
«Жерновка» или «Дача Безобразовых»?
Как только не называлось это имение за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев и традицией называть земельный участок по имени владельца.
В начале XVIII века земли на левом берегу Охты, в междуречье Малиновки и Жерновки (эти притоки Охты засыпали в конце 1970-х), были известны как Бутурлина дача. По имеющимся данным, они принадлежали Ивану Ивановичу Бутурлину, сподвижнику Петра I.
Позднее, при камергере Алексее Григорьевиче Жеребцове, имение стало называться Жерновкой. Это название было дано по протекавшей рядом реке.
Гавриловкой имение нарекли в конце XVIII века, когда его фактическим владельцем стал Гавриил Герасимович Донауров, с 1798 года носивший чин действительного статского советника.
Название «Екатерининское» напоминает о том времени, когда хозяйкой имения была Екатерина Александровна Сухозанет, урожденная княжна Белосельская-Белозерская.
В 1860-е владельцами имения стали супруги Безобразовы – Анна Ивановна (в девичестве Сухозанет) и Николай Александрович, камергер. По фамилии этой четы имение назвали дачей Безобразовых.
Сейчас усадьбу со столь богатой историей чаще, пожалуй, именуют Жерновкой. При этом на картах Google, в отличие от карт Yandex, она значится как «Дача Безобразова».
Бывал ли в Жерновке Александр Пушкин?
До 1838 года усадьба, в наше время обычно именуемая Жерновкой, принадлежала нарвскому купцу первой гильдии, члену Вольного экономического общества Себастьяну (Севастьяну) Венедиктовичу Крамеру. С одним из его детей, Михаилом, был знаком Александр Сергеевич Пушкин.
У нас нет сведений о том, что поэт посещал Жерновку. Зато доподлинно известно, что в 1828 году он часто приезжал в усадьбу Приютино к Олениным, поскольку был влюблен в их младшую дочь – Анну Алексеевну. Дорога в Приютино проходила через Пороховые. Не исключено, что по пути туда Александр Сергеевич мог заглянуть и в Жерновку к Крамерам.
История места
1718
Сподвижник Петра I Иван Бутурлин получает земли между реками Охта и Жерновка и на протяжении 1720-х владеет ими. В это время усадьба именовалась Бутурлиной дачей.
1739
После смерти владельцев имение переходит к обер-прокурору Сената Фёдору Ивановичу Соймонову.
1747
Усадьбу приобретает действительный тайный советник Алексей Григорьевич Жеребцов. При нем она получает название реки, на которой расположена, – Жерновка. Тогда же на землях, относящихся к усадьбе, появляется деревня в 10 дворов с таким же названием.
Усадьба Жерновка
Большой усадебный дом, спроектированный выдающимся архитектором Джакомо Кваренги, был построен на левом берегу Охты к 1796 году. Здание расположено почти перпендикулярно течению с таким расчетом, чтобы из его комнат открывался красивый вид на реку, мост и ныне утраченные ворота с башенками (они располагались к северо-востоку от дома, на перекрестке дорог, ведущих в деревни Малиновка и Жерновка).
Вторым фасадом дом был обращен к английскому пейзажному парку, разбитому одновременно с его постройкой. Именно в то время, в конце XVIII века, в России входят в моду такие романтичные разросшиеся парки с как будто «случайно» расположенными (а на самом деле специально высаженными в определенных местах садовниками) высокими деревьями, извилистыми тропинками и живописными прудами. Усадебный дом в Жерновке практически стоит на одном из таких рукотворных прудов, отражаясь в нем своим наиболее парадным фасадом, с огромными, в два этажа, «венецианскими» полукруглыми окнами.
Английские парки были неотъемлемой частью усадеб того времени, едва ли не такой же важной их составляющей, как сам дом. Сейчас берега пруда и искусственного островка густо заросли кустарником и березами. Но когда-то от портика дома шла тропинка, которая вела к вековому дубу, а вокруг парка, вдоль глубокого рва с ручейком, шла аллея берез и лип. Другая аллея тянулась вдоль крутого берега Охты и приводила к каменной пристани, выполнявшей функции паркового павильона. В усадьбе эту пристань назвали «бель-вю» или «миловзор», так как с нее открывался прекрасный вид на реку. На лужайке в середине парка были разбросаны живописные группы вековых деревьев, а под ними стояли чугунные скамейки.
