Хотя судьба усадьбы, находящейся у впадения реки Оккервиль в Охту, долгие годы была связана с семьей Полторацких, в ее названии сохранилась фамилия последних владельцев – Уткиных. (Это тем более странно, что Полторацкие и Уткины внесли разный вклад в развитие усадьбы. Своего расцвета она достигла именно при Полторацких.) Правда, по какой-то причине в народе она стала именоваться не дачей Уткиных, а Уткиной дачей. Это название вызывает в воображении идиллическую картину: заросшие зеленью берега, водная гладь и, разумеется, множество уток. Вероятно, когда-то окрестности Уткиной дачи выглядели именно так, но сегодня, увы, всё иначе.
В пору расцвета усадьбы, которую сегодня мы называем Уткиной дачей, ее хозяйство включало конюшни, сараи, сеновалы, подвалы, ледники. В имении были теплицы, виноградная и цветочная оранжереи, большой сад с яблонями и вишнями, обнесенный каменной оградой, а также пейзажный парк. Цветы и яблоки поступали в продажу.
Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.
Чудом уцелевшая старинная усадьба, известная среди петербуржцев как Уткина дача, находится при впадении реки Оккервиль в Охту, в пешей доступности от станций метро «Новочеркасская» и «Ладожская». К сожалению, сегодня это не самый радующий глаз уголок города, но когда-то всё было иначе.
Существует легенда, что в допетровское время этот земельный участок принадлежал шведскому полковнику Оккервилю. Однако среди ученых до сих пор ведутся споры о связи его фамилии и названия левого притока Охты. Есть исследователи, которые считают, что в слове «Оккервиль» финский корень, и подвергают сомнению существование полковника. Одно можно сказать точно: мыза не раз переходила из рук в руки. В конце XVII века она принадлежала пастору кирхи шведского города Ниен. В 1712 году ее владельцем был стольник Петра I Степан Петрович Нелединский-Мелецкой, в 1730-е годы – генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков.
Во второй половине XVIII века хозяевами мызы стали Полторацкие. Основатель этого дворянского рода, Марк Федорович Полторацкий, происходил из украинских казаков. Обладая великолепным голосом, он с юных лет пел в церковном хоре. Учился в Чернигове, затем в Киеве, где его и услышал Алексей Григорьевич Разумовский, уже совершивший стремительный взлет от певчего на клиросе до фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Благодаря протекции Разумовского Полторацкий перебрался в столицу и сделал блестящую карьеру. Марк Федорович стал первым российским артистом, которого пригласили петь в составе итальянской оперной труппы, выступавшей в Санкт-Петербурге. На сцену он выходил как Марко Портурацкий. С 1763-го по 1795 год он был директором Императорской придворной Певческой капеллы.
По одной из версий, усадьба была пожалована Марку Федоровичу в середине XVIII века за участие в оперных постановках. По другой, семья Полторацких приобрела ее в конце столетия, причем, возможно, с уже построенным усадебным домом.
Именно при Полторацких, пусть и не сразу, имение расцвело. Причем главную роль в этом, пожалуй, сыграла супруга Марка Федоровича – Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова). Это был второй брак рано овдовевшего Полторацкого. Агафоклея была моложе Марка на 8 лет (на момент замужества ей не исполнилось и 15-ти), но была хороша собой, умна, деловита, распорядительна и обладала железным характером. (В публикациях, посвященных Полторацкой, отмечается, что она отличалась необычайной строгостью и даже жестокостью. В гневе Агафоклея Александровна была страшна, и перед ней трепетали не только крепостные, но и члены семьи.)
Пока Марк Федорович совершенствовался в вокальном искусстве, искал и пестовал молодые таланты, Агафоклея Александровна приумножала семейные богатства. Помимо мызы Оккервиль и мызы Косая Гора (выше по течению реки, в районе нынешнего города Кудрово), Полторацким принадлежали дома в Москве, Твери, Торжке, Петербурге, имения в Тверской губернии, около 4000 крепостных, заводы, фабрики, откупа. Все хозяйственные дела Агафоклея Александровна вела сама, без управляющего, через старост. Между тем в браке у Полторацких родились 22 ребенка!
