О хлебном месте на левом берегу Невы
Место на левом берегу Невы, где сейчас размещаются предмостные сооружения моста Александра Невского, с начала XX века, как отмечает в своей книге «Мосты Санкт-Петербурга» Борис Иванович Антонов, пользовалось у горожан дурной славой. Оно почти не освещалось; в сумерках на одиноких прохожих тут нередко нападали грабители, обитавшие на кладбищах Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Но едва ли не большую опасность – и для пеших, и для конных – представляли крысы, которыми кишели стоявшие на берегу хлебные амбары. Ежедневно полчища здешних грызунов сперва отправлялись к Неве на водопой, а затем возвращались в амбары. Особенно впечатлительным очевидцам казалось, что шевелится сама земля. Во время этих жутких променадов движение на данном участке прекращалось, причем на почтительном расстоянии от крысиных стай останавливались даже автомобили и трамваи. Из уст в уста передавалась леденящая душу история о том, как однажды (дело якобы было в 1920-е годы) некий незадачливый извозчик попытался проскочить через поток грызунов, а наутро на этом месте были обнаружены два обглоданных скелета: человеческий и лошадиный.
В связи со строительством моста Александра Невского (оно велось в 1960–1965 годах) эту прибрежную территорию существенно перепланировали. Старые амбары, склады и некоторые жилые здания были снесены. В результате сильно изменился облик площади Александра Невского и ее окрестностей (впоследствии здесь появились новые объекты: 3 ноября 1967-го открылась станция метро, в 1970-е годы ее наземный павильон был встроен в здание гостиницы «Москва», а на Синопской набережной вступила в строй автоматическая междугородная телефонная станция), освободился от амбарного «заслона» со стороны Невы архитектурный ансамбль лавры. До наших дней сохранилось только пять амбаров на северном берегу Обводного канала, которые обращены к нему своими торцами. Построенные для лавры в 1840-е годы, они признаны памятником регионального значения.
О хлебном прошлом этого уголка нашего города также напоминает Амбарная улица, которая проходит от площади Александра Невского до Херсонской улицы. Исчезнувший почти на полвека топоним (26 января 1970-го улицу включили в состав Синопской набережной) был возвращен из небытия постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2017 года.
Набережная, ныне известная как Синопская, некогда была важным центром хлебной торговли. Здесь располагалась знаменитая Калашниковская пристань, куда привозили зерно и муку из разных регионов России. Она была названа по фамилии купцов-хлеботорговцев Калашниковых. В 1871 году название этой пристани перешло на проспект, который в 1918-м стал проспектом Бакунина. Кстати, вышеупомянутая набережная в 1887–1952 годах тоже именовалась Калашниковской: ее нарекли по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу. Добавим, что неподалеку находилась Калашниковская хлебная биржа, которая была открыта в 1895 году.
Проверка на прочность
Мост Александра Невского был построен с применением новейших (для того времени) технических решений, что потребовало особенно тщательной проверки его поведения под нагрузкой. Незадолго до сдачи в эксплуатацию инженеры подвергли мост серьезному испытанию, для чего обратились за помощью к военным. 1 ноября 1965 года на проезжую часть моста въехали тяжелые танки. Они двигались с одного пролета на другой, останавливаясь в местах, указанных испытателями. Приборы фиксировали все прогибы моста, замеряя напряжения, которые возникали в его конструкциях. Мост с честью выдержал это испытание, и 5 ноября по нему открылось движение.
Любопытно, что 30 октября те же танки проэкзаменовали новый Тучков мост. Его открыли 6 ноября.
История места
1959
Был объявлен закрытый конкурс на лучший проект моста через Неву, который соединит центральную часть Ленинграда и Малую Охту.
1960–1965
В 1960 году началось строительство моста. 15 мая 1965-го он был официально назван мостом Александра Невского, 1 ноября прошел испытание тяжелой техникой, а 5 ноября был сдан в эксплуатацию.
1966–1967
В конструкциях моста лопнули 56 проржавевших тросов, из-за чего движение по нему ограничили.
Мост Александра Невского
Идея строительства моста через Неву близ Свято-Троицкой Александро-Невской лавры возникла задолго до того, как ее воплотили в жизнь. Это легко подтвердить документально. Первый Генеральный план развития Ленинграда, который был разработан (и переработан) в 1930-е годы, уже предполагал возведение данного моста. В Генеральном проекте планировки города, разработанном архитектурно-планировочным отделом (АПО) Ленсовета в 1939-м, будущий мост тоже присутствует. Его трасса отмечена даже на плане Ленинграда 1940 года. Мост должен был связать центр города с Малой Охтой. Ее советская застройка началась в 1930-е как раз с прибрежной территории. (Здесь вырос знаменитый квартал № 26, о котором можно узнать чуть подробнее, обратившись к статье о библиотеке «Малоохтинская».) Показательно, что созданная тут трапециевидная площадь (Челюскинцев/Папанинцев) была задумана как предмостная. Вероятно, сам мост возвели бы раньше, но реализации градостроительных планов помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война.
Судя по Генеральным планам Ленинграда 1941 и 1948 года, а также по Генеральному плану развития города на 1956–1965 годы, который был разработан в 1955-м, от идеи постройки моста на Малую Охту не отказывались, однако ее осуществлением всерьез занялись только в конце 1950-х. В предыдущие годы, как отмечает в своей книге «Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга – Петрограда – Ленинграда» Михаил Самойлович Бунин, проектирование таких объектов обычно поручалось одной организации. На сей раз поступили иначе. В 1959 году по решению Ленгорисполкома был объявлен закрытый конкурс, как сказано у Бунина, «на решение градостроительной задачи особой важности, какой являлось проектирование моста через Неву в районе площади Александра Невского».
К участию в этом конкурсе были привлечены самые известные ленинградские и московские организации, занимавшиеся проектированием мостов. Всего было представлено девять проектов, один из которых – вне конкурса. В итоге жюри пришло к выводу, что ни один из них не достоин первой премии. Вторую, по единогласному мнению членов жюри, заслужил первый вариант проекта, разработанного, как свидетельствуют источники, институтом «Ленгипротрансмост». (Преемником этого института является акционерное общество «Трансмост». По данным официального сайта АО, с 1937 года организация носила название «Лентрансмостпроект», а «Ленгипротрансмостом» стала именоваться лишь в 1962-м.) Этому учреждению были поручены последующие стадии проектирования; его инженеры выполнили проектное задание и рабочие чертежи, по которым в дальнейшем и велось строительство.
Нужно понимать, что мост Александра Невского – это общее детище большой группы проектировщиков. Собственно мост, то есть его конструкцию, спроектировали инженеры К. П. Клочков, Г. М. Степанов и А. С. Евдонин, руководивший этим процессом. Архитектурное решение разработали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Проектированием подходов к мосту и двухуровневых транспортных развязок, насколько можно судить, занималась группа инженеров института «Ленгипроинжпроект», в которую входили Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина, Е. К. Спрогис. Кроме того, в связи с возведением моста Александра Невского были построены новые железобетонные мосты через реку Монастырку: Обуховской Обороны и Монастырский. Их сдали в эксплуатацию в 1964 году.
Семипролетный мост с рабочим названием «Старо-Невский» (так именуется в народе участок Невского проспекта от площади Восстания до площади Александра Невского) перебросили через главную реку нашего города в створе Заневского проспекта (отсюда еще одно название моста на этапе проектирования – «Заневский»). Примечательно, что в отличие от имени будущего моста его трасса с самого начала, то есть с 1930-х годов, была определена однозначно. Правда, тогда магистраль на правом берегу Невы, которая сейчас известна как Заневский проспект, сама только намечалась и до 26 декабря 1940-го фигурировала в проектной документации как 1-я прорезка.
