1796  Памятники культуры
Усадьба Жерновка
Подробнее
 
1718
 
1739
 
1747
 
1790
 
1796
 
1806
 
1817
 
1838
 
1853
 
1862
 
1890–1892
 
1917
 
1923
 
1924
 
1929
 
1938
 
1950
 
1973
 
1980

На карте 1817 года эта усадьба уже обозначена как собственность нарвского купца 1-й гильдии Себ(в)астьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества.

С сыном Крамера был дружен Александр Сергеевич Пушкин. В первый петербургский период (1817–1820) поэт часто бывал в усадьбе Приютино у Олениных, куда вела дорога, проходящая мимо Жерновки. Однако документальных свидетельств о том, что Александр Сергеевич посещал Жерновку, нет.

Как только не именовалась усадьба за минувшие три столетия: Бутурлина дача, Жерновка, Гавриловка, Екатерининское, дача Безобразовых… Такое разнообразие названий связано с частой сменой хозяев усадьбы и традицией называть место по имени владельца.

Эти земли между Охтой и впадающей в нее Жерновкой Пётр I отдал своему сподвижнику Ивану Бутурлину (отсюда первое название имения), после нескольких смен владельцев имение приобрел Алексей Григорьевич Жеребцов, при котором оно стало называться Жерновкой.

Когда имение перешло во владение грузинского рода Донауровых, оно стало называться Гавриловка (по имени фактического владельца Гаврилы Герасимовича Донаурова), при Екатерине Александровне Сухозанет – Екатерининское. Последними владельцами усадьбы была чета Безобразовых, по фамилии которых за ней на долгое время закрепилось название «Дача Безобразовых». Сейчас этот памятник архитектуры последней трети XVIII века чаще всего называют усадьбой Жерновка.

Интересные факты
История места
1718
Сподвижник Петра I Иван Бутурлин, сын государственного деятеля, воеводы, стольника Фёдора Бутурлина, получает земли между реками Охта и Жерновка и на протяжении 1720-х владеет ими. В это время усадьба именовалась Бутурлиной дачей.
1739
После смерти владельцев имение переходит к обер-прокурору Сената Фёдору Ивановичу Соймонову.
1747
Усадьбу приобретает действительный тайный советник Алексей Григорьевич Жеребцов. При нем она получает название реки, на которой расположена, – Жерновка
1790
В последней трети XVIII века усадьба стала принадлежать грузинскому роду Донауровых. Самый яркий представитель этой семьи – Михаил Иванович Донауров – был секретарем и библиотекарем при дворе великого князя Павла Петровича, получил дворянство, а в 1796 году, при воцарении Павла I, был пожалован в генерал-майоры, получил 2000 крестьян и вскоре стал управляющим Кабинетом его величества
1796
Предположительно в этот год было завершено строительство каменного усадебного дома по проекту Джакомо Кваренги, которое велось с 1794 года.
1806
Имение отсужено у сына Гаврилы Герасимовича Донаурова соседом – Фёдором Марковичем Полторацким, владельцем земель ниже по течению Охты (это имение сейчас известно как Уткина дача).
1817
На карте этого года имение обозначено как собственность нарвского купца 1-й гильдии Себ(в)астьяна Венедиктовича Крамера, члена Вольного экономического общества. При Крамере к усадебному дому с двух сторон были пристроены одноэтажные галереи, заканчивающиеся башенками, которые тогда были украшены фаянсовыми статуями и вазами.
1838
В марте этого года Екатерина Александровна Сухозанет, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, приобретает эту усадьбу. К моменту продажи мызы Крамером ее население составлял 151 человек
1853
Екатерининское было передано в управление по доверенности зятю Екатерины Александровны, мужу ее дочери Анны Николаевны.
1862
После подписания Александром II Манифеста об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости (19 февраля 1861 года) крестьянам деревень Малиновка и Жерновка были выданы земельные наделы и угодья, а также установлен оброк, который они должны были платить бывшей владелице. Так как деревни располагались рядом с Петербургом, они приносили неплохой доход: годовой оброк составлял 25 рублей с души, что было выше среднего значения для этой местности.
1890–1892
Прямо перед усадебным домом прошла Ириновская железная дорога, впоследствии превратившаяся в современный Ириновский проспект. Усадьба Безобразовых в последней четверти XIX века потеряла свою привлекательность в качестве барской усадьбы
1917
30 сентября управляющий имением обратился в Полюстровский волостной комитет с просьбой усмирить крестьян и спасти усадьбу и принадлежащее ей подсобное хозяйство от разорения. А уже в конце этого года усадьба Жерновка была передана Полюстровскому волостному исполкому
1923
Летом здание было частично отремонтировано: исправлена крыша, перестланы полы, в галерею вставлено больше 350 стекол. Но тогда же часть парка была отдана под пашню, а по его территории Волховстроем был проложен электрокабель, из-за чего пришлось вырубить часть деревьев.
1924
Усадьбу посетил архитектор Н. Е
1929
До 1936 года здание использовалось как складское помещение и коровник второго конвойного полка НКВД. Часть изразцовых печей была уничтожена, закрашены росписи гостиной и других помещений, в парке разобраны въездные ворота.
1938
Усадьба снята с государственной охраны и отдана под общежитие Охтинского лесопильного завода. Высокие парадные залы поделили надвое (по высоте) деревянными перекрытиями, устроили новые межкомнатные перегородки, над протяженными боковыми флигелями надстроили второй этаж
1950
Усадьба вновь взята государством под охрану как памятник архитектуры. В течение трех лет проводилась реставрация фасада здания и спальни.
1973
Усадьбу Жерновка передали предприятию «Оргпримтвердосплав», которое обязалось привести ее в порядок. Были снесены поздние постройки, но вместе с ними и остатки павильона-пристани
1980
До 1980-х годов к югу от усадьбы в Охту впадала небольшая речка Чёрная, называвшаяся также Малиновкой, а к северу от усадьбы – речка Жерновка. При прокладке современных магистралей обе речки были убраны в коллектор и засыпаны
Вся история
Связаны с этим местом
Александр Сергеевич Пушкин
1799 год
Неоднократно проезжал территорию современного Красногвардейского района по пути в Приютино
Николай Александрович Безобразов
Октябрь 1816 года
По его фамилии за Жерновкой надолго закрепилось название «Дача Безобразовых»
Джакомо Кваренги
1744 год
Выдающийся архитектор екатерининской эпохи, автор Жерновки, усадьбы Кушелёва-Безбородко
Иван Иванович Бутурлин
1661 год
Сподвижник Петра I, первый владелец Жерновки
История памятника культуры
Усадьба Жерновка

Большой усадебный дом, спроектированный выдающимся архитектором Джакомо Кваренги, был построен на левом берегу Охты к 1796 году. Здание расположено почти перпендикулярно течению с таким расчетом, чтобы из его комнат открывался красивый вид на реку, мост и ныне утраченные ворота с башенками (они располагались к северо-востоку от дома, на перекрестке дорог, ведущих в деревни Малиновка и Жерновка).

Вторым фасадом дом был обращен к английскому пейзажному парку, разбитому одновременно с его постройкой. Именно в то время, в конце XVIII века, в России входят в моду такие романтичные разросшиеся парки с как будто «случайно» расположенными (а на самом деле специально высаженными в определенных местах садовниками) высокими деревьями, извилистыми тропинками и живописными прудами. Усадебный дом в Жерновке практически стоит на одном из таких рукотворных прудов, отражаясь в нем своим наиболее парадным фасадом, с огромными, в два этажа, «венецианскими» полукруглыми окнами.

Английские парки были неотъемлемой частью усадеб того времени, едва ли не такой же важной их составляющей, как сам дом. Сейчас берега пруда и искусственного островка густо заросли кустарником и березами. Но когда-то от портика дома шла тропинка, которая вела к вековому дубу, а вокруг парка, вдоль глубокого рва с ручейком, шла аллея берез и лип. Другая аллея тянулась вдоль крутого берега Охты и приводила к каменной пристани, выполнявшей функции паркового павильона. В усадьбе эту пристань назвали «бель-вю» или «миловзор», так как с нее открывался прекрасный вид на реку. На лужайке в середине парка были разбросаны живописные группы вековых деревьев, а под ними стояли чугунные скамейки.

Усадебный дом XVIII века состоит из трех частей: средней части и двух флигелей, пониженных по отношению к главному объему. Симметричный компактный объем здания отсылает нас к так называемой палладианской архитектуре (в честь великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио), особенно модной в Англии в эпоху классицизма. Главный фасад здания украшен фронтоном на четырех колоннах коринфского ордера. В 1820-х годах, при нарвском купце 1-й гильдии Крамере, к барскому дому с двух сторон были пристроены протяженные галереи, завершающиеся башенками, которые когда-то были украшены керамическими вазами и скульптурами.

Центральная (самая старая) часть дома была целиком отведена под анфиладу парадных комнат, расположенных на одной оси таким образом, чтобы из одного богато украшенного помещения можно было переходить в другое, минуя коридоры и «непарадные» помещения. В центре здания размещен большой зал высотой в два этажа, его главными украшениями являются огромные венецианские окна и потолочная роспись, судя по всему, современная постройке дома. Эта роспись имитирует лепку (на самом деле все потолки во всем здании плоские) и выполнена в стилистике господствовавшего в то время классицизма.

К главному залу, в котором могли проходить торжественные обеды и даваться концерты, с одной стороны прилегали гостиная и столовая, с другой – бильярдная и спальня. На одной из стен гостиной еще в 1920-е годы сохранялась (правда, в плохом состоянии) роспись, изображающая Гатчинский дворец. Сюжет этой росписи позволил Николаю Евгеньевичу Лансере, посетившему Жерновку в 1924 году, предположить, что она была создана не ранее года постройки и не позднее года перестройки этого дворца. В этой комнате были позолоченные карнизы очень тонкой резьбы, с фризом из головок Меркурия в медальонах. Углы гостиной украшали кафельные печи. За гостиной располагалась столовая – высокая квадратная комната, когда-то отделявшаяся от гостиной застекленной аркой на двух выполненных из дерева и окрашенных под мрамор ионических колоннах. Потолок здесь, как и в других парадных покоях, был расписан: украшен плафоном в виде плоского купола с расходящимися кессонами, фигурками путти и другими элементами, имитирующими барельефы и скульптурный декор в популярной тогда технике гризайль.

В бильярдной, расположенной по другую сторону от большого зала, потолок также имел живописный плафон, изображающий богиню Венеру с амурами и голубками. Последняя парадная комната в анфиладе – спальня, стены которой были расписаны в «помпеянском стиле». Рисунок плафона спальни очень сложный: тут два пересекающихся друг с другом кессончатых свода, а середина их закрыта голубым пеплумом с золотой каймой. В углах всего плафона изображены бронзовые женские фигуры. Это подражание малой пластике, часто встречающееся в ампирных интерьерах, например, в канделябрах или бронзовом декоре мебели. Смешение этих мотивов – ампира и помпейской живописи, декоративных ваз и ниш с раковинами, греческих орнаментов, живописное подражание бронзе – очень характерно для росписей конца XVIII века.

Позади парадных комнат были расположены передняя и четыре комнаты. Из одной из них крутая деревянная лестница ведет в низкий верхний этаж, имеющий всего три комнаты, которые составляли «кабинет хозяина». В застекленных галереях, пристроенных к основному объему здания в 1820-е годы, располагались кухни, прачечные и оранжереи.

Жерновка для своего времени была типичной увеселительной дачей. Главный усадебный дом, сплошь состоящий из парадных покоев, никогда нельзя было назвать комфортным для проживания, да и устроенное в нем отопление позволяло согреть помещения с высокими потолками и большими окнами лишь теплой осенью и поздней весной. Хозяева бывали в Жерновке с кратковременными визитами для увеселений на природе.

Угодья, относящиеся к усадьбе, одним хозяевам служили для поставок овощей и молочных продуктов к своему столу в Петербург, другим, в более позднее время, удавалось извлекать прибыль, продавая продукты при помощи управляющих и приказчиков.

Пережив свой расцвет на рубеже XVIII–XIX веков, Жерновка со второй половины XIX века постепенно начинает терять свою былую привлекательность в качестве места отдыха. Она окончательно утратила ее после прокладки Ириновской железной дороги (в непосредственной близости от усадебного дома) в 1890–1892 годах.

Подробнее о владельцах усадьбы и ключевых датах можно узнать в разделе «История места».

Как найти усадьбу Жерновка

От станции метро «Ладожская» – автобус № 168. Остановка «Ириновский проспект».

Памятник культуры выполнен в стиле
Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма в целом присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, который в пропорциях и формах близок к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Это похоже на усадьбу Жерновка
12 мин.
1790 ⋅ Уткин проспект, дома 2а и 2б.
6 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, дом 40.
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
6 мин.
1781 ⋅ шоссе Революции, дом 75.
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода.
5 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
21 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, дом 67.
7 мин.
1806 ⋅ напротив дома 18 по улице Химиков.
4 мин.
1918 ⋅ Среднеохтинский проспект, дом 8.
12 мин.
1945 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
12 мин.
1946 ⋅ Индустриальный проспект, дом 35, корпус 1.
2 мин.
1970 ⋅ Заневский проспект, дом 28-30-32, литера А.
4 мин.
1967 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30, корпус 5.
2 мин.
1955 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.
11 мин.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
3 мин.
1960 ⋅ Красногвардейская площадь.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.
5 мин.
2016 ⋅ улица Передовиков, дом 16, корпус 2.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2019 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке