименную речку. Ее заглохшее устье до сих пор можно увидеть за Домом молодежи. Кстати, пруды в соседнем парке «Малиновка» – это, по всей вероятности, остатки ее же русла.
Сад «Нева» разбили в 1970-м на том месте, где позже должен был появиться правобережный выход автомобильного Орловского тоннеля. Свое название этот тоннель получил, вероятно, по Орловской улице, в районе которой он должен был вынырнуть на левом берегу Невы. Ближе всего к своему осуществлению идея строительства данного тоннеля была, пожалуй, при Валентине Ивановне Матвиенко. Сменивший ее на посту губернатора Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко счел задумку слишком дорогой, и от реализации проекта отказались. Однако в 2017–2018 годах в петербургских СМИ вновь заговорили об Орловском тоннеле. Теперь его судьба во многом зависит от нового главы нашего города – Александра Дмитриевича Беглова.
Оригинальная ограда стала знаменитой благодаря советско-итальянскому художественному фильму «Невероятные приключения итальянцев в России», который в 1973 году сняли Эльдар Александрович Рязанов и Франко Проспери. В поисках сокровищ, спрятанных «подо львом» в городе на Неве, герои этого фильма добираются и до «зверинца» на Свердловской набережной.
Удивительно, но данных об авторе (или авторах) этой ограды, о времени и месте отливки ее статуй нет. Зато известно, что в советские годы полюстровский львиный прайд редел, а цепи вообще исчезали. Об этом свидетельствуют старые фотографии ограды, которые без труда можно найти в Интернете.
В Сети можно найти любопытную легенду о возникновении этого карьера. На краю Ржевского артиллерийского полигона планировалось подготовить площадку для какого-то будущего завода. Площадку выровняли, стали рыть котлован. Каждый день был задействован один и тот же экскаватор; в конце смены его оставляли на дне котлована, после чего машинист уходил домой. Но однажды, придя утром на работу, экскаваторщик не нашел свою машину. Ее скрывала толща воды метров в 10!
Говорят, якобы экскаватор добрался до артезианских вод, поэтому теперь карьер наполнен минералкой изумрудного цвета. Скорее всего, это преувеличение, поскольку артезианские воды залегают очень глубоко. Да и сам карьер образовался, надо полагать, далеко не так романтично: вероятно, тут просто добывали песок. Однако пока вода в карьере действительно очень чистая, рыбы и водорослей практически нет, купаться там летом – одно удовольствие.
Весь этот комплекс на улице Маршала Тухачевского, 31 – многоэтажный дом и пристройка, в которой располагается ШКАФ, – вообще весьма примечателен. Он был построен в 1982–1983 годах по индивидуальному проекту, который разработали архитекторы О. Б. Фронтинский, С. В. Гайкович и В. Б. Верюжская. Жилой дом – гостиничного типа, с общими коридорами-галереями и большим количеством маленьких трехуровневых квартир. Есть сведения, что его возвели для сотрудников Ленинградского производственного объединения «Красный выборжец».
При съемках фильма «Сокровища Агры», который вышел на телевизионные экраны в 1983 году, режиссеру Игорю Фёдоровичу Масленникову понадобилось сделать хотя бы намек на виды британской столицы. Полноценная съемка на натуре была невозможна. Пришлось использовать кадры Лондона, снятые корреспондентом Центрального телевидения СССР. Их смонтировали с крупными планами Ленинграда, на которых было трудно разглядеть, что роль Темзы играет куда более полноводная Нева, а в качестве Tower Bridge выступает Большеохтинский мост.
Библиотека переехала сюда в 1969 году. А в 1984-м в «Пороховской» побывала дочь Сергея Лазо – Ада. На память об этой встрече она подарила библиотеке книгу «Сергей Лазо. Дневники и письма», которую подготовила вместе со своей матерью – Ольгой Андреевной Лазо. Ада Сергеевна даже сделала на книге дарственную надпись.
Поскольку «Площадь Александра Невского 2» находится на левом берегу Невы, полностью правобережной линия никогда не была. Со временем линия стала длиннее, на ней открылись новые станции. По состоянию на май 2020 года их восемь: четыре – на левом берегу Невы, четыре – на правом.
Сейчас ведется строительство нового участка, с запуском которого линия, всё чаще называемая Лахтинско-Правобережной или Правобережно-Лахтинской, получит продолжение в западном направлении. Планируется, что станции метро «Горный институт» («Большой проспект») и «Театральная» будут открыты в 2020-е годы.
В конце 1970-х годов на кафедре эстрадного искусства ЛГИТМиКа Исаак Штокбант начал работать со своими студентами в аудитории № 48. Едва ли кто-то мог тогда предположить, что после выпуска в 1983-м этот курс не только не распадется, но и создаст свой собственный – музыкально-драматический – театр. Публике он известен как «Буфф».
Штокбант считал, что будущий артист должен научиться одинаково успешно выступать на драматической сцене, уличной эстраде и цирковой арене. Каждую неделю Исаак Романович устраивал открытый урок, на котором студенты его мастерской показывали свои актерские придумки. Евгений Александров, ныне заслуженный артист Российской Федерации, а тогда студент курса, вспоминает: «Каждый четверг, раз в неделю, мы делали, что хотели. Приглашали гостей – друзей, педагогов, зрителей – и что-то пели, что-то играли. Это был такой актерский капустник, и что было очень приятно – к нам было не попасть. Да, иногда что-то не получалось, что-то было откровенно плохо, но что-то и шикарно. Именно из этих “творческих четвергов” родился первый эстрадный спектакль – “Первый концерт”, затем второй – “Гостиный двор”».
Студенты, по словам Исаака Штокбанта, «подходили к эстрадному искусству через игру и актерскую фантазию». Из их зачинов складывались номера, этюды, а затем и первые учебные спектакли. В роли конферансье выступал Евгений Альпер, который, еще учась на третьем курсе, стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Весь учебный процесс был направлен на воспитание артистов, которым подвластны самые разные жанры. Усилия Исаака Романовича и второго педагога курса, Анатолия Самойловича Шведерского, не пропали даром. «Буфф», созданный их учениками, остается одним из самых ярких и необычных театров Северной столицы.
В кинофильме Дмитрия Светозарова есть жуткий эпизод, когда троллейбус с пассажирами на ходу проваливается под землю. Если приглядеться, можно понять, что этот эпизод снят у пересечения Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, недалеко от ныне несуществующего кинотеатра «Охта» (сейчас на его месте высится современное здание музыкально-драматического театра «Буфф»). Есть сведения, что во время строительства станции метро «Красногвардейская» (ныне – «Новочеркасская») произошел провал дорожного полотна. Видимо, этот провал и был использован кинематографистами.
К съемке на Заневском проспекте тщательно подготовились, благодаря чему эпизод получился очень убедительным, почти документальным. Примечательно, что кадры, на которых люди, выпрыгивающие из салона троллейбуса, и один из тех, кто бросился им на помощь, оказываются в провале с водой, сняты в ноябре – декабре. Каскадеры и актеры массовки были легко одеты, а погода, как вспоминают очевидцы, стояла холодная. Снег вокруг съемочной площадки был засыпан специально привезенным песком.
Кто-то догадался, что из букв слова «Красногвардейская» можно почти полностью составить слово «Новочеркасская». Это давало возможность сэкономить, выложив новое название станции на путевых стенах из букв прежнего. Нужно было только поменять буквы местами, заодно убрав лишние и добавив недостающие.
Не хватало, как вы понимаете, букв «О» и «Ч». «О» изготовили по образцу литеры из прежнего названия (по другой версии, взяли уже готовые буквы), а вот «Ч», которой нет в слове «Красногвардейская», пришлось создавать с нуля. С этим делом вышла незадача. Название, которое станция носила почти семь лет, было набрано шрифтом с мощными засечками, однако «Ч» для нового названия почему-то выполнили вообще без засечек. Получившиеся буквы казались чужеродными и много лет вызывали недоумение у внимательных пассажиров метро.
Годы спустя эта история получила продолжение. В феврале 2011-го шрифтовик и блогер Иван Гладких написал письмо в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», в котором вызвался бескорыстно помочь с устранением шрифтового несоответствия на «Новочеркасской». Руководство городского метрополитена прислушалось к этому сигналу, но решило обойтись своими силами и средствами. В результате в ночь с 10-го на 11 октября того же года название станции на путевых стенах приобрело нормальный вид: четыре буквы «Ч» были заменены правильными, с мощными засечками.
Памятный знак не появился бы без финансовой поддержки из Швеции, в том числе от газеты «Дагенс Индустри» (Dagens Industri). Он был установлен недалеко от Большеохтинского моста, там, где в прошлом располагался один из бастионов шведской крепости Ниеншанц.
На камне под нынешним дубом высечен план крепости и города Ниен (с экспликацией), а также дана краткая историческая справка.
Ладожский должен был стать шестым железнодорожным вокзалом Санкт-Петербурга. Однако в 2001 году Варшавский вокзал сначала закрыли на реконструкцию, а затем и вовсе упразднили. (Ныне в здании бывшего вокзала расположен торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».) Ладожский открылся в 2003 году, но пассажиров в Северной столице по-прежнему обслуживают пять железнодорожных вокзалов.
Ладожский вокзал возвели в сжатые сроки, хотя градостроительная ситуация была довольно сложной. Поставить здание вокзала параллельно путям не позволяли размеры участка. К тому же строительство требовалось вести в условиях продолжающегося движения поездов через станцию. В итоге вместо вокзала берегового типа было создано инновационное сооружение, которое совмещает в себе вокзал-мост и вокзал-тоннель.
Фактически вокзальный комплекс «Ладожский» включает два вокзала. Вокзал поездов дальнего следования поднят над путями в виде конкорса (распределительного зала), а вокзал пригородных поездов расположен ниже уровня земли, отданного поездам и городскому транспорту. Эти три уровня связаны по вертикали функционально (лестницами, пандусами, эскалаторами, лифтами) и визуально (огромными световыми колодцами).
Внутренние помещения комплекса – зоны ожидания с кафе и торговыми точками, билетные кассы – расположены над и под железнодорожными путями и платформами. Поезда проходят здание насквозь, как через тоннель.
В сложный, но интуитивно понятный план вокзального комплекса вписаны пути подъезда городского наземного транспорта и автомобильная платформа (эстакада) с парковкой. Эта платформа, расположенная на верхнем уровне сооружения, перед вокзалом поездов дальнего следования, по сути, играет роль привокзальной площади.
Его «коллега» по прозвищу Петрович дежурит на нижнем ярусе каланчи Спасской пожарной части, расположенной на углу Садовой улицы и Большой Подьяческой улицы. Кому первому пришло в голову поставить манекен на пожарной каланче, доподлинно не известно, но бессменные «дежурные» полюбились петербуржцам и довольно часто попадают в объективы фотокамер.
В начале 2000-х по инициативе жителей Красногвардейского района и при поддержке муниципальной власти памятник Петру I был воссоздан по фотографиям. Монумент занял свое историческое место в мае 2003 года, накануне 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.
Молочный промысел был для этих мест традиционным: охтинки снабжали петербуржцев молоком, сливками, маслом, сметаной и творогом с петровских времен.
Жаль только, что сегодня невская перспектива скрыта застройкой, а потому «Охтенка» спешит скорее в торговый комплекс, чем на другой берег реки.
Регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем эти девушки оставались на своих постах и направляли транспортные колонны. Их бессмертному подвигу в годы блокады и посвящен памятный знак «Регулировщица».
В годы блокады полуразоренное православное кладбище на Малой Охте стало местом стихийного погребения умерших и погибших ленинградцев. После войны здесь был обширный пустырь, на участке которого впоследствии построили стадион «Дружба». Его уже тоже нет на карте города.
В память о событиях Великой Отечественной войны, о жителях и защитниках осажденного Ленинграда на месте уничтоженного кладбища была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее закладка состоялась 28 августа 1996 года, а освящение прошло 8 сентября 2001-го, в день 60-летия начала блокады. Неудивительно, что в народе Успенский храм на Малой Охте называют Блокадным.
В 2011 году библиотеку на проспекте Энергетиков, 30/5 реконструировали в стиле «Средиземноморье на Охте». На выбор дизайн-концепции повлияли два обстоятельства. Во-первых, 2011-й был объявлен в России Годом Испании и Италии. Берега двух этих замечательных стран омываются, в частности, водами Средиземного моря. А во-вторых, Санкт-Петербург страдает от хронической нехватки солнца, что не компенсирует даже выход к Балтике.
После реконструкции «Охтинская» стала самым солнечным уголком своего микрорайона. В интерьере библиотеки преобладают белый, голубой и желтый цвета, которые напоминают о море, солнце и песке. Настоящий средиземноморский пляж недалеко от Охты!
Работы были отобраны в рамках второго Симпозиума по городской скульптуре (на тему «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»).
В парке установили работы «Дали созерцающий», «Венеция», «Италия обнаженная», «Римская копия греческого оригинала», «Terra Italia», «Фламенко», «Итальянская матрона», «Любовники».
Осенью 2012 года к ним добавилась скульптура «Облако», которую отобрали уже в ходе следующего Симпозиума, посвященного Году России.
Гостями клуба за время его существования были президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны Ю. И. Колосов, археолог, руководитель раскопок на Охтинском мысу П. Е. Сорокин, протоиерей храма Святого Пророка Илии на Пороховых И. Н. Александров, главный специалист Российского государственного исторического архива (РГИА) Г. А. Ипполитова, журналист и петербурговед С. Е. Глезеров, историк, автор «Охтинской энциклопедии» А. Ю. Краснолуцкий и многие другие.
КЛИО проводит различные экскурсии по историческим местам Охты и достопримечательностям Санкт-Петербурга.
Проект нового четырехполосного участка разработало ГУП «Ленгипроинжпроект». Прокладку этой трассы, чтобы не оставить возводимый ТРЦ без подъезда, взял на себя застройщик делового квартала. Поскольку нумерация домов на проспекте Металлистов ведется от Якорной улицы, его южное продолжение зажило собственной жизнью. По настоянию специалистов, желавших возвратить из небытия утраченный местный топоним, оно получило название «Брантовская дорога». Правда, пока дорога эта двухполосная, а движение по ней одностороннее – с севера на юг. Тем интереснее будет следить за ее развитием.
Брантовской дорогу назвали по фамилии Василия Эммануиловича Бранта. На рубеже XIX–XX веков этот петербургский предприниматель управлял фирмой (торговым домом) «Э. Г. Брант и К°», которая занималась, в частности, лесоторговлей. Фирме принадлежали Охтинские лесопильные заводы, находившиеся в Матросской слободе, в районе теперешней Магнитогорской улицы.
Утраченное в советские годы название вернулось в городскую топонимику благодаря начавшемуся перепрофилированию этой территории, которая долгое время была большой промзоной. Сегодня Брантовская дорога вновь на слуху. Во многом это объясняется тем, что здесь расположен известный торгово-развлекательный центр «Охта Молл».
Выдающийся фильм Динары Асановой «Пацаны» вдохновил Ларису Афанасьеву, художественного руководителя «Упсала-Цирка», на работу с подростками из спецшколы № 1. (Это учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для юных правонарушителей прекратило свое существование в 2017 году. Его территория и корпуса были переданы соседней спецшколе № 2 открытого типа, а немногочисленные воспитанники переведены в Сланцевскую спецшколу закрытого типа.) Асанова искала в этом, тогда еще ленинградском, учреждении героев для своего фильма (он вышел на экраны в 1983 году). Афанасьева предложила ребятам из уже петербургской спецшколы занятия паркуром и акробатикой. В рамках проекта «Цирк за забором» с подростками, чье поведение принято называть девиантным, поставили спектакль «Точка». Его премьера состоялась 27 мая 2016 года. В этот день ворота закрытой спецшколы № 1 (улица Аккуратова, дом 11), куда обычно не пускали даже собственных выпускников, были открыты. При входе продавались билеты на спектакль. В итоге на первом представлении «Точки» собралось полтысячи зрителей, включая театральных критиков!
Концептуальные поиски начали с логотипа. Выбирая визуальный образ вместе с дизайнером ЦБС, работники библиотеки почти сразу остановились на ките, выполненном в технике оригами. Это простое, симпатичное и запоминающееся изображение подтолкнуло к переосмыслению всей работы библиотеки. Тут же родилась расшифровка: «КиТ» – «Книги и творчество». Так библиотека получила имя собственное, логотип и даже обновила концепцию.
Как известно, у каждого человека есть множество талантов. Чтобы раскрыть их, нужна лишь творческая среда, которая стимулирует и воодушевляет. В пространстве «Ржевской» эту среду формируют увлеченные люди, чей культурный кругозор не ограничен только актуальным искусством или условным ретро. Здесь уважительно относятся к вкусам разных поколений.
Сначала молодые люди превратили пустовавшую парковку на заднем дворе ДМ в площадку для стритбола (уличного баскетбола). Затем с трудом добрались до берега Охты, которая протекает позади «Квадрата», и решили устроить здесь место для тех, кто предпочитает более спокойный отдых. Чтобы убрать отсюда бутылки, проржавевшие мангалы, строительный и прочий мусор, пришлось привлечь волонтеров и провести десяток субботников. Общими усилиями дорожку к берегу выложили плиткой. Сделали деревянную сцену, с которой местные поэты регулярно читают свои стихи, и что-то вроде амфитеатра для зрителей, закрыв досками часть лежащих тут бетонных плит. Расставили уличную мебель из деревянных палет, изготовленную своими руками. В результате в августе 2018 года на набережной Охты появилось общественное пространство под открытым небом.
Сложнее оказалось справиться с зарослями ядовитого борщевика. В неравной схватке с сорняком ребятам из «Квадрата» помогают специалисты, услуги которых, разумеется, нужно оплачивать. Работы по уничтожению «гигантского укропа» ведутся на деньги, вырученные от продажи футболок, значков и постеров с шутливыми принтами на эту тему.
Памятник установили в сквере на улице, которая носит имя Молдагуловой. Созданный в Казахстане из тамошних материалов, монумент получился истинно казахским. И трудились над ним известные казахстанские художники: архитектор Болат Аманжолович Мусылманбеков и скульптор Едиге Еркегалиевич Рахмадиев. Работы последнего можно увидеть в Алма-Ате, Павлодаре, Астрахани и других городах бывшего СССР.
В 2019 году «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок», работавшие под одной крышей, были преобразованы в Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра. С марта все новые издания для ЦБС сперва поступают в БЦО «Современник». Так что ловите новинки на Заневском проспекте, благо до дома 28-30-32, литера А и от «Новочеркасской», и от «Ладожской» можно дойти минут за пять.
Скачав на свой гаджет мобильное приложение «Welcome-тур», вы с Максом сможете пройти квест-экскурсию с дополненной реальностью по семи пространствам библиотеки и узнать обо всех ее возможностях. В ходе этого квеста нужно найти и активировать семь меток. Первая из них – на стенде с интерактивной сенсорной картой, который встречает посетителей библиотеки в Сером кубе. Карта в виде парящего в воздухе пиксельного острова выполнена в стилистике компьютерных игр прошлого и сразу привлекает внимание. Собрав все метки, вы получите секретное предсказание от литературного оракула, а если вам улыбнется удача, то и подарок от «КУБа».
Благодаря уличному книгоприемнику читатели могут сдавать книги, не заходя в библиотеку. Если вы поздно возвращаетесь с работы, пришли в санитарный день или 1 января, когда «КУБ» закрыт, вам нужно лишь приложить свой читательский билет к считывающему устройству и поместить издания в специальный бокс. Дело сделано!
- 1710
- 1720
- 1730
- 1790
- 1800
- 1810
- 1820
- 1850
- 1860
- 1870
- 1880
- 1890
- 1900
- 1910
- 1920
- 1930
- 1940
- 1950
- 1960
- 1970
- 1980
- 1990
- 2000
- 2010