Усадебный дом XVIII века состоит из трех частей: средней части и двух флигелей, пониженных по отношению к главному объему. Симметричный компактный объем здания отсылает нас к так называемой палладианской архитектуре (в честь великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио), особенно модной в Англии в эпоху классицизма. Главный фасад здания украшен фронтоном на четырех колоннах коринфского ордера. В 1820-х годах, при нарвском купце первой гильдии Крамере, к барскому дому с двух сторон были пристроены протяженные галереи, завершающиеся башенками, которые когда-то были украшены керамическими вазами и скульптурами.
Центральная (самая старая) часть дома была целиком отведена под анфиладу парадных комнат, расположенных на одной оси таким образом, чтобы из одного богато украшенного помещения можно было переходить в другое, минуя коридоры и «непарадные» помещения. В центре здания размещен большой зал высотой в два этажа, его главными украшениями являются огромные венецианские окна и потолочная роспись, судя по всему, современная постройке дома. Эта роспись имитирует лепку (на самом деле все потолки во всем здании плоские) и выполнена в стилистике господствовавшего в то время классицизма.
К главному залу, в котором могли проходить торжественные обеды и даваться концерты, с одной стороны прилегали гостиная и столовая, с другой – бильярдная и спальня. На одной из стен гостиной еще в 1920-е годы сохранялась (правда, в плохом состоянии) роспись, изображающая Гатчинский дворец. Сюжет этой росписи позволил Николаю Евгеньевичу Лансере, посетившему Жерновку в 1924 году, предположить, что она была создана не ранее года постройки и не позднее года перестройки этого дворца. В этой комнате были позолоченные карнизы очень тонкой резьбы, с фризом из головок Меркурия в медальонах. Углы гостиной украшали кафельные печи. За гостиной располагалась столовая – высокая квадратная комната, когда-то отделявшаяся от гостиной застекленной аркой на двух выполненных из дерева и окрашенных под мрамор ионических колоннах. Потолок здесь, как и в других парадных покоях, был расписан: украшен плафоном в виде плоского купола с расходящимися кессонами, фигурками путти и другими элементами, имитирующими барельефы и скульптурный декор в популярной тогда технике гризайль.
В бильярдной, расположенной по другую сторону от большого зала, потолок также имел живописный плафон, изображающий богиню Венеру с амурами и голубками. Последняя парадная комната в анфиладе – спальня, стены которой были расписаны в «помпеянском стиле». Рисунок плафона спальни очень сложный: тут два пересекающихся друг с другом кессончатых свода, а середина их закрыта голубым пеплумом с золотой каймой. В углах всего плафона изображены бронзовые женские фигуры. Это подражание малой пластике, часто встречающееся в ампирных интерьерах, например, в канделябрах или бронзовом декоре мебели. Смешение этих мотивов – ампира и помпейской живописи, декоративных ваз и ниш с раковинами, греческих орнаментов, живописное подражание бронзе – очень характерно для росписей конца XVIII века.
Позади парадных комнат были расположены передняя и четыре комнаты. Из одной из них крутая деревянная лестница ведет в низкий верхний этаж, имеющий всего три комнаты, которые составляли «кабинет хозяина». В застекленных галереях, пристроенных к основному объему здания в 1820-е годы, располагались кухни, прачечные и оранжереи.
Жерновка для своего времени была типичной увеселительной дачей. Главный усадебный дом, сплошь состоящий из парадных покоев, никогда нельзя было назвать комфортным для проживания, да и устроенное в нем отопление позволяло согреть помещения с высокими потолками и большими окнами лишь теплой осенью и поздней весной. Хозяева бывали в Жерновке с кратковременными визитами для увеселений на природе.
Угодья, относящиеся к усадьбе, одним хозяевам служили для поставок овощей и молочных продуктов к своему столу в Петербург, другим, в более позднее время, удавалось извлекать прибыль, продавая продукты при помощи управляющих и приказчиков.
Пережив свой расцвет на рубеже XVIII–XIX веков, Жерновка со второй половины XIX века постепенно начинает терять свою былую привлекательность в качестве места отдыха. Она окончательно утратила ее после прокладки Ириновской железной дороги (в непосредственной близости от усадебного дома) в 1890–1892 годах.
Подробнее о владельцах усадьбы и ключевых датах можно узнать в разделе «История места».
Как найти Усадьба Жерновка?
