1985  Монументы
Монумент «Ржевский коридор Блокады»
Подробнее
 
1983
 
1985
 
2010
 
2019

28 января 2021 года волонтеры и активисты общества автомобилистов «Спб.АВТО» организовали пробег «Маяки памяти». У каждой стелы Ржевского коридора блокады и у каждого памятного столба дороги жизни были установлены свечи, которые зажгли одновременной. Великий путь ленинградской блокады загорелся в ночной темноте указав дорогу к главном монументу трассы – «Разорванное кольцо». Затем все участники акции собрались на берегу ладожского озера и фарами автомобилей осветили начало ледовой дороги, ведущей от Осиновецкого Маяка до Кобоны. Таким образом, активисты выразили просьбу организовать постоянную подсветку столь значимых для города памятников. Инициативу поддержал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, и к 9 мая 2021 года стелы Ржевского коридора блокады подсветили. Подсветку получили и первые три памятных столба Дороги жизни, расположенные на территории Красногвардейского района.

Одна из стел Ржевского коридора блокады располагается вблизи здания завода «Ржевка-хлеб». Сведения о том, работало ли предприятие в годы блокады, противоречивы. Местные жители говорят, что хлеб здесь пекли даже в самые тяжелые 1941 – 1942 годы, но в Музее хлеба, где находится карта блокадных хлебозаводов, завод на Ржевке не отмечен. Одно известно точно, технологи «Ржевка-хлеб» точно знают рецепт «правильного» блокадного хлеба.

25 января 2020 года к 1-му километру Дороги жизни подъехали ретроавтомобили, которые привезли буханки хлеба, выпеченного из обойной муки, жмыха и хвои. Этот хлеб испекли к очередной годовщине снятия блокады Ленинграда. Нарезали буханки на ставшиеся символом 125-граммовые кусочки. Те, кто прошел блокаду, попробовал угощение от «Ржевки-хлеба» подтвердили, что они когда-то получали именно такой хлеб по карточкам, но все равно, у современных пекарей он получился вкуснее.

Интересные факты
История места
1983
разработка проекта В.С. Лукьяновым
1985
стелы установлены вдоль трассы Ржевского коридора блокады на шоссе Революции, ул. Потапова, ул
2010
с одной из стел на Ржевской улице украдены оригинальные барельефы, восстановление мемориала осуществлялось ООО «Стройтрест под руководством Сергея Русских.
2019
проведен ремонт стел: усилены фундаменты, из современных материалов изготовлены новые несущие конструкции, повторяющие исторический облик, проведена реставрация барельефов
Вся история
Связаны с этим местом
Владимир Сергеевич Лукьянов
1945 год
Советский архитектор, художник, член Союза архитекторов, автор мемориальной трасы «Ржевский
История памятника культуры
Монумент «Ржевский коридор Блокады»

Идея создания монумента, посвященного 7-километровому отрезку легендарной Дороги жизни, проходившему по городской территории, родилась в 1980-е годы. В 1983 году город начал активную подготовку к 40-й годовщине Великой Победы.

Ржевский коридор был стратегически важной трассой, соединявшей центр Ленинграда со станцией Ржевка через Большую Охту. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился первый регулировочный пост, направлявший грузовой транспорт, там же в Ржевский коридор вливались потоки машин и подвод с эвакуируемыми жителями города. Ближайший эвакуационный пункт находился на углу Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы. Но далеко не все дожидались полуторку или гужевой транспорт, отправляясь пешком к станции Ржевка с детьми и скромными пожитками. Особенно тяжело было зимой 1941 – 1942 годов, когда не было электричества, трамваи встали, а на самом пункте сбора было холодно, почти как на улице. Но даже тогда Ржевский коридор был для Ленинграда началом пути к спасению, тонкой ниточкой, связывавшей основную трассу Дороги жизни и большой город.