Схема моста симметрична относительно среднего – разводного – пролета. Разводной пролет – двукрылый, с неподвижной осью вращения. Он выделяется благодаря большей толщине своих быков, в которых размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией, а также другие эксплуатационные устройства. Разводка моста осуществляется при помощи гидравлического привода и занимает всего две-три минуты.
Крылья среднего пролета – стальные. Пролеты в обе стороны от него, в том числе над набережными, перекрыты конструкциями из предварительно напряженного железобетона, в которых арматурой служат стальные тросы – ванты. Эти конструкции представляют собой два длинных пролетных строения. Основу каждого из них составляют две трехпролетные неразрезные балки переменной высоты, пространство между которыми перекрыто системой поперечных и продольных балочек. Главные балки моста – пустотелые, коробчатого сечения. Они снабжены люками, через которые внутрь проникают эксплуатационники, когда необходимо проверить их состояние или подтянуть ванты. Диаметр этих тросов из высококачественной стали – 70 миллиметров. Михаил Бунин описывает такой трос как набор проволок, в котором центральный пучок закручен в одну сторону, а периферийная часть – в другую. Сила натяжения тросов, пронизывающих конструкции моста, контролируется специальными приборами с учетом температуры воздуха. В мороз натяжение ослабляют, в жару – усиливают с помощью особых лебедок/домкратов. Это похоже на то, как музыкант подтягивает струны на своем инструменте, настраивая его. Внутри конструкций также пропущены кабели связи, освещения, сигнализации.
Главные балки моста собирались из отдельных блоков, изготовленных на берегу. При этом арки были расчленены не по осям быков, а по центру. Таким образом, для монтажа были подготовлены V-образные элементы – полуарки с опорной площадкой в нижнем поясе. Из-за своих длинных выступов эти огромные блоки напоминали гигантских птиц с распростертыми крыльями, а потому строители называли их «птичками». Вес этих железобетонных «птичек» достигал почти пяти тысяч тонн!
Сборка главных балок производилась на воде; к промежуточным опорам блоки доставляли на специальных понтонах – таким способом в 1930-е транспортировали по Неве железобетонные арочные фермы первого Володарского моста. Тогда работы велись под руководством выдающегося кораблестроителя и математика А. Н. Крылова. Он же спроектировал сами понтоны. В нашем случае перевозкой и установкой блоков руководил молодой инженер Ю. Р. Кожуховский.
Операция по водворению первой «птички» на ее законное место, которая началась 12 июля 1964 года, замечательно описана Андреем Львовичем Пуниным в книге «Повесть о ленинградских мостах». Под «птичку», застывшую у самого края пирса, была подведена мощная плавсистема из понтонов. Насосами из них откачали воду, и поднявшаяся плавсистема приняла блок на себя. Два морских буксира осторожно отвели ее от берега. Им помогали лебедки, которые были установлены на берегу и на опорах будущего моста. По словам Пунина, «птичку» не везли, а скорее подтягивали к опорам, поскольку «винты буксиров в основном боролись с течением Невы, удерживая плавсистему в нужном положении». Торопиться было никак нельзя, поэтому к месту установки «птичка» подплыла лишь на вторые сутки, хотя ей надо было преодолеть всего около 500 метров. Тут в понтоны закачали воду, и с погрузившейся плавсистемы «птичка» пересела на бык. Это произошло 14 июля. Вся операция по перевозке и установке блока, требовавшая ювелирной точности, заняла почти 50 часов. Со второй «птичкой» управились за 36 часов, а c четвертой, последней, за 18.Главные балки моста, как уже было сказано, имеют переменную высоту: рядом с опорами она увеличивается (до восьми метров), в середине пролета – уменьшается (до трех метров). Криволинейные очертания нижнего пояса делают силуэт моста более изящным и легким.
