Этот маршрут посвящен истории эвакуации жителей блокадного Ленинграда и их пути к спасению. 7 километров отделяли Большую Охту от начала Дороги Жизни. В самую тяжелую блокадную зиму 1941 - 1942 годов, когда остановились трамваи, погас свет, перестали работать водопровод и канализация, многие проходили этот путь пешком.
Ржевским коридором шли женщины и дети, несшие с собой только полученные по карточкам кусочки хлеба и небольшое количество сохранившихся после бомбежек вещей. Их путь к станции Ржевка отражает путь всего города, мужественно преодолевавшего день за днем, всеми силами приближавшего день полного снятия блокадного кольца.
Сегодня трассу Ржевского коридора блокады отмечают мемориальные стелы «Хлеб насущный», воспевающие героизм водителей полуторок, регулировщиц и каждого жителя Ленинграда.
Пройдя по этой дороге пешком, вы сможете прочувствовать каждый шаг блокадного времени, погрузиться в атмосферу Ржевского коридора начала 1940-х годов и в конце, на станции Ржевка, порадоваться вместе с теми, кто встретил здесь лучшую новость в жизни - Блокада Ленинграда полностью снята! Победа будет за нами!
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
Храмовый комплекс, появившийся на Пискарёвском проспекте в начале XXI столетия и окончательно сформировавшийся во всём своём великолепии к 2018 году, уже успел завоевать всеобщую любовь и признание не только среди прихожан и местных жителей, но и туристов, став поистине прекрасной жемчужиной современной церковной архитектуры.
На этом теперь оживленном перекрестке зимой 1941 года находился первый регулировочный пост Ржевского коридора блокады. Именно так назывался 7-километровый «городской» участок пути с Большой Охты к станции Ржевка.
Через Большую Охту осуществлялась эвакуация ленинградцев. Был и другой путь – через Финляндский вокзал, откуда на Ржевку ходили поезда по железнодорожной линии. Когда остановилось трамвайное движение, добираться до эвакуационных пунктов и далее на Ржевку стало гораздо сложнее. Дело в том, что ещё с 1925 года центральная часть Ленинграда была соединена с отдаленной окраиной трамвайной линией, часть которой сохранилась сегодня. Эта линия проходила по Большой Пороховской улице. Прибывая на Большую Охту, эвакуируемые граждане должны были некоторое время ожидать машину или другой транспорт. Другим транспортом в то время были лошади. На службу в городе поступали слабые, увечные лошадки и те, кто уже побывал на фронте, был ранен и вернулся в осажденный город с передовой.
На перекрестке Большеохтинского проспекта от регулировочного пункта начинался практически прямой участок дороги, вдоль которого тянулись деревянные домики. Представьте себе прямую булыжную мостовую, которая тянется вдаль. Зимой она превращается в снежную магистраль, вдоль которой в 1941 году потянулись люди с маленькими детскими саночками. На саночках везли вещи, бидоны с водой, обессилевших от голода людей и детей, которые ещё не умели ходить. Мимо них по трассе, поднимая снежные вихри, проносились грузовики-полуторки – в сторону Ржевки они везли груз для тех, кто поддерживал работу Дороги жизни. Летом шоссе Революции становилось более оживленным, по нему ехали на Ржевку за овощами. А назад то и дело проходили мужчины и женщины с мешками за спиной, похожие на больших черных муравьев.
Через регулировочный пункт №1 на Большой Охте уходили не только женщины с детьми, отправлявшиеся на Большую землю, но и защитники города, перебрасываемые на Ладогу.
Сегодня в доме на углу, построенном в 1950-е годы, располагается музей поискового движения Рейд 2.0, где хранятся уникальные экспонаты – личные вещи найденных героев, письма, оружие, средства связи.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
Главный эвакуационный пункт на Большой Охте в годы блокады находился на пересечении Среднеохтинского проспекта и Большой Пороховской улицы. Такое расположение объяснялось тем, что именно там проходили трамвайная линия на Ржевку, там же тянулась и узкоколейная Ириновская железная дорога, построенная в конце XIX века бароном Корфом. По Ириновской дороге доставляли грузы с Ладоги и со станции Ржевка. Назад небольшие открытые платформы везли материалы для строительства Дороги жизни, оружие, боеприпасы и другие грузы для защитников Ладоги. Часть транспорта с гражданскими отправляли этим путем. Дорога эта была довольно плохой и более длинной, потому полуторки и гужевой транспорт чаще выходил на Большеохтинский и оттуда на шоссе Революции, которое было гораздо более приспособлено для перевоза грузов и людей. Дело в том, что шоссе появилось здесь ещё в допетровскую эпоху и соединяло шведский город Ниен и кирпичные заводы на реке Охте, впоследствии преобразованные Петром в Охтинский пороховой завод. Поскольку царственные персоны часто посещали завод вплоть до Октябрьской революции, дорогу содержали в порядке и постоянно ремонтировали. В советское время эта магистраль также имела важное транспортное значение, но в блокадный период стала основной на пути к Дороге Жизни.