Первоначальный проект памятника, как отмечает его автор, архитектор Владимир Сергеевич Лукьянов, помимо памятных стел предполагал воссоздание арки Победы 1945 года в Автове, установку памятников полуторке и зенитным орудиям, защищавшим трассу от налетов фашистской авиации. Триумфальная арка, спроектированная за один день архитектором В.А. Каменским и скульптором Г.Ф. Ветютневым и возведенная рабочими Кировского завода и судостроительного завода им. А.А. Жданова всего за неделю, предназначалась для встречи воинов-победителей. 8 июля 1945 года через арку в город вошли бойцы 45-й стрелковой дивизии. Арка была выполнена из гипса с гипсовыми барельефами в виде профилей В.И. Ленина и И.В. Сталина. Впоследствии был проведен конкурс на проект постоянной арки, но её строительство так и не состоялось. Некоторое время на месте временной Триумфальной арки стояли обелиски, но и они были демонтированы. Так, Владимир Лукьянов хотел при создании мемориала трассы «Ржевский коридор блокады» напомнить ленинградцам о триумфальном возвращении победителей в родной город в июле 1945 года.

В окончательный проект Триумфальная арка так и не была включена. Возможно, причиной послужило то, что на улице Коммуны уже было построено мемориальное сооружение, отсылающее к встрече доблестных бойцов советской армии – Триумфальные пилоны, на которых, так же как и на легендарной арке в Автове, были литые профили В.И. Ленина и И.В. Сталина. Возможно, мемориальная трасса не была главным проектом празднования юбилея Победы. И это справедливое предположение, ведь в том же 1983 году разрабатывался масштабный проект монумента на площади Восстания. Над обелиском городу-герою работал тот же архитектор – Владимир Сергеевич Лукьянов.

В результате многих согласований в 1985 году на трассе Ржевского коридора были установлены четыре стелы, получившие название «Хлеб насущный». Первая стела разместилась на пересечении шоссе Революции и Бокситогорской улицы, вторая – у Большой Ильинского сада на пересечении шоссе Революции и улицы Потапова, третья – на пересечении улицы Коммуны и улицы Красина, четвертая – на Ржевской улице.

Стелы выполнены в лаконичной и строгой манере. Каждая из них опоясана четырьмя барельефами с изображениями героев блокады. Каждый из барельефов имеет собственное название: «Проводы на Большую землю», «Водитель полуторки», «Дети блокады», «Регулировщица».

На переднем плане композиции «Проводы на Большую землю» изображена женщина, обнимающая советского солдата, на заднем плане – отправляющиеся в путь к Ладожскому озеру полуторки. Трогательная композиция «Дети блокады» объединяет образы защитника Ленинграда, держащего на руках ребенка, и мать, стоящую на коленях и обнимающую своих детей. Задний план композиции повторяет мотив Дороги жизни, где под обстрелами противника двигается колонна грузовиков. На боковых сторонах стелы размещены барельефы «Регулировщица» и «Водитель полуторки» - герои Дороги жизни, спасшие не одну тысячу жизней.

В верхней части стел располагается доска с пятиконечной звездой, под которой можно прочитать надпись «Ржевский коридор блокады».

В XXI веке стелы дважды ремонтировались. Первый ремонт состоялся в 2010 году, когда с одного из монументов неизвестными были похищены металлические барельефы. Восстанавливали утраченное скульптурное оформление по образцу стелы, установленной на шоссе Революции. Работы выполняло ООО «Стройтрест» Сергея Русских. 26 января 2010 года ремонт завершили. Вторая реконструкция состоялась в рамках подготовки к празднованию 75-летия победы в 2019 году. Основания стел полностью заменили, оставив оригинальные барельефы. Территория вокруг каждой стелы также была благоустроена, появились каменные вазоны с цветами.

Несмотря на мемориальное значение и известность монумента, стелы Ржевского коридора блокады не относятся к объектам культурного наследия и не внесены в реестр КГИОП. На сегодняшний день данный памятник формально определяется как жанровая скульптура.

Как найти Монумента «Ржевский коридор Блокады»

От ст. м. «Финляндский вокзал» - автобус № 37 остановка «шоссе Революции дом 102» От ст. м. «Ладожская» - трамвай №59 остановка «шоссе Революции»

Контакты

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2022 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке