Охта всегда была местом необычным, отстоящим от Петербурга, самобытным и таинственным. Неудивительно, что охтинские берега вдохновили многих поэтов, писателей, художников и музыкантов. В этом маршруте собраны места, связанные с наиболее известными произведениями и именами. Каждое из них - место с богатой историей, но, что более важно, с особым духом. Михаил Пришвин, Иосиф Бродский, Татьяна Толстая и Борис Гребенщиков - это далеко не полный список творческих личностей, черпавших идеи для своих произведениях на берегу древней реки, когда впадавшей в Литориновое море. Простые и сложные образы, вечные смыслы и сказки сплетаются здесь в уникальный узор, сливаясь с мерным движением волн. Отправляйтесь за вдохновением и вдохновляйте других!
Расположен на месте бывшего кинотеатра «Охта». Открыт в 2010 году. Первое за 40 лет здание в Ленинграде/Петербурге, спроектированное и построенное специально для театра (предыдущим было здание ТЮЗа). Проект «Буффа» принадлежит архитектору Борису Бейдеру и представляет собой результат творческого компромисса между первоначальным цветовым решением в интенсивно-красных тонах и пожеланиями художественного руководителя театра Исаака Штокбанта «сделать всё чуточку поскромнее».
Санкт-Петербург – уникальный город. Причем уникален он во многих отношениях. При всей своей строгости и даже чопорности он остается центром притяжения не только для ценителей классики, но и для поклонников современного искусства. Неформальная культура цветет на берегах Невы пышным цветом. Неудивительно, что именно в Петербурге появился первый в мире Музей стрит-арта (уличного искусства).
Чтобы увидеть художественное изображение Сталина в современном Петербурге, вам придется постараться. Такие изображения, если не учитывать хранящиеся в музеях, можно пересчитать по пальцам. Два из них размещены на Триумфальных пилонах у Т-образного перекрестка улицы Коммуны и Отечественной улицы. Компанию Иосифу Виссарионовичу тут составляет его старший товарищ по партии – Владимир Ильич Ленин.
В 2003 году у сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции, был торжественно открыт памятник «Охтенка». Скульпторы воплотили в бронзе образ жительницы Охты, знакомый по пушкинским строкам: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит».
Гранитный памятный знак, на котором выбита строка из стихотворения Иосифа Бродского «От окраины к центру», установлен на улице Стахановцев. Сюда, пробежав «сквозь тысячу арок», которые соединяют фасады сталинских неоклассических домов Малой Охты, влюбленный поэт приходил к девушке, жившей в общежитии Ленинградского государственного университета.
Девушки-регулировщицы стояли на всем протяжении Дороги жизни: на ее сухопутной части и на льду Ладожского озера. Днем и ночью, в любую погоду, под вражеским огнем указывали они путь идущим машинам. Их бессмертному подвигу и посвящен этот памятный знак.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Больница, в названии которой увековечено имя основателя Санкт-Петербурга, является уникальным медицинским учреждением. Едва ли где-то в мире можно найти ее аналоги. Церемония закладки этой больницы состоялась в 1910 году в присутствии членов императорской фамилии.
Большеохтинский мост, открытый как мост Императора Петра Великого, соединяет центральную часть Петербурга и Охту, с которой связана предыстория нашего великого города. Мост переброшен через Неву, от Синопской набережной к Малоохтинской. Его длина составляет около 335–339 метров, а ширина – до 26,5 метра.
Именно здесь, где Охта впадает в Неву, по указу Петра I селились корабельных дел мастера, строились корабли, составившие славу российского флота. Памятник Петру I был установлен в 1911 году в сквере позднее (в 1930-х) снесенной церкви Сошествия Святого Духа.
Ладожский – самый современный и единственный транзитный железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга. Он спроектирован как интеллектуальное здание, что делает его одним из самых передовых в Европе. Открытие вокзального комплекса «Ладожский» состоялось в год 300-летнего юбилея нашего города.
Расцвет усадьбы пришелся на последнюю треть XVIII века, когда она стала собственностью грузинского дворянского рода Донауровых. При них по проекту Джакомо Кваренги здесь было осуществлено масштабное строительство. Для своего времени Жерновка была типичной летней увеселительной усадьбой; в ее комплекс входили: главное здание, павильон-пристань, большой пейзажный парк, хозяйственные постройки и ворота.
Памятный знак с шестью старинными пушками, установленный на Охтинском мысу, отсылает к допетербургскому периоду в истории приневских земель. Он вдребезги разбивает миф о возникшем на безлюдных болотах Санкт-Петербурге. Болот здесь хватало, но и поселений, вопреки расхожему представлению, было в избытке. Одно из них – шведский город Ниен, выросший при крепости Ниеншанц в XVII веке.
В это трудно поверить, но недалеко от станции метро «Ладожская», окруженной современной застройкой из стекла и бетона, можно увидеть редкий памятник архитектуры классицизма. Рядом с местом впадения реки Оккервиль в Охту находится старинная усадьба, известная петербуржцам как Уткина дача. Усадебный дом был построен в конце XVIII века, дворовый служебный корпус – в 1820–1830-е годы. За время своего существования усадьба сменила множество владельцев, однако в ее названии сохранилась фамилия последних – Уткиных.
Ильинский храм – на самом деле храмовый комплекс, который включает две церкви, построенные в разное время и имеющие разное посвящение. Это церковь-ротонда Святого Пророка Илии (1781−1785) и церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского с колокольней (1805−1806). История храма Святого Пророка Илии тесно связана с историей Охтинского порохового завода, основанного Петром I в 1715 году. Первая деревянная часовня в слободе рабочих появилась еще в 1717 году, ее освятили в честь покровителя всех профессий, связанных с огнем, − Ильи-пророка. Однако храмовый комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался лишь в конце 1870-х годов, во время последней крупной перестройки под руководством архитектора Н. В. Лиссопацкого.
Большеохтинское кладбище – одно из самых знаменитых в Санкт-Петербурге. Это крупнейший некрополь, находящийся в черте города. Кладбище расположено между проспектом Металлистов, улицей Дегтярева, проспектом Энергетиков, Большой Пороховской, Бокситогорской и Партизанской улицами. Его площадь – около 70 гектаров. История Большеохтинского кладбища началась в XVIII веке. С тех пор на его территории было построено несколько церквей. До наших дней сохранилась лишь одна – Святителя Николая Чудотворца.