Со Среднеохтинского проспекта попасть сюда напрямую было невозможно, он заканчивался, не доходя до шоссе Революции, о чем свидетельствует аэрофотосъемка немецких летчиков 1940 года. Те, кто не дождался машину и отправился пешком, вынуждены были идти в обход через регулировочный пункт. Пешком по Ржевскому коридору отправлялись отчаявшиеся ленинградцы, потерявшие имущество в результате бомбежки и не имевшие возможности получать рабочие карточки. Некоторые из них затем шли пешком по Дороге жизни, останавливаясь в деревнях, пытаясь найти хоть какое-то пропитание для себя и детей. Не все выходили к Ладоге, но и те, кому это удалось, сталкивались с проблемой нехватки транспорта. В первые годы Великой отечественной войны практически вся промышленность СССР перестроилась на военные рельсы, заводы перевозили за Урал, в Сибирь, но для того, чтобы наладить выпуск техники и автомобилей требовалось много времени, а его не было.
Здесь, на этом участке Ржевского коридора ещё можно было услышать «страшную музыку» войны – звук городских сирен, предупреждавших об очередном налете, отбой тревоги, а дальше начиналась тишина. Сирены превращались в глухой далекий фон, о близости опасности предупреждал уже другой, низкий, утробный звук приближающихся самолетов. Это был сигнал прятаться, куда угодно. И ждать, прислушиваясь к лающему звуку зениток и дробным очередям пулеметов.
Ждать зимой, буквально зарывшись в снег, потому что другого укрытия на этой окраинной дороге почти нет, было холодно и страшно. Не каждый потом мог встать, чтобы продолжить идти вперед. По всему пути от Большой Охты до Ржевки, от Ржевки до Ладоги, и даже на льду Ладожского озера, находили замерзших людей, стремившихся к спасению, но так и не попавших на Большую землю.
Но другие вставали и шли, шли молча, изредка переговариваясь по делу, - экономили силы. Каждый хрусткий шаг отдавался эхом среди белого полотна колхозных полей. Не было слышно даже лая собак, которых к зиме 1941 – 1942 года почти не осталось вовсе, только иногда где-то далеко пела какая-то птичка, напоминая о том, что жизнь есть, что она непобедима.
Кинотеатр с красноречивым названием «Ладога» располагается на месте, где примерно в 1920-е годы появляется деревня Муравьевка. Конечно, само поселение здесь уже существовало, но новое имя оно получило уже после Октябрьской революции. Упоминания об этой деревне содержатся и плане оборонительных рубежей Красной армии, а также в административных документах. После 1945 года деревня прекращает свое существование, начинается застройка Большой Охты.
Прямо напротив современного кинотеатра стояло небольшое двухэтажное деревянное здание – дом подворья Введенского женского монастыря. Само подворье было закрыто в 1930-е годы, часовня снесена. В этом доме находилось общежитие, большинство жильцов которого работали на местных заводах. К общежитию примыкали свободные от застройки земли, но для сельского хозяйства они не были пригодны, потому что сильно затапливались по весне. Сейчас эта территория занята Полюстровским парком. Здесь же находился небольшой завод минеральных вод с открытым краном для забора воды. К этому крану приходили местные жители, набирать целебную воду. Отправляющиеся на Ржевку ленинградцы набирали воду в небольшие фляжки и бутылки. В очередях стояли молча, разговоры - лишняя трата драгоценной энергии.
