Общепринятое и, пожалуй, одно из самых распространённых названий дома на пересечении улицы Большая Пороховская и проспекта Энергетиков – «дом-стакан». Связано это с формой дома, которая своей геометрией очень напоминает всеми известный советский стакан: вертикально ориентированный цилиндр с гранёными сторонами. Именно за счёт ритмически повторяющихся заострённых эркеров и возникает подобная ассоциация.
Но это не единственное его прозвище. Так, за схожесть внешней формы здания с початком кукурузы его нарекли «домом-кукурузой». В таком доме жильцы напоминают кукурузные семечки в ячейках-комнатах общежития. Этот эффект заметно усиливается в тёмное время суток, когда загораются жёлтым цветом многочисленные окошки дома.
Одним из самых нетривиальных названий, которым когда-либо обладали здания, построенные по этому проекту, стала «бомба». Такое имя жилому дому дала фантазия советских школьников 1980-х годов: стены дома представлялись телом бомбы, которая вследствие падения оказалась воткнута в землю под прямым углом, а расположенные на крыше дома грани воздухозаборников вентиляции очень напоминали хвостовик авиабомбы, торчащий над поверхностью земли.
Ещё одно не самое очевидное прозвище, появившееся благодаря беспощадной силе народной топонимики, отсылает нас к космодрому «Байконур». Объясняется это тем, что ввиду своей вертикально расположенной цилиндрической формы дом может спокойно разместить внутри себя ракетную шахту. А то, что никто её так до сих пор и не видел, только лишний раз подтверждает тот факт, что ракету прячут от посторонних глаз.
Дом, в котором есть всё
Согласно проекту, «дом-стакан» должен был включать в себя всё необходимое для комфортного проживания советского человека. Этому решению во многом способствовало то, что такие дома изначально проектировались в качестве общежитий. В них планировалось размещение всех социально значимых объектов: от столовой до библиотеки.
Для обеспечения функционирования точки социально-бытового обслуживания архитекторы предусмотрели специальные помещения, выделив под общественные нужды первый и последний этажи. Они имели панорамные окна, большой размер площади и высокие потолки. На первом этаже дома должны были находиться столовая, игровая, парикмахерская, пункт медицинской помощи, комната отдыха и комната коменданта (всё-таки это общежитие), а также место под ремонт одежды. Пространство наверху общежития располагало выходом на плоскую эксплуатируемую кровлю, поэтому оно тоже было задействовано в общественно-социальной нагрузке. Именно там согласно изначальной задумке хотели устроить читальный зал с передвижной библиотекой. Этому способствовало наличие застеклённой ротонды, которая являлась удачно решённым завершением сооружения. Кроме того, она предусматривала доступ к смотровой площадке на открытой террасе.
Но даже этого авторам проекта показалось мало. С целью удовлетворения бытовых потребностей была разработана специальная модификация «дома-стакана», которая включала в себя круглую одноэтажную пристройку, где должна была работать столовая. Таких зданий было реализовано всего два: во Фрунзенском и в Красногвардейском районах.
История места
1974
Разработка экспериментального проекта общежитий цилиндрической формы, известных как «дома-стаканы».
1977
Строительство «дома-стакана» на проспекте Энергетиков.
«Дом-стакан»
«Дом-стакан», «дом-кукуруза» и другие народные названия уже давно закрепились за жилым домом на углу улицы Большая Пороховская и проспекта Энергетиков – общежития для работников Центрального конструкторского бюро машиностроения. Причиной тому стала необычная форма дома с сопутствующей пластикой фасада: цилиндрическая башня с треугольными окнами-эркерами. Это обстоятельство сделало здание очень похожим на початок кукурузы и известный советский стакан, у которого множество граней.
Между тем выбор такой формы был не случаен, а продиктован необходимостью. Авторы проекта, – архитектор Корнилова А.Н., инженер Трусов Л.В., конструктор Панфилов П.Ф. и мастерская № 5 института Ленпроект под руководством Гольдгора Д.С., – в первую очередь стремились создать нужный архитектурный акцент, который бы позволил контрастно разбавить плоскостную систему массовой застройки, имеющей монотонный характер. В связи с чем был разработан экспериментальный проект 15-этажного общежития, который был призван обогатить структуру жилых микрорайонов.
Всего в Санкт-Петербурге насчитывается 8 «домов-стаканов», а в Красногвардейском районе и вовсе один. Они были построены в период с 1975 по 1985 годы. Проектировщики размещали их как поштучно, так и попарно – от этого решения зависела общая картина восприятия пространства. Материал также играл немаловажную роль в формировании впечатления. Белый кирпич, из которого было решено вести строительство общежитий, создал особое чувство новизны за счёт подчёркнутой треугольной остроты эркеров в сочетании с круглым объёмом здания. Этот композиционный приём заметно освежил привычный взгляд на существующую однообразную и прямоугольную среду, и привнёс движение, силу которого ощущаешь при перемещении от одного планировочного направления к другому.
Несмотря на то, что это был экспериментальный проект, основной задачей которого было обогащение эстетических качеств застройки, считается, что «дома-стаканы» были типовыми, однако это не так. На самом деле они между собой очень похожи, так как действительно имеют общий типовой проект, но не являются полностью одинаковыми. Различаются они главным образом конструктивными особенностями. Так, проект общежития предусматривал две модификации – со столовой и без неё. Это круглое в плане здание, прозванное в народе «шайбой», представляет собой низкий одноэтажный объём, который «врезается» в основной высотный цилиндр. Существует всего два таких дома: один расположен во Фрунзенском районе, второй в Красногвардейском. У тех общежитий, у которых отсутствует данная пристройка к жилой части дома, столовая находилась на цокольном этаже.
Говоря про расположение социально-бытовых услуг внутри дома, стоит отметить, что для их размещения предусматривались специальные помещения, которые занимали первый и последний этажи. Именно поэтому дом 15-этажный, но жилых этажей в нём только 13. Они были полностью нежилыми, достаточно просторными и имели панорамные окна. В них планировалось обустроить всё необходимое для комфортной жизни советского человека.
Совершенно уникальным образом задействована мансардная часть дома. Здание общежития обладает удачно решёным завершением, в котором вентиляционные блоки составляют основу для пилонов застеклённой ротонды. В этом пронизанном светом пространстве меньшего диаметра, чем основная башня предполагалось устроить читальный зал с передвижной библиотекой, а остальная площадь крыши отводилась под смотровую площадку с круговым обзором. Всё это способствовало тому, что кровля становилась ещё одной полноценной функциональной зоной в системе социально-бытового обслуживания.
Не менее интересен принцип строения дома, в котором все конструктивные решения продиктованы его цилиндрической формой. Он очень напоминает русскую деревянную игрушку, – матрёшку, в которой один объект помещён внутри другого, а тот, в свою очередь, находится внутри третьего. Так и в основе «дома-стакана» лежат три вставленных друг в друга цилиндра: в центре – две лифтовые шахты, мусоропровод и подсобные помещения, вокруг них – замкнутый в кольцо коридор, и последний круг – это внешний круг квартир. Из-за такой архитектурной особенности все коммуникации в доме проходят по центру, а план дома отчётливо напоминает ромашку. Примечательно, что за счёт постановки дома в виде высотного цилиндра у каждой квартиры будет свой уникальный вид из окна, что является большим преимуществом на фоне прямолинейной застройки. Однако ввиду столь нестандартной планировки дома квартиры получились трапециевидной формы: площадь комнаты расширяется от прихожей к окну. Это же условие стало причиной, по которой в доме нет прямых углов. С одной стороны, в помещении значительно больше света, чем в домах с линейным типом расположения квартир, что весьма актуально для преимущественно пасмурного Санкт-Петербурга. К этому относится и панорамный вид, открывающийся из таких окон. Но с другой стороны, вписать в такую квартиру типовую мебель достаточно проблематично.
Согласно проекту все квартиры в доме были идентичными. Каждая квартира состояла из 2-х комнат по 12,12 м² и включала в себя по одному душу, умывальнику и туалету в её общей части. Учитывая, что это было общежитие, то наличие отдельного санузла, пускай и разделённого на три части, в квартире в разы увеличивало её привлекательность. Это было отличительной чертой «домов-стаканов». Также в каждой комнате слева и справа от входа было по два встроенных шкафчика с антресолью.
Неизменным оставалась общая кухня на этаж, которая должна была обслуживать 8 квартир. Аналогичным образом была устроена комната для сушки белья, доступ к которой имел каждый на этаже. Рядом с ней авторы проекта расположили противопожарную лестницу, сообщение с которой было возможно только через сквозной балкон этой комнаты. В целях осуществления требований по пожарной безопасности, лестница должна была иметь выход на улицу, чтобы при пожаре дым не охватил её полностью, и у жильцов была возможность безопасно покинуть дом, поэтому создателям проекта пришлось отказаться от идеи непрерывного ряда треугольных эркеров и сделать одну вертикаль балконов неостеклённой и прямоугольной формы. Это единственная часть дома, которая нарушает общий строй остроконечных граней эркеров.
Но даже такая вынужденная конструктивная мера не испортила первоначальной задумки. «Стаканы», как представители ленинградского модернизма позднесоветского времени, по сей день выглядят эффектно и производят своей формой впечатление некоторой чужеродности. Как будто они только притворяются жилыми домами, а на самом деле являются космическими кораблями, и в любой момент могут сорваться со своих мест и полететь бороздить бескрайние просторы космоса.