До Октябрьской революции и в первые годы после нее Охта была известна жителям Петербурга – Петрограда главным образом благодаря своим религиозно-культовым объектам, и прежде всего – кладбищам и церквям. Их на Охте действительно было немало. Несмотря на, мягко говоря, своеобразное отношение советской власти к таким объектам, Охта отчасти сохранила свою специфику. Уцелели Большеохтинское, Малоохтинское старообрядческое и Пороховское кладбища, Ильинский храм и церковь Святителя Николая Чудотворца. Об их существовании знают и охтяне, и жители других районов нашего города. Да и об уничтоженном Малоохтинском православном кладбище, о снесенных церквях Святой Равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Казанской Иконы Божией Матери знают не только краеведы.
Совсем по-другому обстоит дело с монастырскими подворьями, некогда действовавшими на территории современного Красногвардейского района. Подворий этих давно уже нет, и даже следов от большинства из них не осталось. О некоторых информации крайне мало, причем имеющиеся сведения никак не складываются в стройную картину. Понятно, что то или иное подворье существовало, но когда и кем оно было построено, как выглядело – остается только догадываться.
На рубеже XIX–XX веков в Петербурге возникло много подворий, и эта волна не обошла Охту стороной. Земля здесь, как отмечает Наталья Павловна Столбова, была недорогой, поэтому монастыри охотно приобретали участки под строительство своих представительств. Случалось, что охтяне дарили или завещали монастырям земельные участки.
Мы попытались собрать и систематизировать сведения обо всех этих подворьях, содержащиеся в краеведческой литературе, тем самым приоткрыв малоизвестную страницу истории Охты. Следующим шагом должна стать работа в городских архивах. Хранящиеся там документы, несомненно, помогут восполнить многочисленные пробелы в наших знаниях.
Настоящий экскурсионный маршрут посвящен утраченным подворьям мужских монастырей. На нашем ресурсе также представлен маршрут, посвященный утраченным подворьям женских обителей.
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
История подворья Сковородского Михайловского мужского монастыря Новгородской епархии на Пороховых началась с подарка, точнее говоря, с пожертвования местных жителей. Как пишет в своей книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга» Наталья Павловна Столбова, «участок земли вдоль Ириновской железной дороги был пожертвован монастырю обществом поселян-хлебопашцев Полюстровской волости “с непременным условием, чтобы на нем была построена монастырская церковь”». Насколько известно, монастырь получил этот участок в свое распоряжение в 1897 году. Предполагалось, что здесь будет воздвигнуто подворье с храмом Святого Благоверного Князя Александра Невского – в память об Александре II, Царе-Освободителе.
Наталья Столбова выяснила, что 7 мая 1898 года последовало высочайшее разрешение на строительство тут каменной церкви на 1200 человек, но этот проект так и не был реализован. 28 февраля 1900 года Новгородская духовная консистория отправила на рассмотрение в Санкт-Петербургское губернское правление «План на постройку в селении Пороховых заводов деревянной церкви вместо предполагавшейся к постройке каменной».
Проект деревянной оштукатуренной церкви на 2000 человек разработали Николай Никитич Никонов, который в то время (в 1893–1906 годах) был петербургским епархиальным архитектором, и техник-архитектор Иван Николаевич Иорс. Последний также спроектировал деревянную часовню подворья, которую построили в 1900-м. В том же 1900 году началось строительство деревянной церкви. Оно велось на собранные пожертвования, причем велось очень быстрыми темпами.
Столбова отмечает, что пятикупольная церковь располагалась вдоль Колтушского шоссе (с марта 1922 года – улица Коммуны). Со стороны нынешнего Ириновского проспекта, где, по всей видимости, был главный вход, возвышалась колокольня.
К сожалению, остается неясным, в каком порядке и в честь кого освящались приделы этой церкви. В «Святынях Санкт-Петербурга» Виктора Васильевича Антонова и Александра Валерьевича Кобака, в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Охтинской энциклопедии» Александра Юрьевича Краснолуцкого сказано, что уже 19 ноября 1900 года архимандрит Сковородского Михайловского мужского монастыря Вениамин освятил трехпридельный храм с колокольней. Главный престол храма был освящен во имя святителя Моисея Новгородского и преподобного Иоанна Ветхопещерника, а боковые – во имя Михаила Архангела и святого благоверного князя Александра Невского. Судя по этим трем изданиям, последний – «княжеский» – придел освятили 28 января 1901 года.
По данным Натальи Столбовой, в 1901 году освятили главный придел, что же касается боковых приделов, то один посвятили святому благоверному князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине, а другой – святителю Николаю Чудотворцу и святой мученице царице Александре.
В «Святынях Санкт-Петербурга», в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Охтинской энциклопедии» отмечено, что главными святынями подворья были облачение святителя Моисея Новгородского, который в середине XIV века основал Сковородский Михайловский мужской монастырь, и старинная икона, написанная на его гробовой доске. В престольный праздник, 25 января, эту икону выносили для народного поклонения. (Моисей Новгородский скончался в Сковородском монастыре 25 января 1362 года.) Полагают, что благодаря этой иконе в мае 1908 года подворье чудом уцелело при пожаре.
Деревянная церковь с часовней при ней считалась временной, однако разработанному проекту каменного храма с колокольней, как вы уже знаете, не суждено было реализоваться. Главной тому причиной была, вероятно, банальная нехватка средств.
После Октябрьской революции церковь Святителя Моисея Новгородского стала приходской.
С декабря 1927 года этот храм принадлежал иосифлянам – представителям оппозиционного течения в Русской православной церкви, отказавшимся пойти на компромисс с советской властью. Духовным руководителем этого течения был митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). (Кстати, сам он, как сказано в «Православной энциклопедии», «возражал против титулования “Ленинградский”, называл себя “Петроградский”».) Примечательно, что после того как в ноябре 1930 года был закрыт собор Воскресения Христова (храм Спаса на Крови), именно деревянная церковь на Пороховых стала центром иосифлянства в нашем городе и, по сути, главным иосифлянским храмом в стране.
Несмотря на сопротивление прихожан (они, как отмечает в своей книге «Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945» Михаил Витальевич Шкаровский, даже подали жалобу во ВЦИК), в 1933 году церковь Святителя Моисея Новгородского закрыли. По чьей-то злой воле или по случайному совпадению это произошло 25 января, то есть в престольный праздник. Вскоре в бывшей церкви разместилось отделение милиции.
Благодаря очерку Н. Н. Коноваловой «У озера возле Пороховского летнего сада», который был опубликован в № 14 (3603) журнала «Санкт-Петербургский университет» от 17 июня 2002 года, мы можем переместиться во времени и заглянуть в перепрофилированную церковь. Коновалова, чье детство прошло на Пороховых, побывала в ней как раз в 1933 году и спустя много лет так описала свои впечатления: «Мы идем в милицию, которая размещалась тогда в церкви Святого Моисея совсем рядом с нашей Суворовской улицей (эта Суворовская улица, позднее носившая имя советской летчицы Полины Денисовны Осипенко, уже исчезла с карты нашего города; она проходила параллельно Отечественной улице, к северу от нее – Прим. ред.). Очевидно, тут оформлялись документы на наш переезд на другую улицу.
Мне, шестилетней, белая церковь с высокой папертью, с двух сторон которой развертывались полукругом две лестницы с высокими ступеньками и белыми перилами, казалась огромной. Поднимаясь по лестнице, бабушка чуть подтягивает меня за руку на высоких ступеньках. Легкий ветерок раздувает колокольчиком подол моего белого платьица, и я, как одуванчик, парю над лестницей в голубом просторе.
Вот и последняя ступенька. Мы перед вратами святая святых. Бабушка крестится, низко-низко склоняет голову, выпрямляется и еще раз крестится. Ее большие темные глаза устремлены куда-то вверх. Я тоже смотрю вверх и замираю, лишь крылышки моего платьица трепещут от ветерка. Взглядом я возношусь к куполу, светящемуся в нимбе солнечных лучей.
Мы входим. Ни икон, ни иконостаса, ни люстр – ничего! Огромность пустого пространства поражает меня. Я еще никогда в жизни не видела столь большого и высокого помещения. Письменный стол с сидящим за ним милиционером как-то потерялся в белой пустоте. Он сидит в алтаре, мы стоим под куполом…
Всю дорогу, когда мы идем домой, бабушка повторяет:
– Тьфу-тьфу, милиционер в алтаре сидит! Тьфу-тьфу, милиционер в алтаре сидит!»
В годы Великой Отечественной войны это здание разделило судьбу многих других деревянных строений на окраинах Ленинграда: оно было разобрано на дрова. Часовня до наших дней тоже не сохранилась, но о том, когда она пошла на слом, мы ничего не знаем.
В начале XXI века возникла идея если не воссоздать Моисеевскую церковь, то хотя бы возвести на ее месте новую, но это, как говорят в таких случаях, совсем другая история.
Подворье на Большой Охте появилось у Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской и Холмогорской епархии благодаря конкретному человеку – охтинскому мещанину Александру Дмитриевичу Попову. (В «Охтинской энциклопедии» Александра Юрьевича Краснолуцкого он назван государственным крестьянином.) В седьмом выпуске «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии» сообщается, что Попов, скончавшийся в 1874 году, был владельцем монументной лавки (мастерской монументов) на Георгиевской улице (с декабря 1952 года – Шепетовская улица) и двухэтажного деревянного дома на Конторской улице. Всё это имущество он завещал Красногорскому Богородицкому монастырю – с тем, чтобы на месте бывшей лавки построили часовню, а затем и подворье.
В «Святынях Санкт-Петербурга» Виктора Васильевича Антонова и Александра Валерьевича Кобака, в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург», а также в книгах «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга» и «“Охтинские уроки” – уроки петербургских традиций» Натальи Павловны Столбовой особо отмечено, что Александр Дмитриевич умер в самом монастыре.
Духовное завещание Попова было утверждено окружным судом в 1875 году. Поскольку средств для исполнения последней воли завещателя у монастыря недоставало, игумен Ювеналий обратился за помощью к жителям Петербурга и Охты, готовым пожертвовать деньги на богоугодное дело. Обращение игумена не осталось втуне, и вскоре нужная сумма была собрана. В 1877 году, если верить вышеупомянутому выпуску «Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии», была «устроена и прилично украшена деревянная, значительных размеров, часовня». С надворной ее стороны был построен двухэтажный деревянный дом, помещения в котором сдавались под жилье.
В краеведческой литературе возведение этой часовни, как правило, датируется 1879 годом. В своей книге «Охта: традиции и современность» Наталья Столбова пишет, что она была заложена 6 июля 1879-го. Проект часовни разработал архитектор Фёдор Карлович (Фёдорович) фон Пирвиц. 2 декабря 1879 года игумен монастыря Ювеналий освятил ее во имя Владимирской иконы Божией Матери. Позже, в 1895–1897 годах, эта часовня была расширена и обращена в церковь, которую освятили 22 февраля 1897-го.
20 июля 1903 года рядом с деревянной церковью заложили трехпрестольный каменный храм на 1500 человек. Инициатором его возведения был иеромонах Зосима, который в 1895 году заведовал Красногорским подворьем на Большой Охте. Храм строился по проекту архитектора Николая Никитича Никонова исключительно на пожертвования, главным образом на даяния местных купцов. Здание выполнили в «русском стиле», мастером которого был Никонов. Оно имело, как сказано в «Святынях Санкт-Петербурга», в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Охтинской энциклопедии» Александра Краснолуцкого, «высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом, шатровое завершение и крыльцо». Внизу находилась часовня, которую освятили 12 декабря 1904 года, наверху – собственно храм. Постройкой руководил иеромонах Никифор, который много лет был настоятелем подворья.
6 февраля 1905 года епископ Нарвский Антонин (Грановский) освятил главный престол новой церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. Боковые приделы освятили в том же году: один – 26/27 марта во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима, другой – 17 сентября во имя святителя Алексия, митрополита Московского (Киевского). Правда, остается неясным, какой из этих приделов левый, а какой – правый.
В «Святынях Санкт-Петербурга» и в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» упомянуто, что строительство каменной церкви при Красногорском подворье обошлось в 150 тысяч рублей. Через год после освящения храму была подарена дорогая богослужебная утварь – золоченый потир (чаша) и дискос (блюдо) великолепной работы. Его главными святынями были списки монастырских чудотворных Грузинской и Владимирской икон Божией Матери, а также образ Нила Сорского с частицей мощей преподобного.
Осенью 1919 года подворье передали Шенкурскому Свято-Троицкому женскому монастырю Архангельской и Холмогорской епархии. 20 ноября 1920-го на втором этаже была освящена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1928–1929 годах эта церковь, по-видимому, была приходской и принадлежала иосифлянам.
Закрыли подворье 20 февраля 1934 года, а вот единого мнения относительно даты его сноса среди историков нет.
Любопытно, что у Красногорского подворья на Большой Охте были свои конюшни. На это указывают документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (см. фонд 513, опись 102, дело 6571 и фонд 513, опись 31, дело 518). Конюшни располагались на Конторской улице, которая тогда была гораздо длиннее.
История Коневского подворья на Большой Охте изложена в краеведческой литературе довольно подробно, однако и в этом случае не обошлось без разночтений и темных мест.
В «Святынях Санкт-Петербурга» Виктора Васильевича Антонова и Александра Валерьевича Кобака, в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Охтинской энциклопедии» Александра Юрьевича Краснолуцкого появление этого подворья связывают с именем купца К. И. Чистякова. По их данным, в 1898 году Чистяков подарил земельный участок на углу теперешних Среднеохтинского проспекта и Панфилова улицы под строительство религиозно-культового объекта. Предполагалось, что это будет подворская церковь.
В справочном издании «Храмы Санкт-Петербурга» Сергея Сергеевича Шульца-младшего и в книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга» Натальи Павловны Столбовой отмечено, что в конце XIX века Коневский монастырь «приобрел» вышеупомянутый участок. При этом об обстоятельствах данного «приобретения» там ничего не говорится.
Так или иначе, но Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Финляндской и Выборгской епархии обзавелся землей на Большой Охте. Дальнейшие события описаны в «Святынях Санкт-Петербурга», в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург», в «Охтинской энциклопедии» и в книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга» следующим образом. Сначала здесь была возведена небольшая шатровая часовня, которую освятили «как церковь» 10 февраля 1902 года. В «Охтинской энциклопедии» в качестве автора проекта этой часовни указан архитектор Ефим Севастьянович Бикарюков (Шенченко), в других изданиях – Василий Иванович Баранкеев, который с 1895 года был штатным архитектором Финляндской и Выборгской епархии. Затем рядом стали строить монастырское подворье. В 1903 году, как сказано в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Охтинской энциклопедии», часовню расширили: к ней пристроили придел, который освятили во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, мученика Адриана и преподобного Арсения Коневского. (Судя по книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга» Натальи Столбовой, это были разные приделы.)
Иную версию развития событий предлагает Шульц-младший. По его данным, сперва тут было устроено подворье, а в 1896 году при нем была возведена и освящена часовня. В 1902-м здание этой часовни по проекту архитектора Николая Никитича Никонова (при участии Никонова-младшего – Николая Николаевича, гражданского инженера) перестроили в церковь, которую освятили 11 февраля того же года. В справочном издании «Храмы Санкт-Петербурга» эти часовня и церковь фигурируют как посвященные Коневской иконе Божией Матери. В конце XIV века этот чудотворный образ привез с Афона на Русь монах Арсений, вслед за тем основавший Коневский мужской монастырь.
Но вернемся к тому, как описаны интересующие нас события в «Святынях Санкт-Петербурга», в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург», в «Охтинской энциклопедии» и в книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга». 15 августа 1906 года на территории Коневского подворья на Большой Охте заложили отдельный трехпридельный каменный храм, который был спроектирован Никоновым-старшим (при участии Никонова-младшего). 7 октября 1908-го архиепископ Финляндский и Выборгский (между прочим, будущий патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский) освятил в этом храме придел во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а 30 ноября того же года – главный придел во имя Успения Пресвятой Богородицы и святителя Василия Великого. Здешний иконостас был белого цвета с золотом. Если верить электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и «Охтинской энциклопедии» Александра Краснолуцкого, храм имел статус домового. Переходом его соединили с перестроенной часовней, которая стояла на самом углу теперешних Среднеохтинского проспекта и Панфилова улицы.
