История места
Проектированием и застройкой одного из участков Малой Охты, согласно перспективному плану, занималась мастерская Ленпроекта № 5 под руководством Григория Александровича Симонова, который, вместе с Борисом Рафаиловичем Рубанеко стал автором проекта знаменитого квартала № 26 – комплекса жилых построек, подчиненного строгой логике. Стоит отметить, что оба архитектора знамениты своими постройками в стиле конструктивизм. Например, творением Симонова является знаменитый дом-колбаса (улица Бабушкина, дом 61).
В плане развития города большое значение уделялось именно массовой жилой застройке. Квартал № 26 являлся первой на Малой Охте и очень ответственной застройкой, поскольку ее территория прилегала к зданиям, фланкирующим площадь Челюскинцев (Папанинцев), связывающей бывшую окраину и центр. Кроме того, фасады домов первой линии квартала выходили на набережную и должны были являть собой «архитектуру большой силы», быть эффектными и выражать идеи нового зодчества для универсального человека, строителя коммунизма.
Для воплощения всего вышеперечисленного как нельзя лучше подходил разработанный в эти годы стиль, называемый в последствие сталинский неоклассицизм. Стоит отметить, что начало 1930-х годов ознаменовалось критикой стиля конструктивизм и поиска новых путей и форм в архитектуре. Строительство нового квартала на Малой Охте развернулось после исторического для развития советской архитектуры решения Правительственной комиссии по конкурсу на Дворец Советов в Москве, принятого в 1932 году. В этом решении было указано на необходимость творческого освоения классического архитектурного наследия.
«Уже первые работы ленинградских архитекторов, относящиеся к тому периоду, показывают, насколько своевременны и правильны были эти указания. Они положили конец наносным влияниям конструктивизма, формализма и других космополитических течений, порождавших безрадостные дома-коробки, чуждые исторической архитектуре Ленинграда, лишенные индивидуального характера и самобытности» (журнал «Архитектура Ленинграда»).
В связи с этим многие молодые архитекторы почувствовали потребность в повышении архитектурного образования. Для этого будущие строители нового Ленинграда стали усердно посещать занятия по классической архитектуре в Академии художеств. Среди таких архитекторов был и М. Е. Русаков, проектировавший, среди прочего, один из домов квартала № 26 на Малой Охте под руководством Г. А. Симонова.
Сам Симонов, как опытный архитектор, сумел не просто быстро переквалифицироваться из конструктивиста в неоклассика, и использовать классический ордер в прогрессивном строительстве жилого фонда, но также запроектировать и создать один из первых и лучших образцов стиля, применимого в жилищном строительстве, до сих пор восхищающего любителей архитектуры. Таким образом, освоение и пересмотр классического архитектурного наследия привели к новому витку классицизма, приспособленного к совершенно новым реалиям.
Первые дома квартала № 26 возводились в период с 1936-го по 1940 год. В застройке все было продумано до мелочей. В первой очереди были возведены шесть домов квартала, расположенных на набережной Малоохтинского проспекта под номерами 96, 94, 92, 88, 86, 84. В Центральном Государственном архиве кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД СПб) имеются фотографии, сделанные во время строительства вышеуказанных домов.
Фасадную линию вдоль набережной Невы разнообразят узнаваемые полукруглые запАды, придающие застройке динамичный характер. Основным достоинством полукруглых корпусов можно считать умело найденный масштаб частей и целого, позволивший подчинить двум не таким уж большим постройкам крупный участок города. Их важная градостроительная роль особенно хорошо заметна с другого берега Невы от Лавры. В градостроительном отношении этот квартал один из лучших ансамблей набережной Невы.
Важно отметить, что при строительстве квартала удалось избежать общего впечатления замкнутости: застройка имеет богато развитый периметр, образует ряд полуоткрытых дворов и отдельных зданий протяженностью до 100 метров, связанных переходами и лоджиями или образующих архитектурно-рельефные разрывы. Наличие лоджий, колонн, арок и открытых террас придает всему кварталу характер итальянской «южной» архитектуры. Детали с большим рельефом образуют интересную световую лепку фасадов. Однако декоративное убранство зданий весьма сдержанно.