Из семьи Полторацких вышло немало известных государственных деятелей и военных. Показательна судьба Константина Марковича Полторацкого, портрет которого можно увидеть в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце. Константин Полторацкий проявил себя не только на полях сражений (он участвовал в нескольких войнах, включая Отечественную), но и на посту ярославского губернатора. Он вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.
Кстати, одну представительницу этого рода мы с вами знаем со школы. Анна Петровна Керн, которой, как считается, посвящено пушкинское стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), приходится Марку и Агафоклее Полторацким внучкой.
Усадебный дом мызы Оккервиль – изумительный памятник строгого классицизма – был построен, по всей вероятности, в 1790-е годы. Автор проекта достоверно не установлен. Некоторые исследователи предполагают, что им был Николай Александрович Львов, убежденный палладианец, один из самых ярких и разносторонних людей своего времени. В пользу этой версии говорит тот факт, что Львов был близок с семьей Полторацких. Он дружил с Алексеем Николаевичем Олениным, который в 1791 году женился на Елизавете Марковне Полторацкой, дочери Марка Федоровича. (Кстати, впоследствии Алексей Николаевич стал директором Императорской Публичной библиотеки и президентом Императорской Академии художеств. Оленины владели усадьбой Приютино, в которой часто бывал Александр Сергеевич Пушкин, влюбленный в их младшую дочь – Анну Алексеевну.) Другие склоняются к тому, что авторство принадлежит Джакомо Кваренги, выдающемуся архитектору итальянского происхождения.
Изящное сооружение с пологим куполом, закругленной колоннадой и расходящимися под прямым углом крыльями удивительно гармонично вписано в природный ландшафт, сформированный слиянием двух рек. В угловой ротонде находится круглый зал, в котором сохранилась (правда, в ужасающем состоянии) часть тонкой потолочной лепнины. Ансамбль Уткиной дачи завершает дворовый служебный корпус, возведенный в 1820–1830-е годы. Двухэтажный, дугообразный в плане, он заканчивается двумя павильонами. По времени строительства служебный корпус относится к высокому или даже позднему классицизму. Сведений об архитекторе этого корпуса, увы, нет.
Агафоклея Александровна Полторацкая постоянно жила в усадьбе Грузины (в Тверской губернии, примерно в 15-ти километрах от города Торжка), поэтому мызой Оккервиль управляла ее дочь – Агафоклея Марковна Сухарева (по мужу), владевшая соседним участком. Первая попытка продать усадьбу была предпринята в 1814 году, еще при жизни Агафоклеи-старшей (она умерла в 1822-м, пережив мужа на 27 лет).
В декабре 1828 года усадьба была продана княгине Зиновии Петровне Шаховской (в девичестве Зеленковой). Ее первым мужем был князь А. Я. Шаховской. Вторым стал Василий Иванович Уткин (в будущем – мировой судья и действительный статский советник), а мыза Оккервиль со временем стала именоваться Уткиной дачей.
Дальнейшая история усадьбы печальна. Владелица умерла в конце 1860-х годов бездетной, завещав свое имение Императорскому Человеколюбивому обществу. Дача должна была поступить в ведение этой благотворительной организации только после смерти Василия Уткина. Он пережил супругу всего на несколько лет. Последняя воля Зиновии Петровны была в итоге исполнена, но передача имения Императорскому Человеколюбивому обществу проходила не слишком гладко (не обошлось без судебного процесса) и очень затянулась. Без хозяина имение пришло в упадок, а череда богоугодных заведений, действовавших на его территории, довершила дело. Здесь располагались Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных, детский приют, Малоохтинская больница для душевнобольных, Малоохтинское отделение градских богаделен для душевнобольных.
С каждым годом Уткина дача теряла прежний блеск. В 1920-е усадебный дом принадлежал Народному комиссариату здравоохранения РСФСР. В нем размещалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы. В 1936 году часть помещений была перепланирована под квартиры, другую занял 176-й детский очаг (воспитательное учреждение для дошкольников) Володарского райжилсоюза. В постсоветскую эпоху в усадебном доме теснились коммуналки, а в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации. Окончательно обезлюдев в начале 2010-х годов, заброшенная дача пережила несколько пожаров.
В 2012 году усадьба, являющаяся объектом культурного наследия федерального значения, была передана в ведение Государственного музея городской скульптуры. Сейчас Уткина дача реставрируется.
От станций метро «Новочеркасская» и «Ладожская» – автобусы № 24 и 27. Остановка «Заневский проспект, 32».
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в целом присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, который в пропорциях и формах близок к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
В историю русской литературы она вошла как адресат замечательного пушкинского стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Но мало кто знает, что Анна Петровна Керн – внучка тех самых Полторацких, которым принадлежала усадьба при впадении реки Оккервиль в Охту.
Анна Петровна Керн (1800–1879) известна, прежде всего, как женщина, вдохновившая Александра Сергеевича Пушкина на сочинение лирического стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Ей же поэт посвятил несколько шуточных стихов. Кроме того, сохранилась их переписка. Однако ролью пушкинской музы личность Анны Петровны отнюдь не исчерпывается. В окружении Александра Сергеевича было много незаурядных людей, но даже в этом удивительном созвездии она не затерялась, не осталась лишь строчкой из пушкинского донжуанского списка. И дело не только в гениальном стихотворении, которое обессмертило ее имя. За привычным ярлыком светской красавицы – фигура явно большего масштаба. Кстати, о внешности Анны Керн – вот парадокс! – мы имеем весьма отдаленное представление. Ее портретов мало, и почти все они – предполагаемые. Куда более показательны дневники и воспоминания Анны Петровны. Весьма содержательные, точные и живые, они ярко характеризуют ее саму и служат ценным источником сведений о ее выдающихся современниках: Пушкине, Антоне Антоновиче Дельвиге, Михаиле Ивановиче Глинке, Александре I.
Судьбу Анны Петровны во многом определил крайне неудачный брак с героем Отечественной войны 1812 года Ермолаем Фёдоровичем Керном (1765–1841). Их обвенчали в январе 1817 года, когда Анне еще не исполнилось семнадцати лет, а генерал-майору (позднее – генерал-лейтенанту) уже было за пятьдесят. Как писала десятилетия спустя сама Анна Петровна, она была выдана замуж «и слишком рано, и слишком неразборчиво». Нелюбовь к мужу, видимо, отразилась на отношении к общим детям (у пары родились три дочери: Екатерина, Анна и Ольга). Жизнь генеральской жены с постоянными переездами из одного города в другой и атмосферой смотров и учений была в тягость впечатлительной и полной энергии Анне. А старый служака Керн, по всей вероятности, был бесконечно далек от интересов и чаяний молодой супруги.
Зимой 1825–1826 годов Анна Петровна, беременная третьей дочерью, оставила Ермолая Фёдоровича и перебралась в Петербург. Решившись на этот смелый шаг, она, по сути, похоронила репутацию «порядочной женщины». Аристократы сквозь пальцы смотрели на увлечения, романы и даже адюльтеры, но открытый разрыв с супругом вызвал скандал и практически закрыл перед обаятельной Анной Петровной двери в свет. Ее поддержали друзья, среди которых была чуть ли не вся семья Пушкиных. В семействе Дельвигов она «чувствовала себя как дома», и Антон Антонович в шутку называл ее женой номер два. Анна стала участницей литературных вечеров, на которые к Дельвигам приходили Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский, Николай Иванович Гнедич, Пётр Андреевич Вяземский, Дмитрий Владимирович Веневитинов, Адам Мицкевич. Любопытно, что одним из друзей Анны Керн был инженер Пётр Петрович (Пьер-Доминик) Базен, который в 1820–1830-е годы занимался перестройкой гидротехнических сооружений Охтинского порохового завода. Судя по воспоминаниям Анны Петровны, именно Базен в 1826 году познакомил ее с Михаилом Глинкой. Впоследствии, на рубеже 1830–1840-х, композитор был влюблен в старшую дочь Анны Керн, Екатерину, и посвятил ей романс «Я помню чудное мгновенье», написанный на пушкинские стихи. Однако узами Гименея Михаил Иванович и Екатерина Ермолаевна себя так и не связали.
А вот личное счастье Анны Петровны, на долю которой выпало немало разочарований, все-таки устроилось. В 1836 году у нее начался роман с 16-летним кадетом Александром Васильевичем Марковым-Виноградским (1820–1879), ее троюродным братом. В 1839-м у влюбленных родился сын, которого назвали Александром. В 1841 году скончался Ермолай Керн, а в 1842-м Анна и Александр обвенчались. Ради законного брака Анна Петровна отказалась от титула «превосходительство», солидной пенсии и прочих привилегий, которые полагались ей как вдове генерала. Вдобавок отец Анны, Пётр Маркович Полторацкий, лишил ее всех прав наследства.
Девичья фамилия Анны Петровны вновь отсылает нас на Охту. Наша героиня приходится внучкой Марку Фёдоровичу и Агафоклее Александровне Полторацким, владевшим мызой при впадении реки Оккервиль в Охту. Петербуржцам эта усадьба известна как Уткина дача. Поразительно, но еще одна муза Александра Сергеевича, Анна Алексеевна Оленина, тоже внучка этих Полторацких! Проще говоря, Анна Петровна и Анна Алексеевна – двоюродные сестры. Кстати, знакомство Анны Керн с Пушкиным состоялось в 1819 году как раз в доме Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных.
Доподлинно известно, что Анна Петровна была начитанным человеком. Она увлеченно следила за литературными новинками, и, например, в ее дневниковом «Рассказе о событиях в Петербурге» содержится очень лестный (но краткий) отзыв о повести Николая Герасимовича Помяловского «Молотов», которая была впервые напечатана в журнале «Современник» в 1861 году. Помяловский, как мы помним, уроженец Малой Охты.
Необычный союз Анны и Александра Марковых-Виноградских выдержал испытание временем, общественным осуждением и неодобрением родных, хронической нуждой (пришлось даже продать письма Пушкина – по пять рублей за штуку) и бытовой неустроенностью. Они прожили вместе четыре десятка лет, сохранив невероятно теплое отношение и глубокую привязанность друг к другу. Александра Васильевича не стало в январе 1879-го. А в мае того же года скончалась Анна Петровна. И только непогода и бездорожье не позволили им упокоиться на одном кладбище.
В 1745 году граф, генерал-фельдмаршал А. Разумовский привозит с Украины в Петербург 16-летнего юношу с удивительным голосом. Его зовут Марк Полторацкий. Отец Марка был священником.
Мальчик обучался в знаменитой латинской школе в Чернигове, затем поступил в Киевскую бурсу, где продолжал учебу и пел в церковном хоре.
В Петербурге граф А. Разумовский определяет Марка на обучение в Придворный хор. Пять лет юноша постигает секреты певческого мастерства и одновременно поет в хоре.
Отец – казак Фёдор Полторацкий – поселился в сотенном городке Сосница Черниговского полка Гетманской Украины и принял сан священника. В период гетманства Даниила Апостола 17 (28) апреля 1729 года в его семье родился сын Марк. Мальчик рос смышленым, любознательным, и отец определил его в «латинские школы» Чернигова, в которых тот проучился четыре года.
Потом его учеба продолжилась в стенах Киево-Могилянской академии. С детства Марк обладал красивым голосом и, будучи студентом, пел в академическом хоре.
В 1744 году голос Марка услышал граф Алексей Разумовский (сам в прошлом певчий), сопровождавший императрицу Елизавету Петровну в ее поездке на Украину. Через год юноша простился со своими киевскими однокашниками и «определился» в Санкт-Петербург для певческой службы в хоре при императорском дворе. Карьера Марка складывалась удачно, вскоре он был назначен «уставщиком» придворного хора.
В 1750 году первым из славян зачислен в итальянскую оперную труппу, выступал под именем «Марко Портурацкий». Через три года назначен регентом Придворной певческой капеллы. С именными указами императрицы неоднократно ездил отбирать лучшие голоса на Украину. В 1754 году произведен в полковники.
В реестре «малых певчих» от 30 октября 1760 года, которых он отобрал, прослушав церковные, монастырские, школьные и другие хоры в гетманских полках, был записан и Дмитрий Бортнянский, 9 лет от роду, – сын казака Глуховской сотни Нежинского полка, будущий композитор.
В 1763 году Полторацкий возглавил Придворную певческую капеллу; в том же году получил потомственное дворянство. Умер в Петербурге и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Итальянский архитектор Джакомо Кваренги родился в 1744 году в дворянской семье. С раннего детства Джакомо проявлял способность к живописи, затем учился в Бергамо у лучших мастеров изобразительного искусства. Архитектуру начал изучать после переезда в Рим и спустя некоторое время стал достаточно востребованным архитектором в Вечном городе и родном Бергамо.
В 1780 году Кваренги был приглашен в качестве «архитектора двора ее величества» в Россию, где должен был исполнять заказы императрицы Екатерины II.
Современный Петербург изобилует творениями Кваренги, среди которых нельзя не отметить Юсуповский дворец, Смольный и Екатерининский институты, Конногвардейский манеж, Мариинскую больницу для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова. Сохранились произведения мастера и в окрестностях Северной столицы – в Петергофе (Английский дворец) и Царском Селе (Александровский дворец).
К числу мировых шедевров заслуженно относится здание Академии наук, поражающее совершенством пропорций, сильной пластикой главного фасада и ясностью образа.
В 1787 году благодаря Кваренги в Санкт-Петербурге появилось знаменитое здание Эрмитажного театра, в котором итальянский архитектор и поселился. Там он прожил до самой смерти.
Слава Кваренги вышла далеко за пределы России, что обеспечило ему востребованность и огромное количество заказов, с которыми ему удавалось справляться с помощью своих учеников и товарищей из числа русских и итальянских архитекторов. Екатерина II, по воспоминаниям самого Кваренги, часто вмешивалась в проектирование, давая свои рекомендации, которые Джакомо всегда удавалось воплотить в архитектурных формах своих произведений. Не утратил он своего положения при русском императорском дворе и после смерти императрицы, пользуясь уважением у ее наследников – Павла I и Александра I.
Война 1812 года обернулась для Кваренги потерей Италии. Во время подготовки похода Наполеона против Российской империи итальянский король призвал всех своих подданных немедленно вернуться на родину. Кваренги отказался, чем навлек на себя гнев сюзерена, и получил смертный приговор. Оставшись в России навсегда, Джакомо с воодушевлением встретил новость о победе русских над французами, воплотив свои патриотические чувства в Нарвских триумфальных воротах, возведенных в честь победного возвращения русской армии из французского похода.
В России итальянский мастер провел 37 лет своей жизни, заняв за эти годы место среди выдающихся русских зодчих. В 1814 году он получил потомственное дворянство.
Джакомо Кваренги не стало в 1817 году. Похороны состоялись на Волковом кладбище, однако спустя 150 лет его останки были торжественно перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Генерал-аншеф, начальник Тайной канцелярии, граф.
Родился в 1672 году в Новгородской губернии. Сын бедного дворянина из рода Ушаковых. Андрей Иванович и четыре его брата рано остались сиротами, все заботы о них взял на себя единственный крепостной их отца – крестьянин Аноха. До двадцати лет Ушаков вел ничем не примечательную деревенскую жизнь. В 1691 году Пётр I издал указ, предписывавший всем дворянам без исключения, свободным от службы, явиться в Москву в распоряжение царя. Братья Ушаковы приехали в Москву, и все пятеро были записаны в солдаты.
Андрей Иванович, красивый, высокий и крепкий юноша (за ловкость и силу его звали «детиной»), был записан в первый созданный тогда гвардейский полк – Преображенский. Произведенный в унтер-офицеры, он был замечен царем и в 1708 году пожалован в капитан-поручики гвардии. Затем Пётр I возвел его в звание тайного фискала (1714 год) и поручил наблюдать за постройкой кораблей. Став гвардейским капитаном, Ушаков получил в дар многочисленные поместья и постоянно, в продолжение карьеры, получал поручения от самого царя.
В 1715 году Андрей Иванович Ушаков был уже гвардии майором и командиром 4-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. После смерти Фёдора Юрьевича Ромодановского в 1717 году, Тайная канцелярия была переведена в Петербург, а ее руководство доверили Ушакову и старому графу Петру Андреевичу Толстому. Толстой делами Канцелярии не занимался, а Ушаков бывал там постоянно. В день своего провозглашения императором Пётр I произвел Ушакова в генерал-майоры (1721 год).
«Феклуша, оставь кукол, иди замуж» – именно такими словами няни началась история союза регента Придворной певческой капеллы Марка Полторацкого и 15-летней Агафоклеи Шишковой, будущей хозяйки мызы Оккервиль, многодетной матери и одной из первых «бизнесвумен» Российской империи.
Агафоклея Александровна Шишкова родилась 29 июня (10 июля) 1737 года в семье небогатых тверских помещиков. Марк Фёдорович Полторацкий был давно знаком с семейством Шишковых, потому и посватался к их молодой и, надо отметить, очень красивой дочери. Тогда никто не мог подумать, какой клад приобрел придворный певчий в лице Феклуши.
Агафоклея оказалась настоящей железной леди своего времени. Она, как отмечали современники, умела зарабатывать буквально на всем – за несколько лет брака из небольшого приданого она сколотила целое состояние: имение с 4000 душами крестьян, винокурнями, заводами. Благодаря деловой хватке и непреклонному характеру Полторацкая «посадила на откуп» почти всю Тверскую губернию. При этом она безмерно любила мужа и была от него беременна. В браке у супругов Полторацких родилось 22 ребенка! До зрелого возраста дожили всего 11, но все они получили прекрасное образование и свое место под солнцем.
Когда же в 1791 году Полторацкие получили мызу на слиянии рек Охта и Оккервиль, Агафоклея принялась за обустройство нового имения. Считается, что мыза эта была пожалована Марку Фёдоровичу за успехи в управлении певческой капеллой, однако Л. В. Тимофеев, ссылаясь на купчую от 4 мая 1791 года, указывает, что именно Агафоклея выкупила эти земли у надворного советника Гавриила Герасимовича Донаурова с деревнями Облуповскою, Малиновскою, Косою горою и Новою. При этом у Марка Фёдоровича был собственный земельный участок в районе Сенной площади, где было построено два каменных дома, к которым по указанию все той же обожаемой Марком Феклуши пристроили общественные бани. В мызе Оккервиль Полторацкая принялась за строительство усадебного дома и хозяйственных построек, одновременно поддерживая и развивая родовое имение – Грузины, а также принадлежавшие ей многочисленные села в Петербургской и Тверской губерниях.
Буквально за год до приобретения мызы Оккервиль Агафоклея Александровна закончила строительство собора Петра и Павла в селе Загорье (сегодня – Переслегино). Строительство длилось 10 лет, архитектором был знаменитый зодчий Николай Александрович Львов. И этот факт позволяет предполагать, что по окончании работ в Загорье, именно Львову Полторацкая заказала проект усадьбы на Оккервиле.
Под управлением Агафоклеи Александровны Полторацкой мыза Оккервиль превратилась в огромное богатое имение, снабжающее Петербург фруктами, вином, ремесленными товарами.
Последние годы жизни Агафоклея провела в имении Грузины. Оставить Петербург ее вынудила авария, в которую она попала по дороге в Москву. Экипаж Полторацкой перевернулся, и она получила множество переломов, оставшись почти обездвиженной. Но и после этого она не оставила дела, приказывая выносить свою кровать то на покос, то на пашню, то на винокурню, то на мельницу.
Скончалась Агафоклея Александровна 12 (24) октября 1822 года в возрасте 85 лет. Своего супруга она пережила на 30 лет.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Хотя судьба усадьбы, находящейся у впадения реки Оккервиль в Охту, долгие годы была связана с семьей Полторацких, в ее названии сохранилась фамилия последних владельцев – Уткиных. (Это тем более странно, что Полторацкие и Уткины внесли разный вклад в развитие усадьбы. Своего расцвета она достигла именно при Полторацких.) Правда, по какой-то причине в народе она стала именоваться не дачей Уткиных, а Уткиной дачей. Это название вызывает в воображении идиллическую картину: заросшие зеленью берега, водная гладь и, разумеется, множество уток. Вероятно, когда-то окрестности Уткиной дачи выглядели именно так, но сегодня, увы, всё иначе.
В пору расцвета усадьбы, которую сегодня мы называем Уткиной дачей, ее хозяйство включало конюшни, сараи, сеновалы, подвалы, ледники. В имении были теплицы, виноградная и цветочная оранжереи, большой сад с яблонями и вишнями, обнесенный каменной оградой, а также пейзажный парк. Цветы и яблоки поступали в продажу.
Кстати, яблонь в этих местах было очень много. Отсюда названия двух деревень, которые были расположены по соседству с усадьбой: Большая Яблоновка и Малая Яблоновка. (В 1930-е годы к востоку от них был образован овощной и ягодный совхоз.) Этих деревень уже нет, однако их следы сохранились в местной топонимике. Через реку Оккервиль переброшены Яблоновский и Большой Яблоновский мосты, вдоль нее (по разным берегам) протянулись улицы Малая Яблоновка и Большая Яблоновка, разбит Яблоновский сад.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!