Коневское подворье на Большой Охте закрыли 12 августа 1929 года. В 1932–1933 годах оно было снесено.
Добавим, что задолго до «большеохтинского» подворья у Коневского монастыря появилось представительство в самой столице. Петербургские купцы еще в начале 1820-х годов подарили монастырю землю на Загородном проспекте. Тамошнее подворье, возобновленное в 1990-е, действует до сих пор. Как и прежде, оно занимает дом № 7. В 1997 году это здание (точнее говоря, ансамбль из нескольких корпусов) признали памятником регионального значения. В первой половине 2010-х годов ему вернули прежний облик, воссоздав башенку с шатровым куполом, которая была снесена при советской власти.
Информации об этом подворье предельно мало, и верифицировать ее крупицы пока не представляется возможным. Между тем здание, которое ему принадлежало, исчезло из архитектурного ландшафта современного Красногвардейского района сравнительно недавно, в начале XXI века, когда понадобилось освободить площадку под строительство.
Последний адрес здания, о котором идет речь, – Свердловская набережная, дом 58. А до 1958 года, как следует из «Охтинской энциклопедии» Александра Юрьевича Краснолуцкого, оно было домом № 40а по проспекту, чье нынешнее название – Большеохтинский. Физически это здание, разумеется, не перемещалось. Просто в августе 1958-го участок тогдашнего Больше-Охтинского проспекта (от Пискарёвского проспекта до Большой Пороховской улицы) отошел к Свердловской набережной.
Землю на правом берегу Невы Великолукский Троице-Сергиев мужской монастырь Псковской и Порховской епархии, видимо, приобрел сам. Во всяком случае, в справочном издании «Храмы Санкт-Петербурга» Сергея Сергеевича Шульца-младшего участок, на котором была построена церковь интересующего нас подворья, назван приобретенным.
О структуре Великолукского подворья на Большой Охте мы можем говорить лишь предположительно. В «Охтинской энциклопедии» оно само и его церковь фигурируют как отдельные здания. Это не противоречит сведениям, которые содержатся в прочей имеющейся в нашем распоряжении краеведческой литературе, но и не подтверждается ими полностью. А поскольку доподлинно не известно, что включало в себя подворье, нам остается только догадываться, что именно спроектировал архитектор и гражданский инженер Андрей Петрович Аплаксин, чье имя прочно с ним связано. Так, Шульц-младший и Краснолуцкий пишут о том, что по проекту Аплаксина было построено здание церкви, а в справочнике-путеводителе «Храмы Петербурга» и в «Атласе Красногвардейского района» Натальи Павловны Столбовой он значится автором подворья без какой-либо конкретизации. К слову сказать, с 1900-х годов Аплаксин работал в Санкт-Петербургской духовной консистории, а в 1906–1914 годах был петербургским епархиальным архитектором, сменив на этом посту Николая Никитича Никонова. Зато относительно времени возведения подворских зданий (или здания) в краеведческой литературе царит удивительное единодушие: всюду указаны 1910-е годы. (При этом на городском архитектурном сайте Citywalls.ru снесенный дом № 58 по Свердловской набережной датируется XIX веком.)
Церковь подворья была освящена во имя Святой Троицы. По сведениям Сергея Сергеевича Шульца-младшего и Александра Юрьевича Краснолуцкого, после Октябрьской революции эту церковь закрыли, а позднее снесли ее здание.
Здание подворья, как отмечает Краснолуцкий, было спроектировано в 1909 году. Судя по фотографиям, которые можно найти в Сети, на момент сноса оно состояло из нескольких разноэтажных (и, не исключено, разновозрастных) объемов. Вероятно, здание было построено как доходный дом, квартиры в нем сдавались внаем, а вырученные деньги шли в монастырскую казну. В таком случае подворье могло занимать его часть.