Существует мнение, что такая, по истине, величественная архитектура производит на некоторых людей давящее ощущение из-за слишком больших пропорций, несоизмеримых с ростом человека. Такой «гигантизм» можно смело назвать одной из особенностей сталинского неоклассицизма, хотя, существуют примеры и малоэтажного строительства, которые стилистически относят также к сталинскому ампиру.
Не сразу заметно, но здания расположены так, чтобы солнце как можно больше попадало в каждую квартиру. Архитектор П. Н. Твардовский так писал о застройке Малой Охты в 1939 году: «Сталинская забота о человеке чувствуется в каждой детали намеченной грандиозной программы работ. Соответствующая ориентация домов и, следовательно, хорошая инсоляция квартир, озеленение и благоустройство внутриквартальных пространств, ликвидация дворов – «колодцев», вентиляция, – все это стало законом для проектировщиков».
В книгах и журналах тех времен, посвященных современному строительству, зачастую подчеркивается противопоставление новой архитектуры «сталинских» жилых кварталов архитектуре доходных домов конца XIX – начала XX вв. с дворами-колодцами. Конечно, в таком сравнении есть большая доля пропагандистской составляющей, однако на примере квартала № 26 видно, что главной задачей для советских архитекторов в сфере жилищного строительства действительно стало создание комфорта для трудящегося человека.
Еще одно свидетельство продуманности архитектуры квартала № 26 – это выделение в некоторых зданиях помещений для общественно-полезных и культурно-бытовых учреждений. Например, в доме № 96, по свидетельствам старожилов, находились магазины (гастроном и булочная), в доме № 86 функционирует отделение почтовой связи, а в доме № 84 уже после Великой Отечественной войны, в 1945 году расположилась библиотека «Малоохтинская», учрежденная в ознаменование Победы.
На примере зданий квартала № 26 важно отметить, что советские архитекторы уделяли большое внимание озеленению жилых зон. Жилые дома расположены по отношению друг к другу на расстоянии, а большие «пятна» внутриквартального пространства отданы под зеленые насаждения и превращены в сады с площадками для отдыха, спорта и игр с детьми. Даже сегодня живущие в других районах города люди восхищаются обилием зелени в квартале на Малой Охте. Многие отмечают, что здесь есть особенный микроклимат и одухотворенность запущенного пейзажного парка. Не зря архитекторы вдохновлялись именно классицистическими памятниками, которые также часто соседствовали с ухоженными зелеными зонами. Сами жители квартала ежегодно своими силами облагораживают внутриквартальные территории, сажают цветы и кустарники, удаляют больные растения. В небольших скверах по оси квартала, параллельной Неве, есть насыпные дорожки для прогулок. Все предусмотрено для максимального комфорта: обилие зелени, тишина и много света. Интересно, что здесь имеются ценные старовозрастные деревья: вязы, клены, яблони – пересаженные во время строительства Александро-Невского моста, из сквера, который был на месте предмостной площади.
«Проект благоустройства квартала, решая на архитектурных осях основные площадки, спортивные устройства и пр., вносит элемент природы в ее естественном виде в зеленую архитектуру квартала, организуя участки тихого отдыха по принципам английской парковой планировки с высокой свободно растущей зеленью, кустарниками, вольными дорожками» («Архитектура Ленинграда», 1936, № 2, статья «Жилой квартал на Малой Охте»).
К 1939 году была отстроена большая часть домов жилого квартала. Однако закончить строительство помешала Великая Отечественная война. На немецкой аэрофотосъемке 1942 года видно, какие из домов квартала № 26 уже были выстроены к началу войны, а какие нет. Известно, что в доме № 96 по Малоохтинскому проспекту находилась булочная, где в блокаду обессилевшим ленинградцам выдавали хлеб. Есть сведения, что со стороны арки, между домами № 84 и 86 по Малоохтинскому проспекту, после войны была расположена т. н. детская консультация, где выдавали детское питание. Из-за близости Финляндского железнодорожного моста – важного стратегического объекта – квартал часто подвергался воздушной бомбардировке. Некоторые здания оказались разрушенными.
Еще в конце 1930-х годов в помещениях первого этажа дома № 84 предполагалось расположить библиотеку. Однако «Малоохтинской» суждено было открыться лишь в 1945 году. Новую библиотеку на Малоохтинском проспекте учредили в мае 1945 года и посвятили учреждение Победе в Великой Отечественной войне. Уже 20 сентября 1945 года библиотека «Малоохтинская» открыла свои двери первым читателям.
В начале 1950-х годов строительство на Малой Охте быстрыми темпами возобновилось. Именно поэтому постройка некоторых домов квартала № 26 датируется 1953–1956 годами. Отметим также, что авторство некоторых внутриквартальных домов, построенных до и после войны, принадлежит архитекторам, работавшим под руководством Г. А. Симонова. Например, дома № 8 и № 6 по Таллинской улице были построены в период с 1936-го по 1939 год архитектором В. М. Фромзелем – ярчайшим представителем сталинского ампира. Дома № 6Б и № 6В по Таллинской улице возвели архитекторы А. П. Щербенок и Б. С. Збарж соответственно в период с 1953-го по 1955 год.
История квартала № 26 не заканчивается на 1950-х годах. В 2004 году в одном из дворов внутриквартальной территории, что ближе к Заневскому проспекту, появился якорь. История этого необычного неформального памятника вполне героическая, потому что она повествует о том, как жители квартала защищали свой дом.
В 2004 году над кварталом нависла угроза уплотнительной застройки. Близкая расположенность к центру и наличие всех коммуникаций сделали из квартала лакомый кусок для строительных компаний. Появился проект постройки в квартале № 26 13-этажного жилого дома, фасад которого должен был быть расположен параллельно Заневскому проспекту, а торцом ориентирован на набережную. Причем, решение фасадов по проекту не имело ничего общего со стилистическими особенностями застройки квартала. Кроме того, участок застройки занял бы весь двор близлежащих домов. У этого проекта был только один плюс: с точки зрения восприятия градостроительного ансамбля высотка уравновесила бы монотонность периметра Военно-морской академии. Но минусов, несомненно, больше – ухудшение качества жизни жителей 26-го квартала. Транспортная нагрузка из-за подземной парковки, ухудшение инсоляции и перебои с водо- и теплоснабжением. К тому же слабые грунты могли дать плохую усадку фундаментов. Также по проекту предполагалось срубить более 80 деревьев и, тем самым, уничтожить экологический коридор Малой Охты и пешеходно-транзитную зону для выходов к Неве и к станции метро. Конечно, жители стали бороться за свою территорию. На свои средства они облагородили сквер, на месте запущенного когда-то пустыря, привлекли к проблеме СМИ, писали письма и жалобы чиновникам. В качестве символа борьбы против застройки родного квартала, жители привезли и установили двухтонный якорь и плиту из черного гранита с надписью: «Наш сквер. Наш город. Наша страна», которую, по словам жителей квартала, проспонсировал директор одного из кладбищ на Охте. Интересно, что это неформальная достопримечательность отмечена на Яндекс. картах словом «Якорь».
1 декабря 2011 года в дворике перед домом № 19 по улице Стахановцев был установлен памятный знак поэту и нобелевскому лауреату Иосифу Бродскому. Памятник, представляющий собой необработанный кусок карельского гранита, установили в том квартале, который описан в стихотворении 1962 года «От окраины к центру».
В стихотворении «От окраины к центру» автор отметил тысячу арок – яркую черту квартала № 26. Как было указано выше, планировочная схема квартала состоит из системы полузамкнутых дворов и, через весь квартал, посередине от улицы Таллинской до Заневского проспекта тянется анфилада курдонеров-дворов, обозначенная арками и порталами. В результате рождается характерная для Петербурга роскошная длинная перспектива, замыкающаяся куполом над зданием Военно-морской академии.
В 2014 году комплекс жилых домов (№ 84, 86, 88, 92, 94, 96 по Малоохтинскому проспекту) был признан КГИОП объектом культурного наследия регионального значения. Об этом гласит памятная табличка, расположенная на доме № 84 по Малоохтинскому проспекту. В этом доме до начала 1950-х годов располагалась библиотека «Малоохтинская». Долгое время, до 2020 года, в этом доме размещался магазин одежды, обуви и аксессуаров для занятий танцами «Костюмер».