Промежуточные опоры моста, расположенные ближе к берегам (между длинными пролетами), не столь грузны, как быки разводного пролета. Эти опоры жестко соединены с лежащими на них главными балками. Кстати, все речные (русловые) опоры моста состоят из двух раздельных полуопор – под каждую трехпролетную балку. Основаниями речных опор служат железобетонные сваи-оболочки большого диаметра (от двух до трех метров), которые заглублены в дно реки почти на 35 метров.
В комплексе с мостом были построены облицованные гранитом набережные (точнее говоря, участки набережных) на обоих берегах Невы. С четырех сторон моста были сооружены лестничные спуски. В пандусах, что весьма необычно, были отведены объемы для гаражей-стоянок на 230 автомобилей.
Мост Александра Невского – самый длинный разводной мост в нашем городе. Его длина без береговых сооружений – 629 метров, вместе с путепроводами и пандусами – 905,7 метра. Ширина моста между перилами – 35 метров. По поводу этих его размеров в источниках есть некоторые разночтения. Так, на официальных сайтах СПб ГБУ «Мостотрест» и Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга можно обнаружить данные, что они составляют 633, 907,7 и 35,8 метра соответственно.
Отдадим должное проектировщикам моста: они сумели максимально тактично вписать его в окружающее пространство. Скромный, практически лишенный декоративных элементов, он словно стелется над невскими водами, чем сильно отличается от расположенного ниже по течению Большеохтинского моста, чьи брутальные башни-маяки в гранитной облицовке и металлические арки дерзко вздымаются над рекой. Тем обиднее, что в силу своей «незаметности» мост Александра Невского обойден вниманием, а все восторги публики достаются Большеохтинскому. На долю последнего, впрочем, пришлось немало критики, притом как раз за то, что он слишком бросается в глаза.
Судя по Большой топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга, изданной в 2013-м, новый мост нарекли по площади Александра Невского. Соответствующее решение было принято Ленгорисполкомом 15 мая 1965 года. К слову сказать, этот мост мог бы носить имя другого выдающегося человека. Как пишет в своей статье «Топонимический юбилей», опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 15 мая 2015-го, Алексей Алексеев, ученики одной из школ на Малой Охте предлагали назвать мост именем Дмитрия Михайловича Карбышева. Однако тем же решением Ленгорисполкома в честь генерал-лейтенанта инженерных войск, который погиб в концлагере Маутхаузен и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, переименовали Малую Спасскую улицу в Выборгском районе Ленинграда.
Мост Александра Невского был открыт 5 ноября 1965-го, к 48-й годовщине Октябрьской революции. При всех своих несомненных достоинствах он, увы, оказался далеко не идеальным. Не всем пришлась по душе его лаконичная архитектура; много нареканий вызвали выполненные в строгом стиле надмостные сооружения: ограждения и фонари, чьи столбы служат также опорами контактных сетей городского электротранспорта. Но это, конечно, не самое главное. По-видимому, в ходе строительства моста были допущены технологические ошибки. Гидроизоляция из стекловаты начала растворяться в битуме, а стальные тросы – активно ржаветь. В результате уже в 1966–1967 годах 56 тросов лопнули, поэтому движение по мосту пришлось ограничить.
Состояние моста продолжало ухудшаться, а транспортная нагрузка на него всё увеличивалась. В 1981 году, понимая, что может произойти катастрофа, ленинградские мостовики забили тревогу и предупредили городские власти о необходимости срочной реконструкции сооружения. К сожалению, надлежащие меры не были приняты. Гром, предсказанный специалистами, грянул в 1982-м: во время разводки моста многотонный противовес левого (западного) крыла его разводного пролета рухнул в Неву. На официальном сайте СПб ГБУ «Мостотрест» причиной этой аварии назван износ конструкции. Мост закрыли на ремонт, наладив рядом паромное сообщение. Интересно, что на пострадавшем крыле закрепили новый противовес, а вот старый доставать из реки не стали, поскольку судоходству он не мешает. Говорят, при низкой воде его даже можно увидеть.
В начале 2000-х годов мост Александра Невского реконструировали по проекту, который был разработан институтом «Стройпроект».