В «Атласе Красногвардейского района» Натальи Столбовой указано, что Великолукское подворье на Большой Охте закрыли в 1920-е годы. Принадлежавшее ему здание стало просто жилым домом (быть может, претерпев некие изменения). Насколько известно, этот дом был расселен в конце 2000-х, а в ноябре 2010 года снесен в связи со строительством жилого комплекса «Платинум». От своего предшественника ЖК унаследовал тот самый адрес – Свердловская набережная, дом 58.
Появление этого подворья, по всей вероятности, можно считать еще одним свидетельством удивительной щедрости людей по отношению к Русской православной церкви. В «Святынях Санкт-Петербурга» Виктора Васильевича Антонова и Александра Валерьевича Кобака и в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» сообщается, что участок в Пискарёвке был подарен (монастырю или уже самому подворью) неким Г. И. Бычковым. Это косвенно подтверждается документами, которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (см. фонд 224, опись 1, дело 3641). В них говорится «Об обложении земским сбором недвижимого имущества Г. И. Пучкова, Александро-Ошевенского монастыря на Большой Охте по Беляевскому пер., 13 и 13-а в Полюстровском участке», что также дает представление о местоположении подворья. Упомянутый «Беляевский пер.» – это нынешний Волго-Донской проспект. А несовпадение – и вместе с тем созвучность – фамилий можно объяснить банальной опиской/опечаткой.
В «Святынях Санкт-Петербурга» и в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» сказано, что осенью 1903 года иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на данном участке деревянной подворской церкви. Сочтя участок слишком маленьким для храма, власти отклонили просьбу. Вместо церкви 28 ноября 1904 года была заложена деревянная часовня на 300 (!) человек. Ее проект разработал архитектор Николай Николаевич Еремеев. В электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» особо отмечено, что обращать эту часовню в церковь дозволено не было. Первый раз часовню освятили 27 июля 1907 года, второй – после расширения, благодаря которому она стала похожа на небольшой храм, – 20 июля 1909-го. В «Святынях Санкт-Петербурга», в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург» и в «Атласе Красногвардейского района» Натальи Павловны Столбовой эта часовня фигурирует как посвященная святому великомученику и целителю Пантелеимону. (В справочнике-путеводителе «Храмы Петербурга» Пантелеимон «делит» часовню, посвящение которой однозначно не определено, с преподобным Александром Ошевенским, основателем Успенского монастыря.)
Абсолютно другая – и на фоне вышеприведенного описания малоубедительная – версия событий изложена в справочном издании «Храмы Санкт-Петербурга» Сергея Сергеевича Шульца-младшего. По его данным, Александро-Ошевенский Успенский мужской монастырь Олонецкой и Петрозаводской епархии в 1913 году «приобрел землю вблизи проспекта Императора Петра Великого <с января 1944 года – Пискарёвский проспект>, на границе Полюстровского и Пискарёвского участков города». На этой земле было открыто подворье, при котором в 1913–1914 годах по проекту архитектора Николая Николаевича Еремеева возвели церковь (или часовню). В 1914-м ее освятили во имя преподобного Александра Ошевенского.
Сведения о последних годах существования «пискарёвского» подворья Александро-Ошевенского монастыря, которыми мы располагаем, почти не противоречат друг другу. Перед Октябрьской революцией в часовне при подворье, как отмечено в «Святынях Санкт-Петербурга» и в электронной версии энциклопедии «Санкт-Петербург», служил уже знакомый нам иеромонах Иоаким. Обитатели окрестностей очень любили данную часовню, при этом в самом подворье с 1919 года никто не жил. В качестве приходского храма часовня просуществовала еще десять лет. Шульц-младший пишет, что с декабря 1927-го до своего закрытия 21 января 1931 года «храм принадлежал иосифлянам», а в последующие 1930-е «использовался под кладовую общежития рабочих сахарного склада и молочной фермы». Позднее бывшие подворские здания были снесены.
Прибавим, что в конце 1920-х годов настоятелем этого приходского храма был иерей Николай Фёдорович Прозоров, иосифлянин, расстрелянный 21 августа 1930-го и канонизированный Русской православной церковью заграницей в 1981 году.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!