Какой след оставил Новочеркасский полк в топонимике Петербурга?
Наличие на карте Санкт-Петербурга Новочеркасского проспекта и станции метро «Новочеркасская» вызывает у непосвященных недоумение. Какая связь у Северной столицы с Новочеркасском, столицей донского казачества? В данном случае – почти никакой. Этими двумя топонимами Петербург обязан Новочеркасскому полку, который в 1877–1918 годах дислоцировался на Малой Охте. В 1887 году улица, на которой стояли (и стоят) казармы этого полка, была названа Новочеркасской. Тогда она была небольшой. В 1903 году улица приросла и стала проспектом. Свои современные границы Новочеркасский проспект приобрел в 1956-м. В 1983 году проспект переименовали в Красногвардейский, а в 1985-м на его пересечении с Заневским проспектом (под Заневской площадью) открылась станция метрополитена с тем же названием – «Красногвардейская». Проспект вновь стал Новочеркасским в 1990-м. А станцию метро «перекрестили» в 1992-м.
Как новочеркасцы обрели полковой храм?
После переезда на Малую Охту Новочеркасский полк сначала окормлялся в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Большой Охте. На рубеже 1880–1890-х ее закрыли из-за ветхости. Офицерам и солдатам полка пришлось молиться в одной из деревянных построек Охтинского адмиралтейства, которую уступило Морское министерство. Здание отремонтировали и поставили в нем походный иконостас. Затем за новочеркасцев походатайствовал великий князь Владимир Александрович, младший брат Александра III, и Морское министерство уступило полку участок земли рядом с казармами. В 1896 году стоявший на этом участке бывший адмиралтейский каменный склад перестроили в церковь с колокольней над входом. Проект перестройки разработал гражданский инженер Эдуард Эдуардович Дунин-Барковский. Работы велись быстро. «Закладка» состоялась 26 февраля, а 1 декабря полковой храм освятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. Обе церемонии почтили своим присутствием высокопоставленные особы. На освящении был сам Николай II.
Церковь, вмещавшая до 900 человек, находилась примерно на том месте, где сейчас возвышается здание ЦКБМ с остекленной башней. Внутреннее убранство храма было весьма впечатляющим: трехъярусный золоченый иконостас, образа старинного письма и кисти Виктора Михайловича Васнецова, полковые знамена на стенах. При церкви действовало православное братство, членами которого были новочеркасцы и благотворители. Братство помогало не только нуждающимся однополчанам, но и бедным жителям Большой и Малой Охты. В том числе благодаря этому Новочеркасский полк пользовался у охтян большим уважением.
История места
1877
В конце января часть подразделений Новочеркасского полка перебралась на Малую Охту и заняла старые казармы, ранее принадлежавшие Охтинскому адмиралтейству.
1884–1886
На Малой Охте были построены казармы для штаба и трех батальонов полка.
1887
Улица, на которой были выстроены казармы полка, стала называться Новочеркасской.
Казармы Новочеркасского полка
Комплекс казарм из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого (и которым) были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование и запустение, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию? Да и дождутся ли ее?
Свою историю Новочеркасский полк ведет от появления… томских мушкетеров. 29 ноября 1796 года Павел I повелел сформировать в далеком западносибирском городе Томский мушкетерский полк. Впоследствии этот полк несколько раз поменял название и принял участие в нескольких войнах, включая Отечественную 1812 года, Русско-турецкую 1828–1829 годов и Крымскую (Восточную) 1853–1856 годов.
13 октября 1863 года Александр II повелел сформировать из части подразделений Томского пехотного полка Новочеркасский полк, который стал их правопреемником. Формирование происходило в Нижнем Новгороде. Первоначально новообразованный полк состоял из трех батальонов. 25 марта 1864 года по высочайшему повелению пехотный Новочеркасский полк получил к своему названию № 145.
Новочеркасцы неоднократно меняли место дислокации. Куда только не заносила их служба! Пензенская, Оренбургская (туда был командирован третий батальон полка), Саратовская, Самарская губерния… Подразделения постоянно находились в движении. Наконец в мае 1869 года 145-й пехотный Новочеркасский полк был переведен в Петербургский военный округ. Сначала новочеркасцы стали лагерем в Красном Селе, где проходили учения. 26 мая шефом полка был назначен великий князь Александр Александрович, новорожденный сын будущего Александра III. Имя младенца было добавлено к названию полка, а сам он был зачислен в списки первой роты. Депутация Новочеркасского полка во главе с командиром побывала в Царском Селе и даже была допущена к колыбели своего августейшего шефа. На его крещение первый батальон в полном составе прибыл в Царское Село и занял все караулы в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. В день совершения обряда туда приехали все офицеры-новочеркасцы. В июле 1869 года полк перебрался на зимние квартиры в Санкт-Петербург, в крайне запущенные тогда Аракчеевские казармы на Шпалерной улице.
20 апреля 1870 года первый шеф новочеркасцев умер от менингита. 23 апреля шефом полка был назначен его отец, «наследник цесаревич» Александр Александрович. Название полка изменилось соответствующим образом.
В августе 1875 года в Аракчеевских казармах разместился Учебный кавалерийский эскадрон. Новочеркасский полк оказался разбросан по разным местам: его подразделения дислоцировались в Царском Селе, на Охтинском пороховом заводе и в Красном Селе. В декабре 1876 года командиром полка стал полковник Игнатий Петрович Маслов. Первым делом он занялся поиском пристанища для новочеркасцев. Именно Маслов обратил внимание на пустующие казармы на Малой Охте, которые принадлежали Охтинскому адмиралтейству. Их состояние оставляло желать много лучшего, однако для полка они были находкой. Благодаря хлопотам Маслова Морское министерство уступило эти старые казармы новочеркасцам. Ремонт сделали собственными силами, и уже в конце января 1877 года часть подразделений перебазировалась на Малую Охту. Это был первый – самый важный! – шаг к тому, чтобы собрать полк в Петербурге в единый кулак.
Весной 1879 года был сформирован четвертый батальон Новочеркасского полка.
В начале марта 1881 года, после гибели Александра II, на престол взошел Александр III. Новый император сохранил за собой шефство над полком, который стал именоваться 145-м пехотным Новочеркасским его величества полком. К слову сказать, в первой половине 1880-х в полку служил солдатом отец будущего художника Кузьмы Петрова-Водкина.
В начале 1884 года Морское министерство уступило полку обширный участок земли, на котором располагались бывшие адмиралтейские казармы, уже обжитые новочеркасцами. Было получено разрешение на новую застройку. Весной 1884 года новочеркасцы принялись возводить на Малой Охте собственные кирпичные казармы, которые были предназначены для штаба и трех батальонов. Предполагалось, что казармы для четвертого батальона будут построены в Медвежьем Стане (около села Мурино), где находились пороховые погреба Охтинского порохового завода. Подразделения полка несли там караульную службу. Строительство велось под наблюдением специально сформированной комиссии. Производителем работ был назначен авторитетный военный инженер Владислав-Фома Михайлович Карлович. В сентябре 1886 года новочеркасцы заселились в новые казармы, а 6 октября состоялось их освящение. Примечательно, что уже в 1887 году небольшая улица, на которой выросли казармы полка, стала называться Новочеркасской. Кстати, в конце 1880-х Новочеркасский был единственным армейским (то есть не гвардейским) полком, базировавшимся в столице, что говорит о его высоком статусе. Казармы для четвертого батальона в итоге были построены на Малой Охте, рядом с казармами штаба и трех других батальонов полка. Это произошло в 1893 году. До того один из батальонов размещался на Пороховых (батальоны уходили туда на зимние квартиры поочередно).
Жизнь Новочеркасского полка не ограничивалась военной подготовкой. Командование уделяло большое внимание организации полезных развлечений, причем как для офицеров, так и для солдат. В полку было всё: литературные чтения, музыкальные вечера, любительские спектакли, различные соревнования (с ценными призами), а зимой – даже катание на коньках.
20 октября 1894 года полк лишился своего державного шефа: Александр III скончался в Крыму, в Ливадии. 1 ноября его тело доставили в Петербург. Новочеркасцы приняли участие в траурных церемониях. Полк стал называться 145-м пехотным Новочеркасским императора Александра III полком. 2 декабря новочеркасцам был пожалован мундир их полка, принадлежавший почившему государю. Он стал одной из главных полковых реликвий. Новочеркасцы действительно остались верны памяти Александра III. 30 августа 1895 года во дворе полковых казарм был торжественно открыт его бронзовый бюст.
26 февраля 1896 года состоялась «закладка» полкового храма новочеркасцев. В церковь с колокольней над входом стали перестраивать каменный склад Охтинского адмиралтейства, который вместе с землей уступило полку Морское министерство. Автором проекта перестройки был гражданский инженер Эдуард Эдуардович Дунин-Барковский. 29 ноября Новочеркасский полк отпраздновал свой 100-летний юбилей. За доблестную службу полку было пожаловано новое Георгиевское знамя с дополнительной надписью «1796–1896». 1 декабря 1896 года в присутствии Николая II полковой храм был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1897–1898 годах при нем было основано православное братство, которое помогало нуждающимся однополчанам и бедным местным жителям. Охтяне отвечали Новочеркасскому полку взаимностью: в новочеркасцах видели настоящих заступников на случай возможных катаклизмов. Вот, к примеру, такой любопытный факт: еще осенью 1890 года при полку организовали спасательную станцию на Неве. Сейчас это назвали бы социальной ответственностью, а тогда… Тогда это было в порядке вещей.
В 1903-м Новочеркасская улица была удлинена и стала проспектом.
В 1904–1905 годах 145-й пехотный Новочеркасский императора Александра III полк участвовал в Русско-японской войне. Новочеркасцы отличились в сражении на реке Шахе(э) (в том числе на Двурогой сопке) и в сражении при Мукдене. Полк проявил невероятное мужество и стойкость и понес очень большие потери. Позднее, 21 декабря 1909 года, за доблестные действия в войне на Дальнем Востоке Новочеркасскому полку были пожалованы Георгиевские серебряные трубы. В Санкт-Петербург новочеркасцы вернулись в феврале 1906-го. В тот год в полку начала действовать ячейка РСДРП. Большевики распространяли среди новочеркасцев социал-демократическую литературу, проводили беседы, собрания и митинги.
В Новочеркасском полку очень бережно относились к своим традициям. Для сохранения вещественных свидетельств полковой истории в 1910–1911 годах был создан музей, который постоянно пополнялся новыми экспонатами.
В 1914–1916 годах Новочеркасский полк участвовал в Первой мировой войне, сражался на Юго-Западном фронте. Весной 1916-го в рядах новочеркасцев служил поэт-футурист Игорь Северянин. В казармах на Малой Охте он, правда, долго не задержался.
Есть сведения, что после Февральской революции 1917 года полк был разоружен, а новочеркасцы приняли активное участие в событиях того бурного времени.
В начале 1918 года Новочеркасский полк был расформирован. Полковой храм закрыли, деятельность православного братства была прекращена. В феврале 1918-го в казармах на Новочеркасском проспекте формировались и проходили обучение стрелковые части Красной армии. В 1918–1919 годах в этих казармах располагался Охтинский районный комиссариат по военным делам (райвоенкомат). В апреле 1918-го часть экспонатов закрытого полкового музея перенесли в Артиллерийский исторический музей.
В Гражданскую войну бывшие новочеркасцы, по всей видимости, воевали на разных сторонах. Кто-то из них вступил в Красную армию, кто-то примкнул к Белому движению.
В 1931 году группа бывших офицеров Новочеркасского полка была арестована. Им инкриминировалась, в частности, организация встреч и праздников «с монархической окраской». Говоря проще, их обвиняли в контрреволюционной деятельности. Следствие велось три месяца. В итоге 25 офицеров были расстреляны.
В 1956-м Новочеркасский проспект, дотянувшись до Гранитной улицы, наконец приобрел свои нынешние границы.
В 1972 году на территории, прилегающей к бывшим казармам полка, было построено здание Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ) с остекленной башней, которую в народе прозвали «телевизором». Оно довольно органично вписалось в архитектурный ансамбль Красногвардейской площади. Это производственное здание спроектировали архитекторы Б. И. Козырев, А. И. Козулин и Ю. В. Комаров. Кстати, оно возведено примерно на том месте, где находилась полковая церковь новочеркасцев. ЦКБМ занимало и часть казарменного комплекса.
В 1983 году Новочеркасский проспект переименовали в Красногвардейский. Это было связано с тем, что Красногвардейской площади дали имя Леонида Ильича Брежнева (впрочем, ненадолго), а терять «ценный» топоним не захотели. В 1990-м проспект вновь стал Новочеркасским.
В декабре 1985 года под Заневской площадью (на пересечении Красногвардейского и Заневского проспектов) открылась станция метрополитена «Красногвардейская». В 1992-м она была переименована в «Новочеркасскую».
В 2001 году произошло крайне важное для бывших казарм Новочеркасского полка событие. КГИОП включил их в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В 2014-м краснокирпичный комплекс на Новочеркасском проспекте приобрела на торгах компания «Усадьба». В 2015 году эти пять зданий перешли к ООО «Тандем-Истейт». Соседние участки земли (вместе с корпусами ЦКБМ) также оказались в собственности у этой компании. На первых порах ходили разговоры о строительстве на данной территории жилого квартала. Затем появились планы создания масштабного арт-кластера, который объединит культурные и деловые пространства. За реализацию этого амбициозного проекта взялась компания 3S Development (ООО «Группа “Три С”»). Сообщалось, что идеологию развития этой территории предложил московский центр дизайна Artplay.
В конце марта 2016 года в двух бывших казармах начались самовольные демонтажные работы, которые были остановлены только благодаря бдительности местных жителей и вмешательству градозащитников. Активисты ВООПИиК обратились в КГИОП и выяснили, что разрешений на проведение подобных работ никто не выдавал. 31 марта сотрудники КГИОП провели внеплановую выездную проверку, в ходе которой был установлен факт демонтажа перегородок и частичной разборки перекрытий. Без согласования с КГИОП эти работы незаконны. Протокол об административном правонарушении был направлен в Красногвардейский районный суд. ООО «Тандем-Истейт» выдали предписание о незамедлительной приостановке работ. Как показала проверка, проведенная 5 апреля, собственник исполнил это предписание. Работы были прекращены.
4 мая 2016 года бывшие казармы Новочеркасского полка признали памятником регионального значения. Однако территория между ними в границы памятника включена не была. Эти границы очертили по внешним контурам (обрезам фундаментов) пяти казарм. Кроме того, был изменен адрес зданий: до того они числились по Новочеркасскому проспекту, после – по Красногвардейской площади.
В конце декабря 2016 года в здании ЦКБМ с остекленной башней открылось выставочное пространство петербургского центра дизайна Artplay. Это была только первая очередь проекта. Когда арт-кластер приобретет законченный вид – вопрос, который пока остается без ответа. В мае 2020-го Artplay свернул здесь свою деятельность.