Вкус морозной, солоноватой воды с легкой горчинкой бодрил и как будто придавал сил. Измотанные бомбежками и постоянным ожиданием обстрела, люди впадали в апатию, теряли чувствительность и почти не реагировали на происходящее вокруг. Здесь же, после одного только глотка полюстровской, они будто оживали от резкого, ни на что не похожего ощущения во рту.
Ещё одним вкусом, сопровождавшим идущих на Большую землю, был вкус снега. Есть снег было опасно, но от отчаяния и голода люди были готовы превратить в пищу все, что угодно. С собой у них был блокадный хлеб из обойной муки, жмыха и разных «наполнителей», вроде целлюлозы и перемолотой травы, дурандовые лепешки. У некоторых встречались целые сахарные головы – невиданное богатство! Для ребенка было счастьем и мечтой лизнуть такую голову, ощутив языком её шершавую, даже колючую поверхность и сладость.
Оставляя позади Большую Охту, ленинградцы выходили за пределы города, в поля, где впереди чернели редкие домики, ночью превращавшиеся в тусклые огоньки где-то посреди черного океана тьмы.
В начале 1940-х годов проспекта Энергетиков ещё не было. Шоссе Революции было прямой дорогой, вдоль которой тянулись огромные заснеженные пространства. Мела метель, и только потемневшие колеи указывали направление.
Слева от шоссе, там, где сегодня располагается монументально здание банковского комплекса ЦБ РФ и протяженный фасад здания ЦНИИ материалов, стояли несколько деревянных одноэтажных домиков. Эти дома пережили войну и сохранялись до конца 1970-х годов. В блокаду в этих домах продолжали жить люди, мимо окон которых то и дело проносились полуторки, проходили подводы с дровами и продовольствием. И также сквозь запотевшие окошки они смотрели как по обочине медленно идут на Ржевку группы людей, обреченных терпеть и надеющихся на далекую Кобону.
Начало Ржевского коридора блокады будто символически повторяло начало тяжелейшего периода в истории Ленинграда. Мороз, холод, тишина, метель, разрозненные очаги жизни, и вдруг раздается в этой тишине бодрая строевая песня – идет отряд бойцов. И в этой песне слышится вера в победу.
Первая из четырех стел Ржевского коридора блокады располагается прямо за веткой Октябрьской (ранее Николаевской ж/д). Первый барельеф по ходу движения на торце стелы являет зрителю фигуру в плаще с автоматом, однако, это не солдат на посту, и не воин-защитник Ленинграда, а безымянный водитель полуторки.
Каждый, кто оказывался за рулем на Дороге Жизни, должен был не только довезти бесценный груз в город и доставить людей на Большую Землю, но и отстреливаться от врага прямо на ходу. На некоторых полуторках прямо в кузове устанавливали легкие пулеметы, обстреливавшие немецкие самолеты на Ладоге. Весной бесстрашные водители ехали по подтаявшему льду с открытой дверью, буквально стоя на подножке кабины, готовые в любой момент выпрыгнуть, если машина пойдет ко дну. Но и тогда водитель не мог бросить груз, и тем более людей. До последнего вытаскивал он из ледяной воды мешки с мукой и другим продовольствием, вытягивал из полыньи изможденных женщин, детей, стариков.
Автор монумента Ржевский коридор блокады, архитектор, скульптор и художник Владимир Сергеевич Лукьянов родился в Ленинграде в 1945 году. Его мама в начале блокады работала учительницей в школе на улице Рубинштейна, потом уехала в эвакуацию, вернувшись сразу после снятия блокадного кольца. Отец архитектора разрабатывал оружие для фронта, работая в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ). Можно себе представить, с какой ответственностью и радостью подошел Владимир Сергеевич к созданию этих стел. Они были установлены в 1985 году к 40-летию Великой победы. В тот же год в центре площади Восстания был установлен обелиск, ставший центром и осью Зеленого пояса славы авторства Лукьянова – символ восставшего из руин непокоренного города.
Комплекс стел Ржевского коридора блокады получил название «Хлеб насущный», потому что именно хлеб был самым драгоценным грузом полуторок, символом трагедии и спасения блокадного Ленинграда. Хлеб насущный дает силы на труд, на веру, на подвиг, силы выдерживать любые испытания.
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Здесь в 1940-е годы располагался небольшой городок, выстроенный ещё до революции. Дома простояли до второй половины 1970-х, когда начали активно застраивать Ржевку-Пороховые. Тогда же, в начале 1980-х появился Индустриальный проспект. Особенно примечателен среди этих домов был дом №41 (впоследствии 57) – он стал местом съемки фильма «Старший сын». По сюжету фильма два парня опоздали на электричку, а затем решили устроиться на ночлег обманным путем. Герой Николая Караченцова представился потерянным старшим сыном Сарафанова, которого играет Евгений Леонов.
По сюжету фильма два парня опоздали на электричку, а затем решили устроиться на ночлег обманным путем. Герой Николая Караченцова представился потерянным старшим сыном Сарафанова, которого играет Евгений Леонов.
Эта трогательная комедия повествует совсем о другом времени, но тогда, в блокадные годы такие внезапные родственники появлялись часто. Оставшиеся без родителей дети находили своих теть, двоюродных бабушек и другую родню, появляясь на пороге без предупреждения. Далеко не все такие истории оканчивались благополучно, многие были не рады новым ртам и отказывались принимать сироту, которого распределяли в детский дом. Но бывали и случаи, когда в семью принимали совершенно чужого ребенка.
Это была война. Время, когда все глубинные качества человека, и хорошие, и плохие выходили на поверхность, ярко разворачиваясь на фоне разрушенных домов и баррикад. И многие открывали в себе невероятную силу, силу духа и стойкость, чтобы пройти этот путь до конца.
Сегодня в этом месте ничего не напоминает о небольшом городке, о тяготах блокадного быта, о том пути, что проходили ленинградцы в этой борьбе с врагом и с самими собой.
На пересечении шоссе Революции и современной улицы Потапова находится вторая стела Ржевского коридора блокады, к трассе она обращена барельефом «Проводы на Большую землю». На барельефе изображена женщина, обнимающая мужчину в форме с небольшим вещмешком на спине и автоматом. Нетрудно догадаться, что провожаемый является водителем полуторки, отправляющимся в путь через Ладожское озеро.
Многие водители являлись местными жителями и работали на Дороге Жизни тогда, когда их собственные семьи оставались здесь, на Ржевке, на Пороховых, в деревнях Ленинградской области, примыкавших к той тонкой ниточке, что связывала город с Большой землей. Провожали на Ржевском коридоре не только водителей и всех тех, кто поддерживал работу важнейшей трассы Ленинграда, но и детей.
Часто матери не могли оставить работу на оборонных заводах, в больницах и лазаретах и отправляли детей одних в опасный путь. Прощаясь, они не знали, увидятся ли они вновь или нет. Тем важнее становилось само прощание. В начале 2000-х годов стелы ремонтировали, а в 2019 обновили полностью: заменили цоколь и серую бетонную плиту, вместо которой поставили блоки из красного гранита.
От оригинальных стел остались лишь барельефы, но и они изменили цвет. Первоначально барельефы были серебристыми, как снега Ладоги. Пористый бетон самих стел будто повторял текстуру того самого блокадного хлеба, добытого столь тяжким трудом водителей полуторок, механиков, строителей и защитников Дороги жизни. Новый вид стел, безусловно, более парадный, но – увы! – лишился той простоты и строгости, которая так точно отражала суть этого героического пути. Сегодня от стелы начинается благоустроенная зеленая зона – Большой Ильинский сад, где на живописном берегу Охты располагаются места для отдыха, детские площадки и уютные лавочки. Летом здесь удивительно красиво, но зимой темные силуэты деревьев, река и пустынные, засыпанные снегом, покрытые льдом дорожки будто вспоминают блокадные дни, и небо как-то по-особенному опускается на землю серым покрывалом.
Большой Ильинский мост, по которому проходили машины и уставшие путники, в 1940-е годы был в два раза уже. Это был старый дореволюционный мост, сооруженный в 1912 году. Вторая полоса движения появилась здесь только в начале XXI века (2001 – 2002 годы). От моста дорога идет в гору, на вершине которой возвышается колокольня начала XIX века, освященная в честь Св. Благоверного князя Александра Невского. Сохранилось несколько фотографий храма начала 1940-х годов, по которым видно, что он не подвергался существенному разорению, однако некоторые окна были заколочены деревянными досками.
На подходе к храму идущие по Ржевскому коридору люди должны были видеть остатки строительного мусора и битого кирпича, оставшиеся от снесенной в 1936 году. От них к Охте спускался заросший склон.
Сегодня на месте церкви св. Праскевы установлен поклонный крест, а берег Охты преобразился и зовется Малым Ильинским садом. Тогда же это место старались обходить стороной, ведь в начале блокады в ротонде храма был устроен МОРГ, куда свозили умерших от голода и холода местных жителей. А также тех, кто погиб при обстрелах Охтинского завода.
Конечно, этот завод, наследник знаменитого Охтинского порохового завода был одной из главных целей врага. Здесь и днем, и ночью производили снаряды, патроны и бомбы, которые шли на фронт. Несмотря на то, что Пороховые и Ржевка не подвергались массированным бомбардировкам и обстрелам так, как южные и западные района, погибших было много. Помещение храма переполнялось, и тела складывали прямо на улице. Многие утверждают, что в это время в храме покойных отпевали и даже проводили службы для прихожан. Возможно, что это всего лишь легенда, но есть непреложный факт – в это невероятно сложное время вера поддерживала людей, и те гонения на церковь, что были в 1920-е - 1930-е годы отступили. Люди сплотились против общего врага, и многие священнослужители получили награды за Оборону Ленинграда.
Минуя храм, дорога выходила на старые Пороховые, где вовсю кипела жизнь.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Поворот на улицу Красина обозначен третьей стелой Ржевского коридора. На стороне, обращенной в сторону станции Ржевка на торце стелы находится барельеф «Регулировщица». Юная девушка с флажком – фея Дороги жизни, как их называли водители, изображена в шапке-ушанке и белом маскировочном плаще.
Издалека регулировщица выглядела почти как ангел посреди белого кружева снега. Девушки не только показывали путь машинам, но и спасали водителей на льду Ладожского озера, помогали обессилевшим жителям Ленинграда, отправляющимся в эвакуацию. Многие из тех, кому пришлось совершить этот путь, помнили не только лица, но и имена бесстрашных девушек, а потом находили их, спустя долгие годы, чтобы сказать спасибо. Образ блокадной регулировщицы наряду с образами полуторки, хлебной карточки, блокадного радио и жестяной ласточки навечно превратился в символ осажденного города и Дороги Жизни.
Чуть ранее, на пересечении шоссе Революции и ул. Коммуны находится проходная Охтинского химического завода, известного сегодня как завод «Пластполимер», располагаются скромные памятные доски, у которых всегда можно увидеть пару красных гвоздик. Эти доски хранят память о доблестном подвиге защитников Ленинграда и трудовом подвиге рабочих завода. В 1940-е годы перед проходной завода стоял памятник Владимиру Ильичу Ленину, который после распада Союза сначала убрали на территорию завода, а затем и вовсе передали заводу слоистых пластиков в качестве экспоната Музея уличного искусства на заводе слоистых пластиков.
На улице Красина, ранее называвшейся Гарной от слова «гарь», в блокадные годы находился госпиталь. Но лазарет здесь появился гораздо раньше, ещё в середине XIX века. Больница предназначалась для рабочих порохового завода. Во время войны на улице Красина работал роддом, где появились на свет тысячи жителей современного Красногвардейского района. Тогда же, в блокаду, многие из тех, кто уходил пешком или даже уезжал на попутном транспорте по Ржевскому коридору, не выдержав даже первых 7 километров, оставались здесь. Но этот перекресток был знаковым для путников, пытавшихся пешком добраться до Ржевки. Тут уже было много транспорта, в том числе идущего на Ржевку. Многим удавалось поймать попутку или доехать на подводе с дровами. Пороховые были островком жизни, сюда и на Старую Ржевку из центра отправляли детей. Летом здесь растили огороды и ловили рыбу в местных речках Охте, Луппе и Жерновке.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
На Пороховском кладбище, мимо которого проходил Ржевский коридор, сохранилось множество исторических погребений, тут же находится знаменитый памятник на жерновах, установленный в память о погибших при взрывах на пороховом заводе. В блокадное время на этом кладбище было похоронено множество ленинградцев и защитников города.
Тела погибших людей свозили сюда с территории Пороховых и Ржевки, здесь же упокоились и те, кто не смог преодолеть путь к Ладожскому озеру. Большинство братских могил, примыкающих к улице Красина, являются безымянными. Именных могил на этом кладбище не так много и они располагаются по всей его территории. Чаще всего это захоронения коренных пороховчан, чьи предки были похоронены здесь ранее. Среди надгробий времен Великой отечественной войны выделяется полированная колонна, которая установлена над могилой четырех летчиков 125-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, павших в боях 5 октября 1941 года. Далеко не все братские захоронения периода Великой Отечественной войны на Пороховском охраняются государством. Но все они заслуживают внимания и заботы тех, кому посчастливилось жить в непокоренном городе на Неве.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Там, где улица Красина соединяется с Ржевской улицей, на повороте стоит четвертая стела Ржевского коридора блокады. Здесь начинался последний прямой участок пути. Сегодня рядом со стелой находится завод «Ржевка-хлеб», который несколько лет подряд к годовщине прорыва и снятия блокады Ленинграда выпекал особый, блокадный хлеб. В годы блокады завод, по некоторым данным работал, хотя его нет на официальной карте заводов, представленной в музее хлеба. Тем не менее, старожилы помнят, что хлебное производство не остановили ни война, ни обстрелы станции.
К Ржевской улице обращен заключительный барельеф композиции, созданной В.С. Лукьяновым, «Дети блокады». На переднем плане перед зрителем предстают образы коленопреклоненной матери, обнимающей ребенка, водителя полуторки, держащего малыша на руках, и девочки постарше, успокаивающе положившей руку на руку матери.
Но особенно красноречиво тяжесть пути на Большую землю передает фон барельефа – санитарная машина, взрывы и люди, помогающие человеку выбраться из машины. Многие ленинградцы, получившие документы на эвакуацию, не могли самостоятельно передвигаться. Для поддержки людей и обеспечения медицинской помощи на льду Ладожского озера согласно приказу №0164 были организованы перевалочные пункты и пункты обогрева. Максимальное расстояние между питательно-обогревательными пунктами составляло 5 километров. На Дороге жизни работали «лекпомы» - медики, снабженные в том числе противообмораживающими средствами. Первый такой пункт находился на станции Ладожское озеро. До этого пункта эвакуируемые жители добирались различными путями, надеясь только на себя.
Дети блокадного Ленинграда столкнулись с жестокой стороной жизни, с суровым характером северной природы, с голодом, с потерей родных и близких. И в фигуре девочки на стеле отражено удивительное свойство детей – мгновенно становиться взрослыми перед лицом смерти.
На площади перед станцией Ржевка путников встречал Универмаг № 1. Его заколоченные окна напоминали об обстрелах, а очередь из местных жителей показывала, что жизнь продолжается, и здесь дают хлеб.
Трамвайное кольцо на Ржевке зимой 1941 года было пустынно и погребено под снегом, но после восстановления трамвайного движения, здесь останавливались деревянные «вагончики-американки». Трамвай значительно сокращал путь до нулевого километра Дороги жизни и был действительно ключевым символом движения и стремления к Победе.
Вокзал в то время был деревянным, оставшимся от старой Ириновской узкоколейки, построенной бароном Корфом в конце XIX века. 29 марта 1942 года начался мощный артиллерийский обстрел станции. В этот день на путях находилось множество вагонов с боеприпасами, начался пожар, последовала мощная серия взрывов. Эта катастрофа стала самой страшной на Ржевке за все годы блокады. Вокзал сгорел. После войны на его месте возвели новое здание в стиле сталинского неоклассицизма, которое в 1955 году дебютировало в кино в фильме «Максим Перепелица» Анатолия Михайловича Граника.
Пришедшие сюда по Ржевскому коридору люди радовались суете, крикам рабочих, разгружавших полуторки с драгоценным грузом муки, фырканью лошадей, повседневному шуму вокзала. В ноздри проникали разнообразные запахи – пахло костром, мазутом, лошадьми, откуда-то призывно тянулся запах полевой кухни, пусть там варили пустые щи из остатков мороженых овощей, но это была горячая, спасительная пища. Все эти звуки, запахи, вид деловито спешащих мужчин и женщин, ведущих детей за руку, как будто возвращали назад в то время, когда войны ещё не было.
Дойти до Ржевки – это победа. Пусть маленькая, пусть впереди ещё много испытаний, пусть до Большой земли ещё много километров. Но вот она - Ржевка, вот она – Дорога жизни.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!