Ильинская слобода – поселение, которое возникло в первой трети XVIII века при Охтинском пороховом заводе, основанном Петром I. Слобода располагалась между современными шоссе Революции, улицей Коммуны, Ириновским проспектом и улицей Потапова. Слово «слобода» происходит от слова «свобода»: мастеровые люди, переселенные для работ на Пороховом заводе, были освобождены от других видов податей. А название «Ильинская» слобода получила по церкви Святого Пророка Илии, покровителя мастеров пороховых дел.
Ржевский полигон хранит множество замечательных памятников военно-инженерной истории России. На огромной территории, скрытой от лишних глаз густыми лесами и высокими заборами, до сих пор стоят постройки XIX века и уникальные артиллерийские орудия XX века. Увы, полигон постепенно приходит в запустение.
Охтинская пожарная часть – одна из немногих петербургских пожарных частей XIX века, сохранившихся до наших дней. Ее каланча – узнаваемый символ Большой Охты. Охтинские огнеборцы переехали в это здание в 1886-м или 1887 году. Сейчас его занимает 12-я (Охтинская) пожарно-спасательная часть.
Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. Там хоронили артиллеристов и пороходелов, в том числе тех, кто погиб при взрывах на Охтинском пороховом заводе. Вдобавок кладбище расположено в холмистой местности, что делает его очень живописным. В общем, стоит выделить выходной, чтобы там побывать.
Завод основан на порогах реки Охты по распоряжению Петра I в 1715 году. Это старейшее предприятие Санкт-Петербурга по производству пороха, научная и экспериментальная база в области взрывчатых веществ и ракетостроения. В течение двух столетий Охтинский пороховой завод был одним из главных предприятий Российской империи.
Александровские ворота, построенные в 1800-е годы, были гордостью Охтинского порохового завода. Они встречали самых важных особ, а колокол в их башенке возвещал о начале и завершении рабочего дня на предприятии. Признанные памятником регионального значения, эти ворота являются одним из главных архитектурных украшений Пороховых.
ЦРБ имени Гоголя – замечательный пример того, как может измениться библиотека. Измениться до неузнаваемости, но при этом – в лучшую сторону. После реконструкции библиотека Гоголя стала невероятно популярным местом. Молодые любят ее за атмосферу свободы и возможность самовыражения, а люди среднего и старшего возраста – за верность петербургским традициям. Это современная библиотека, в которой не боятся смелых экспериментов. Здесь даже образ классика русской литературы трактуется оригинально и неожиданно.
Дом 4а по улице Стахановцев имеет богатое книжное прошлое. Его построили в 1955 году, и с тех пор в нем всегда была библиотека. Здесь располагалась «Библиотека семейного чтения» (отделение библиотеки «Малоохтинская»), работали «Зал редкой книги» и «Библиотека новинок». Теперь тут размещаются Фонды редкой книги, репозитарного хранения и обязательного экземпляра, доступ к которым можно получить только по предварительной заявке.
Библиотека «Малоохтинская» была основана в мае 1945 года в честь победы в Великой Отечественной войне. Все эти годы команда библиотеки бережно относится к ее истории и видит свою особую миссию в сохранении исторической памяти. Сегодня это центр притяжения жителей Красногвардейского района, победитель и лауреат многих профессиональных и городских конкурсов. Здесь также созданы все условия для комфортной работы, отдыха и саморазвития: широкий спектр информационно-справочных услуг, специально оборудованные места для работы за компьютером и насыщенная сетка бесплатных культурно-просветительских мероприятий.
Библиотека «Ржевская» – это высокотехнологичный культурно-информационный центр, открывающий новые возможности литературного просвещения, изучения локальной истории, развития научно-образовательных, деловых и творческих инициатив. Это пространство, где будущее становится настоящим, а прошлое вдохновляет и объединяет поколения.
Библиотечный центр общения «Современник» – это живое общественное пространство, событийно наполненное инициативами здешних жителей. Объединив две библиотеки, детскую и взрослую, «Современник» стал местом, где приятно быть вместе посетителям разных возрастов и интересов. БЦО «Современник» – это и «Соседский центр», и «свое место» в районе, и пространство совместных практик, которое сформировано чтением, общением и современными технологиями.
Хотите отвлечься от серых будней и повседневных забот? Мысленно перенестись на берег Средиземного моря? Вспомнить о лете, ласке солнечных лучей, мягком шелесте волн и шуршании теплого песка под ногами? Хотите вновь перелистать любимые страницы в расслабляющей атмосфере укромного пляжа? Тогда вам просто необходимо стать читателем библиотеки «Охтинская»!
«Пороховская» – библиотека семейного типа, в которой чтение объединяет взрослых и детей. Но приходят сюда не только за книгами! Программа мероприятий библиотеки обширна и рассчитана на людей разного возраста, включая дошколят и пенсионеров. В ней есть всё: художественные выставки, уличные праздники, интеллектуальные игры для взрослых и развивающие – для детей. В «Пороховской» даже можно побывать на настоящем кукольном спектакле!
Библиотека с милым китом-оригами на логотипе – место притяжения читателей от мала до велика. В «КиТ» с удовольствием приходят и дети, и родители, а потому Центральную детскую библиотеку Красногвардейского района вполне можно назвать семейной. Здесь каждый посетитель, независимо от возраста, найдет себе не только книгу для ума и сердца, но и занятие по душе.
Первая детская – это, возможно, самая музыкальная из библиотек Централизованной библиотечной системы Красногвардейского района, именно поэтому при выборе нового названия для создающегося здесь библиотечно-культурного центра было выбрано имя "НОТА". Официальное открытие обновленной библиотеки планируется осенью 2023 года.
Четвертая детская – это классический библиотечно-культурный комплекс с элементами инновационных технологий и методик для общеразвивающих, игровых и творческих занятий с детьми.
Библиотека «ГОРОД» – территория детства. Этот удивительный книжный мегаполис полностью принадлежит мальчишкам и девчонкам. А их родители здесь могут вновь почувствовать себя детьми, заново открыть для себя волшебный мир книги и даже поозорничать вместе со своими чадами.
В 2021 году в Красногвардейском районе официально открылось удивительное пространство – библиотека и арт-резиденция ШКАФ. Новый креативный кластер, созданный на месте Пискарёвского библиотечно-культурного центра, предоставляет возможности для творчества сразу в нескольких сферах: литературе, архитектуре, дизайне и исполнительских искусствах. Здесь могут реализовать свои творческие идеи жители и гости района, включая тех, кто занимается искусством и наукой профессионально.
Водонапорная башня – единственное строение бывшей Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, которое сохранилось до наших дней. Это яркое напоминание об одном из самых старых промышленных предприятий нынешнего Красногвардейского района. Сейчас башня освобождена от своих первоначальных – утилитарных – функций. Она признана памятником регионального значения и, как утверждают некоторые эксперты, гармонично вписана в современный архитектурный ансамбль.
Это одна из старейших усадеб Санкт-Петербурга. Здесь бывал сам основатель города на Неве. До основания Петербурга тут располагалась усадьба коменданта Ниеншанца. Пётр I отдал эти земли своему лейб-медику, который и обнаружил здесь источники железистой минеральной воды, известные современникам как Полюстровские.
В эпоху Екатерины II здесь раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко. Это было время расцвета усадьбы: тогда был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, а у Невы усадебный комплекс завершался пристанью для гостей и гротом, ведущим к дому.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
Для жителей Красногвардейского района Малоохтинский парк, расположенный между Невой и Охтой, – одно из любимых мест отдыха. Он был открыт в 1960 году, однако первый сад на этой территории разбили еще в конце XIX века. Помимо привычных деревьев, кустарников и цветников, Малоохтинский парк может похвастать собственной постоянно действующей выставкой городской скульптуры.
Велика вероятность, что предок всех мостов современного Санкт-Петербурга был построен именно здесь, близ устья Охты, причем задолго до основания нашего города. Возможно, мост через Охту был переброшен еще в 1300–1301 годах, когда на Охтинском мысу существовала шведская крепость Ландскрона, или в XVI веке, когда при впадении Охты в Неву формировалось русское (русско-ижорское) торговое поселение Невское устье (Невский городок). А в XVII веке, когда приневскими землями вновь завладели шведы, мост тут появился уже наверняка. Он был деревянным и соединял крепость Ниеншанц с городом Ниен.
Нынешний Комаровский мост как бы продолжает Большеохтинский через узкую полоску суши (Охтинский мыс), связывая Малую и Большую Охту. На первый взгляд, он сугубо утилитарен, практически лишен декора и эстетически не слишком примечателен. Говоря об этом мосте-работяге, чаще всего используют эпитеты «скромный», «неброский» и даже «незаметный».
За пятиэтажным доходным домом в стиле модерн на углу Большой Пороховской улицы и Среднеохтинского проспекта прячется трехэтажный особняк, над шатровым завершением крыши которого виднеются инициалы «ПИ» и год постройки – «1901». Этот особняк известен как «Дом с павлином» или «Павливановка». Как и соседний доходный дом, он принадлежал купцу Павлу Ивановичу Иванову. Особняк знаменит своими каминами, один из которых украшен фигурой павлина, а также парадной лестницей из диабаза.
За свою долгую историю Охтинский мыс побывал и ареной русско-шведского противостояния, и крупной судостроительной базой, и предметом жарких споров между приверженцами разных взглядов на развитие Санкт-Петербурга. Одни ратовали за сохранение археологических памятников мыса и превращение его в музей. Другие поддерживали идею возведения здесь чуда современной архитектуры. Чудо в итоге выросло в другой части города, но будущее «Петербургской Трои» по-прежнему остается весьма туманным. Тем более что хозяева этой земли от планов ее застройки, похоже, не отказались. Вот и получается, что самым мирным в биографии Охтинского мыса было время, когда его северная часть являлась, по сути, большой промзоной.
История памятника Константину Гроту неразрывно связана с историей школы для слепых, которую он основал в 1881 году. Впоследствии из этой школы выросло знаменитое Александро-Мариинское училище, располагавшееся на Аптекарском острове. Его преемница – школа-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей – работает на Малой Охте, под чутким присмотром бронзового Грота…
По его дорожкам не ходили царские особы, в нем нет памятников далекого прошлого и вековых деревьев, посаженных Петром I. Полюстровский парк молод и привлекателен для людей разных поколений. Это отличное место для тех, кто хочет скрыться от суеты, не уезжая из города. Здесь с удовольствием проводят время жители не только Полюстрова и его окрестностей, но и других районов Петербурга.
Появление в Петербурге новых монументов порой вызывает у горожан законное недоумение и даже неприятие. Хочется верить, что в случае с памятником Алие Молдагуловой, который был установлен на Большой Охте весной 2019 года, всё обстоит иначе. По крайней мере, у людей, интересующихся историей Красногвардейского района, ни выбор героини для монумента, ни выбор места для его установки вопросов не вызывает.
«Упсала-Цирк» – это не просто «единственный в мире цирк для хулиганов». Это невероятно важный социально-культурный проект, который помогает трудным детям и подросткам покинуть «группу риска». Здесь им предлагают реальную альтернативу уличной жизни и дают возможность показать себя миру с другой стороны. На равных с ними в цирке занимаются дети с ограниченными возможностями. И при этом «Упсала-Цирк» пользуется большой популярностью и уже стал одной из городских достопримечательностей.
В мире поставлено множество памятников духовным учителям, политическим деятелям, военным, писателям, ученым. А вот памятник ювелиру – большая редкость. Тем приятнее, что монумент одному из самых известных представителей этой тонкой профессии установлен в Красногвардейском районе, недалеко от станции метро «Ладожская». Кстати, место для памятника Карлу Фаберже выбрано неслучайно. У современного перекрестка Заневского проспекта и проспекта Энергетиков уже много лет существует настоящий ювелирный кластер.
Дом молодежи (он же молодежный центр) «Квадрат» – убедительное доказательство того, что государственное учреждение может быть популярным. Причем популярным у весьма требовательной публики, какой, собственно, и является молодежь. За свою недолгую историю «Квадрат» успел приобрести репутацию модного места, где можно интересно и с пользой провести свободное время. И среди тех, кто приходит сюда, всё чаще можно встретить молодых людей из других районов нашего города.
Начав работу в 2010 году, культурно-досуговый центр «Красногвардейский» быстро набрал популярность и стал точкой притяжения для творческих натур нашего района. Сегодня в Центре и его филиалах занимаются тысячи людей: дошкольники и школьники, студенты вузов и колледжей, мужчины и женщины средних лет, пенсионеры. Они рисуют и лепят, сочиняют музыку и пишут стихи, ставят спектакли и реконструируют исторические костюмы, танцуют и поют. Без артистов Красногвардейского центра культуры не обходится ни одно праздничное мероприятие в Красногвардейском районе.
«КУБ» – это Креативная универсальная библиотека. Первая библиотека на Новой Охте и самая юная (на сентябрь 2019 года) в Централизованной библиотечной системе Красногвардейского района. Больше того, это многофункциональный культурный кластер, где уделяется внимание не только книге и чтению, но и образованию, искусству, технологиям, обмену информацией, отдыху и творчеству. А еще «КУБ» стремится стать важным общественным центром, куда местные жители будут приходить со своими инициативами.
В саду при малоохтинской церкви Успения Пресвятой Богородицы есть несколько мемориалов, достойных внимания. Но самое сильное впечатление производит тот, что установлен почти сразу церковной оградой, чуть правее ворот и калитки. Он никому не дает равнодушно пройти мимо. Словно неведомая сила притягивает взгляд к нему, и в памяти мгновенно всплывают страшные картины трагедии. Этот монумент посвящен детям, которые погибли в результате теракта в Беслане в 2004 году.
В 2020-м году сад «Нева», разбитый как временный, отметил свое 50-летие. На его месте должен был выйти на поверхность автомобильный Орловский тоннель, идея строительства которого пока так и не воплотилась в жизнь. Теперь уже трудно представить эту часть города без зеленого оазиса с детскими площадками и необычными работами современных скульпторов. Да и местные жители едва ли захотят расстаться с садом ради транспортной развязки.
«Охта Молл» – это один из крупнейших торговых центров Петербурга, а также замечательный пример удачного освоения бывшей промышленной зоны. С его открытием для не самого привлекательного уголка на правом берегу Охты началась новая жизнь. Сюда потянулись охтяне, жители других районов и даже гости нашего города. А всё потому, что «Охта Молл» предоставляет широкие возможности не только для шопинга, но и для культурного отдыха.
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
Этот монумент вполне можно назвать памятником-невидимкой. О его существовании знают далеко не все, да и месторасположение у него специфическое. Он установлен недалеко от плотины Охтинского порохового завода, на огороженной территории, и в глаза, прямо скажем, не бросается. Чтобы найти этот памятник, лучше всего ориентироваться на рядом стоящее здание светло-желтого цвета – бывшую пороховую крутильню. Правда, могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с адресом этого здания. На картах Google оно значится как дом 130 по шоссе Революции, тогда как другие карты буквально хором свидетельствуют о том, что его настоящий номер – 120.
В Санкт-Петербурге немало зданий, связанных с купеческой династией Елисеевых. Первым на ум, конечно, приходит дом на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в котором расположены Елисеевский магазин и театр Комедии имени Н. П. Акимова. Память о Елисеевых также хранят различные постройки на Васильевском острове, дома в районе Большой Морской улицы, Невского проспекта и набережной реки Мойки, бывшие доходные дома на набережной реки Фонтанки и на улице Ломоносова, бывшая онкологическая больница для женщин на Политехнической улице. Эти знаменитые предприниматели и благотворители оставили свой след и на Большой Охте. Здесь сохранилось здание, которое было возведено на их средства и вот уже больше ста лет выполняет исключительно важные функции.
«Ладожская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Дороге жизни, часть которой проходила по Ладожскому озеру. В конце 2020 года эта станция отметила свой 35-летний юбилей.
«Новочеркасская» – одна из двух станций Петербургского метрополитена, расположенных на территории Красногвардейского района. Ее художественное оформление посвящено Красной гвардии, и почти семь лет она именовалась «Красногвардейской». С 1992 года эта станция носит нынешнее название. В конце 2020-го она отметила свое 35-летие.
Главным символом современного Красногвардейского района является Большеохтинский мост. Оспорить данное утверждение могут разве что жители Центрального района, которым никак не откажешь в праве считать этот мост символом их административно-территориальной единицы. Все-таки не будем забывать, что он был возведен по инициативе города, а не Охты, которой в начале XX века такое предприятие было совершенно не по силам. Так или иначе, но на эмблеме Администрации Красногвардейского района сегодня изображен безошибочно узнаваемый силуэт разводного пролета Большеохтинского моста. Он же украшает эмблему нашей ЦБС.
Расположенный выше по течению мост Александра Невского на роль районного символа не претендует. Он вообще не избалован вниманием. Его не включают в списки городских достопримечательностей, обязательных к посещению. По нему не бродят толпы туристов, щелкающих камерами и засыпающих гидов вопросами. На этом мосту не устраивают свадебные фотосессии, не вешают свои замочки новобрачные в красивых нарядах и не выбрасывают затем ключи от них в Неву.
Не обладая впечатляющим архитектурным обликом, мост Александра Невского пребывает в тени своего старшего соседа, которым публика привыкла восхищаться. Между тем в истории и конструкции этого моста, построенного в 1960-е годы, немало интересного. Да и внешний вид этого сложного инженерного сооружения, если вдуматься, заслуживает высокой оценки.
К числу петербургских мостов-знаменитостей Финляндский железнодорожный точно не относится. Да что там знаменитостей! Он расположен в стороне от центра города, вдалеке от излюбленных маршрутов туристов, и далеко не все петербуржцы сразу вспомнят, что это за мост и как он выглядит. Несмотря на свои внушительные габариты (все-таки переброшен через Неву!), Финляндский железнодорожный остается незаметным героем. А ведь мост, по которому ежедневно проходит множество тяжелых составов, безусловно, заслуживает уважения и внимания. Тем более что и в конструкции, и во внешнем виде этого сооружения немало примечательного.
Нетрудно догадаться, что появлению этого памятника предшествовала трагедия. Намного сложнее добраться до него и увидеть своими глазами. С одной стороны от памятника проходит кольцевая автодорога, пролетая по которой, скромный обелиск можно и не заметить. С другой стороны к нему вплотную подступает Ржевский лесопарк, который в этой своей части больше похож на лес, чем на парк. Полоса отчуждения между КАД и лесопарком местами заболочена, и даже летом у памятника не высыхает маленькое озерцо. Так и стоит он, словно меж миров, известный немногим и виденный единицами.
Людей, знающих (хотя бы понаслышке) о существовании памятника Семёну Панпушко, наверняка гораздо больше, чем людей, видевших его своими глазами. Этот монумент находится на территории Ржевского артиллерийского полигона, куда посторонним вход заказан, а потому судить о нем не по фотографиям могут только военнослужащие (местные и командированные), гражданские специалисты, приезжающие на полигон по работе, да вездесущие искатели приключений, которых закрытый объект притягивает как магнит.
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Современный музей военной истории и оружия времен Второй мировой войны посвящен Подвигу Ленинградской армии народного ополчения с акцентом на историю 3-й Фрунзенской стрелковой дивизии. Экспонаты музея собраны энтузиастами поискового и реконструкторского движения «Рейд 2.0». В Центре бесплатно проводятся занятия для молодежи на тему поисковой деятельности, основ военной истории, а также военно-исторической реконструкции. На базе клуба открыта общественная приемная «Судьба солдата», куда можно обратиться за помощью в поиске информации о родственниках: сведения о местах службы, ранениях, наградные листы, а также историю боевого пути.
«Космический» парк, расположенный на берегу реки Невы на Малой Охте. Парк является точкой притяжения для местных жителей. С территории парка открываются потрясающие виды на Финляндский железнодорожный мост и Александро-Невскую лавру. В парке проводятся запуски ракет, созданных воспитанниками технических секций «На Ленской» и «Охта». На одном из таких запусков, приуроченных ко Дню космонавтики в 2021 году присутствовал летчик–космонавт Андрей Борисенко.
Зеленый массив на восточной границе Красногвардейского района, известен с начала XVIII века. До 1902 года территория городской части современного лесопарка принадлежала Охтинскому пороховому заводу, а затем была передана Лесному институту (сегодня Лесотехнический университет). Сегодня территория лесопарка входит в реестр охраняемых зеленых зон и является популярным местом отдыха горожан.
Масштабный квартал, построенный в 1979-1989 годы, стал площадкой для строительных экспериментов и триумфом знаменитой 137-й серии жилых домов.
Советская архитектура богата не только типовыми проектами, но и экспериментальными. Одним из таких примеров является дом, получивший за свою оригинальную форму наибольшее количество народных прозвищ. Самое известное из них – «дом-стакан».
Четыре строгих стелы расположены вдоль трассы знаменитого Ржевского коридора блокады - 7-километрового участка пути, соединяющего осажденный Ленинград с Дорогой жизни. Стелы были установлены в 1985 году к 40-летию Победы в Великой отечественной войне. На стелах располагаются барельефы с изображениями сцен блокадного времени и героев Дороги жизни.
Библиотека «СФЕРА» расположилась на улице Лагоды, в одном из корпусов жилого комплекса «Охта Хаус». Лейтмотивом концепции библиотеки стала тема путешествия как инструмента познания всех сфер жизни. Перемещаясь по «СФЕРЕ» можно путешествовать по континентам, во времени, внутри себя.
Храмовый комплекс, появившийся на Пискарёвском проспекте в начале XXI столетия и окончательно сформировавшийся во всём своём великолепии к 2018 году, уже успел завоевать всеобщую любовь и признание не только среди прихожан и местных жителей, но и туристов, став поистине прекрасной жемчужиной современной церковной архитектуры.
В этих местах начался творческий путь известного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина
В 1905 году в небольшом деревянном доме на Киновиевском проспекте поселился литератор Михаил Пришвин. Киновиевский проспект в то время располагался между современной Республиканской улицей (тогда Мариинская) и Заневским проспектом. Застройка кругом была преимущественно деревянной, дорог практически не было.
Сам Михаил Михайлович писал об этом так: «Этот проспект был крайней улицей города и выходил между вонючими свинарниками в пригородное болото. Грязь была на этом «проспекте» такая, что, помню, один редактор так и не доехал до меня: извозчик отказался ехать еще на Марьиной улице, и гость пришел ко мне, утопая по колено в грязи. Я же сам ежедневно ходил в город в тех самых смазных сапогах, в которых путешествовал и охотился».
Однако именно Малая Охта со своим сельским колоритом и удаленностью от суеты Большого Петербурга вдохновила писателя на творчество: «Моя физическая родина под Ельцом, а Ленинград (он был тогда Петербург) стал родиной моей как писателя: тут на Малой Охте написал я свои первые книги «В краю непуганых птиц» и «Колобок»».
Охта с допетровских времен представляла собой самобытный край. Даже во времена шведского владычества город Ниен имела автономию и самоуправления, полученные от королевы Кристины. Пётр Великий в первой четверти XIX века поселил здесь вольных плотников, которые помимо работы на партикулярной верфи занимались ремеслом и постепенно основали мастеровые династии, владевшие домами и землями. Предприимчивыми были здесь и женщины, прославившиеся молочным промыслом. Важным для них скорее было сохранить свою свободу, чем выслужиться и получить «тёплое местечко». Может быть, именно дух правового берега вдохновил Пришвина дать знаменитую клятву, которой писатель был верен всю жизнь:
«В самом начале на Киновийском проспекте я дал себе клятву ни в коем случае не работать на внешний успех»
Охта стала символом спокойной и умеренной жизни для поэта «Серебряного века» Михаила Кузмина
Противоречивый и своеобразный поэт Михаил Кузмин в одно время сильно увлеченный старообрядчеством писал:
«И Охта с заведомо там находящейся поморской моленной, и даль к Ладожскому озеру будят во мне мысли и воспоминания, живучести которых, не знаю, радоваться мне или страшиться».
Под поморской молельной поэт очевидно имел ввиду молельный дом, располагавшийся у Малоохтинского старообрядческого кладбища.
В начале своего творческого пути Кузмин был скорее композитором, нежели литератором или поэтом. Он учился у Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, сочинял романсы и даже написал оперу. Однако в 1905 году опубликовал свои первые стихотворные произведения и был замечен поэтами кружка Г. Иванова. «Серебряный век» отличался свободой нравов и достаточно эпатажным поведением среди поэтов, но Кузмин был слишком свободен и этапатажен. В своей повести «Крылья» он впервые описал однополые отношения, что было воспринято неоднозначно. Любовь – это было то, чего он искал, и находил повсюду.
В 1912 году он пишет эпитафию самому себе:
Я был любим. Унылая могила
Моих стихов влюбленных не сокрыла.
Звенит свирели трепетная трель,
Пусть холодна последняя постель,
Пускай угасло страстное кадило!
Ко мне сошел ты, как весенний Лель,
Твоя улыбка мне во тьме светила,
В одном сознанья - радость, счастье, сила:
Я был любим!
Рассказов пестрых сеть меня пленила,
Любви плененье петь мне было мило,
Но слава сладких звуков не во сне ль?
Одно лишь, как смеющийся апрель,
Меня будило, пенило, живило -
Я был любим!
Петербург был для Кузмина, часто путешествовавшего по Европе, местом порока и чувственных удовольствий, а вот лежащая по ту сторону Невы Охта – оплотом покоя, умиротворения, простой и скромной жизни, а потому лишенной фальши и наигранности светских салонов и поэтических гостиных. Сам он так писал об Охте в дневнике:
«Снять бы мне квартиру или комнату на Охте, на Боровой, теплую, с клопами, зажечь лампадки, покупать провизию, есть постное и жить; по праздникам приходил бы Гриша, пил бы чай с просвиркой, светило бы солнце. Ах, Углич, Москва, русские города! Сегодня, как виденье, видел за Невой, в этом месте обрусевшей, не петровской, зеленые дома Охты, баржи с хлебом, заборы, длинные одноэтажные бани в Калашн<иковском> проспекте, ряды, лабазы, мальчиков в сапогах, давящих первые сосульки, и у «хлебной биржи» толпы хулиганов».
Хотя это небольшое кладбище является одним из самых старых в Петербурге и расположено не где-то на окраине, а в 10–15 минутах ходьбы от станции метро «Новочеркасская», о его существовании знают далеко не все горожане. Вместе с тем в последние годы Малоохтинское приобрело своеобразную репутацию и превратилось в место паломничества оккультистов, эзотериков и прочих любителей мистики. При этом реальная история данного кладбища, пожалуй, увлекательнее всех мифов и легенд, которыми оно овеяно.
В казармах 145-го Новочеркасского полка несли службу многие известные личности, одним из которых был поэт Игорь Северянин, описавший в стихах свои впечатления от солдатской доли и самого этого места.
Казармы 145-го Новочеркасского полка стали домом для многих известных личностей, причем отнюдь не военных. Например, здесь служили журналисты Константин Арнольди и Дмитрий Ломан, военный историк Георгий Караев, географ и исследователь Центральной Азии Всеволод Роборовский. Здесь же в 1916 году состоялось знакомство поэта-футуриста Игоря Северянина и литератора Леонида Борисова. Борисов впоследствии напишет об этом в дневнике, где отчетливо видно, что военная служба не была призванием Северянина (по настоящей фамилии Лотарёва). Поэт не принимал правила казарменной жизни и отказывался соблюдать субординацию. Однажды на стрельбище он язвительно ответил полковнику, похвалившему меткость новобранца – Северянин попал в цель тремя пулями из пяти. «Мерси!» - сказал поэт, и это прозвище осталось с ним до конца службы, которая продлилась совсем недолго. Северянина комиссовали, и темное краснокирпичное здание осталось позади. Только вот воспоминания о нем долго преследовали поэта, о чем он даже написал стихотворение:
На Охте гнилой, в казарме каменной,
Где днем тоскливо, а ночью хоть плачь,
Я, мечтами, как камнем, подавленный,
Приказывал сердцу: молчи же, не плачь.
За всё отомстится поэта гонителям:
За кислые щи и граненый штык.
Всем диким, всем страшным мильонам хулителей,
За муки, к которым поэт не привык.
Знал ли тогда поэт, что всего год спустя, «гонители поэтов» покинут эти стены. Начнется великая Октябрьская революция, а затем гражданская война. В советский период здание будет использоваться по-разному, но в итоге окажется заброшенным, ещё более сырым и темным. Но, к счастью, в ближайшее время оно должно обрести новую жизнь и стать пространством для развития культуры, искусства, дизайна и новых идей.
Казармы из красного кирпича – материальное напоминание о Новочеркасском полке, который сорок лет был связан с Малой Охтой и стал для охтян по-настоящему своим. Эти казармы пережили полк, для которого были построены. Пережили крушение двух империй, непрофильное использование, забвение и признание памятником регионального значения. Переживут ли они предстоящую ревитализацию?
В конце XIX века на Охте поселился будущий художник Кузьма Петров-Водкин. Тогда он был совсем маленьким мальчиком и прожил здесь всего пару лет, но эти детские впечатления и сама Охта остались с ним навсегда.
Совсем рядом с казармами Новочеркасского полка находится безымянный проулок, который в конце XIX – начале ХХ вв. носил название «Пустая улица». Сегодня это короткий отрезок асфальтовой дороги, сбегающей к Неве, в 1880-е годы, когда здесь поселилась семья знаменитого русского художника Кузьмы Петрова-Водкина, улица была сплошь заросшая травой, в которой летом свободно бегали свиньи и домашняя птица. В доме вдовы Задединой Петровы-Водкины сняли маленькую комнатку под крышей. Прожили они здесь недолго, всего около двух лет, но это время осталось в памяти художника как особый период первых детских впечатлений о Петербурге.
Особенно вдохновляли его черты Воскресенского собора на том берегу Невы и дымящие трубы нитяной фабрики Штиглица. Образ матери, который станет впоследствии важной вехой творчества Кузьмы Сергеевича, раскрывается им в повести «Хлыновск», где две главы посвящены охтинской жизни. В них Кузьма описывает казарменные порядки, быт охтян, мальчишеские забавы и редкие поездки в город на ялике через Неву. Есть там и река Охта:
«В другую, противоположную от Невы, сторону, Пустая улица, будучи длиною в один квартал, упиралась в длинную, с одними заборами и пустырями, улицу. За ней овраги, пустыри, а край света для меня там, у речки, где мать полощет белье и купается летними сумерками в густой, черной воде. И я удивляюсь её бесстрашию и уменью владеть волнами, а мать блестит обнаженным телом и плавает…»
Что до охтян, то маленького Кузеньку удивляло то, что жители Малой Охты гордились своей древностью – мол, задолго до Петра тут жили – и весьма пренебрежительно относились к новой столице, блиставшей на левом берегу Невы – «Охта Орешку ровесница – вот как. А Санкт, этот самый, Петербург, сбоку-припёку выскочил, да-с!».
Пили здесь кофий и устраивали свои собственные праздники. А уж что до ремесла, то и здесь охтяне стремились выделиться и подчеркнуть свою самобытность – то строчку какую на кофточке особую сделает охтинская мастерица, то плотник вырежет такие изразцы, что в лучшем храме в центре города не сыскать! Может быть, именно эта охтинская особенность – стремление не быть похожими ни на кого – послужила основой для будущего творчества самого Кузьмы Сергеевича, хотя сам он отмечал, что началом его художественного поиска стало посещение Исаакиевского собора, куда он однажды попал с матерью. Громадный и величественный, он показался мальчику совершенством формы, и это самое совершенство Петров-Водкин искал потом всю жизнь.
Николай Герасимович Помяловский родился на Охте и посвятил ей одно из самых своих запоминающихся произведений
Та часть Малоохтинского парка, что примыкает к Блокадному храму, в середине XIX века была кладбищем. Само кладбище появилось здесь ещё в XVIII веке вместе с церковью Святой Марии Магдалины – главным храмом Малой Охты. Меж старинных могил и новых захоронений здесь вырос мальчик, впоследствии ставший единственным признанным охтинским литератором – Николай Герасимович Помяловский. Его «Очерки бурсы», раскрывающие жестокость и перегибы духовного образования начала XIX века, были очень популярны в советское время, да и при жизни Помяловского это произведение хвалили выдающиеся мыслители того времени, в частности Николай Чернышевский.
Повести писателя и некоторые очерки публиковались в журналах «Современник» и «Время», но – увы! – Николай Герасимович имел пагубную страсть к вину. В 1961 году после большого успеха повести «Мещанское счастье» Помяловский начал получать содержание от журнала «Современник» и смог целиком посвятить себя литературе. Именно тогда пишет он свою главную повесть об Охте – «Поречане». В ней он отразил своё непосредственное восприятие жителей правого берега Невы. Чуть грубоватые, сильно пьющие, но при том благородные и честные мужики и независимые, обладающие мощными голосами, готовые чуть что огорошить своим «красноречием» бабы – это тот малый народ, поречане, что жили по обоим берегам Охты. Надо сказать, что и сам Николай Герасимович был тем самым поречанином – стремился к справедливости, не захотел жениться только чтобы получить место священника, много трудился, но при случае уходил в загул с друзьями. Один из таких загулов едва не стоил писателю жизни – он составил завещание и задумал отравиться. Но, к счастью, приступ горячки прошел, и Помяловский вновь засел за «Поречан». Заботящиеся о нем друзья из литературных кругов вывозили его в деревню, дабы оградить от дурного влияния охтинской братии. И на некоторое время это даже помогло. Но стоило Николаю Герасимовичу отправиться в город за деньгами, как он вновь оказался в «Парламенте» (так в повести «Поречане» он обозначил кабак). Последствия очередного загула оказались фатальными – литератор получил травму ноги, от которой образовалась гангрена. 5 октября 1863 года Николая не стало.
Мать его не обладала достаточными средствами для организации похорон и обратилась к известному писателю и поэту Николая Некрасову, который, сочувствуя охтинскому литератору, выделил средства на погребение. Николая Герасимовича похоронили на том же кладбище, где он играл в детстве. Но и здесь мытарства Помяловского не окончились. В 1930-е годы кладбище было закрыто и уничтожено, но могилу первого самобытного охтинского писателя, через всю свою недолгую жизнь пронесшего в себе дух охтянина, перенесли на Литераторские мостки, где она находится и поныне.
Блокадным храм Успения Пресвятой Богородицы в Малоохтинском парке, расположенном на территории бывшего Малоохтинского православного кладбища, стали называть местные жители. В тяжелые блокадные годы здесь хоронили погибших от голода и холода. В сущности, Блокадный храм – это единственный в Петербурге религиозный памятник жертвам блокады.
Сквер на улице Стахановцев прославился как место, вдохновившее поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения «От окраины к центру»
Как только ни называли поэты и писатели Охту, но лишь однажды она удостоилась звания «полуостров любви». Юный поэт Иосиф Бродский приходил сюда в сквер у общежития ленинградского Гидромета в надежде на встречу с девушкой, в которую был влюблен. Знала ли она об этом? Как её звали? Бродский об этом никогда не рассказывал. Но этой горячей юношеской влюбленности мы обязаны прекрасным стихотворением «От окраины к центру», первые строки которого увековечены на гранитном камне, установленном здесь, в том самом дворе на улице Стахановцев.
Это общежитие, расположенное по адресу улица Стахановцев 19, начало строиться в конце 1930-х годов как заключительная очередь квартала №26, но было достроено только в 1949 году после окончания Второй мировой войны. Величественное здание в стиле сталинского неоклассицизма соединяется с соседними домами величественными арками. Фасады украшены пилястрами и рустовкой. Невероятно красивы балюстрады балконов.
«Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок…»
Это стихотворение, написанное в 1962 году, осмысляет чувство одиночество поэта с одной стороны и развитие города с другой – главными героями становятся новостройки и новые люди, поселившиеся на берегах Невы, новая власть. Идея сменяемости внешнего и неизменности вечных тем – встречи, разлуки, рождения и смерти – вплетается в ткань описания городских улиц 1960-х годов. Охта предстает «аркадией фабрик» и устремляющимися вдаль перелесками. Такой она и была в то время. И сегодня Охта убегает в лесные зоны, среди которых то тут то там вырастают те самые новостройки, где «под тремя фонарями» пробегают новые жители.
Иосиф Бродский покинул СССР в 1972 году. Всего через год Охта войдет в состав нового Красногвардейского района, начнутся большие преобразования, вырастут новые кварталы, появится метро, но в этом квартале, в этом дворе время как будто остановилось, и сквозь него доносятся до нас слова юного, немного заикающегося, характерно дробящего слова на слоги, поэта:
«Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна».
Квартал № 26 – жилой комплекс, возводившийся в два этапа, с 1936-го по 1940-й и с 1953-го по 1956 год, и ограниченный Невой и Таллинской улицей с запада и юга и улицей Стахановцев и Заневским проспектом с востока и севера, является прекрасным примером того, как архитектура отражает мировоззрение человека каждой конкретной эпохи. Характер застройки на Малой Охте, начатой в конце 1930-х годов, раскрывает социалистическую основу советского градостроительства. Возведение крупных жилых кварталов было принципиально новым подходом в освоении территорий при расширении границ города, когда жилой дом становится составной частью архитектурно организованного квартала, а квартал – целого городского района застройки, который проектируется комплексно, с учетом бытовых удобств населения.
Загадочное название одного из притоков Охты не раз вдохновляло советских поэтов и писателей. Диковинным словом вдохновились участники группы «Аквариум» и писательница Татьяна Толстая
Река Оккервиль – приток Охты. Считается, что её название происходит от финно-карельского слова «kare» - изгиб. На разных картах, составленных шведскими и русскими картографами, река называется и Черной речкой, и Малой Охтой, и Порховкой, а, чаще всего, вообще никак не обозначается. Тем не менее, речка не была совсем уж маленькой – до 1940-х годов по ней осуществлялось судоходство. Располагались здесь две деревни – Большая и Малая Яблоновки. Место было тихое, ничем особо не примечательное, но само название реки – Оккервиль – вдохновило сразу нескольких советских авторов на создание одноименных произведений.
В 1973 году поэт и участник группы «Аквариум» Анатолий Гуницкий написал песню «Река Оккервиль», которую исполнила группа «Аквариум».
Я встал поутру
На реке Оккервиль,
И труп мой упал
В реку Оккервиль
Река Оккервиль
Река Оккервиль
Река Оккервиль
Река Оккервиль.
Гора Крукенберг
На реке Оккервиль;
Река Оккервиль
Под горой Крукенберг.
Река Оккервиль
Река Оккервиль
Река Оккервиль
Река Оккервиль.
Очевидно, что никакой горы Крукенберг у реки Оккервиль не было, но поклонники группы отыскали её прототип – возвышенность у Ледовой арены в Невском районе вблизи станции метро «Проспект большевиков». «Река Оккервиль» не стала широко известной или популярной, но, видимо, для Бориса Гребенщикова она имела какое-то особое значение, ведь ему пришлось сюда вернуться в 2012 году. Борис передал строящемуся храму св. Андрея Первозванного икону Божией матери «Пантанасса» (Всецарица), написанную специально для этого прихода на Афоне.
Печальный образ реки Оккервиль в своем произведении описала и хорошая знакомая Бориса Гребенщикова, ленинградская писательница Татьяна Толстая. В рассказе «Река Оккервиль», повествующем о платонической любви стареющего холостяка Симеонова к певице Вере Васильевне, Оккервиль становится местом грёз – именно сюда, на эти берега селит Симеонов юную Веру Васильевну, стучащую по гранитным набережным придуманными пылким влюбленным круглыми каблуками. Увы! – конец этой повести печален. Симеонову удалось познакомиться с Верой Васильевной, которая оказалась весьма упитанной дамой, окруженной толпой поклонников, стремительно теряющей красоту. Разрушение мечты приводит к хаосу на берегах Оккервиля – рушатся гранитные набережные, падают в воду мосты с цепями… Но если пригялдеться, то река Оккервиль действительно изменчива и разнообразна – есть на ней и мост с цепями и стилизованными грифонами, есть и старинная усадьба Уткина дача, есть и храм, есть и заросшие старыми ивами почти дикие берега, есть и благоустроенная набережная в груните, а есть современное пространство для отдыха, расположенное между Заневским мостом и устьем Оккервиля, где он встречается с Охтой.
Но неужели Оккервиль может навевать только грустные мысли? Нет!
В фильме 1983 года «Пацаны» режиссера Динары Асановой звучит задорная песня на слова Виктора Большакова. Её припев таков:
Если вы однажды были,
Здесь у нас на Оккервиле,
Пусть, каким бы ветром вас не занесло,
Значит, вам уже не надо,
Брать билет, лететь куда-то,
Лучше места нет, вам просто повезло.
В обычном квартале микрорайона Ржевка-Пороховые среди панельных домов родилась одна из самых самобытных и интересных групп русского панк-рока
Новый квартал «Ржевка – Пороховые» вырос в красногвардейском районе в 1980-е годы. Дом под номером 11 корпус 2 был сдан в 1984 году. Это была обычная панельная девятиэтажка 504-й серии. Именно в этом доме получила квартиру семья Горшеневых. В семье было двое детей – Михаил и Алексей. Оба мальчика были очень творческими и увлекались музыкой. Старшего, Михаила, все мы знаем как лидера группы «Король и Шут», младший, Алексей, впоследствии возглавил рок-коллектив «Кукрыниксы».
О юности Михаила Горшенева и рождении «КИШей» можно прочитать в книге Алекснадра Балунова «Между Купчино и Ржевкой». С Балуновым, который жил в соседнем доме, Михаил Горшенев познакомился в школе, там же ребята подружились с ещё одним участником будущей группы Александром Щиголевым. Какое-то время ребята ходили играть на гитаре в клуб «Берёзка», где выучили несколько песен групп КИНО и Алиса. Сама группа образовалась в 1989 году, тогда же были написаны первые песни. Александр Балунов с теплотой вспоминал те годы юности, когда они с Горшеневым возвращались из рок-клуба, расположенного на улице Рубинштейна домой на проспект Косыгина пешком через мост Александра Невского, по дороге обсуждая идеи новых песен. Однажды на улице передовиков их однажды встретил отец «Горшка», который «был настоящим КГБ-шником», и здорово отругал за внешний вид, а на Михаила и вовсе угрожал наложить домашний арест. Ржевка навсегда осталась для КИШей памятным местом – местом рождения их коллектива.
Песни группы «Король и Шут» - смесь сказки и панк-культуры, ироничные и фантасмагорические, они бросают вызов серой действительности, которая окружала ребят в панельных кварталах рабочей окраины Ленинграда. Но в них, как и во всех других произведениях, рожденных охтинским духом, есть то самое чувство свободы, самобытности, которое дарит дух этого удивительного места.
Парк Малиновка расположен в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в 49-м квартале Ржевки-Пороховых. Площадь его, исходя из закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 2015 года, составляет 14,42 гектара.
Эпохи в жизни Красногвардейского района, памятники старины, которые вы можете увидеть своими глазами!