Хотя судьба усадьбы, находящейся у впадения реки Оккервиль в Охту, долгие годы была связана с семьей Полторацких, в ее названии сохранилась фамилия последних владельцев – Уткиных. (Это тем более странно, что Полторацкие и Уткины внесли разный вклад в развитие усадьбы. Своего расцвета она достигла именно при Полторацких.) Правда, по какой-то причине в народе она стала именоваться не дачей Уткиных, а Уткиной дачей. Это название вызывает в воображении идиллическую картину: заросшие зеленью берега, водная гладь и, разумеется, множество уток. Вероятно, когда-то окрестности Уткиной дачи выглядели именно так, но сегодня, увы, всё иначе.
В пору расцвета усадьбы, которую сегодня мы называем Уткиной дачей, ее хозяйство включало конюшни, сараи, сеновалы, подвалы, ледники. В имении были теплицы, виноградная и цветочная оранжереи, большой сад с яблонями и вишнями, обнесенный каменной оградой, а также пейзажный парк. Цветы и яблоки поступали в продажу.
Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.
Чудом уцелевшая старинная усадьба, известная среди петербуржцев как Уткина дача, находится при впадении реки Оккервиль в Охту, в пешей доступности от станций метро «Новочеркасская» и «Ладожская». К сожалению, сегодня это не самый радующий глаз уголок города, но когда-то всё было иначе.
Существует легенда, что в допетровское время этот земельный участок принадлежал шведскому полковнику Оккервилю. Однако среди ученых до сих пор ведутся споры о связи его фамилии и названия левого притока Охты. Есть исследователи, которые считают, что в слове «Оккервиль» финский корень, и подвергают сомнению существование полковника. Одно можно сказать точно: мыза не раз переходила из рук в руки. В конце XVII века она принадлежала пастору кирхи шведского города Ниен. В 1712 году ее владельцем был стольник Петра I Степан Петрович Нелединский-Мелецкой, в 1730-е годы – генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков.
Во второй половине XVIII века хозяевами мызы стали Полторацкие. Основатель этого дворянского рода, Марк Федорович Полторацкий, происходил из украинских казаков. Обладая великолепным голосом, он с юных лет пел в церковном хоре. Учился в Чернигове, затем в Киеве, где его и услышал Алексей Григорьевич Разумовский, уже совершивший стремительный взлет от певчего на клиросе до фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Благодаря протекции Разумовского Полторацкий перебрался в столицу и сделал блестящую карьеру. Марк Федорович стал первым российским артистом, которого пригласили петь в составе итальянской оперной труппы, выступавшей в Санкт-Петербурге. На сцену он выходил как Марко Портурацкий. С 1763-го по 1795 год он был директором Императорской придворной Певческой капеллы.
По одной из версий, усадьба была пожалована Марку Федоровичу в середине XVIII века за участие в оперных постановках. По другой, семья Полторацких приобрела ее в конце столетия, причем, возможно, с уже построенным усадебным домом.
Именно при Полторацких, пусть и не сразу, имение расцвело. Причем главную роль в этом, пожалуй, сыграла супруга Марка Федоровича – Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова). Это был второй брак рано овдовевшего Полторацкого. Агафоклея была моложе Марка на 8 лет (на момент замужества ей не исполнилось и 15-ти), но была хороша собой, умна, деловита, распорядительна и обладала железным характером. (В публикациях, посвященных Полторацкой, отмечается, что она отличалась необычайной строгостью и даже жестокостью. В гневе Агафоклея Александровна была страшна, и перед ней трепетали не только крепостные, но и члены семьи.)
Пока Марк Федорович совершенствовался в вокальном искусстве, искал и пестовал молодые таланты, Агафоклея Александровна приумножала семейные богатства. Помимо мызы Оккервиль и мызы Косая Гора (выше по течению реки, в районе нынешней деревни Кудрово), Полторацким принадлежали дома в Москве, Твери, Торжке, Петербурге, имения в Тверской губернии, около 4000 крепостных, заводы, фабрики, откупа. Все хозяйственные дела Агафоклея Александровна вела сама, без управляющего, через старост. Между тем в браке у Полторацких родились 22 ребенка!
Из семьи Полторацких вышло немало известных государственных деятелей и военных. Показательна судьба Константина Марковича Полторацкого, портрет которого можно увидеть в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце. Константин Полторацкий проявил себя не только на полях сражений (он участвовал в нескольких войнах, включая Отечественную), но и на посту ярославского губернатора. Он вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.
Кстати, одну представительницу этого рода мы с вами знаем со школы. Анна Петровна Керн, которой, как считается, посвящено пушкинское стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), приходится Марку и Агафоклее Полторацким внучкой.
Усадебный дом мызы Оккервиль – изумительный памятник строгого классицизма – был построен, по всей вероятности, в 1790-е годы. Автор проекта достоверно не установлен. Некоторые исследователи предполагают, что им был Николай Александрович Львов, убежденный палладианец, один из самых ярких и разносторонних людей своего времени. В пользу этой версии говорит тот факт, что Львов был близок с семьей Полторацких. Он дружил с Алексеем Николаевичем Олениным, который в 1791 году женился на Елизавете Марковне Полторацкой, дочери Марка Федоровича. (Кстати, впоследствии Алексей Николаевич стал директором Императорской Публичной библиотеки и президентом Императорской Академии художеств. Оленины владели усадьбой Приютино, в которой часто бывал Александр Сергеевич Пушкин, влюбленный в их младшую дочь – Анну Алексеевну.) Другие склоняются к тому, что авторство принадлежит Джакомо Кваренги, выдающемуся архитектору итальянского происхождения.
Изящное сооружение с пологим куполом, закругленной колоннадой и расходящимися под прямым углом крыльями удивительно гармонично вписано в природный ландшафт, сформированный слиянием двух рек. В угловой ротонде находится круглый зал, в котором сохранилась (правда, в ужасающем состоянии) часть тонкой потолочной лепнины. Ансамбль Уткиной дачи завершает дворовый служебный корпус, возведенный в 1820–1830-е годы. Двухэтажный, дугообразный в плане, он заканчивается двумя павильонами. По времени строительства служебный корпус относится к высокому или даже позднему классицизму. Сведений об архитекторе этого корпуса, увы, нет.
Агафоклея Александровна Полторацкая постоянно жила в усадьбе Грузины (в Тверской губернии, примерно в 15-ти километрах от города Торжка), поэтому мызой Оккервиль управляла ее дочь – Агафоклея Марковна Сухарева (по мужу), владевшая соседним участком. Первая попытка продать усадьбу была предпринята в 1814 году, еще при жизни Агафоклеи-старшей (она умерла в 1822-м, пережив мужа на 27 лет).
В декабре 1828 года усадьба была продана княгине Зиновии Петровне Шаховской (в девичестве Зеленковой). Ее первым мужем был князь А. Я. Шаховской. Вторым стал Василий Иванович Уткин (в будущем – мировой судья и действительный статский советник), а мыза Оккервиль со временем стала именоваться Уткиной дачей.
Дальнейшая история усадьбы печальна. Владелица умерла в конце 1860-х годов бездетной, завещав свое имение Императорскому Человеколюбивому обществу. Дача должна была поступить в ведение этой благотворительной организации только после смерти Василия Уткина. Он пережил супругу всего на несколько лет. Последняя воля Зиновии Петровны была в итоге исполнена, но передача имения Императорскому Человеколюбивому обществу проходила не слишком гладко (не обошлось без судебного процесса) и очень затянулась. Без хозяина имение пришло в упадок, а череда богоугодных заведений, действовавших на его территории, довершила дело. Здесь располагались Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных, детский приют, Малоохтинская больница для душевнобольных, Малоохтинское отделение градских богаделен для душевнобольных.
С каждым годом Уткина дача теряла прежний блеск. В 1920-е усадебный дом принадлежал Народному комиссариату здравоохранения РСФСР. В нем размещалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы. В 1936 году часть помещений была перепланирована под квартиры, другую занял 176-й детский очаг (воспитательное учреждение для дошкольников) Володарского райжилсоюза. В постсоветскую эпоху в усадебном доме теснились коммуналки, а в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации. Окончательно обезлюдев в начале 2010-х годов, заброшенная дача пережила несколько пожаров.
В 2012 году усадьба, являющаяся объектом культурного наследия федерального значения, была передана в ведение Государственного музея городской скульптуры. Уткина дача законсервирована и терпеливо ждет своей реставрации.
От станций метро «Новочеркасская» и «Ладожская» – автобусы № 24 и 27. Остановка «Заневский проспект, 32».
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
В 1745 году граф, генерал-фельдмаршал А. Разумовский привозит с Украины в Петербург 16-летнего юношу с удивительным голосом. Его зовут Марк Полторацкий. Отец Марка был священником.
Мальчик обучался в знаменитой латинской школе в Чернигове, затем поступил в Киевскую бурсу, где продолжал учебу и пел в церковном хоре.
В Петербурге граф А. Разумовский определяет Марка на обучение в Придворный хор. Пять лет юноша постигает секреты певческого мастерства и одновременно поет в хоре.
Отец — казак Федор Полторацкий — поселился в сотенном городке Сосница Черниговского полка Гетманской Украины и принял сан священника. В период гетманства Даниила Апостола 17 (28) апреля 1729 г. в его семье родился сын Марк. Мальчик рос смышленым, любознательным, и отец определил его в «латинские школы» Чернигова, в которых тот проучился четыре года.
Потом его учеба продолжилась в стенах Киево-Могилянской академии. С детства Марк обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре.
В 1744 г. голос Марка услышал граф Алексей Разумовский (сам в прошлом певчий), сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в ее поездке на Украину. Через год юноша простился со своими киевскими однокашниками и «определился» в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе. Карьера Марка складывалась удачно, вскоре он был назначен «уставщиком» придворного хора.
В 1750 г. первым из славян зачислен в итальянскую оперную труппу, выступал под именем «Марко Портурацкий». Через три года назначен регентом Придворной певческой капеллы. С именными указами императрицы неоднократно ездил отбирать лучшие голоса на Украину. В 1754 произведен в полковники.
В реестре «малых певчих» от 30 октября 1760 года, которых он отобрал, прослушав церковные, монастырские, школьные и другие хоры в гетманских полках, был записан и Дмитрий Бортнянский, 9 лет от роду, — сын казака Глуховской сотни Нежинского полка.
В 1763 г. Полторацкий возглавил Придворную певческую капеллу; в том же году получил потомственное дворянство. Умер в Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в дворянской семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо, а потом уехал в Рим, где изучал архитектуру. У него сложилась хорошая карьера архитектора в Италии, он работал в Риме, Бергамо, быстро вошел в круги римской знати.
В 1780 году его пригласили работать в Россию на должность «архитектора двора ее величества», что подразумевало выполнение заказов Екатерины II. Невозможно представить Петербург без творений Кваренги, до наших дней сохранилось около 30 построек - Екатерининский институт, Смольный институт, здание Конногвардейского манежа, Александровский дворец в Царском Селе, Английский дворец в Петергофе, Мариинская больница для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Юсуповский дворец.
Один из шедевров его творчества - здание Академии наук. Этот храм науки поражает совершенными пропорциями, ясностью образа, сильной пластикой главного фасада. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Очень скоро его известность как выдающегося архитектора екатерининского двора вышла за пределы России. Кваренги работал самозабвенно, всего себя отдавая работе и справляясь с огромным числом заказов, выбирая в помощники русских архитекторов, приглашая итальянских. Как писал зодчий в своих мемуарах, в его творчество нередко вмешивалась Екатерина II, и все высочайшие предначертания ему удавалось заключить в архитектурные рамки. Он сохранил авторитет и у преемников - Павла I и Александра I.
В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия. С необыкновенным подъемом и воодушевлением он построил Нарвские триумфальные ворота в честь победоносного возвращения русской армии из Франции.
За 37 лет жизни в России Кваренги вошел в число самых выдающихся русских зодчих, в 1814 году получил потомственное дворянство за свои заслуги. Он скончался в 1817 году и был похоронен на Волковом кладбище. Через 150 лет останки были перезахоронены в Некрополе Александро-Невской лавры.
Генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии, граф.
Родился в 1672 году в Новгородской губернии. Сын бедного дворянина из рода Ушаковых. Андрей Иванович и четыре его брата рано остались сиротами, все заботы о них взял на себя единственный крепостной их отца, крестьянин Аноха. До двадцати лет Ушаков вел ничем не примечательную деревенскую жизнь. В 1691 году Петр I издал указ, предписывавший всем дворянам без исключения, свободным от службы, явиться в Москву в распоряжение царя. Братья Ушаковы приехали в Москву и все пятеро были записаны в солдаты.
Андрей Иванович — красивый, высокий и крепкий юноша, за ловкость и силу его звали «детиной», — был записан в первый созданный тогда гвардейский полк — Преображенский. Произведенный в унтер-офицеры, он был замечен царем и в 1708 году пожалован капитан-поручиком гвардии, затем Петр Великий возвел его в звание тайного фискала (1714) и поручил наблюдать за постройкой кораблей. Став гвардейским капитаном, Ушаков получил в дар многочисленные поместья и постоянно, в продолжение карьеры, получал поручения от самого царя.
В 1715 году был уже гвардии майором и командиром 4-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. После смерти Федора Юрьевича Ромодановского в 1717 году, Тайная канцелярия была переведена в Петербург, а ее руководство доверили Ушакову и старому графу Петру Андреевичу Толстому. Толстой делами Канцелярии не занимался, а Ушаков бывал там постоянно. В день провозглашения императором Петр I произвел Ушакова в генерал-майоры (1721).
Новые построенные кирпичные ворота не являлись проходной на завод. Они имели символический характер. Наверху ворот висел колокол, звон которого оповещал рабочих о начале и об окончании рабочего времени.
Большеохтинский мост, носивший до революции название «Мост Петра Великого», соединяет левый берег Невы, центр Петербурга, и старинный район – Охту. Он перекинут от Смольной набережной к Свердловской. Мост имеет длину 335 метров и ширину 23,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Казармы из красного кирпича – вещественное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Во времена, когда Нева принадлежала шведскому королю, именно в этом месте был построен крепкий разводной деревянный мост, связывающий крепость Ниеншанц с основной территорией шведского города Ниен.
Таким образом, можно говорить, что это прадедушка – самый первый разводной мост на Невских берегах.
Комаровский, через короткий участок суши, как бы продолжает Большеохтинский мост, связывает собой Большую и Малую Охту и располагается на Красногвардейской площади. Он утилитарен, и представляет собой простое бетонное перекрытие через реку Охта. В плотном транспортном потоке поездка по нему совершенно незаметна.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих пожарных частей XIX века, сохранившаяся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Пожарная часть переехала в это здание в 1887 году, сейчас в нем располагается 12-я пожарная часть Красногвардейского района. В 2013 году эта пожарная часть отметила свое 185-летие.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых, при них по проекту Джакомо Кваренги было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой, в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга здесь располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Петр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В екатерининскую эпоху здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Больница имени императора Петра Великого, увековечивающая память основателя Санкт-Петербурга, является уникальным проектом, не имеющим аналогов в мире. В 1910 году в присутствии членов императорской фамилии состоялась торжественная церемония ее закладки.
Ильинская слобода – поселение, возникшее в первой трети XVIII века, вокруг Порохового завода, основанного Петром I. Эта историческая местность располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны и улицей Потапова. Само слово «слобода» – означает «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. Название же «Ильинская» местность получила по посвящению церкви Святого Пророка Илии – покровителя мастеров пороховых дел.
Основан на порогах реки Охты в 1715 году по распоряжению Петра I. Старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, взрывчатых веществ, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон – один из немногих существующих и по сей день живых памятников военно-инженерной истории России. Огромная территория, сокрытая от лишних глаз густыми лесами и заборами, прямо-таки пестрит разнообразными памятниками: от уникальных артиллерийских установок начала XX века до построек XIX века.
Печалит только то, что всё это великолепие потихоньку увядает. История Ржевского полигона началась в 1854 году, правда, совсем не в том месте, где он стоит ныне: располагался он на Волковом поле и лишь около 10 лет спустя был перенесен на Охтинское поле.
Самый современный и единственный транзитный пассажирский железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга, один из самых технологичных в Европе; в его конструировании применены принципы интеллектуальной архитектуры. Открытие вокзального комплекса состоялось в рамках празднования 300-летия города.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей уличного искусства (стрит-арта).
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились российские корабли, составившие славу нашего флота. Памятник был установлен в 1911 году в сквере позднее снесенной (в 1930-х) церкви Сошествия Святого Духа.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
В глубине жилого квартала, у дома № 19 по улице Стахановцев, расположен памятный знак с выбитыми строками стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру». Именно в этот двор приходил влюбленный поэт, пробегая «сквозь тысячу арок», соединяющих фасады неоклассических сталинских домов, к девушке, которая жила в общежитии Ленинградского университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
«Блокадным» храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском сквере, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители: в тяжелые блокадные дни здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Ильи-пророка (1781−1785) и церковь Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась в еще 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
В 2 минутах ходьбы от ст. м. «Новочеркасская» недавно открывшаяся после ремонта библиотека на ул. Стахановцев, д. 4а приглашает всех, кто предпочитает живую бумажную книгу или журнал.
Вашему вниманию будут предложены самые последние поступления в фонды библиотечной системы Красногвардейского района, а также редкая книга.
Своим удобным местоположением — в нескольких шагах от метро «Новочеркасская» — библиотека привлекает большое число читателей. Такая аудитория вдохновляет сотрудников на осваивание новых форматов работы.
«Средиземноморье на Охте» — именно такой концепцией руководствовалась библиотека, проводя реконструкцию в 2011 году. Сегодня библиотека, расположенная в уютных двориках Большой Охты, по-прежнему остается самым солнечным уголком микрорайона.
Отвлечься от серых будней и забот повседневности помогает не только дизайн библиотеки, но и разнообразие клубов, инициированных библиотечными сотрудниками.
Библиотека «Пороховская» – это библиотека семейного типа, и у нас созданы условия для чтения взрослых и детей.
Наша библиотека – одна из старейших библиотек Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Сейчас это современное учреждение культуры с 110-тысячным книжным фондом, компьютерным комплексом, разнообразными услугами.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – это территория детства, новый формат библиотеки, который способствует формированию личности, развитию детского воображения, творчеству и обучению.
Первая детская библиотека существует с 1975 года. За это время у библиотеки появились не только постоянные читатели, но и яркие творческие проекты. Так, библиотека активно поддерживает проект «Встречи с искусством» и «Встречи с детскими писателями».
Здесь Вас ждут всегда лучшие книги, приветливый коллектив, новые интересные проекты и многое другое!
Эта группа для всех, кто любит книги: для детей, родителей, бабушек и дедушек, школьников и дошкольников, студентов и абитуриентов!
Пискарёвский библиотечно-культурный центр был создан в 1984 году на базе двух небольших библиотек. ПБКЦ включает в себя зал художественной литературы, зал отраслевой литературы, детский абонемент, медиатеку, лекционный зал.
Недавно в центре открылось новое игровое пространство для детей «Волшебная комната».
Центральная детская библиотека Красногвардейского района воплощает в себе традиции петербургской библиотечной деятельности и особенности современного социально-культурного пространства, предназначенного для учебы, работы и досуга.
Основана библиотека в 1948 году. В 2010 году открылась как территория возможностей. Посетители от мала до велика найдут у нас чтение и занятие для ума и сердца.
Центральная районная библиотека имени Н. В. Гоголя – это уникальный проект модернизации библиотечного пространства. Откликаясь на ритм современной жизни и отдавая дань традициям, библиотека меняется и сочетает разные форматы учебной и научной деятельности, творчества и досуга.
Хотя судьба усадьбы, находящейся у впадения реки Оккервиль в Охту, долгие годы была связана с семьей Полторацких, в ее названии сохранилась фамилия последних владельцев – Уткиных. (Это тем более странно, что Полторацкие и Уткины внесли разный вклад в развитие усадьбы. Своего расцвета она достигла именно при Полторацких.) Правда, по какой-то причине в народе она стала именоваться не дачей Уткиных, а Уткиной дачей. Это название вызывает в воображении идиллическую картину: заросшие зеленью берега, водная гладь и, разумеется, множество уток. Вероятно, когда-то окрестности Уткиной дачи выглядели именно так, но сегодня, увы, всё иначе.
В пору расцвета усадьбы, которую сегодня мы называем Уткиной дачей, ее хозяйство включало конюшни, сараи, сеновалы, подвалы, ледники. В имении были теплицы, виноградная и цветочная оранжереи, большой сад с яблонями и вишнями, обнесенный каменной оградой, а также пейзажный парк. Цветы и яблоки поступали в продажу.
Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!