1911  Памятники культуры
Большеохтинский мост (мост Петра Великого)
Подробнее
 
1901
 
1909
 
1911
 
1917
 
1956
 
1993–1997

Тауэрский мост, построенный на полтора десятилетия раньше Большеохтинского, продемонстрировал аналогичное устройство с тремя пролетами (из которых средний – разводной) и двумя башнями, вот только боковые пролеты там висячие, арок нет, а дуги конструкций обращены прогибом книзу. Пара неороманских башен украшает еще мост Фридриха Эберта (ровесник нашего моста) в Дуйсбурге, но стоят они на берегу, при въезде.

При съемках в 1983 году фильма «Сокровища Агры» режиссеру Игорю Масленникову понадобилось дать хотя бы намек на лондонские городские виды. Съемка на натуре была невозможна. Тогда удалось раздобыть любительские кадры с берегов Темзы, которые и подмонтировали к крупным планам, где было трудно разглядеть, что роль лондонской реки играет все-таки более полноводная Нева, а Tower Bridge то и дело превращается в Большеохтинский мост. Что ж, некоторое сходство у этих двух гигантов, безусловно, имеется.

Судьбоносной резолюции Николая II («Не затягивать строительство моста») предшествовала страшная катастрофа. 7 апреля 1907 года во время перевоза с левого берега Невы на Охту столкнулся с небольшой льдиной, перевернулся и затонул пароход «Архангельск». В холодных водах Невы погибли 39 человек.

Пароход принадлежал купцу Якову Петровичу Шитову, известному в народе как Охтинский кулак. Его «посудины» славились дешевизной и отличались крайней ненадежностью. В погоне за наживой Шитов нередко выпускал в рейс неисправные суда с командой из случайных людей (что-то вроде сегодняшних гастарбайтеров), готовых работать за жалкие гроши. В случившемся народная молва обвинила именно судовладельца, но ему удалось избежать наказания. Эта трагедия бурно обсуждалась в городских газетах и ускорила начало строительства постоянной переправы, разговоры о которой велись с 1830-х годов.

Интересные факты
История места
1901
Подготовительные работы, архитектурный конкурс, проектирование, составление сметы и поиск средств.
1909
Закладка моста и начало строительства.
1911
26 октября состоялось освящение и торжественное открытие моста Петра Великого.
1917
Переименование в Большеохтенский (через «е»).
1956
В связи с изменением правил правописания мост стал называться Большеохтинским (через «и»).
1993–1997
Проведена капитальная реконструкция (с восстановлением утраченных архитектурных деталей).
Вся история
Связаны с этим местом
Пётр I
1672 год
Основатель Санкт-Петербурга, первый император России и великий реформатор
Григорий Григорьевич Кривошеин
1868 год
Инженер Большеохтинского моста
Владимир Петрович Апышков
1871 год
Архитектор Большеохтинского моста
История памятника культуры
Большеохтинский мост (мост Петра Великого)

Мост через Неву, соединивший район Смольного с Малой Охтой, зримо противопоставлен мостам исторического центра – невысоким, почти горизонтальным. До конца XVIII века навести постоянную переправу через водную преграду такой ширины было технически невозможно. Первым постоянным мостом через Неву длиной больше 300 метров стал Благовещенский (позднее – Николаевский, затем – Лейтенанта Шмидта) мост (1850), соединивший Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Затем последовали: Литейный (1879), перекинутый с Выборгской стороны к Литейной части, Дворцовый (1897) – от Адмиралтейской части к Стрелке Васильевского острова, Троицкий (1903) – протяженностью почти 600 метров, который соединил Петроградскую сторону с центром города.

Вопрос транспортного сообщения с правым берегом Невы стоял очень остро. Долгое время велись споры, какую из Охт следует раньше связать с городским центром. Логично было предположить продление Невского проспекта на другой берег, однако это произошло только в 1960-е годы. Место же, выбранное для первого «окраинного» моста, оказалось по-своему символичным: именно здесь когда-то начинался город (точнее говоря, имел место своеобразный фальстарт). В устье Охты стояла шведская крепость Ниеншанц и существовало регулярное поселение Ниен. Были возведены временные укрепления на левом берегу Невы; позднее там был устроен Смольный двор, постепенно превратившийся, по сути, во второй городской центр.

Новый мост посвятили триумфатору Полтавской баталии, с 200-летним юбилеем которой совпало начало его строительства (1909 год). В связи с этим, равно как и с 200-летием основания Петербурга, на территории современного Красногвардейского района появилась целая коллекция топонимов, увековечивших имена самодержца и его сподвижников, включая больницу имени Петра Великого (в прошлом – имени И. И. Мечникова). Кажется, первоначальное имя шло мосту, впрочем, и «большой» в современном названии тоже вполне соответствует его внушительному облику.

Инженеру Г. Г. Кривошеину вместе с архитектором В. П. Апышковым, подавшим свой проект вне конкурса, удалось отстоять смелое решение – делать мост всего в три пролета, да так, чтобы средний был разводным. Когда-то исключительно большое число пролетов в первом постоянном мосту через Неву (Николаевском) породило молву о присвоении за каждый устой нового чина автору, инженеру С. В. Кербедзу, только для того якобы и сделавшему свой мост сущей преградой для судоходства (неслучайно царь Пётр мосты не любил). Троицкий мост, к примеру, всего в полтора раза длиннее, а пролетов у него 9. Кроме того, разводные пролеты прежде делались всегда сбоку; классический петербургский вид – симметрично взмывающие в небо крылья центральной части – привился у нас лишь в советское время. Впервые же в Петербурге такое решение разводного механизма появилось именно здесь.

Для функционирования разводного механизма понадобилось устройство двух башен с маяками (подобных новым ростральным колоннам), боковые же пролеты были сделаны с «ездой понизу», т. е. арки, привычно придавленные проезжей частью, подняты на высоту 20-ти с лишним метров. Так вскоре будет выстроен (при участии того же Кривошеина) Финляндский железнодорожный мост, а в 1930-е годы еще и мост Володарского (не сохранился).

Современники ругали новый мост не меньше, чем парижане в свое время – Эйфелеву башню: он-де спорит с доминантой Смольного собора, а его арки дерзко вторгаются в пресловутую «небесную линию» Петербурга. Критиков также раздражало и неклассическое архитектурное решение, где нарочитая архаизация в духе неороманского стиля (сторожевые мостовые башни – еще одна средневековая традиция) сочеталась с футуристическими (по тем временам) мотивами, вроде стеклянных светящихся завершений башен, не говоря уже о частоколе металлических конструкций. И только со временем эстетические качества Большеохтинского моста наконец оценили по достоинству.

Как найти Большеохтинский мост

От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамваи № 10, 23, троллейбус № 18. Остановка «Красногвардейская площадь».

Контакты

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2019 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке