1960  Памятники культуры
Комаровский мост
Подробнее
 
1920-е
 
1943
 
1958
 
1960

Современный Комаровский мост, построенный по проекту инженеров В. В. Зайцева, Бориса Бенционовича Левина и архитектора Льва Александровича Носкова, был открыт в 1960 году. Это однопролетный железобетонный мост рамной конструкции, облицованный гранитом. Его длина по перильному ограждению составляет, по разным данным, 72,7, 74,4 или 75,3 метра, а ширина – 47 метров. Интересно, что он возведен по трассе, немного смещенной от оси ранее существовавшего моста: на 29 метров по левому берегу и на 20 метров по правому берегу Охты. Благодаря этому смещению была достигнута симметрия предмостных площадей (ныне это части Красногвардейской площади, которая захватывает оба берега реки) относительно оси нового моста.

В 1943 году, когда Ленинград еще находился в кольце блокады, деревянные балки тогдашнего Комаровского моста были заменены металлическими. Причиной «оперативного вмешательства», как это, увы, часто бывает, стало чрезвычайное происшествие: проезжая по мосту, в Охту рухнул танк Т-34.

Обновленный Комаровский мост прослужил 15 лет. К концу 1950-х его техническое состояние стало совершенно неудовлетворительным из-за загнивания опорных частей (они были деревянными). В результате в 1958 году мост закрыли для движения транспорта. Вместо него был построен нынешний – железобетонный – Комаровский мост, открытый в 1960-м.

Интересные факты
История места
1920-е
В связи с прокладкой трамвайной линии был сооружен пятипролетный деревянный мост через Охту. Он расположился примерно в створе Комаровского переулка и получил соответствующее название.
1943
В Охту рухнул проезжавший по Комаровскому мосту танк Т-34. После этого ЧП деревянные балки моста были заменены металлическими.
1958
Пришедший в негодность Комаровский мост был закрыт для движения транспорта. В этом же году инженеры В
1960
Был открыт современный Комаровский мост. Это однопролетное железобетонное сооружение двухшарнирной рамной конструкции, облицованное гранитом.
Вся история
Связаны с этим местом
Лев Александрович Носков
1903 год
Главный архитектор Комаровского моста
История памятника культуры
Комаровский мост

В отличие от своего величественного соседа, Большеохтинского моста, широкий Комаровский мост не слишком заметен: он растворен в Красногвардейской площади подобно тому, как Синий мост через Мойку – в Исаакиевской площади. На Комаровский мост почти никогда не смотрят сбоку, по нему редко гуляют – чаще проносятся (если позволяет дорожная обстановка) на личном или общественном транспорте, не обращая внимания на его художественные достоинства. Между тем достоинств этих он не лишен, хотя принадлежит эпохе, которая во главу угла ставила экономию. Больше того, открытый в 1960 году однопролетный Комаровский мост вполне можно причислить к лучшим творениям ленинградских мостостроителей. Он сделан просто, лаконично, строго и в то же время с несомненным вкусом. Стоит приглядеться и к решетке перил (секции ограждений отлиты из чугуна), и к общему силуэту Комаровского моста: они по-своему интересны и выразительны. Благодаря большому пролету это железобетонное сооружение кажется легким, а характерный просвет (нижний пояс моста имеет дугообразное очертание) и облицовка гранитными плитами делают его похожим на арочный мост из камня.

Прежний Комаровский мост, построенный в 1920-е годы, был деревянным и узким, но до поры до времени отвечал скромным запросам городской окраины. Свое название мост получил по Комаровскому переулку, примерно в створе которого он был возведен.

Название «Комаровский» появилось на Малой Охте еще в XIX веке. Это произошло благодаря Евграфу Федотовичу Комаровскому, участнику Итальянского и Швейцарского походов Суворова, генерал-адъютанту при Александре I и графу Священной Римской империи. С 1822 года он был владельцем суконной фабрики на Охтинском мысу. В 1836 году рядом с фабрикой была построена дача Комаровского, который к тому времени уже был генералом от инфантерии. Неудивительно, что переулок, проходивший по северной границе графских владений, нарекли Комаровским. Евграф Федотович скончался в 1843-м, а в 1856-м участок земли с фабрикой и дачей перешел в собственность Охтинского адмиралтейства. В XX веке Комаровский переулок стал проспектом, однако история последнего оказалась недолгой. В 1965-м Комаровский проспект вошел в состав Якорной улицы, а в 1983-м, когда Красногвардейскую площадь переименовали в площадь Брежнева, эту часть Якорной улицы присоединили к ней. С тех пор площадь захватывает оба берега Охты. В 1988 году ей вернули первоначальное название. (Красногвардейская площадь появилась на карте Ленинграда в 1962 году и была тогда исключительно правобережной.)

Деревянный Комаровский мост укрепили в годы Великой Отечественной войны, но его техническое состояние оставляло желать лучшего. Прослужив еще полтора десятка лет, он пришел в негодность и в 1958-м был закрыт. В том же году инженеры В. В. Зайцев, Борис Бенционович Левин и архитектор Лев Александрович Носков разработали проект нового Комаровского моста, который был одобрен и принят к реализации. Строители не подвели, и уже в 1960 году по мосту открылось движение. А через несколько лет на правом берегу Охты по проекту, разработанному под руководством архитектора Армена Константиновича Барутчева, были возведены три семиэтажных здания, среднее из которых – дугообразное в плане. Этот ансамбль, в 1970-е получивший продолжение по Большеохтинскому проспекту и современному проспекту Шаумяна, и Комаровский мост прекрасно дополняют друг друга. Неслучайно Красногвардейская площадь считается примером удачного градостроительного решения.

Как найти Комаровский мост

От станции метро «Новочеркасская» – автобусы № 5, 132, 174, трамваи № 10 и 23. Остановка на углу Новочеркасского проспекта и Красногвардейской площади, далее пешком.

Контакты
Это похоже на Комаровский мост
6 мин.
2003 ⋅ у сада «Нева», рядом с пересечением Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции.
6 мин.
2011 ⋅ у дома 19 по улице Стахановцев.
4 мин.
1911 ⋅ у дома 1, корпус 1 по Большеохтинскому проспекту.
9 мин.
1796 ⋅ Ириновский проспект, дом 9.
6 мин.
1781 ⋅ шоссе Революции, дом 75.
6 мин.
1715 ⋅ Ильинская слобода.
6 мин.
1867 ⋅ Большеохтинский проспект, дом 3.
21 мин.
1715 ⋅ улица Коммуны, дом 67.
7 мин.
1806 ⋅ напротив дома 18 по улице Химиков.
4 мин.
1918 ⋅ Среднеохтинский проспект, дом 8.
12 мин.
1945 ⋅ Новочеркасский проспект, дом 49/20.
12 мин.
1946 ⋅ Индустриальный проспект, дом 35, корпус 1.
2 мин.
1970 ⋅ Заневский проспект, дом 28-30-32, литера А.
4 мин.
1967 ⋅ проспект Энергетиков, дом 30, корпус 5.
3 мин.
1956 ⋅ Большая Пороховская улица, дом 12/34.
11 мин.
6 мин.
1773 ⋅ Свердловская набережная, дом 40.
20 мин.
1886 ⋅ Новочеркасский проспект, дома 4а, 4б, 4в, 4г, 4д / Красногвардейская площадь, дом 3, литеры Б4-Б8, Б12, В, Д, Ф.
15 мин.
1960 ⋅ между Малоохтинским проспектом, Республиканской улицей, проспектом Шаумяна и Перевозным переулком.
7 мин.
1906 ⋅ у дома 44 по проспекту Шаумяна.
5 мин.
2016 ⋅ улица Передовиков, дом 16, корпус 2.
6 мин.
6 мин.
2019 ⋅ проспект Маршака, дом 24, корпус 1.
6 мин.
2007 ⋅ у дома 52 по Малоохтинскому проспекту.
8 мин.
2016 ⋅ Брантовская дорога, дом 3.
8 мин.
21 мин.
2000 ⋅ Охтинский мыс, недалеко от Большеохтинского моста.
22 мин.
1806 ⋅ при впадении Охты в Неву.

Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!

СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система Красногвардейского района»
195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский проспект, дом 8.
+7 (812) 224-33-00
info@kr-cbs.ru
2020 © Интерактивная карта Красногвардейского района

Скачать брендбук этого сайта
Кодинг и дизайн: Андрей Сергеев
Сообщить об ошибке