1870  Общественные места
Театр «Буфф»
Подробнее
 
1870
 
1872
 
1901
 
1917
 
1983
 
1985
 
2010

Новая точка на театральной карте нашего города появилась в 1985 году, когда на правом берегу Невы, у Володарского моста, в здании на углу Народной улицы и Октябрьской набережной, нашел себе пристанище молодой театральный коллектив. До этого выпускники курса артистов эстрады из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (с 2015 года – Российский государственный институт сценических искусств) работали в «Ленконцерте» и выступали на разных площадках, в том числе на сцене БКЗ «Октябрьский». Начинающие артисты сами сделали в предоставленном помещении ремонт, обустроили гримерки, расставили мебель. Они очень переживали, что театральные зрители не поедут на окраину Ленинграда, однако представления, которые проходили в главном зале и в Зеркальной гостиной (там, как в настоящем кабаре, стояли столики и кресла), стали собирать аншлаги.

В конце 1970-х годов на кафедре эстрадного искусства ЛГИТМиКа Исаак Штокбант начал работать со своими студентами в аудитории № 48. Едва ли кто-то мог тогда предположить, что после выпуска в 1983-м этот курс не только не распадется, но и создаст свой собственный – музыкально-драматический – театр. Публике он известен как «Буфф».

Штокбант считал, что будущий артист должен научиться одинаково успешно выступать на драматической сцене, уличной эстраде и цирковой арене. Каждую неделю Исаак Романович устраивал открытый урок, на котором студенты его мастерской показывали свои актерские придумки. Евгений Александров, ныне заслуженный артист Российской Федерации, а тогда студент курса, вспоминает: «Каждый четверг, раз в неделю, мы делали, что хотели. Приглашали гостей – друзей, педагогов, зрителей – и что-то пели, что-то играли. Это был такой актерский капустник, и что было очень приятно – к нам было не попасть. Да, иногда что-то не получалось, что-то было откровенно плохо, но что-то и шикарно. Именно из этих “творческих четвергов” родился первый эстрадный спектакль – “Первый концерт”, затем второй – “Гостиный двор”».

Студенты, по словам Исаака Штокбанта, «подходили к эстрадному искусству через игру и актерскую фантазию». Из их зачинов складывались номера, этюды, а затем и первые учебные спектакли. В роли конферансье выступал Евгений Альпер, который, еще учась на третьем курсе, стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Весь учебный процесс был направлен на воспитание артистов, которым подвластны самые разные жанры. Усилия Исаака Романовича и второго педагога курса, Анатолия Самойловича Шведерского, не пропали даром. «Буфф», созданный их учениками, остается одним из самых ярких и необычных театров Северной столицы.

Своим необычным названием театр «Буфф» обязан особому музыкально-драматическому жанру комедийного, а порой и сатирического характера. Само слово «буфф» происходит от итальянского «buffo» (или французского «bouffe») и переводится на русский как «шутовской», «комический», «смешной». Буфф – очень демократичный жанр театрального искусства. В нем сочетаются легкая музыка, пение, танцы, разговорная речь и элементы эстрадно-развлекательного шоу, что сближает его с опереттой и мюзиклом. Границы между этими синтетическими жанрами весьма условны. Зато их популярность безусловна! А всё благодаря знаменитому французскому композитору (к слову, родившемуся в Кёльне) Жаку Оффенбаху, одному из родоначальников жанра оперетты. В 1855 году он основал в столице Франции музыкальный театр «Буфф-Паризьен», на сцене которого поставил несколько своих небольших произведений. Оригинальные, изящные и остроумные постановки имели колоссальный успех у публики. Весь Париж напевал мелодии Оффенбаха, и вскоре эти чудесные звуки долетели с берегов Сены до берегов Невы. В результате в Санкт-Петербурге открылся свой театр «Буфф». В нем проходили российские премьеры лучших оперетт европейских композиторов, выступали выдающиеся отечественные и зарубежные артисты, собирались аншлаги. Театр пережил пожар, сменил несколько хозяев и адресов, но просуществовал с перерывами до Октябрьской революции. А затем был закрыт большевиками за буржуазную легкомысленность репертуара.

Новую жизнь оптимистичному, искрометному жанру дал театральный режиссер и педагог Исаак Романович Штокбант. В 1983 году вместе с выпускниками своего курса артистов эстрады в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии он создал нынешний музыкально-драматический театр «Буфф». В 1985 году молодой театральный коллектив нашел себе пристанище на Народной улице. С 2010 года театр располагается в специально построенном здании недалеко от пересечения проспекта Шаумяна и Заневского проспекта.

«У меня часто спрашивают, почему мой театр называется “Буффом”, чем “Буфф” отличается от других театров, – рассказывал Исаак Штокбант. – В принципе, ничем, если не считать его исключительной многожанровости. Высокая комедия соседствует здесь с острой сатирой, современный мюзикл – с кабаретным искусством. Мы играем, поем, танцуем и даже показываем фокусы. “Буфф” – авторский театр, у нас есть спектакли по пьесам, которые родились на сцене “Буффа” и которые вы не увидите ни в каком другом театре. Это наша “фишка”».

Интересные факты
История места
1870
Открытие первого театра «Буфф» в Санкт-Петербурге.
1872
Пожар в театре «Буфф».
1901
Постройка нового «Летнего Буффа».
1917
Закрытие театра «Буфф» за «легкомысленный репертуар».
1983
По инициативе выпускников курса Исаака Романовича Штокбанта создан музыкально-драматический театр «Буфф».
1985
Театр «Буфф» занял помещение на Народной улице.
2010
Переезд «Буффа» в специально построенное для него здание по адресу Заневский проспект, 26 / проспект Шаумяна, 22.
Вся история
Связаны с этим местом
Борис Хаимович Бейдер
1942 год
Архитектор здания, в котором располагаются театр «Буфф» и КДЦ «Красногвардейский»
Исаак Романович Штокбант
1925 год
Основатель и художественный руководитель петербургского театра «Буфф»
История памятника культуры
Театр «Буфф»

Своим необычным названием театр «Буфф» отсылает к истории особого комедийного музыкального жанра. Само слово «буфф» переводится как озорство, веселье, шутка. Идея этой новой формы сценического действия, сочетающего в себе танец, оперетту и мюзикл с элементами комедийного шоу, пришла композитору Жаку Оффенбаху. Премьера нового жанра состоялась в 1855 году в Париже, в специально созданном для него театре «Буфф-Паризьен», который стал чрезвычайно успешным с первого дня своего существования.

Популярная парижская новинка вскоре стала известна в Петербурге, и в 1870 году здесь появился свой театр «Буфф». Он был открыт в построенном Николаем Львовым здании цирка, рядом с Александринским театром. Здесь развернулась бурная театральная деятельность под руководством известного актера Александра Федотова. На сцене «Буффа» впервые в России были исполнены оперетта «Прекрасная Елена» Оффенбаха и оперетты «Сильва» («Королева чардаша») и «Принцесса цирка» Имре Кальмана.

Популярность сатирического музыкального театра, осуществлявшего постановки на злободневные темы, была феноменальной. Газеты того времени пестрят заметками критиков о новых работах этого театра, Николай Некрасов сочиняет о нем шутливый памфлет, портрет солистки театра мадам Жюдик пишет прославленный художник Илья Репин, а Лев Толстой, желая охарактеризовать современный культурный контекст своих героев, упоминает этот театр на страницах своей «Анны Карениной».

Однако, к немалому огорчению публики, в 1872 году здание театра сгорело, и новый дом жанр «буфф» обрел лишь в 1901 году. Новое деревянное здание театра было возведено на арендованном купцом Петром Тумаковым участке Измайловского сада. Увеселительное место получило название «Летний Буфф» и представляло собой круглую деревянную конструкцию на металлических колоннах с дощатой крышей. Занавес, встречавший зрителей, был полностью разрисован рекламой. Цены, по воспоминаниям современников, были вполне приемлемыми, при этом вокруг «Летнего Буффа» всегда толпились зеваки, не желавшие (или не имевшие возможности) платить за билет: благодаря прекрасной акустике, музыку и песни можно было послушать, просто стоя рядом со стенами театра.

После 1917 года театр был закрыт за «легкомысленный» репертуар. История уже третьего по счету «Буффа» началась только в конце 1983 года. Его отцом-основателем стал Исаак Романович Штокбант, который вместе с выпускниками Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ныне – Российский государственный институт сценических искусств) взялся за возрождение полузабытого жанра. Первое название вновь основанного театра – «Кабаре» – не понравилось Министерству культуры, и тогда вспомнили о старом добром «Буффе».

Свое первое пристанище театр нашел на первом этаже жилого дома на Народной улице (теперь его занимает театр «Мастерская»). Сатирические музыкальные постановки популярны во все времена – и к 2010 году поклонников у театра стало столько, что ему потребовалась более вместительная и современная площадка. Так, в 2010 году театр переехал в новое, специально построенное для него здание, которое расположено на месте со своей «зрелищной» историей. Ранее здесь располагался любимый местными жителями кинотеатр «Охта». В современном театральном здании разместились: основная сцена, зал которой вмещает 600 человек, Зеркальная гостиная (малая сцена), рассчитанная на 150 посетителей, и зал «Буффики» с 80–100 местами для маленьких зрителей.

Современный «Буфф» продолжает традицию, заложенную еще в XIX веке: ставит на своих подмостках классические комедии и мюзиклы, здесь проходят музыкальные шоу, эстрадные концерты и большое количество детских спектаклей. Множество судеб известных артистов связано с «Буффом»: в нем когда-то начинали свою карьеру Юрий Гальцев, Геннадий Ветров и Елена Воробей, а композитор и певец Игорь Корнелюк даже был музыкальным руководителем театра.

Старинный «Буфф» продолжает развиваться и в XXI веке: ставятся новые спектакли, осваиваются новые сценические жанры и формы. Неизменным остается одно – легкий, веселый характер и авантюрный дух его постановок, которые продолжают радовать жителей и гостей Красногвардейского района.

Как найти театр «Буфф»

От станции метро «Новочеркасская» – пешком.

Контакты
Памятник культуры выполнен в стиле
Постмодернизм

Архитектурный стиль в рамках целой эпохи, начавшейся с конца 1960-х годов. Это художественная реакция на типизированность и минимализм модернизма. Для архитектуры постмодернизма характерно обилие цитат, широта которых варьируется от античности до массовой культуры XX века, образующих свой собственный пласт образов и ассоциаций XXI века.

Материалы в постмодернистской архитектуре никогда не имитируют другие, как это часто бывает в эклектике: стены здания с отсылкой к классической архитектуре могут иметь сплошное остекление, а колонны могут быть выполнены из хромированной стали.

Часто формы и декор здания могут выявлять дополнительное смысловое содержание. Например, фасад здания торгового комплекса может быть оформлен в виде гигантского штрих-кода, а здание компании, производящей корзины, по форме может напоминать корзину. При этом игра со смыслами, культурой предыдущих эпох и эстетикой разнообразных стилей в постмодернизме никогда не носит серьезный характер, оставляя простор иронии и самоиронии.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2020 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке